«Просто сидеть и ждать. Иногда по 8–9 часов»: интервью с фотографом дикой природы Сергеем Цветковым
На фотографиях Сергея Цветкова красуются жизнерадостные лисы, зайцы и кабаны. Однако для того, чтобы получить хотя бы один такой кадр, ему приходится здорово потрудиться: уехать за 200 км от города, встать в 3 часа ночи и просидеть в укрытии 4–5 часов, не разговаривая и не шевелясь.
Лайфхакер расспросил Сергея, как правильно фотографировать дикую природу и что нужно знать, отправляясь в лес на встречу с кабаном или медведем. И да, в статье много снимков животных!
О профессии
— Как вы пришли в фотографию?
— До рождения сына мы с женой любили палаточный отдых. Выезжали переночевать в красивые места. Просыпаясь с рассветом, я любил смотреть, как пробуждается природа: красное небо, туман, роса…
В одну из таких поездок мы отправились исследовать окрестности. Проходя мимо залива, я заметил там двух огарей — уток оранжевого цвета. Тогда я увидел их впервые, но полюбоваться не успел: они испугались и улетели. Однако, когда мы сделали круг по местности и вернулись к заливу, я увидел, что птицы вновь сидят там.
Пришла мысль сфотографировать их. Залив порос тростником, и замаскироваться оказалось легко. Я лёг. Спустя какое‑то время услышал шевеление. В метре от меня сидел заяц. Около минуты мы смотрели друг на друга, не отрывая взгляда. Я понимал: если двинусь за фотоаппаратом, зверь тут же убежит. И он убежал.
Я уже собрался идти к палатке, как вдруг надо мной — очень близко — пролетел большой лебединый клин. Казалось, до птиц можно дотронуться рукой. Я был сражён.
Эти три встречи натолкнули меня на мысль: красоту природы надо показывать людям. И я стал целенаправленно выбираться в лес, чтобы сфотографировать животных и птиц.
— Получается, на начальном этапе у вас уже был фотоаппарат. Но, насколько я знаю, для съёмки дикой природы нужна особая техника.
— Да, фотоаппарат и объектив были новичкового уровня. Я, как и все, снимал пейзажи, цветочки — всё, что видел. Над кадром особо не задумывался.
Долгое время я не мог позволить себе обновить технику: она достаточно дорогая. Приходилось снимать на любительскую, совсем не приспособленную для фотографии дикой природы. Но когда я понял, что это увлечение меня поглотило, то принял серьёзное решение поменять её: сначала — объектив, потом — фотоаппарат.
— Помимо этого, в чём, на ваш взгляд, основная сложность этой профессии?
— Найти место. У нас в Ростовской области 92% территории занимают сельхозполя и населённые пункты. Найти что‑то можно лишь на оставшихся 8%. Поэтому обычно мы уезжаем за 200 км от города — поглубже в чащобы.
— А как обстоят дела с коммерческой стороной вопроса?
— В сфере фотографии дикой природы достаточно сильная конкуренция. Продавать работы удавалось: и изданиям, и на фотостоках, и для сувенирной продукции.
Практически каждый год я печатаю календари, продаю их тоже. Также часто участвую в фотовыставках.
— Каким должен быть фотограф дикой природы?
— Усидчивым. Существует два способа съёмки животных: из укрытия и с подхода. Второй способ — это когда фотограф перемещается и ищет какой‑то объект для фото. В этой практике есть множество недостатков, так как животные чаще всего замечают человека намного раньше, чем он — их, и успевают убежать.
При съёмке из укрытия есть больший шанс получить хорошие фото. Стоит заранее подготовить место: убрать лишний мусор и листья, чтобы в кадре получилась красивая картинка.
А потом — просто сидеть и ждать. Тихо, не шевелясь и не разговаривая. Иногда по 8–9 часов. И не факт, что вообще получится кого‑то сфотографировать!
Такое под силу не каждому. Обычно новичкам наскучивает уже после первого часа ожидания.
— А чем вы занимаетесь эти 8–9 часов, если вокруг не происходит ничего интересного?
— Читаю книгу, играю в шахматы на телефоне или просто наблюдаю за природой: стараюсь заметить новые паттерны поведения животных. Это очень медитативный процесс — особенно утром. Природа пробуждается, вокруг поют птицы...
Даже если снять ничего не получилось, я ощущаю, что отдохнул душой.
— Что у вас в планах на будущее?
— В следующем году хотелось бы организовать фото- и видеопроекты. За время съёмок у меня накопилось достаточно и видеоматериала о птицах и животных. Я хочу объединить их и показать людям, что вокруг них есть не только города, но и природа.
О фотопроекте пока не буду говорить, но намекну, что самые удачные кадры получаются, когда достаточно долго изучаешь один и тот же вид животного. Я постараюсь пойти по этому пути.
О съёмках
— Сколько съёмок вы проводите за год?
— Трудно сказать. В прошлом году я вёл статистику, сколько ночей провёл в палатке. Получилось около 35. Соответственно, за ними стояли вечерняя и утренняя съёмки. Получается, за год — минимум 70 фотосессий, не считая тех случаев, когда я выбирался одним днём, без ночёвки.
Думаю, цифра была бы в районе 80. Но надо понимать, что съёмки не всегда бывают удачными. Мы можем выехать на природу и вернуться «пустыми».
— Как вы выбираете места для съёмок?
— Изначально мы смотрим фото со спутника — находим интересные места. Благодаря опыту мы знаем, какие животные могут там водиться.
В мелководных заливах, например, мы точно встретим водоплавающих птиц — куликов, уток. На лесных полянах могут бродить олени, косули, кабаны. В пограничной зоне между чащей и полем бегают зайцы и лисы.
Также важную роль играет время года. Весной, например, интересно снимать водоплавающих птиц в их брачный сезон. А осенью гон начинается у оленей. Они ревут всю ночь. В такие моменты мы стараемся приезжать: животные заняты своим делом, им всё равно на фотографов, а нам проще снимать.
— А как часто и в какой компании вы ездите на съёмки?
— Обычно ездим втроём — с фотографами Антоном Мостовенко и Анастасией Браерской. Стараемся собираться практически каждые выходные: в субботу заехали, в воскресенье выехали. Оказываемся на точке ближе к вечеру, исследуем местность. В тот момент как раз красивый свет для фото. Хотя утренние съёмки, как правило, успешнее вечерних. Но время терять не хочется.
На рассвете встаём. Летом приходится подниматься в 2:30–3:00 утра, чтобы успеть до 7:00 — к тому времени солнце становится очень ярким, и съёмки приходится заканчивать.
— Проводили ли вы съёмки за пределами области или даже страны? Куда было бы интересно съездить?
— За пределы страны пока не выезжали. Но в другие области — да. В основном в период отпусков или на майских каникулах. Например, практически каждую весну мы уезжаем в Калмыкию. Это не очень далеко, но природа там другая: практически нет деревьев — сплошные степи и ветер. Много мелководных озёр и птиц, живущих на них. У нас такого нет.
Мне бы хотелось съездить на Камчатку, поснимать медведей. Но пока что я об этом не задумывался. Когда появится возможность, тогда и буду планировать. Хочется уезжать в максимально удалённые от цивилизации места и снимать девственную природу.
— А что насчёт саванны, в которой водятся львы? Хотели бы поехать туда?
— Наверное, нет. Львы мне не очень интересны. Наши местные лисы, зайцы и медведи роднее. Да и в лесу мне нравится больше.
— Вы так бесстрашно говорите про медведей. Не боитесь с ними встретиться?
— У нас в Ростовской области, к сожалению или к счастью, медведей не водится. Но на Кавказе мне удалось с ними увидеться. И ужаса они у меня не вызвали. Если знать повадки животных и правила поведения при общении с ними, то опасной ситуации можно избежать.
Допустим, один раз я снимал кабанов. И, конечно, было страшно, когда они ходили вокруг меня. Но я видел, что они не были настроены агрессивно — скорее, проявляли интерес.
Я всегда стараюсь соблюдать минимальную дистанцию, при которой животное и человек чувствуют себя комфортно. Важно не нарушать личные границы. Обычно животные нападают на людей из‑за неожиданности, из‑за того, что кто‑то вторгся в их пространство. Важно оставаться предсказуемым и не пересекать черту.
— Но наверняка были опасные для жизни ситуации. Вспомните такую?
— Да. Прошлой осенью мы с Антоном сидели в лесу и ждали оленей. Мы знали, что они выходят на одну из полянок поблизости. Но тут сзади вдруг раздался шорох. Мы обернулись и увидели крупного кабана, надвигающегося на нас. Я попытался прогнать его шёпотом, чтобы не рычать на весь лес и не спугнуть других животных поблизости.
Сначала он остановился и задумался. Однако потом, когда я начал подниматься, он вновь вскочил с места и побежал в нашу сторону. Пришлось дёрнуться на него с криком в ответ, чтобы он испугался и ушёл.
Дело в том, что у кабанов не очень хорошее зрение. Поэтому, я думаю, он оборонялся — побежал на нас от неожиданности. Он не предполагал, что кто‑то может возникнуть на его пути. Теперь мы с Антоном стараемся чаще смотреть по сторонам.
Честно говоря, в нашей области нет особо опасных животных. Если не считать тех, что болеют бешенством. Но их мы ещё ни разу не встречали. Поэтому да, кабана можно назвать самым опасным.
— А какая из съёмок была самой сложной?
— Одну выделить не могу. Но бывает такое, что мы выбираемся в пятидневные поездки и первые три‑четыре дня не можем найти, кого снимать. Приезжаем на привычные места, но животных по каким‑то причинам там нет. Приходится на ходу кардинально менять маршрут.
Либо бывает такое, что ты нашёл объект съёмки — например, зимородка. Красивая птица с длинным клювом и синим оперением. Но приходится ходить вокруг да около несколько дней, чтобы она просто села рядом и ты смог её сфотографировать.
— Какая из съёмок была одной из самых запоминающихся?
— Наверное, это съёмки из разряда «впервые увидел оленя», «впервые увидел кабана»... Например, в Калмыкии мы обнаружили нору корсаков — это степные лисицы. Они вели себя очень дружелюбно — прыгали, играли. Нам они так понравились, что мы снимали их несколько дней.
— Кого больше всего нравится снимать?
— Зайцев, лис, маленьких кабанят. Они выглядят мило и забавно. А зайцы вообще ведут себя интересно. Могут сидеть на месте, а потом резко подпрыгнуть, сделать какой‑то кульбит, развернуться и приземлиться обратно. А потом встать на задние лапы и начать барабанить передними по воздуху.
С одной стороны, кажется, что они делают какие‑то непонятные вещи, с другой — если разбираться, в каждой из них есть свой смысл.
Например, есть мнение, что они барабанят лапами по земле, предупреждая сородичей об опасности. А вот зачем они барабанят ими по воздуху — загадка. Наверное, тренируются.
О животных
— Как вы узнаёте о животных? Читаете ли какие‑то научные статьи, монографии?
— Прочитать общую информацию о животном можно и в «Википедии». А если меня интересует какая‑то узкая тема, то я обращаюсь к научным статьям и монографиям. Хорошо также смотреть документальные фильмы — я предпочитаю ленты от BBC или National Geographic.
Это позволяет не только изучать животных, но и накапливать визуальный опыт. Помогает развиваться как фотографу. Я смотрю, как построен кадр, как устроен сам процесс съёмки. Кстати, всем, кто интересуется животными, советую посмотреть фильм «Планета Земля».
— Какой факт о животных вас поразил?
— Первый — о жуках‑оленях. Они вылупляются из личинок, которая живут в трухлявых пнях. И личинки эти созревают там в течение пяти (!) лет. А сам жук‑олень — если это самец — живёт лишь один месяц. Самка — чуть подольше, два месяца.
Второй — о зимородках. Эти птицы живут в норах на отвесных склонах водоёмов. Ранней весной самец и самка образуют там пару. Но потом наступает осень, и они улетают на зимовку. Причём по отдельности, и иногда даже в разные места! Но на следующий год оба зимородка вновь возвращаются в семейное гнёздышко и продолжают сожительство до осени.
— А могли бы вы привести пример необычного поведения животных, подсмотренный из укрытия?
— Есть интересный момент с оленями. Когда они замечают человека, то, разумеется, ныряют в чащу. Но перед этим обязательно останавливаются на границе леса и поля, окидывают взглядом местность и — пропадают.
— Есть ли у вас какие‑то правила обращения с животными?
— Главное правило — не навреди. Его нужно прививать всем, а не только любителям дикой природы. Например, иногда мы идём по степи, обнаруживаем гнездо чибиса. Птица видит нас, пугается и улетает, а яйца, которые она высиживала, остаются.
Первая мысль, которая возникает в голове у фотографа: почему бы не подождать, пока чибис вернётся, чтобы заснять его вместе с будущим потомством? Но пока ты маячишь на горизонте, птица может побояться подлетать к гнезду, а яйца за это время остынут, и птенцы не вылупятся.
Это не значит, что птиц на гнёздах снимать нельзя. Просто нужно их подготавливать, а это отнимает много времени. Так, в первый день нужно находиться в удалении от гнезда, затем — чуть‑чуть подходить, затем — ещё чуть‑чуть. И с каждым разом птица подпускает тебя всё ближе и ближе, понимая, что ты не опасен.
— Может ли фотография дикой природы изменить отношение людей к животным?
— Мне кажется, может, но не в той степени, в которой хотелось бы. Я убеждён: если людям показывать больше природы, то они начнут лучше к ней относиться. Сейчас, даже приезжая в какой‑то глухой лес, в чащобу, до которой можно дойти только пешком, по дороге видишь разбросанный мусор. Чем больше мы будем упоминать о природе и рассказывать людям, как надо и не надо делать, тем будет лучше.
Лучшие предложения
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
10 полезных вещей для дома с оригинальным дизайном
10 стильных вещей из экокожи на каждый день
Находки AliExpress: 10 товаров, которые пригодятся на каждой кухне
10 аромасвечей не дороже 500 рублей, которые наполнят комнату уютом
10 занимательных деревянных пазлов
В Уфе открылся республиканский Центр спортивной подготовки по фехтованию
Год Fashion на Ozon. Как зарабатывать на моде
«Я вас услышал»: как на самом деле нужно собирать обратную связь от клиентов
5 типичных ошибок начинающих предпринимателей, которые тормозят развитие бизнеса