«Худший человек на свете» может стать терапией для тех, кто ищет себя
24 марта в российский прокат выходит драматическая комедия Йоакима Триера «Худший человек на свете». Летом 2021 года фильм участвовал в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля, где его высоко оценили критики. А исполнительница главной роли Ренате Реинсве даже взяла приз за лучшую женскую роль. Сейчас картина номинирована на «Оскар» в двух категориях: «лучший оригинальный сценарий» и «лучший международный фильм».
В обычных условиях «Худшего человека на свете» в России заметили бы только поклонники авторского кино. Однако теперь в почти опустевшей сетке премьер именно эта лента не только погрузит зрителя в необычный сюжет, но и станет неплохой терапией. Ведь картина посвящена поколению неуверенных в себе людей, которые к тридцати годам так и не нашли своё место в жизни.
«Худший человек на свете» рассказывает о жизни без достижений
Молодая жительница Осло по имени Юлия (Ренате Реинсве) бросает университет ради карьеры фотографа и подрабатывает в книжном магазине. На одной из вечеринок она встречает автора комиксов Акселя (Андерс Даниелсен Лье). Тот старше девушки больше чем на десять лет и сразу предупреждает, что их отношения обречены. Однако у пары завязывается роман. Кажется, что Юлия и Аксель отлично понимают друг друга, но всё же недовольство девушки постепенно растёт. И однажды она встречает Эйвинда (Херберт Нордрам).
Пожалуй, единственная проблема этого фильма в том, что его синопсис трудно описать привлекательно. По краткому содержанию «Худший человек на свете» покажется мелодрамой, посвящённой не самой интересной героине.
В этом есть доля истины: Триер в образе Юлии рисует усреднённый портрет тридцатилетнего европейца, не пытаясь превратить персонажа в диснеевскую Золушку. Зато здесь мелькает другая ассоциация с мультиками: героиня определяет себя (то есть своё поколение) как «Бэмби на льду». И термина точнее, кажется, не подобрать.
Именно на этом и строится основная драма «Худшего человека на свете». Вроде бы за весь фильм Юлия не столкнётся ни с одной по‑настоящему серьёзной проблемой. Разве что в финале, да и то трагедия случится не с ней. Героиня всегда делает что хочет. И мама её поддерживает, когда девушка решает сменить профиль обучения с хирургии на психиатрию, и даже спокойно реагирует на её планы стать фотографом. Юлия не страдает от нехватки средств к существованию и не попадает ни в одну опасную ситуацию.
Про таких людей часто говорят «проблемы первого мира» (если не «с жиру бесится»). Но именно «Худший человек на свете» честно и трогательно оправдывает и Юлию, и всех, кто чувствует себя так же. Кажется, что у героини неограниченные возможности. Но на самом‑то деле выбора толком нет. Она попросту не знает, куда двигаться, и хватается за всё подряд, пытаясь осознать себя через близких.
Здесь стоит вспомнить персонажа фильма «Тик‑так... БУМ!», который истерически боялся тридцатилетия и говорил, что обязан прославиться раньше. Юлия переходит через этот рубеж почти незаметно, считая, что уже упустила все возможности. Она — худший человек на свете. Но не потому, что сделала что‑то плохое. А потому, что не добилась вообще ничего, просто жила. И более точно описать трагедию нынешних тридцатилетних невозможно, ведь все вокруг чего‑то достигают или хотя бы стремятся к этому. Особенно в кино.
В реалистичной картине есть место волшебству
Хоть Йоаким Триер и связан с Ларсом фон Триером очень дальним родством, в отдельные моменты хочется провести аналогии между их работами. Оба режиссёра ставят своей задачей показать жизнь без прикрас. Вот только старший и более популярный выбрал своими орудиями шок и провокацию. А Йоаким обратился к романтизации будней.
Фильмы, в которых главный акцент делают на красоте и естественности обычной болтовни и рутины, неофициально называют «мамблкор». Этот жанр давно уже прославили такие авторы, как Ноа Баумбак и Грета Гервиг. Хотя сам стиль появился значительно раньше термина: вспомнить хотя бы работы Трюффо и Годара.
«Худший человек на свете» регулярно вызывает ассоциации с «Милой Фрэнсис» упомянутого Баумбака (с Гервиг в главной роли), обе героини даже в какой‑то момент срываются бежать по улице, а Херберт Нордрам кому‑то покажется европейской версией Адама Драйвера.
Как и коллеги, Триер превращает совершенно будничные истории в удивительное и почти чудесное путешествие. И речь не только о магической сцене, когда время для героини замирает. Волшебство здесь и в первой встрече Юлии и Эйвинда — странной болтовне с незнакомцем на чужой свадьбе. И даже в наркотическом трипе или побочном сюжете про второстепенного персонажа, открывшего для себя новый путь после столкновения с оленем.
Удивительным образом, рассказывая вполне будничную историю, Йоаким Триер заставляет почувствовать себя в сказке. Очень тёплой и трогательной, несмотря на то, что посвящена она холодной Норвегии.
Автор говорит на актуальные темы
Во многих фильмах о молодёжи есть одна проблема: их снимают люди другого возраста. Из‑за этого иногда возникают неудобные моменты: авторы говорят о том, чего сами не понимают и не чувствуют.
Но «Худший человек на свете» от почти 50‑летнего автора и здесь умудряется обойти все преграды. Для начала режиссёр, хоть и снимает кино о молодой героине, даёт высказаться и другим поколениям. Здесь хороши сцены и с матерью Юлии, и с её крайне неприятным отцом, которого хочется то ненавидеть, то жалеть. Но важнее, что устами Акселя автор, похоже, говорит уже от своего лица. И здесь ему идеально точно удаётся сформулировать неприятие людьми за сорок цифровой эпохи: «Я вырос во времена, когда культура передавалась через предметы».
Но при этом режиссёр легко и умело рассказывает о современном мире. Например, смело и даже провокационно говорит об эпохе #MeToo и феминизме, который ограничивает женщин в их желаниях. И даже шутит на тему знакомств во времена, когда уже не нужно обмениваться телефонами: имени и фамилии достаточно, чтобы найти человека в интернете. И подписка на бывшую девушку в соцсетях может оказаться поводом для семейных споров.
Злонамеренно или нет, Триер делит сюжет на мелкие главы, словно намекая, что современный зритель уже плохо воспринимает целостное повествование: нужны абзацы, подзаголовки, яркие цитаты и клиповый монтаж, иначе станет скучно. Да и без масок на съёмках никуда, коронавирусные ограничения ещё действуют. И всё это происходит не нарочито, а очень естественно.
«Худший человек на свете» трудно укладывается в определение конкретного жанра. Это вроде бы драма, но в ней много забавных сцен. Это романтическая комедия, но всё же ощущение потерянности и тоски не даёт воспринимать фильм как исключительно лёгкий жанр.
Остаётся лишь сказать, что это кино о красоте и трагедии обычной жизни. И взгляд со стороны на совершенно настоящую и будто знакомую Юлию кому‑то поможет более здраво оценить и проработать свои переживания. Или просто получить удовольствие от приятных героев и красивого путешествия по Осло.
Лучшие предложения
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
10 полезных вещей для дома с оригинальным дизайном
10 стильных вещей из экокожи на каждый день
Находки AliExpress: 10 товаров, которые пригодятся на каждой кухне
10 аромасвечей не дороже 500 рублей, которые наполнят комнату уютом
10 занимательных деревянных пазлов
В Уфе открылся республиканский Центр спортивной подготовки по фехтованию
«Я вас услышал»: как на самом деле нужно собирать обратную связь от клиентов
Какой вирусный видеотренд вам подходит?
5 типичных ошибок начинающих предпринимателей, которые тормозят развитие бизнеса