Это вам не шутки шутить: как грамотно использовать юмор на работе

Чтобы получить выгоду, не надо выступать со стендапом — надо научиться думать как комик.

Чтобы добиться успеха на работе, ещё и получая в процессе удовольствие, часто рекомендуют использовать юмор. Такой совет встречается и в книгах по бизнесу, и в руководствах по тимбилдингу. По идее обмен шутками, саркастическими замечаниями и ироничными мемами делает людей более симпатичными друг другу, снимает напряжение, укрепляет командный дух, пробуждает творческое начало и даже помогает реализовать лидерский потенциал.

💼 Телеграм-канал «Ждём резюме» поможет найти работу или сотрудников.

Проблема в том, что быть остроумным сложнее, чем многие думают. Однако необязательно становиться уморительно смешным, чтобы юмор работал на вас. Вместо этого можно научиться думать как комик.

Почему юмор на работе — рискованное дело

Юмор, бесспорно, даёт немало преимуществ тем, кто умеет им пользоваться. Но ущерб всего от одной неудачной шутки зачастую перевешивает выгоду от 10 удачных. И если не учитывать нюансы, последствия любых попыток быть смешным скорее будут плачевными.

Разное представление о границах допустимого

Пытаясь понять, что заставляет людей смеяться и почему попытки пошутить часто приводят к обратному эффекту, особенно на работе, учёный-бихевиорист Питер Мак-Гроу с коллегами сформулировал теорию безобидного нарушения. Её суть в следующем: юмор возникает в ситуации, когда мы распознаём явное нарушение некой нормы, но считаем его безобидным, то есть таким, которое не несёт реальной угрозы ни нам самим, ни нашим представлениям о мире.

Возьмём, например, анекдот: «Штирлиц погладил кошку. Кошка умерла. „Странно“, — подумал Штирлиц, выключая утюг». Здесь нарушаются законы логики и этические принципы обращения с животными, но мы понимаем, что ни одно животное на самом деле не пострадало, и можем рассмеяться.

Если хотя бы одно условие теории безобидного нарушения не выполняется, аудитория юмор не оценит. Если никакая норма не ломается и всё выглядит безопасным, шутка вызовет не улыбку, а зевоту. Если останется только перевёрнутая норма, которая воспринимается как источник опасности, шутка станет поводом не для смеха, а для возмущения и гнева.

В рабочем коллективе нащупать точку баланса между «ненормальным» и «безопасным» довольно сложно. То, что кажется неправильным, но приемлемым одному коллеге, другой посчитает просто неправильным, а третий — неправильным и категорически неприемлемым. Например, некоторые владельцы кошек даже в шутку не допускают того, что питомца можно погладить горячим утюгом.

Особенно аккуратно надо подходить к юмору там, где работают люди разного пола и возраста, с большой разницей в стаже и принадлежащие к различным культурам. Даже у одного и того же человека границы допустимого могут меняться в зависимости от настроения.

Тонкая грань между смешным и неприятным

Когда учёные в рамках исследований просили обычных людей «быть смешными», большинство попыток либо заканчивались неудачей, либо выходили за рамки приличий. 

В своей книге «Код юмора» Питер Мак-Гроу и Джоэл Уорнер описывают небольшой эксперимент со студентами: одна группа придумывала остроумные слоганы для рекламного постера, другая — оценивала результаты. В итоге 90% идей показались судьям не особенно смешными и даже отстойными. Притом слоганы, которые попали в число наиболее удачных, часто оценивались как наиболее безвкусные и отвратительные.

Быть смешным и не оскорблять ничьих чувств крайне важно. И особенную осторожность здесь приходится проявлять женщинам. Они чаще мужчин сталкиваются с более резкой реакцией на поведение, которое нарушает традиционные нормы и считается неприемлемым. Если женщинам достаётся просто за то, что они задают вопросы на переговорах, то что уже говорить о шутках.

Потенциальный удар по репутации и продуктивности

Согласно исследованиям, руководители, которые эффективно применяют юмор на работе, воспринимаются как более уверенные в себе и компетентные — это повышает их статус. Но когда попытки шутить оборачиваются полным провалом, эти же начальники теряют свой авторитет. Неудачный юмор также уменьшает шансы на то, что сотрудники будут уважать руководителя, обращаться к нему за советом или доверять его мнению.

Кроме того, поведение слишком юморных начальников нередко заставляет подчинённых притворяться, что им весело. Это истощает энергию, снижает удовлетворённость работой и способствует выгоранию. И снова из-за двойных стандартов риск выше для женщин. Когда они используют юмор в презентациях, их самих могут посчитать менее способными, а их статус — более низким, чем у мужчин.

Короче говоря, хорошая шутка редко приносит повышение, тогда как плохая может поставить под угрозу вашу карьеру, даже если вы зарабатываете не тем, что веселите людей.

Как использовать юмористические приёмы в работе

Вместо того чтобы пытаться быть смешным на работе, эксперты рекомендуют сосредоточиться на том, что Питер Мак-Гроу называет юмористическим мышлением. Другими словами, овладеть приёмами тех, кто профессионально занимается комедией.

Переворачивать сценарий

Комики часто ведут аудиторию в одном направлении, а затем меняют ход мысли. Например: «Когда я прочитал о вреде алкоголя, я бросил… читать». Бизнес-вариант этого приёма — оспаривать очевидные предположения.

В 2011 году бренд Patagonia заказал в The New York Times рекламу со слоганом «Не покупайте эту куртку». Читателям предлагали дважды подумать перед покупкой из-за вреда, который производство популярной модели наносит окружающей среде. Парадоксальным образом такая ироничная рекламная кампания увеличила продажи.

Чтобы применить подобный метод в своей работе, найдите устоявшееся предположение, которое в команде не подвергается сомнению. Например, о том, что новая функция всегда улучшает продукт, или о том, что для эффективной координации работы требуется больше совещаний. И спросите: «А что, если наоборот?» Возможно, вы увидите варианты, которые выпадают из поля зрения во время стандартных мозговых штурмов.

Не пытаться угодить всем без исключения

Профессиональные комики обычно знают, что их шутки точно не рассмешат какую-то часть публики, — но и не пытаются переманить всех в свой юмористический лагерь. Наоборот, иногда они намеренно сужают свою аудиторию. И компании, которые делают то же самое, строят более сильные бренды.

Например, в 2018 году в сезон миграции журавлей комиссия по туризму штата Небраска запустила пробную самоироничную кампанию под девизом «Честно говоря, это не для всех». Одним из её итогов оказался рост отчислений туристического налога, так что кампанию сохранили на следующие сезоны.

Некоторые клиенты предпочитают горячий чай, некоторые — холодный. Подача тёплого никого не удовлетворит. Вы можете добиться успеха в работе, если сразу решите, кому адресована ваша идея, а кому — нет, а затем соответствующим образом адаптируете свой продукт, стратегию или отдельную презентацию.

Сотрудничать с разными людьми

Стендап — сольное выступление, но комики зависят от обратной связи. Они разгоняют идеи друг с другом и наблюдают за реакцией публики, а затем оттачивают шутки. Точно так же и вы можете подходить к своим рабочим задачам и привлекать коллег к сотрудничеству.

Успех работы в команде зависит от нескольких умений — выслушать, прежде чем сказать, показать партнёров в выгодном свете и сбалансировать роли. Преподаватель, актёр и сценарист Билли Мерритт, который работал над сериалами «Бруклин 9−9» и «Дурман», выделяет три типа комиков-импровизаторов. В контексте рабочих отношений их можно представить как ценных командных игроков со своими умениями:

  • Пираты. Они импульсивны, эмоциональны, заряжают всех энергий и не боятся рисковать.
  • Роботы. Это те, кто любит всё анализировать, просчитывать наперёд и выстраивать чёткие структуры.
  • Ниндзя. Такие ребята искусны и в одной и в другой роли.

Например, в команде, которая разрабатывает новое приложение, «пираты» будут выслушивать пожелания и предлагать дерзкие варианты новых функций, «роботы» — оптимизировать интерфейс, «ниндзя» — преодолевать разногласия. Расширение прав и возможностей каждого, кто исполняет такие роли, приведёт к более смелым идеям и меньшему количеству слепых зон.

Сталкивались ли вы с неудачным применением юмора на работе? Расскажите в комментариях! 

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Julia Svit
Приходилось. Был у нас на работе юморной мужичок, главный энергетик. Он часто приходил и рассказывал про сотрудников, которых ему присылал "Центр Занятости" на работу. Он так смешно это рассказывал, мы "животы рвали". Хорошо, что все понимали юмор.
Андрей Базаров
Здоровый юмор — отличный инструмент для атмосферы и сплочённости команды; статья даёт классные советы, как делать это с уважением и пользой.