Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Жизнь
3 сентября 2020

10 заблуждений о космосе, в которые стыдно верить

Эти мифы заботливо культивируются голливудскими фильмами и низкопробными фантастическими романами.
Фото автора Дмитрий Сажко
Дмитрий Сажко

Автор Лайфхакера

10 заблуждений о космосе, в которые стыдно верить

1. Космос холодный

Во многих фильмах можно увидеть такую картину: человек оказывается в открытом космосе без скафандра (либо с повреждённым скафандром) и быстро замерзает, превращаясь в хрупкую ледяную статую, трескающуюся от любого воздействия.

Что на самом деле. У космоса нет температуры. Он не холодный и не горячий — никакой: в вакууме нет конвекции и теплопроводности. Вообще, вакуум — хороший термоизолятор. Так что у астронавтов больше проблем с перегревом, чем с переохлаждением.

И если вы окажетесь в космосе без скафандра в тени планеты, то, скорее всего, испытаете лёгкую прохладу из‑за испарения воды с поверхности кожи. Но до твёрдого состояния точно не заморозитесь.

2. Люди могут лопнуть в космосе

10 заблуждений о космосе, в которые стыдно верить
Кадр из фильма «Вспомнить всё», 1990 год.

Бытует мнение, что в вакууме или в атмосфере с низким давлением, например на Марсе, человек может взорваться, как воздушный шарик. Глаза вылезут из орбит, сосуды полопаются, и незадачливый астронавт превратится в кровавое месиво.

Что на самом деле. Давление в вакууме отсутствует, и это может привести к тому, что ваши лёгкие лопнут, если вы не выдохнете, прежде чем выпрыгнуть из корабля. В крови начнут появляться газовые пузырьки (это называется эбуллизм), на теле образуются отёки. Но кожа человека слишком упругая, и она не позволит вам взорваться.

Эксперименты на собаках показали, что в вакууме можно без последствий находиться до полутора минут, и после этого организм быстро восстановится. А вот более длительное пребывание летально из‑за гипоксии, то есть нехватки кислорода.

3. У Луны есть тёмная сторона

10 заблуждений о космосе, в которые стыдно верить
Тёмная сторона луны не такая уж тёмная. Снимок с зонда Lunar Reconnaissance Orbiter NASA, moon.nasa.gov

Когда люди говорят «тёмная сторона Луны», то представляют себе мрачное место, куда никогда не падает солнечный свет. Наверное, именно поэтому там строят свои базы нацисты и десептиконы.

Что на самом деле. Все стороны Луны освещаются Солнцем, и на ней есть день и ночь — правда, длятся они по две недели. Тем не менее у спутника Земли есть обратная сторона. Но из‑за того, что период вращения вокруг нашей планеты и вокруг собственной оси у Луны схожи, с Земли видно только одно её полушарие. А первые снимки другого были сделаны советской АМС «Луна‑3» ещё в 1959 году. И ничего особо таинственного там нет.

4. Чёрные дыры выглядят как воронки

10 заблуждений о космосе, в которые стыдно верить
Чёрная дыра в представлении художника, news.sky.com

Из‑за фильмов и картинок в интернете многие люди полагают, что чёрные дыры выглядят как вихрь, засасывающий всё вокруг себя. Или как воронка в раковине, куда стекает вода.

Что на самом деле. Впервые чёрную дыру показали реалистично в фильме «Интерстеллар», основываясь на теоретических моделях физика Кипа Торна. Уже позже NASA сделало первый её снимок с помощью системы из восьми радиотелескопов Event Horizon Telescope. В реальности чёрная дыра выглядит не как воронка, а как тёмная сфера, окружённая аккреционным диском из падающего на неё газа.

5. Солнце жёлтое

10 заблуждений о космосе, в которые стыдно верить
Снимок Солнца, сделанный астронавтом NASA Терри Вёртсом с борта МКС в 2015 году, space.com

Если вы попросите кого‑нибудь нарисовать наше светило, то начинающий художник непременно возьмёт жёлтый карандаш. Взгляните на Солнце, и убедитесь, что оно имеет такой оттенок.

Что на самом деле. Желтоватым Солнце делает наша атмосфера. И если взглянуть на снимки из космоса, становится понятно, что его цвет — белый. Но мы так привыкли считать Солнце жёлтым, что даже учёные классифицируют похожие на него звёзды как «жёлтые карлики» просто для удобства.

6. Первой в космос полетела собака Лайка

10 заблуждений о космосе, в которые стыдно верить
Героическая дворняга‑космонавт, infuture.ru

Кто первым полетел в космос? Конечно, Юрий Гагарин. А из братьев наших меньших? Собака по имени Лайка, это всем известно. Она была обычной дворнягой из приюта, отправившейся первой покорять космос.

Что на самом деле. Лайка действительно первой оказалась на орбите Земли. Но в космосе бывали живые существа и до неё. В феврале 1947 года американцы с помощью трофейной немецкой ракеты «Фау‑2» отправили в суборбитальный полёт несколько плодовых мушек (дрозофил), чтобы изучить на них воздействие космической радиации. Они долетели до высоты в 109 км, а границей космоса считается отметка в 80 км. Так что первыми его увидели мухи.

7. NASA потратило миллиарды на пишущую в космосе ручку

10 заблуждений о космосе, в которые стыдно верить
Та самая чудо‑ручка, spencerdub.me

Простыми ручками в космосе пользоваться нельзя, потому что чернила в стержне там не могут стекать вниз. И, согласно одной городской легенде, чтобы астронавты всё-таки смогли вести записи, NASA потратило 12 миллиардов долларов на изобретение специальной ручки. Она способна писать вверх ногами на любой поверхности при температуре от 0 до 300 °С. Советские же космонавты просто пользовались карандашами. Вот она, русская смекалка.

Что на самом деле. Поначалу и американцы, и русские пользовались в космосе карандашами, но это приводило к ряду проблем: частицы графита отслаивались и попадали в воздушные фильтры космических кораблей. А специальную ручку изобрёл Пол Фишер из Fisher Pen Company, и сделал он это независимо от NASA. Мужчина продал ведомству 400 штук по 2,95 доллара за каждую.

Наши космонавты тоже пользовались такими ручками. В своё время их закупали для работы на станции «Мир». Кстати, если хотите, можете тоже приобрести себе космическую ручку.

8. Через пояс астероидов трудно пролететь

10 заблуждений о космосе, в которые стыдно верить
Пояс астероидов в представлении художника, universetoday.com

Помните, как в «Звёздных войнах» Хан Соло мастерски пилотировал свой «Тысячелетний сокол», чтобы пробраться через пояс астероидов? Он умудрился обогнуть множество этих космических тел, да ещё и от погони имперских истребителей оторвался, хотя ежесекундно рисковал врезаться в парящие повсюду каменные глыбы.

Что на самом деле. В нашей Солнечной системе тоже есть свой пояс астероидов между орбитами Марса и Юпитера. Астрономы не уверены, сколько там каменных глыб, и называют приблизительное число в 10 миллионов. Но вы, даже не будучи крутым пилотом вроде Соло, легко пролетите сквозь них. Потому что среднее расстояние между астероидами в поясе — полтора миллиона километров. Это примерно в четыре раза больше, чем расстояние между Землёй и Луной.

Поэтому, чтобы в реальности врезаться в астероид, понадобится немалое старание и тщательные орбитальные манёвры. Вероятность не то что столкновения, но и просто незапланированного сближения космического корабля с каменной глыбой составляет менее чем один к миллиарду.

9. Космические корабли летают по прямой

10 заблуждений о космосе, в которые стыдно верить
Кадр из фильма «Прометей», 2012 год

В фильмах космические аппараты легко перемещаются из одного места в другое, просто развернувшись прямо к цели и включив двигатели. Точно так же, как автомобили или корабли на Земле. А если космолёту надо сесть на планету, он просто устремляется в её атмосферу на полной скорости.

Что на самом деле. В реальности космические аппараты двигаются от одной орбиты к другой по дугообразной гомановской траектории. И у них при этом отключены двигатели. Они включаются два раза, для разгона в начале и для торможения в конце, остальной путь корабль проделывает по инерции.

Если хотите самостоятельно поуправлять шаттлом и вживую увидеть движение по гомановской траектории, попробуйте поиграть в космический симулятор Kerbal Space Program. Он даёт наглядное представление об основах орбитальной механики.

Да, и ещё: корабли, собирающиеся приземлиться, сходят с орбиты, развернувшись двигателями по ходу движения, чтобы затормозить. В голливудских блокбастерах вроде «Прометея» такого не покажут, чтобы у зрителя не возникло вопроса, почему челноки летают задом наперёд.

10. Летом тепло, потому что Земля ближе к Солнцу

20 заблуждений о космосе, в которые стыдно верить
Солнце и Земля, sunearthday.nasa.gov

Смена времён года вызвана меняющимся расстоянием от Земли до Солнца. Логично, правда? К сожалению, иногда так думают не только маленькие дети, но и вполне взрослые люди.

Что на самом деле. Орбита Земли не совсем круглая — она эллиптическая. Наша планета достигает перигелия (точки на орбите, ближайшей к Солнцу) в январе и афелия (самой дальней точки от Солнца) примерно через шесть месяцев. Если бы от этого зависела погода, у нас было бы лето в январе и зима в июле.

Сезоны меняются из‑за наклона оси вращения Земли относительно её орбитальной плоскости (эклиптики). Движение по орбите действительно вызывает температурные колебания в пределах 5 °С, но этого недостаточно, чтобы устроить смену времён года.

Читайте также
🧐
10 распространённых заблуждений о полётах на Луну
13 документальных фильмов про космос, которые вас удивят
36 сайтов для тех, кто интересуется космосом
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Что умеет фен от Dreame: разбор умной новинки в премиальном стиле

Что умеет фен от Dreame: разбор умной новинки в премиальном стиле

10 muzhskih krossovok ot populyarnyh brendov so skidkami do 59%

10 мужских кроссовок от популярных брендов со скидками до 59%

Это нам надо: популярная сыворотка с ретинолом и микроиглами со скидкой 20%

Это нам надо: популярная сыворотка с ретинолом и микроиглами со скидкой 20%

Надо брать: ударная дрель от Heimerdinger со скидкой 70%

Надо брать: ударная дрель от Heimerdinger со скидкой 70%

18 nadyozhnyh smesitelej, kotorye chasto pokupayut na marketplejsah

18 надёжных смесителей, которые часто покупают на маркетплейсах

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

15 otlichnyh tovarov, kotorye otdayut so skidkami do 70% na AliExpress

15 отличных товаров, которые отдают со скидками до 70% на AliExpress

Это интересно
От традиций к инновациям: 8 перспективных профессий современного сельского хозяйства

От традиций к инновациям: 8 перспективных профессий современного сельского хозяйства

«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности

«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

Комментарии
Seldony iLushkersky
22.11.19 08:31
автор, хорошая статья, но вот пара замечаний: 1. черная дыра — действительно отчасти воронка. если посмотреть на нее в профиль относительно пространства, то она будет выглядеть как воронка с сингулярностью в самом низу 2. солнце хоть и белое, но имеет классификацию "желтый карлик"
Дмитрий Сажко
22.11.19 09:28|изменено
1. Вообще-то, может, я чего-то не понимаю, но пространство не плоское. Люди используют всякие аналогии и модели типа "предоставьте себе, что космос - лист из резины, а черная дыра - камень на нем", но в реальности космос трёхмерный, а дыра с ее горизонтом событий сферическая. 2. Да, об этом я и сказал. Солнце белое, но из-за того, что мы привыкли его видеть жёлтым, его и подобные звёзды называют желтыми карликами. Просто для удобства. Я не понял, в чем противоречие.
Alex Antoshkin
08.12.19 22:08
1. Сферической может быть только невращающаяся ЧД. Это можно узнать из решения Керра. Однако даже логически понятно, что вращающееся тело не может быть сферическим.
Алексей Чувелев
22.04.24 18:49
стоп. на счет ЧД я не уверен. но что мешает например вращающемуся футбольному мячу быть сферой ? или вы про то что он примет форму веретена если его реально хорошо раскрутить ?
Дмитрий Зиновьев
13.12.19 14:42
Как это интересно на шар (или сферу) можно посмотреть "в профиль"? Из пятого измерения наверное?
Артём Агапов
16.12.19 02:09
Куда нам простым людям понять как в профиль он смотрит ?
Вова Фы
25.08.21 22:40
а вы таки нажмите на своё фото и будете посмотреть в профиль правда это не тот профиль но не один ли хрен ???
Игорь Усачев
16.01.20 15:11
А сегодня в профиль не все могут смотреть. Вернее смотреть могут не только лишь все, мало кто может это делать...
Нёладу Жёрднепыв
22.11.19 08:53
Дмитрий, отличная статья. Современная наука подтверждает. Вы могли бы шутки ради добавить, что Солнце в основном зелёное) Это действительно так.
Дмитрий Сажко
22.11.19 09:30
Да, солнце больше всего излучает в зелёном спектре, но так-то на взгляд оно белое. При всем при том оно ещё считается идеальным черным телом. Вот и пойми, что эти астрономы имеют ввиду.
Нёладу Жёрднепыв
22.11.19 09:42
На взгляд Сол вызывает слепоту) Абсолютно чёрное из-за альбедо. Это такая условность.
Дмитрий Сажко
22.11.19 09:44
Если одним глазком посмотреть, то ничего не будет. Второй-то в запасе есть.
Нёладу Жёрднепыв
22.11.19 09:49|изменено
Через забрало сварщика смотрите. Оба глаза останутся зрячими) Про зелень не выпендрёж. Объявить Сол зелёным в Вашей статье было бы отличным ликбезом.
Сергей Маслов
22.11.19 10:44
надо ночью смотреть совершенопонятно
Alex Antoshkin
08.12.19 22:13
По-моему Вы ошибаетесь...Если Вы считаете, что зеленый цвет растений указывает на максимум спектра солнца, то - нет.Это лишь тот диапазон спектра, который растения отражают максимально, а поглощение происходит на других участках цвета. Однако это не значит, что солнце излучает больше на этом диапазоне.
Andrei Tsarev
22.11.19 09:20
Однако, если в космосе мы испытаем лишь лёгкое ощущение прохлады, то почему недостаточно легкого снаряжения аквалангиста для выхода в открытый космос? Объясните недоумку.
Нёладу Жёрднепыв
22.11.19 09:30|изменено
Человеческий организм нуждается в атмосферном давлении. В космосе его нет.Поэтому скафандры в нерусской астронавтике называются "pressure suits". Что буквально означает "костюмы давления".И в этом автономном модуле жизнеобеспечения даже глаз не почешешь. Доспех средневекового рыцаря комфортнее был. И Вы провокатор)
Дмитрий Сажко
22.11.19 09:37|изменено
Костюм аквалангиста не сможет компенсировать отсутствие давления. Даже такой.
Нёладу Жёрднепыв
22.11.19 09:57
Дмитрий, харе глумиться)
Вячеслав Дульнев
22.11.19 10:02
Помимо давления, необходима также мощная защита от космической радиации.
Нёладу Жёрднепыв
22.11.19 10:22|изменено
Полкилометра бетона для защиты протонов, ага.Не тупите, скафандры не защищают от ионизирующего излучения, кроме альфы.Космонавты шарятся в защитной области земной магнитосферы, и сама МКС находится в земной атмосфере.
Вячеслав Дульнев
26.11.19 11:18
Диванный эксперт по всем вопросам, никто не отменял инфракрасное и ультрафиолетовое излучение, а также микрометеориты.
Нёладу Жёрднепыв
13.04.20 01:13
От инфракрасных фотонов - высокое альбедо. От ультрафиолетовых, внезапно, оно же. Космические скафандры оснащены великолепной системой охлаждения. Чтобы космонавты теплом своего же тела не сварили себя в собственном соку. Микрометеориты могут продырявить скафандр. После чего он подлежит замене, а космонавт немедленному возвращению на станцию.
Galka Lee
22.11.19 11:12
Классная статья! Побольше бы таких на "Лайфхакере".
Дмитрий Сажко
22.11.19 12:22
Весьма польщён.
Екатерина Костырка
22.11.19 12:41
Так а почему происходит смена времен года? так и не объяснили!
Alex Ponomar
22.11.19 14:17|изменено
«Сезоны меняются из‑за наклона оси вращения Земли относительно её орбитальной плоскости (эклиптики).»
Дмитрий Сажко
22.11.19 14:40
Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси, причем ось наклонена относительно орбиты. Но ось не поворачивается автоматически за Солнцем, а торчит как торчит. Поэтому зимой северное полушарие наклонено к Солнцу меньшую часть суток, и становится холодно. Летом время солнечного дня становится больше, и северное полушарие теплеет. В южном наоборот. На картинке нагляднее.
Anton Pozdnyakov
22.11.19 22:05
Это не так. Дело не во времени Солнечного дня, а в угле падения лучей.
Kara But
23.11.19 03:00
Как видно на картинке, угол падения лучей на Северном полюсе совсем себе не плох. Т.е. дело все-таки во времени этого падения.А вообще, у них есть прямая взаимосвязь.
Мирлан Жапаров
21.05.20 16:44
Тогда почему же в полярный день полюс не тает и арктика не превращается в воду океана? Угол падения солнечного луча первично, и определяет поглощаемую солнечную энергию. А время вторично. Если энергия не поглощается из-за острого угла падения солнечных лучей, как в заполярье, то и несколько месяцев полярного дня никак не согреет полюс до таяния льдов.
Мирлан Жапаров
21.05.20 16:45
Тогда почему же в полярный день полюс не тает и арктика не превращается в воду океана? Угол падения солнечного луча первично, и определяет поглощаемую солнечную энергию. А время вторично. Если энергия не поглощается из-за острого угла падения солнечных лучей, как в заполярье, то и несколько месяцев полярного дня никак не согреет полюс до таяния льдов.
Семен Горбунков-Февральский
26.11.19 19:44
А Вы что, в школе не учились?
Andrei Tsarev
22.11.19 13:41
Однако, правда. В школе учили, что смена времен года происходит из-за близости или отдаленности Земли от Солнца. А теперь получается, что нет. Так из-за чего?
Дмитрий Сажко
22.11.19 14:41
Ответил выше.
Andrei Tsarev
22.11.19 18:05
Ну таки всё-равно выходит ближе-дальше? Ось ведь остаётся всегда в одной позиции. И если брать за пример картинку, то Земля слева от Солнца, северное полушарие ближе к Солнцу. Земля справа, северное полушарие дальше от Солнца. Нет? Поликбезим, а то что-то за рутиной базовые знания упали в пропасть.
Kara But
23.11.19 03:06
Вечером (ночью) холоднее не потому, что Солнце становится дальше от Земли (а днем вдруг приближается), а потому, что освещает его под более острым углом.
Егор Стрельцов
17.08.24 22:20
Это на рисунке так кажется, потому что Солнце и Земля нарисованы рядом. На самом деле т. к. среднее расстояние между ними около 150 млн. км, а радиус Земли всего 6400 км, то разница в расстоянии экватора и полюса от Солнца в процентном отношении ничтожна.
Хомичев Сергей
22.11.19 20:51
? Это же в какой школе???
Хомичев Сергей
22.11.19 20:51
Andrei Tsarev
22.11.19 22:23
Однако, такие картинки вносят ещё большую путаницу. Почему на Земле слева, сверху лето, а снизу зима? А справа наоборот? Что это за диагональный обогрев Земли? И таки расстояние до Солнца не имеет никакого значения? Странно тогда. Расстояние до печки, скажем, имеет значение, а до СОЛНЦА нет. Не верю, однако.
Хомичев Сергей
22.11.19 23:24
Хех, как говорит мой младший внучек - "семсьно"?. Скажем, СЕГОДНЯ у нас скоро зима и холодновато, а в ДАННУЮ минуту в Австралии скоро ЛЕТО и довольно тепловато. ПРИ одинаковом расстоянии центра Земли от Солнца... Теперь про первое возражение - Земля слева от Солнца - это условно 1 июня, а справа от Солнца - ровно через половину года...
Dmitry Zefirov
26.11.19 19:32
21е июня))
Dmitry Zefirov
26.11.19 19:29
Именно диагональный - потому, что ось торчит не прямо, а под углом. Земля по ходу своего движения вокруг Солнца больше подставляет солнечному свету то северную макушку (на рисунке слева), то южную попу (на рисунке справа). Подставляет север - в России лето, туда больше света и тепла попадает. Подставляет юг - в Австралии лето.
Семен Горбунков-Февральский
26.11.19 20:05
Слушай, Андрей Царев! Ты что, совсем тупой? Если ты этот вопрос хочешь ( а ты хочешь - раз юзаешь в этой области) изучить и понять, так почитай нормальную литературу на эту тему. Что ты свою необразованность выкладываешь на общее обозрение. Это понятно ребенку детского сада.
Николай Блифернец
15.12.19 16:35
Всё правильно, никакого разночтения с автором статьи.
Семен Горбунков-Февральский
26.11.19 19:49
И в какой это школе Вас так учили? В нормальной школе учили правильно, хотя бы посмотрите учебники.
Виктор Берег
19.02.20 19:22
Нет,конечно.Весь фокус в том,под каким углом солнечные лучи падают на Землю.Если под прямым,или около того,тогда нагрев сильный,а на полюса лучи падают вскользь,практически мимо.А из-за наклона оси планета изменяет угол своего наклона к солнечным лучам.Если бы не было наклона оси, то не было бы смены времён года.
Николай Пилипчук
29.04.20 03:57
Из-за двух вещей, эллиптическая орбита Земли вокруг солнца + наклон оси Земли относительно солнца с вращением
Анатолий Тихвинский
22.11.19 13:42
Про черные Дыры"NASA сделало первый её снимок с помощью системы из восьми радиотелескопов Event Horizon Telescope. В реальности чёрная дыра выглядит не как воронка, а как тёмная сфера, окружённая аккреционным диском из падающего на неё газа..." Автор, вы когда нибудь слышали о понятии Рефракция. Вы знаете, что любые снимки выполненные в Космосе отличаются от снимках тех же объектов сделанных на Земле именно из-за рефракции. Думаю, что вы этого не знали. как не знали об этом и те писаки- ученые у которых вы сдули данный материал...
Alex Ponomar
22.11.19 14:16
Ученые не знали, а Анатолий Тихвинский знает.
Дмитрий Сажко
22.11.19 14:49
Вполне возможно, я чего-то не знаю. Просветите же меня.
Нёладу Жёрднепыв
22.11.19 16:45
Снимки отличаются. И их исправляют. Люди, авторитету которых можно доверять. Они не заангажированы. Уже нет.
Ася Плошкина
22.11.19 13:47
Ну вот. А я тоже думала, что в космосе можно либо лопнуть, либо заледенеть. Теперь чувствую себя как в тот день, когда узнала, что ёжики не носят на иголках грибочки и яблочки.
Andrei Tsarev
22.11.19 14:16|изменено
Это правда?! Про ёжиков?! И как теперь с этим жить?! Я смирился с тем, что нет Деда Мороза! Но ёжики?!
Ася Плошкина
22.11.19 15:33
Крепитесь. Я знаю, это непросто принять. Сама переживала эту новость очень тяжело. *Включаю режим всезнайки*Но увы, иголки слишком тонкие, чтобы что-то на них носить. И питаются ёжики в основном жуками и червяками. А в заблуждение нас всех, кажется, ввели средневековые художники и летописцы, которые почему-то рисовали на ежиных иголках яблоки. Потом эту традицию поддержали, и всё - миф готов.*Выключаю режим всезнайки*
Victor Gospodinov
30.01.20 13:52
Ежики действительно накалывают на себя яблоки но не для еды и не потому что яблоки падают на них случайно. Так они борются с паразитами. Выделяемый в процессе гниения (брожения) яблочный уксус отпугивает паразитов.
Rey Pi
16.02.20 23:24
мне только одно непонятно - откуда эти ёжики яблоки берут в глухом лесу?
Александр Колдаев
18.02.20 10:42
В супермаркете! В каждом лесу их видимо-невидимо!
Victor Gospodinov
20.02.20 12:00
Вы никогда не встречали диких яблонь в лесу? я в Подмосковье видел и даже пробовал дичку.
Вова Фы
25.08.21 22:36
как где ?????та на берёзах они их берут где ж ещё то )))
Наталия Визера
23.11.19 18:29
Дед Мороз есть! Не может не есть! А про ежиков - ну, да . жалко, конечно, но, может они еще научаться.... А может, болели и разучились?! Грустно, конечно.
Семен Горбунков-Февральский
26.11.19 20:07
ключевое слово научаТСя - но Вам это не грозит.
Вова Фы
25.08.21 22:35
вай дод Сёма я вас умоляю ви таки снова посоветуйте перечитаь перельмана им глядишь таки неаучиЦЦа )))
Дмитрий Сажко
27.11.19 09:27
Ежики преимущественно хищники. Растительную пищу они едят только в неволе и с голодухи. В дикой природе они не обращают внимания на яблоки и не могут нанизывать их на свои колючки. Может, иногда плоды деревьев падают им на спину и там остаются, а они их снять не могут, вот от этого и пошло.
Victor Gospodinov
30.01.20 13:41
Опять неверно. Кол и по Биологии. Ежики действительно накалывают на себя яблоки но не для еды и не потому что яблоки падают на них случайно. Так они борются с паразитами. Выделяемый в процессе гниения яблочный уксус отпугивает паразитов.
Александр Савицкий
30.04.20 00:11
На моей даче ежики с удовольствием уплетали маринованный лук от шашлыка, оставленный на траве)
Михаил С.
29.01.20 15:43
Шел ежик по лесу... Забыл как дышать, упал и умер. Полежал, полежал... Вспомнил, как дышать, и пошел дальше.
Нёладу Жёрднепыв
22.11.19 15:48
Лопнуть можно прям сразу. Заледенеть вряд ли. Куда уж дальше) Мы, человеки, давно уже заледенели.
Михаил С.
29.01.20 15:47
Нельзя лопнуть. Перепад давления всего 1 атмосфера. Эдак лопались бы все рыбы, если поднять их на поверхность с глубины 10 метров, где давление 1 атмосферу больше, чем на поверхности.
Нёладу Жёрднепыв
13.04.20 01:22
Взрывную декомпрессию никто не отменял. Лопнуть внутрь ещё как.
Гайнислам Юмагужин
22.09.20 12:46
Михаил, напомните всем отверстие на МКС, которое просверлили лихие американские астронавты. Если что, я про взрывную декомпрессию
Дмитрий Сажко
22.09.20 12:53
А откуда стало известно, что дырку американцы просверлили? Если я правильно понимаю, там все шло к тому, что это была ошибка при сборке корабля. А Рогозин вообще сказал: «Мы знаем, кто просверлил, но вам не скажем. Должна же быть какая-то тайна у нас».
егор деревенский
16.11.20 19:37
т.е. вы хотите сказать летали годами дырки не замечали а потом вдрг заметили что воздух уходит и быстро нашли. . быстро это к тому что если медленно воздух уходит незаметно то и найти почти нереально.
Victor Gospodinov
22.11.19 16:05
Вы все правильно думали. И лопнуть в космосе все может и заледенеть. Просто Дмитрий прогуливал уроки физики и теперь морочит людям головы. На всех малых космических телах ( кометы, астероиды) вода в твердом состоянии, т.е. лед. Температура в космосе примерно -273 С. Это очень холодно.
Alex Ponomar
22.11.19 18:01
Нет, про температуру это как раз заблуждение.
Kara But
23.11.19 03:18
Температура это характеристика частиц, которых в космосе (идеальном) нет. Т.е. в космосе нет и не может быть, никакой температуры. Также как нет его веса, запаха, звука и цвета.
Stanislav Orlov
29.01.20 12:31
А если и прилетит шальная частица с большой скоростью, то можно считать, что в этот момент температура была миллион градусов.
Алексей Аксёнов
19.10.20 20:32
Ну да. Именно поэтому в экзосфере атмосферы Земли температура в сотни градусов - а космические аппараты не плавятся. Потому что хоть частицы и носятся как наскипидаренные электровеники, но их тупо слишком мало.
егор деревенский
16.11.20 19:28
у человека кожа глаза нос всегда влажные в космосе они закипят охладив тело до льда. а дальше космос этот леди будет охлаждать дальше, являться той частицей которая передает температуру космоса. конечно тело будет замерзать вопрос только с какой скоростью .
Семен Горбунков-Февральский
26.11.19 20:10
А Вы, по-моему, не знаете что такое температура. Почитайте теорию или хотя бы Перельмана или другую научпоп литературу.
Исаак Фридман
26.09.23 23:42|изменено
"А Вы, по-моему, не знаете что такое температура." - а вы точно знаете? Температура - это движение молекул, которых в космосе нет. Поэтому там - абсолютный нуль. -273,15 °С
Михаил С.
29.01.20 15:37|изменено
На кометах лед не потому, что холодно. Любое тело кроме теплообмена ещё теряет тепло в виде излучения. Так, что - да, тело в космосе будет постепенно остывать за счет излучения тепла. Но, ПОСТЕПЕННО и весьма медленно. Так, что со временем действительно замерзнет. Касательно открытой воды (не в человеке закрытым кожей) - вода в вакууме мгновенно закипит и начнет испаряться, т.к. чем ниже давление, тем ниже температура кипения, а космосе давление нулевое. Вместе с паром будет уходить и тепловая энергия. Так, что открытая вода замерзнет весьма быстро (за считанные секунды). Но замерзнет не вся, а только часть. А другая часть улетучится в виде пара, и так паром и останется. А закрытая бутылка будет замерзать очень долго, как и человек.И маленький факт в виде бонуса... 2/3 запаса воздуха в скафандре используются не для дыхания. Нагретый телом воздух тупо сбрасывается в космос для отвода тепла. Если таким образом тепло не отводить - человек очень быстро сварится от собственной теплоты.
Victor Gospodinov
30.01.20 13:24|изменено
Сравнение человека с закрытой бутылкой некорректно. В коже громадное кол-во пор (вы же потеете), копиляров, через которые и будет происходить взрывообразное испарение ВСЕХ жидкостей. Кроме того разрываться будут клеточные оболочки в том числе и клеток кожи ( внутри клеток тоже жидкость с растворенными в ней под давлением газами). Плюс взорвутся легкие в которых выдыхай не выдыхай все равно воздух остается. Все эти факторы приведут к многочисленным разрывам внутренних органов вплоть до клеточного уровня и мгновенной смерти. И остынет все что осталось очень быстро именно за счет испарения, расширения и т.д.
Михаил С.
30.01.20 19:04
Ничего лопаться и взрываться не будет. Перепад давления всего одна атмосфера. Это очень мало!Это все равно, что поплавать длительное на глубине 10 метров с аквалангом, привыкнуть к тамошним двум атмосферам, и резко всплыть на поверхность в одну атмосферу. - Ничего не будет. Не будет даже кессонной болезни.С глубины 20-30 метров (перепад давлений 2-3 атмосферы) тоже ничего критического не будет, но кессонная болезнь уже проявит себя, если всплыть излишне быстро.Не согласны с плаванием в воде (нечистый эксперимент) - поместите человека в барокамеру, продержите его там часик при двух атмосферах воздуха и резко сбросьте давление до атмосферного. Эффект будет такой же. Т.е. никакой.
Victor Gospodinov
31.01.20 13:07|изменено
Вам банки на спину в детстве на спину ставили? Вы видели какие от них синяки ( синяк получается в результате разрыва кровеносных капиляров) . Так вот внутри банки далеко не вакуум, там разреженный воздух. А теперь представьте, что Вас целиком запихнули в такую банку, только вокруг не разреженный воздух а вакуум. Эффект будет кратный эффекту банки. Что касается погружения всплытия, то там совсем другая физика. Мне сей час лень писать, но если Вам интересно, отпишитесь и я найду время подробно описать, что происходит при погружении и всплытии.Что касается барокамеры, вы упускаете такой параметр как температура. Так вот вода ( почти то же, что и кровь) закипает при температуре 36,6 С уже при давлении 0,06 атмосферы, т.е в абсолютном вакууме неизбежно все жидкости в организме мгновенно закипят. Ну на счет отличия бутылочного стекла от кожи человека я надеюсь Вы помните.
Михаил С.
04.02.20 12:02|изменено
Во первых банки стоят намного больше минуты безопасного пребывания в вакууме. Обычно около получаса, что в 30 раз превышает безопасную норму. Любой условно безопасный процесс может стать опасным. Мы потребляем 10-15 г соли в сутки. Это не только безопасно, но и необходимо. А теперь съеште в 30 раз больше... Вы догадываетесь, что с Вами будет, если слопаете хотя бы 300 г соли?Во вторых, синяки от банок возникают от лопнувших микрокапилляров. Почему они лопаются? - Потому, что общее давление в теле равно атмосферному, а под банкой давление низкое. Разумеется более высокое общее давление перегоняет кровь под банку, где давление понижено. Сосуды от ее избытка растягиваются и даже лопаются. Но в космосе пониженное давление действует не локально на участок кожи, а на всю поверхность, и подобный перекос давлений не возникнет.Касательно закипания... Ничего не закипит. Этому воспрепятствует внутреннее давление в организме. Т.е. внутри тканей сохранится прежнее давление, несмотря на то, что вокруг вакуум. Сравнивайте человека с запечатанной бутылкой, а не с открытой. В запечатанной вода кипеть не будет. Но если Вы не преемлете стекло или пластик - возьмите хороший кожаный бурдюк. Результат будет тем же.
Victor Gospodinov
04.02.20 18:05
Как это не будет перекоса давления . Внутри человека атмосферное, снаружи 0 ??? Я не зря ранее писал про пот. Кожа человека пронизана миллионами пор, через которые в результате избыточного давления произойдет взрывообразное выделение жидкости, которая будет кипеть.
Михаил С.
05.02.20 12:58|изменено
1. Имеется в виду перекос давления между соседними участками кожи. Давление воздуха на кожу вне банки "заталкивает" участок покрытый банкой внутрь банки.Возьмите миску с водой и опустите в нее край банки. Она втянет воду - так как ее внутрь банки затолкает давление окружающего воздуха. Отсюда и синяки на теле. Накройте всю миску вакуумным колпаком - вода в ней не подпрыгнет. Закипит - да. Но не вспучится столбиком, как с банкой. А если покрыть воду эластичной пленкой условной кожи - даже не закипит. При этом давление в воде упадет до нулевого. Разумеется пленка должна быть вплотную к воде, без воздушных прослоек. И не просто плавать, а быть прикрепленной к краям миски.2. Внутри человека нет давления. Т.е. оно есть, но всегда равно внешнему. Если пренебречь пустотами в теле (легкие, желудок) - человек в основном жидко-твердый. Жидкости и твердые тела не сжимаются и всегда имеют внутреннее давление равное внешнему. Легкие в вакууме, разумеется, могут повредиться т.к. воздух в них расширится. Чтобы этого не случилось достаточно расслабиться и дать воздуху свободно выйти - банально выдохнуть. Сдерживать дыхание не просто не нужно, а наоборот опасно.3. Вы не понимаете как работают поры. Изучите биологию. Прямой связи с жидкостями тела у пор нет. Хоть они и называются порами, но они совсем иные чем поры в искусственных пористых материалах типа губки. Все жидкости организма абсолютно и полностью изолированы кожей от внешней среды. Идеальной изоляции нет только у слизистых оболочек. Если бы это было не так - все бы давно передохли от всевозможных инфекций. Вирусы очень малы. Поры для вирусов всё равно, что железнодорожный туннель для маленькой песчинки. Однако мы не заражаемся воздушно-капельным путем от любого чиха по соседству. Воздух от чиха надо именно вдохнуть, чтобы вирус попал на слизистую. Поры на коже - это не сквозные каналы. Это просто углубления в которых находятся специальные клетки, которые умеют выделять жидкость и прочие в-ва. Они сами решают выдавать всё это наружу или нет. И никаким понижением давления это выделение не спровоцируется. Более того, в наружной части пор есть другие клетки, которые раздуваясь полностью закрывают пору, как будто её нет вообще. Вы даже не представляете насколько сложным органом является обычная кожа. Она намного сложнее большинства других тканей. Потому, это не просто ткань, а именно самостоятельный орган, как печень или легкие.
Victor Gospodinov
06.02.20 12:06
Почитайте комментарий Михаила Клыкова , там все подробно написано про поры, легкие, желудок и кипение жидкости.
Сергей Рассказов
05.05.20 12:02
невозможен вывод из организма воздуха и паров из легких и трахеи, влаги из почек, кишечника, мочевого пузыря и мочеточника (мгновенное закипание при ограниченном выходе), для мозга это вообще кирдык.
Максим Веретенников
03.09.20 11:56
Сравнение "банки" и вакуума космоса - это самое бредовое, что я слышал когда либо. Вам стоит разобраться почему происходит такой эффект при такой процедуре простудных заболеваний. Дам подсказку ищите на букву А-атмосфера!!!!И "синяк" получается в результате механического повреждения тканий краями банки за счет избыточного давления на кожу.
Andrey sh
22.09.20 11:04
Какое там давление то? И синяк ПОД всей банкой. Вот в синяк тело и превратится. Не сразу конечно же, но быстро. Попробуйте ПОЛНОСТЬЮ откачать воздух из обычной 3х литровой банки - разнесёт на мелкие осколки со взрывом! Да, давит атмосфера, в космосе будет наоборот только и всего.
Сергей Затолокин
09.10.20 22:02
А Вы попробуйте откачать воздух из банки!)))))) И ни хрена не произойдёт!)))))
Сергей Соколов
12.10.20 14:29
Нихрена не останется! От банки...Проверено.
Максим Веретенников
23.06.23 16:20
https://youtu.be/jrTnNbD5q0o
Сергей Соколов
12.10.20 14:28
Да вам, батенька, банки не ставили никогда? Синяк имеет форму однородного круга, а не бублика, как это было бы из-за повреждения краями банки!
Максим Веретенников
13.10.20 13:58
Однородный круг получается при повреждении капилляров. Я думал, что это любой здравый человек знает. При у даре лицом об дверь синяк тоже не приобретает форму дверной ручки.
Нёладу Жёрднепыв
13.04.20 01:26
Михаил С., человек в целом из воды состоит. А Вы из апломба. На уроке физики помните демонстрацию кипения воды в вакууме? Изохорный процесс, вроде. Вода очень устойчива к сжатию. Но очень любит испаряться.
Andrey sh
22.09.20 11:06
Верно. Но человек ещё и тепло генерирует и экранирует частично теплообмен. Так что сразу вся вода не закипит, но типа декомпрессии будет и весьма быстро.
Сергей Соколов
12.10.20 14:32
Сразу не закипит? А куда денется? В вакууме вода кипит. И точка. Или в человеческом теле будут зоны повышенного давления?
Сергей Рассказов
05.05.20 11:58
как то в мои былые молодые годы молодые прапорщики проверяли наддув кабины моего (я был техником) самолета. Это штатная проверка, руководил опытный офицер, все отработали по плану, я в регламентный расчет не входил и только наблюдал. Давление наддува 0,25- 0,35 атм. Т.Е. практически не более трети. Когда дали команду молодому прапорщику стравить давление он решил проявить прыть, и стравить давление открытием фонаря кабины, а не открытием клапана. Специфика в том, что и открывать нужно было правую створку правой рукой, а левую левой, иначе при открытии створка упиралась в лицо(спецы знают). Так вот это чудо проявил прыть как вжик, даже крикнуть не успели. Летел прапорщик в верх, и совершив два оборота в воздухе приземлился на пятую точку. Другой товарищ хотел посмотреть момент срабатывания замка открытия контейнера тормозного парашюта, там на створках пружины с усилием 25 кг/см. кв., результат сам на земле, очки в дребезги. Так вот в обоих случаях пришлось брать за шиворот, объяснять чей матери он сын и рассказывать школьный материал, что один кв.см. это квадратик со сторонами по см.,а давление это сила которая давит на этот квадратик и на каждый такой же квадратик находящийся в зоне силы. Которому досталось от створки фонаря долго доходидо, что его стукнула сила больше его массы (2,5 кв.м), за счет размера плоскости, но этаже площадь его и спасла. Второму хватило объяснения гиря 24 кг. Так, что не обольщайтесь и посчитайте, объем легких и мгновенный выдох, но воздух еще и в кишечнике и крови и не сразу ему выйти. Да и человек более 90% вода.
Сергей Соколов
12.10.20 14:34
И не забывайте про барабанные перепонки, которые тоже лопнут...
Валерий Ананьин
28.12.20 07:17
Не лопнут, давление на наружную сторону баранной перепонки через ушной канал, выравнивается давлением через евстрахиеву трубу
Валерий Ананьин
28.12.20 08:20
Человек не вода, а смесь растворов, коллоидных растворов, заключенная в мембраны. Морская вода замерзает при более низких температурах, антифризы вообще не замерзают, превращаются в гель. Этим и объясняется время безопасного пребывания в вакууме. "Внутреннее" давление это давление которое передается извне и распределяется по телу вследствие закона Паскаля, из-за жидких свойств человека, единственная система в которой что-то ощутимо нагнетается, это кровеносная, там сердце. Все остальные течения обусловлены капиллярными эффектами, осмосом, диффузией и т.д.
vir2alex
03.07.20 22:36
Давление в 1 атмосферу равно 1 килограмм на сантиметр. Примерно такое же давление в данный момент в твоём теле, противостоит атмосферному давлению. Это мало, короче. Не взорвёшься. Но проводить такие аналогии как вы некорректно. Сдавливание снаружи - это не распирание изнутри! За некоторое время поплавав в двух атмосферах тело не перестроится, это ваще смешно.
Чингис Давлетниязов
07.09.20 16:00
В расчете на среднюю площадь человеческого тела это около 15 тонн. Это мало?!
Роман Шабуневич
01.02.20 12:47
Поддерживаю, простой эксперимент (кстати, создаваемые условия, далеки от космического вакуума), берем обычный медицинский шприц, прижимаем носик* к коже, вытягиваем шток. Через несколько секунд, на коже остается красное пятно, вызванное микро излияниями капилляров кровеносной системы.Так же, автор темы, забыл*, что внутри космических кораблей и орбитальных станций, давление приближено к условиям земной атмосферы. Хотя, взрывная декомпрессия и не произойдёт (как при резком подъеме с морских глубин), но даже такой перепад давления, будет очень травматическим. Никак не избежать болевого шока, так что полторы минуты в вакууме - 100% смертельны (по причине потери сознания от болевого шока и паники), если не вмешаются 3и лица.
Victor Gospodinov
03.02.20 09:57
Роман, я все таки настаиваю, что произойдет взрывная декомпрессия. Тут дело не в том, что произойдет перепад давления в 1 атм. , а в том, что жидкости в вакууме мгновенно закипят. Помните в школьный опыт. Стакан с водой ставили в вакуумный колокол и откачивали воздух. При сильном разрежении вода закипала.
Светлана Полячок
07.10.20 15:37
взрывообразное значит под БОЛЬШИМ давлением. Описываешь микротравмы на клеточном уровне это никак не мгновенная смерть.И копиляр -тоже шедевр.
Сергей Соколов
12.10.20 14:37
Когда в тебе одна атмосфера, а снаружи вакуум - это и есть большое давление!
Алексей Аксёнов
19.10.20 20:45
Эксперимент уже проведён - гибель экипажа "Союза-11" из-за разгерметизации спускаемого аппарата ещё на орбите. Космонавты не лопнули и в мумии из-за испарения жидкости не превратились - они выглядели как живые, их даже пытались реанимировать. Правда, в отчётах упоминались многочисленные кровоподтёки по всему лицу и телу - так что насчёт банок вы правы. И да, смерть наступает очень быстро. Как раз на "Союзе-11", как показало расследование, у экипажа было меньше минуты на то, чтобы закрыть вручную клапан. Добровольский попытался это сделать, но потерял сознание раньше.
егор деревенский
16.11.20 19:02
алексей ваша ошибка в том что в спускаемом апарате разгерметизация не была мгновенной. что и дало возможности апарату спустится на достаточную высоту чтоб сохранить целостность трупов. елиб люк отвалился сразу в космосе то трупов были бы похожи на фарш. . . если бы чуть разгерметизация была медленнее то наверняка бы выжили.
Александр Горшков
16.02.20 04:22
в космосе вакуум, а у вакуума нет температуры
Исаак Фридман
26.09.23 23:46|изменено
в смысле нет температуры? Как это ощущается, когда "нет температуры"? Не холодно, не горячо - это ужа КАКАЯ-ТО ТЕМПЕРАТУРА. Как ее может не быть? Вы хоть матчасть изучите, прежде чем делать такие идиотские заявления. У космического вакуума есть температура - это абсолютный нуль! -273,15 °С
Николай Пилипчук
29.04.20 03:46
Виктор, а напомните всем, каким образом тело остывает? Не хочу дожидаться вашего ответа и отвечу за вас. Тело может остыть при теплообмене, но, так как вакуум практически пуст, то и телу не с чем контактировать, значит, и остывать. Про лопнуть. Человеческие органы весьма крепкие и эластичные для давления. Твои лёгкие сейчас спокойно выдерживают давление в 1 атмосферу и не лопаются, в космосе ты не лопнешь, ты не сможешь просто даже держать воздух в себе, поскольку из-за разницы давления внутри и снаружи оно постарается выровняться и почти весь воздух в секунду выйдет из тебя. Про температуру в космосе. Вы, как я понимаю, хотите сказать, что у вакуума есть температура? Вы дальше школы вообще остановились в развитии? Мир воспринимаете по киновселенной Marvel? Основным, из-за чего тело может остыть в вакууме, это согласно закону Стефана—Больцмана, и то, вблизи звёзд, пока её фотоны достигают объекта, такого не произойдёт. Про закипание крови и жидкостей внутри тела. Ты забыл о внутреннем давлении? Допустим тело остаётся в условиях идеального вакуума. Внутреннего давления тела хватит, чтобы установить отметку кипения крови примерно на 46 градусов по Цельсию. Но в космосе без скафандра ты умрёшь примерно за 10 секунд из-за недостатка кислорода. Про пот. По-твоему, вся вода в организме при разнице во внутреннем и внешнем в 1 атмосферу выйдет? Ты говоришь о микропорах, да, их много, около 2,5 миллионов у среднестатического человека, но, чтобы выделить весь пот из организма, допустим, тебе потребуется час. Вода закипит и испарится, но, поскольку пота в теле мало относительно всего другого, что останется внутри тела, то температура снизится максимум на 2-3 градуса, так что человеку станет чуточку прохладней, и не забывай, что пот - это средство понижения температуры организма, схему устройства потоотделения я не знаю, но не думаю, что он будет вообще сильно выделяться.
Сергей Затолокин
09.10.20 21:57
Да Вы двоешник , Виктор!
Дмитрий Куликов
20.05.20 15:11
Вот блин. А что ежики реально не носят яблоки на иголках? Нельзя же так сразу без подготовки. Вся жизнь перевернулась. Даже напиться наверное придется сегодня для сохранения душевного равновесия и веры во вселенскую справедливость.
Zrado Gonta
03.10.20 02:06
А ежика с яблоком на иголках все-таки можно поймать, но он его накалывает не для еды, а для очищения иголок яблочной кислотой )
Оё Сарказми
04.10.20 14:31
Заледенеете, даже в скафандре, если он не серебристый. Ибо лучевое излучение при температуре 36°С составляет примерно 300 Вт с квадратного метра. А теплопроизводство организма составляет около 100 ватт. То есть, замёрзните до нуля где-то за полчаса-час. Разумеется, если нет поблизости звезды, которая освещает вас с мощностью 1 кВт на квадратный метр, как Солнце на орбите Земли.
Макс Жуков
05.10.20 11:09
Так узнайте еще, что паук - не насекомое, что у дятла на кончике языка костяной гарпун и что у улитки несколько тысяч зубов ))
Messir Astaroth
06.10.20 08:43
Вы все правильно думали. Данная статья - антинаучна, её писал крайне невежественый человек. И она-то как раз и содержит все те мифы, которыми нас потчуют невежественные люди, типа "в космосе не могут лопнуть глаза", "в космосе испытаешь лишь легкую прохладу" и т.п. антинаучный бред. Мифы - это не то что он опровергает, а то что он как раз тут утверждает. У меня в семье есть астрофизик, так вот он просто плюнул, когда я ему эту сюру прочитал. Говорит что "физику в школе учить надо было"
Дмитрий Сажко
03.11.20 23:02
Щелкаем на такие серые прямоугольники вокруг выделенных слов в статье, видим сноски на статьи, откуда взят соответствующий материал. Все написано по материалам учёных NASA и ESA. Если вашему астрофизику есть что возразить, пусть возражает им.
Исаак Фридман
27.09.23 00:04|изменено
не надо быть астрофизиком, чтобы знать, что "никакой" температуры не бывает. А температура космического вакуума - это абсолютный нуль. (−273,15 °C)
Владимир Добродомов
22.11.19 14:39
Само по себе солнце является абсолютно черным телом по своим характеристикам. Часто его сравнивают с лампочкой, которая в выключенном состоянии отражает, а не излучает свет. Когда лампочку включают, то она горит разными цветами, в зависимости от мощности (и очень многих особенностей цепи накаливания). На солнце происходит процесс горения с излучением целого спектра волн, 7 из которых воспринимается нашим глазом, но это не означает, что длин волн в реальности 7.. Не забываем, что эти волны одновременно являются радиоволнами. На земле же, при проникновении в какую либо среду, некоторые длинны волн поглощаются, а некоторые отражаются и глаз воспринимает отраженный спектр, а уже мозг для нашего удобства формирует так называемый "цвет", которого в действительности не существует. Например вода, в жидком состоянии не имеет формы, в вакууме же становится шаром, но это не значит, что вся вода это шар. По-этому цвет самого солнца черный, но из-за процессов на его поверхности мы можем видеть его и желтым и белым и зеленым и оранжевым просто напросто при разных условиях взгляда на светило.
Нёладу Жёрднепыв
22.11.19 15:19|изменено
Не горения на Сол, а термоядерный синтез. Дрова в Вашей буржуйке горят.Я выше ответил. Альбедо Сол "чёрное", как и у любого подобного объекта.Хотите лекции по физике вести? Создайте канал на YouTube.
Владимир Добродомов
22.11.19 15:58
Так термоядерный синтез, это и есть процесс горения, если вдруг Вы не знали.
Нёладу Жёрднепыв
22.11.19 16:03
Водородные дрова в топку забрасывают китайские кочегары) Не горение это, дурак Вы гнусный.
Dmitry Zefirov
26.11.19 19:36
Синтез так сокращенно в научном жаргоне называют: "горение водорода в гелий", например. Конечно, никакого горения (то есть окисления кислородом) при синтезе нет.
Владимир Гавриленко
20.04.20 15:49
синтез называется протон-протонный цикл. потом будет тройной альфапроцесс, потом углерод-азот-кислородный цикл, как источники энергии. а горят действительно дрова и трубы (последние чаще).
Геннадий Калишевич
23.11.19 16:06
Ошибка и очередное заблуждение.Когда то давно ученые считали что наше Солнце только излучает и поглощает стороннее излучение. Поэтому и обозвали его черным телом. Ведь мы все привыкли и знаем что мы воспринимаем от объекта информацию в виде ОТРАЖЕННОГО СВЕТА. А Солнце якобы только излучает.Но не так давно установлено исследованиями что наше Солнце не только излучает и поглощает но также и отражает попадающее на него излучение. Так что утверждать чью то выдумку что солнце якобы "черное тело" глупо. Это такой термин придуманный плохо информированными учеными.Когда то такие же ученые, члены парижской академии наук утверждали что "камни с неба не падают а кто говорит обратное тот льет воду на мельницу церковного мракобесия". Вот такие вот "ученые" у нас.
Семен Горбунков-Февральский
26.11.19 20:15
Ну а Вы, очевидно, "хорошо информированный ученый", как только можно такую фразу сконструировать - "плохо информированные ученые" -бред какой-то!
Сергей Сергеевич
05.12.19 08:39
пампрафьти --- 7 из которых воспринимаЮЮЮЮЮтся
Сергей Сергеевич
05.12.19 09:09
Тем не менее,,,,,,,,,
Alex Ponomar
05.12.19 10:01
поправьте
Сергей Сергеевич
05.12.19 11:36
А как Вы узнали, что это за слово?Значит -- информация дошла.
Alex Ponomar
05.12.19 12:56
А что ж вы до других тогда с запятыми и грамматикой докапываетесь?
Сергей Сергеевич
06.12.19 16:01
патамушта вы асобиный
Alex Ponomar
06.12.19 16:43
Что с вами не так?
егор деревенский
16.11.20 19:43
в руСком языке нет правл . правила придумали пришлые чтоб понимать руСкий язык. пришлые немчура и назвала новый язык с правилами ПруССким
Alex Ponomar
16.11.20 19:45
Вот это да, новое слово в филологии.
Александр Тарасов
24.01.20 07:15
Если мы говорим о цвете, то он таков, каким его воспринимает человек без нарушения цветовосприятия. Поэтому, нельзя говорить, что цвет Солнца чёрный. Цвет есть цвет, звук есть звук, вкус есть вкус.
Олег Гетманец
03.09.20 00:17
В вакууме вода станет не шаром, а паром...
Дмитрий Сажко
03.09.20 08:58
Правда?
Дмитрий Юнак
03.09.20 17:26
И я поумничаю. Это не вакуум. Это невесомость.
Георгий Верблер
24.09.20 06:10
В вакууме вода не становится шаром, не путайте вакуум с отсутствием гравитации.
Victor Gospodinov
22.11.19 15:31|изменено
Дмитрий, Вам в детстве банки на спину ставили? Какие от них синяки видели? Так вот в вакууме вы в такой большой банке, только давление там в тысячи раз ниже. Так что разорвет Вас Дмитрий в вакууме, как пить дать разорвет. Тоже касается температуры - в космосе она есть. Это 0 по Кельвину или -273 С ( примерно). Возвращайтесь Дмитрий в школу и повторите физику.
Нёладу Жёрднепыв
22.11.19 15:36|изменено
Отряд 731 экспериментально подтвердил, что разорвет при очень низком давлении. Не только кровь, все жидкости в организме закипят.Что касается температуры, она в космическом пространстве условна: там нечему её передавать, вступать в тепловое равновесие.А излучение Сол отлично может поджарить и подарить лучёвку в качестве бонуса, если повезёт.
Pimpf Ru
17.12.19 19:09
В открытом космосе нечему передавать температуру. Будь там хоть минус тыща (я знаю про 0 по шкале Кельвина - утрирую), болтаясь в космосе без скафандра и ничего не трогая, потеря собственной температуры будет происходить пренебрежимо долго. Потому что нечему будет эту температуру забирать. Не исключаю при этом, что если голому космонавту приспичит поползать по поверхности МКС, он может остыть практически сразу. При условии, что МКС холоднее, чем голый космонавт.Давление в вакууме всего на одну атмосферу меньше, чем на Земле. Не разорвёт. Будет некомфортно, но не смертельно.
Сергей Сергеевич
15.05.20 18:54
То же касается температуры
Исаак Фридман
27.09.23 00:13
хоть один адекватный комментатор. Как вообще можно было такое написать "нет температуры", "не холодно, не горячо"... Не холодно, не горячо - это уже КАКАЯ-ТО ТЕМПЕРАТУРА
Serge Podoliy
22.11.19 20:35
Автор, статья ужасная! Что за бредовая формулировка: "У космоса нет температуры. Он не холодный и не горячий — никакой". Средняя температура в открытом космосе составляет минус 270,45 по Цельсию. Немного выше Абсолютного нуля из-за реликтового излучения. И, вообще, понятие "никакой" противоречит физике - всё имеет свои показатели. Можно продолжать и дальше. Про Лайку, например. очередная расплывчатая формулировка: "Первой в космос полетела собака Лайка". Среди кого? Среди животных? Да! А, вообще-то там был ПЭЭСик - первый спутник. А уж заголовок какой: " ..стыдно верить". Блин, я прям сгорел от стыда! Автор, а вам самому-то не стыдно за такую мракобесную ахинею? И ведь кто-то поверит вам, а не официальной науке. В "железную деву" и на костёр!))))
Нёладу Жёрднепыв
22.11.19 21:35
Меня радует наличие дураков, роющихся в бесконечных малостях.
Andrei Tsarev
22.11.19 22:28
А мне нравится. Сидел человек, не знал чем заняться. А тут, бац, Википедия, Энциклопедия, консультации с коллегами по НИИ! Ломает копья! И опа! Рабочий день закончился! Спасибо Лайфхакер!
Serge Podoliy
07.12.19 16:20
Трудно, наверное, девушке с таким именем и фамилией - хоть с начала их читай, хоть с конца. да к тому же думающей, что она умная и остроумная. Да?)))
Сергей Сергеевич
05.12.19 11:40
я прям сгорел от стыда --- Вы лжёте.
Pimpf Ru
17.12.19 19:22
Средняя температура в открытом космосе - это не температура как таковая, а предел, до которого может остыть находящееся там тело. Никто не спорит, что рано или поздно всё, что находится в открытом космосе в условиях вакуума, остынет.Вспомните походные вакуумные термосы, в них теплообмен происходит только по узкому кольцу, соединяющему внутреннюю и внешнюю колбу, между которыми ничего нет, что и позволяет сохранять температуру долго.
Исаак Фридман
27.09.23 00:18
нет. Средняя температура - это температура как таковая. ~ (−270 °C)
Дмитрий Сажко
31.03.20 12:14
Если уж на то пошло, Фау-2 оказалась в космическом пространстве раньше Спутника.
Исаак Фридман
27.09.23 00:16
еще один адекватный комментатор среди толпы верующих. Спасибо.
Андрей Николаев
23.11.19 00:31
Про температуру.Замёрзнуть очень даже можно. Тело космонавта тоже будет излучать, как и всякое нагретое тело. Если пренебречь поглощаемым излучением (например, далеко от Солнца или в тени более крупного тела), а космонавта заменить цилиндром высотой эдак 1,8 м и радиусом 0,3 м, то такое абсолютно чёрное тело примерно в 300 кельвинов будет остывать на 1 градус около 15 минут. (Цифры помню, т.к. именно такая задача в давние времена разбиралась в журнале "Квант", когда я школьником оттуда задачки решал.) Конечно, потом будет помедленнее, но часов так через 6 будет уже всё равно.
Kara But
23.11.19 03:30
Дело в том, что тело будет остывать гораздо быстрее на Земле, на воздухе, например при той температуре на улице, как сейчас. В космосе медленнее. Поскольку излучение такое же, но на Земле добавляется охлаждающий теплообмен. Именно про это и было написано.
Андрей Николаев
23.11.19 23:03
Внимательно читаем, про что было написано на самом деле."И если вы окажетесь в космосе без скафандра в тени планеты, то, скорее всего, испытаете лёгкую прохладу из‑за испарения воды с поверхности кожи. Но до твёрдого состояния точно не заморозитесь."Ан нет, не про сравнительную скорость охлаждения в космосе и на Земле, а про то, можно ли за разумное время сильно замёрзнуть в космосе. Так вот - вполне себе можно. Как и свариться, если, например, около Меркурия не в тени летать.
zloi bober
30.11.19 11:35
Живое тело будет быстрее тепло вырабатывать чем остывать, в результате перегрев. Т.ч. замерзнуть не получится. Если тело уже сдохло, то да, замерзнет, но это и так понятно.
Vampir
24.11.19 07:08
автору 5
Дмитрий Сажко
25.11.19 12:19|изменено
Лет... В душе.
Sergey Lysov
25.11.19 11:42
...приблизительную цифру в 10 миллионов... (с)/Такой ЦИФРЫ не существует.
Дмитрий Сажко
25.11.19 12:18
Спасибо, исправил.
Taras G
25.11.19 23:20
Про астероид и космические корабли бред. Некорректно по астероидам солнечной системы делать вывод о всей вселенной. Аналогично по двигателям, как правило в фильмах про космос технический прогресс гораздо более сильно развит, и там двигатели могут работать совсем по другому.
Дмитрий Сажко
26.11.19 16:43
Иными словами, в Солнечной системе уникальные астероиды, расположенные далеко друг от друга, а в остальной вселенной нормальные, тесно скученные. Понятно. Двигатели могут работать по-другому, никто не спорит. Но при входе в атмосферу космический корабль обязан тормозить, а не разгонятся. Тем не менее в «Прометее», «Хищнике» и прочих «Звездных войнах» мы видим, что корабли и задом не поворачиваются перед входом в атмосферу, и двигатели не выключают, а летят как летели.
Taras G
26.11.19 20:30
1) В остальной вселенной астероиды могут быть какими угодно.2) Да с чего вдруг обязан тормозить? В тех же звездных войнах НТП позволяет уничтожать планеты, строить звезду смерти, летать на сверхсветовой скорости, менять гравитацию, создавать силовые щиты...На этом фоне посадка на планету вообще мелочь.
Дмитрий Сажко
27.11.19 09:28
Если вы попробуете влететь в атмосферу планеты на околосветовой скорости, то случится взрыв.
Taras G
27.11.19 21:13
Ааа, вы видимо полетали уже?) Как вы можете утверждать то, чего еще не придумали?
Дмитрий Сажко
28.11.19 13:21
Сам я ничего не берусь утверждать. Но вот физик из НАСА Рэндалл Монро рассказал, что будет, если разогнать бейсбольный мяч до околосветовой скорости в атмосфере. Вот что будет. https://chtoes.li/relativistic-baseball/ А теперь подумайте, если такое учинит бейсбольный мячик, что получится с кораблем, который немножко так больше по массе.
Taras G
30.11.19 21:53
Круто! И все же если технологии будущего позволяют летать на околосветовой скорости (что тоже фантастика по текущим меркам), то почему бы не существовать технологии решающую описанную в статье проблему? А вообще о полетах в атмосфере на околосветовой скорости никто и не говорил)
Марат Галеев
09.07.20 19:15
Чтобы разбираться в чем-то, необязательно это пробовать. Нагляднейший пример - метеориты в земной атмосфере. Они даже не со скоростью света врываются в нее. Или части космических аппаратов - сгорают на гораздо меньших скоростях.
Taras G
15.06.21 17:07
Еще как обязательно, иначе это просто теории. Ученые извергают их пачками, но далеко не все верные.Это как раньше говорили что Земля плоская и трудно было опровергнуть, но сейчас это просто смешно. По поводу метеоритов... никто не говорил что звездолет будет влетать в атмосферу как кусок камня. Технологии будущего могут работать совершенно по другому принципу.
Дмитрий Сажко
15.06.21 17:27
То, что Земля круглая, так-то ещё древние греки высчитали
Taras G
15.06.21 22:42
Так-то то что Земля плоская считали ещё раньше)
Игорь Казаринов
21.04.20 20:05
А что, кольца Сатурна астероидами считать не получится? Между ними расстояние точно гораздо меньше...
Олег Рыбаков
26.11.19 14:14|изменено
Насчет безвредности пребывания незащищенного человека в космосе - это вы нашим погибшим при спуске 3 космонавтам расскажите, у них дыра то с пятикопеечную монету образовалась всего. А от себя могу добавить - я с вакуумным оборудованием работал, так вот, ставишь пол-стакана воды (чтоб не расплескалось) под откачку, он через секунд пять кипит взрывобразно потом за несколько секунд слой льда сверху воды 1,5 см образуется, вот и представте что с вашими легкими, желудком, глазами и т.д. будет. Да кстати насчет не холодности космоса - если вы находитесь на не освещенной солнцем стороне( вот там жарко) то тепло теряется не только теплопередачей( ваши жидкости при отсутствии давления быстро испаряются) но и излучением ( любое тело выше абсолютного нуля излучает) обратного переизлучения и теплопередачи нет( вы в космосе в него все уходит и не возвращаеся ) и если нет теплоизоляции(скафандр) будет таки очень очень холодно.
Дмитрий Сажко
26.11.19 14:30
Если вы найдёте в тексте фрагмент, где говорится, что вакуум безвреден — будьте добры, процитируйте. Я такого не писал.
Олег Рыбаков
26.11.19 14:38|изменено
"И если вы окажетесь в космосе без скафандра в тени планеты, то, скорее всего, испытаете лёгкую прохладу из‑за испарения воды с поверхности кожи. Но до твёрдого состояния точно не заморозитесь." - По физике вам твердый 1 из 5.И еще - " У космоса нет температуры. Он не холодный и не горячий — никакой Human Exposure to Vacuum : в вакууме нет конвекции и теплопроводности. Вообще, вакуум — хороший термоизолятор." - умиляет!
Дмитрий Сажко
26.11.19 16:34|изменено
1. Сначала почувствуете легкую прохладу. Потом боль в груди из-за разорвавшихся легких, в ушах из-за лопнувших перепонок и по всему телу из-за образования пузырьков азота в крови. Потом, секунд через десять, потеряете сознание. Потом вы умрете и ничего уже не почувствуете. Но в ледяную статую ваш труп не превратится, из-за испарения жидкости вы скорее мумифицируетесь. За несколько месяцев. 2. Температура - это свойство материи. Вакуум - это что, материя? Да, и вы скопировали название статьи сотрудника НАСА Джеффри Лэндиса - Human Exposure to Vacuum, на которую я ссылался. Полагаю, ученый из НАСА должен знать, какой из себя космос? http://www.geoffreylandis.com/vacuum.html
Victor Gospodinov
27.11.19 09:39|изменено
Вакуум , Дмитрий, это материя, точнее особое состояние материи. В квантовой физике есть понятие электрон позитронный вакуум Дирака. Если совсем упрощенно, то в вакууме под воздействием электромагнитного поля могут рождаться пары электрон позитрон частица и античастица, т.е. вполне материальные частицы. Но это, Дмитрий, уже изучают в университетах, а Вам , как я уже писал ранее, надо возвращаться в школу.
Дмитрий Сажко
27.11.19 10:26
Окей, хорошо. Я понял. Я ничего не знаю. Просветите же меня. Значит, в вакууме можно замерзнуть до состояния статуи за пару секунд и одновременно взорваться изнутри?
Victor Gospodinov
27.11.19 12:30
Сначала, взорваться за пару секунд, затем то что останется постепенно остынет до состояния статуи.
Олег Рыбаков
27.11.19 15:25|изменено
Видимо сотрудник НАСА не в курсе, что теплопередача осуществляется не только соударением частиц но и электромагнитным излучением ( кстати это тоже материя), а излучать в вакуум нагретой материи , состоящей из частиц, ничто не мешает и будет охлаждаться она до температуры реликтового излучения где то до 3 Кельвинов или -270 по Цельсию , поэтому и колбы термоса напыляют зеркальным слоем, чтобы излучение отразить назад в объем.
Михаил Клыков
17.12.19 20:50
>температура - это свойство материи. Вакуум - это что, материя?Всё существующее — материя. Она бывает трёх видов: поле, вещество и физический вакуум. Школьный курс физики.
Николай Иванюженко
03.09.20 18:04
Поле материя или свойство материи?
Михаил С.
29.01.20 15:58
Наши космонавты погибли от гипоксии из-за ДЛИТЕЛЬНОГО отсутствия воздуха.Будь у них хоть дыхательные маски, как в самолетах вываливаются пассажирам - ничего бы не случилось.Касательно экспериментов со стаканом воды Вы абсолютно правы. Но там вода открытая и может свободно испаряться. В этом всё отличие. А теперь положите в вакуумную камеру кусок мяса. Вы сильно дивитесь от того, насколько другим будет эффект. Точнее - его практически не будет. А если добавить кожу на это мясо - вообще ничего не произойдет.На счет глаз - Вы отчасти правы. В вакууме большой риск повредить глаза. Именно из-за испарения влаги они замерзнут. Но если их закрыть - ничего страшного не произойдет.В скафандре главная проблема - перегрев. 2/3 запаса воздуха используется не для дыхания, а тупо выбрасывается для отвода тепла тела. Если тепло не отводить человек быстро сварится в собственной теплоте.
Олег Рыбаков
29.07.20 10:26
Анализ записей автономного регистратора бортовых измерений «Мир» показал, что с момента разделения отсеков на высоте более 150 км давление в спускаемом аппарате стало резко снижаться и в течение 115 секунд упало до 50 мм рт. ст. Темп снижения давления соответствовал открытому вентиляционному клапану. Комиссия пришла к однозначному выводу: при разделении отсеков преждевременно и несанкционированно открылся вентиляционный клапан. В результате спускаемый аппарат разгерметизировался, и это привело к гибели космонавтов.Положение тел членов экипажа свидетельствовало о том, что они пытались ликвидировать утечку воздуха, однако в экстремальных условиях тумана, который заполнил кабину после разгерметизации, сильных болей по всему телу из-за острой декомпрессионной болезни и быстро пропавшего слуха из-за лопнувших барабанных перепонок космонавты закрыли не тот клапан и потеряли на этом время. Когда Георгий Добровольский (по другим данным, Виктор Пацаев) обнаружил истинную причину разгерметизации, ему уже не хватило времени устранить её.Поисковая группа обнаружила экипаж без признаков жизни. Были проведены реанимационные мероприятия, не увенчавшиеся успехом: повреждения тканей из-за декомпрессионной болезни оказались несовместимы с жизнью. Последующее вскрытие показало наличие пузырьков воздуха по всей кровеносной системе космонавтов, воздух в камерах сердца, а также лопнувшие барабанные перепонки.
Василий Васильевич
01.12.19 01:03|изменено
Насчет KSP.. да... Это не игрушка. Это полноценный симулятор космических полетов. Лично я такой ждал еще с 70х годов, когда только-только появились примитивные программы для программируемых калькуляторов в журнале Наука и Жизнь. По описанию было прикольно, но хотелось более существенного... и .. не прошло и 40 лет, как появилось то, что , лично я искал давным давно. Это вот эта программа Кербал .... Я уже в ней несколько лет. Выходят сотни модов. Искал , искал, а напоролся случайно. Освоение хотя бы Солнечной системы со скоростями 8 или 11 км.сек..это просто тупик. Летать , скажем , к Марсу пол года , а потом обратно столько же... а к Юпитеру, ... Сатурну.... застрелиться .... Вот и в этой , как бы игрушке, но это ни хера не игрушка, тоже в начальном варианте все подчинено небесной механике, там тоже по началу интересно, но всё это так долго.... так долго.... даже с ускорением времени в 100 тыс. раз.. (сто тысяч раз, если кто не понял, это не ошибка... сто тысяч раз) замучаешься ждать, пока долетишь до какой либо планеты, но.... По ходу пьесы появлялись моды с фантастическими движками. На данный момент , лично я использую "варп" двигатель... Это сверхсветовой движок. Вот и в натуре, Человечество ищет пути. Летать со скоростями 10 км. сек. это лучше вообще никуда не летать. Нужны скорости на порядки выше. Т.е. 100, 1000 км сек. ну хотя бы... Но это только для нашей звездной системы. Тобишь Солнечной, а уж если в Галактические дали, то.... извините это должны быть скорости опять же , на порядки превышающие скорость света. А уж если в МЕЖ Галактические , то .. ну... как в фантастике... всякие нуль переходы, подпространственные двигатели и .. пр.. и т.д. и т.п... По другому ........НИКАК,.. альтернативы ВОООБЩЕ нет.
Алим Аджиев
04.12.19 11:05
Хорошая статья, все верно написано. Добавлю только, что хотя орбита земли эллиптическая, этот эллипс очень мало отличается от круга. Считается, что за счет этого в Южном полушарии лето едва заметно жарче, а зима едва заметно холоднее, чем в Северном.
Jordan Smyth
04.12.19 16:37
Нужен еще один факт специально для плоскоземельщиков. 11. Земля не плоская!
Сергей Сергеевич
05.12.19 13:44
Тем не менее,,,,,,,,,,,,,, у спутника Земли
Наталья Мурахтанова
05.12.19 14:01
Запятая не требуется: http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%22%D1%82%D0%B5%D0%BC%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B5%22
Сергей Сергеевич
06.12.19 15:54|изменено
Посмотрел. Там сидят двоечники, не учившиеся в школе. Так как им не ставят "колы" за то, что они там пишут, то они и пишут, что в голову взбредёт.
Тимофей Бондаренко
13.12.19 09:45
Первый пункт неточен. Все зависит от баланса получаемого солнечного излучения и собственного теплового излучения в пространство. Если очень далеко от солнца - то охлаждение до очень низких температур неизбежно - ср. температуры на дальних планетах.Но, разумеется, это происходит не мгновенно.
Михаил Клыков
17.12.19 19:07|изменено
В статье озвучена масса заблуждений автора. Во-первых, температура в космическом пространстве имеется. Она находится примерно на уровне абсолютного нуля. Ближе к Солнцу она выше. Температура космического пространства замерялась с АМС прямыми измерениями при помощи вакуумно-эмиссионных термометров (надеюсь, автор знает, что это такое, иначе ему не стоит браться за подобные статьи). В области внешнего космоса (за Главным поясом) она имеет порядка -250°С, на орбите Земли около -120°С. Но под прямым светом солнца она достигает +150°С на орбите Земли. Поэтому, находясь в тени планеты тело человека, попавшего без скафандра в вакуум, превратится в хрупкую массу из-за: 1. леофилизации (вакуумного высушивания) тела; 2. резкого охлаждения. Дальнейший нагрев при выходе из тени роли уже не сыграет — он лишь опалит освещённую сторону, подобного профильному ожогу от вспышки ядерного взрыва. Во-вторых, лопнуть в космосе действительно не удастся. Но лопнуть как шарик. Однако время вашей жизни в открытом пространстве будет составлять всего несколько секунд. А дальше… Попробую кратко описать процессы, которые будут происходить при попадании человека в открытый космос без скафандра. Сначала лопнут (а точнее взорвутся) ваши лёгкие, глаза и кишечник. Причина — резкий перепад давления от одной физической атмосферы до глубоко вакуума, что приведёт к барическому взрыву. Выдохнуть вы не успеете — отёк слизистых перекроет ваши дыхательные пути. Упругости рёбер, мышц и кожи не хватит, чтобы противостоять силе давления газа в лёгких. Вместе с лёгкими лопнут и барабанные перепонки. Затем ваша кровь закипит — резкий перепад давления вызовет выделение азота и других газов, растворённых в плазме крови, и пузырьки газа при этом закупорят кровеносные сосуды, что и будет прямой причиной смерти (задохнуться человек не успеет). Кстати, этот процесс по-научному называется эмболизацией, а не придуманным автором словом "эмбуллизм". А далее через поры кожи испарится вся жидкость, превратив остатки тела человека (то, что останется после барического взрыва полости тела) в высохшую мумию. Остальное доделают перепады температуры и проникающая радиация (в первую очередь потоки высокоэнергетических частиц). На собаках проводились несколько иные опыты: собак помещали в вакуумную камеру, в которой ДАВЛЕНИЕ ПАДАЛО ПОСТЕПЕННО. Собаки погибали от декомпрессии при снижении давления на треть от нормального в течении 1 — 1,5 минут. В космосе картина будет иной — там декомпрессия будет мгновенной или, говоря другим термином, взрывной. Похожие процессы происходят, когда человека разрывает на куски в точке взрыва — после подрыва боеприпаса и "выхода" ударной волны (сферы расширения газов — продуктов взрыва) человек на мгновение оказывается в вакуумном пузыре. Этих долей секунды вполне хватает для того, чтобы тело "взорвалось", "разлетевшись" на мелкие куски. В космосе же давление намного меньше, чем в зоне отрицательного давления ударной волны. В-третьих, чёрная дыра — не сфера, а трёхмерная воронка, ведущая в сингулярность. Проще говоря, это вывернутая в себя сфера. То есть (говоря простым языком), если вы будете смотреть на чёрную дыру, глядя в середину её проекции, вы будете видеть непроницаемо-чёрное пятно, окружённое ореолом аккреционного диска. А если переведёте взгляд на край, то увидите дыру, в которую стекает его вещество.В-четвёртых. Первой в космосе побывала Лайка — она совершила первый круговой полёт. А первыми вернулись — Белка и Стрелка. Американские дрозофилы совершили не полёт, а подъём на условную границу космоса (100 км).В-пятых, полёт через обломочное облако (частный случай его — пояс астероидов) корабля с достаточно большой курсовой проекцией заставит пилота изрядно попотеть. Постоянные орбиты и расстояния порядка миллионов км имеют только самые крупные объекты облака. Остальные объекты (особенно с размерами менее десятков км) имеют "дрейфующие" и нестационарные орбиты. И расстояния между ними имеют порядок от нескольких тысяч км до сотен метров. На второй и третьей космической скорости опасными будут уже объекты размером порядка сантиметров, а расстояние между ними имеют порядок сотен метров (при второй космической это расстояние ничтожно). Приводить пример "Вояджеров" или "Пионеров" и других АМС, прошедших через Главный пояс не корректно: Главный пояс довольно разрежен из-за влияния планет-гигантов, осаждающих на себя большую часть нестабильных объектов; сами аппараты представляли собой небольшие ящики размерами порядка метров, самым крупной деталью которых являлись антенны и штанги магнитометров, но последние имеют (для облегчения массы) ажурную конструкцию и "прозрачны" для пыли и более крупных объектов, а антенны представляют собой упругий "зонтик", т.к. имеют складную конструкцию, и в полёте всегда ориентированы на Землю, т.е. "смотрят назад", представляя собой фактически обтекатель, с которым частицы пыли сталкиваются не по нормали, а по касательной. Поэтому вероятность столкновения их с нестабильными объектами очень низка. Даже самый маленький пилотируемый корабль будет по сравнению с ними гигантским и вероятность его столкновения с объектами облака будет гораздо выше.В-шестых, по гомановской траектории аппараты летают только по инерции, что делается исключительно по одной причине — экономия топлива и уменьшение за счёт этого массы аппарата. К тому же полёт по инерции позволяет использовать для разгона аппарата гравитацию, в частности пертубационный манёвр ("эффект пращи"). При активном полёте с постоянным ускорением с включёнными двигателями полёт может проходить по хорде пространства ("по прямой"). Это даёт массу преимуществ: возможность активного манёвра, возможность коррекции курса, возможность создания "искусственной тяжести", уменьшение времени полёта. Но это даёт также и неудобства: необходимость иметь большой запас топлива и значительное увеличение массы аппарата, возникновение перегрузок (они и создают эффект "искусственной тяжести"), невозможность использования гравитационных манёвров (при включенных двигателях), необходимость активного торможения во второй фазе полёта. На Луну пилотируемые корабли летели не по переходной ("гомановской") орбите, а по хорде пространства с постоянным ускорением, производя торможение при выходе по касательной траектории на окололунную орбиту. И все проекты пилотируемых марсианских кораблей и атомных звездолётов начала космической эры предусматривали именно активный полёт по хорде.
Victor Gospodinov
06.02.20 12:04
Один из нормальных ответов, а то мне тут пишут, что человек в вакууме это закупоренная бутылка с водой )))
Дмитрий Сажко
24.02.20 10:46
Американские дрозофилы совершили не полёт, а подъём на условную границу космоса (100 км) — чем полёт от подъёма отличается? Их что, на кране подняли? Или, по такой логике, самолёты тоже поднимаются, а не летают, потому что не выходят на стабильную орбиту?
Атака Гризли
18.12.19 22:31|изменено
"Человек без скафандра в тени планеты в вакууме ощутит лёгкую прохладу". Нет. С поверхности тела тут же начнёт испаряться вода, унося с собой тепло. Она тут же станет превращаться в снег. Закипят и заледенеют глаза, носоглотка и лёгкие. Полопаются альвеолы.Те, несколько секунд, пока вы будете оставаться в сознании будут нелёгкими, наподобие, если вы мокрый вышли на пронизывающий ветер, но много хуже.В кишечнике атмосферное давление, потеряв сознание и утратив контроль над сфинктером, вы обречены на частичное опорожнение кишечника.Через пару часов ваше тело обратится в свежемороженную тушку...
Дмитрий Сажко
24.02.20 10:48
Ссылки на исследования, в которых ваша мысль развивается, подгоните, пожалуйста.
Андрей Ненахов
23.12.19 11:32
11. Какой "д.бил" назвал планету на 3/4 покрытую водой -- Земля???? скорее Океан!!!
Нёладу Жёрднепыв
13.04.20 01:40
Тогда уж "Камень". "Легированная сталь" - совсем точно будет)
Александр Колдаев
18.02.20 10:44
"Познания, которыми не обладали древние, были обширны!"Дневник простофили Вильсона.Марк Твен
Олег Крафт
12.04.20 17:05
Споры в комментариях едва ли не интереснее, чем статья. :) Но в целом возникли из-за не совсем точного описания в статье. По поводу "замерзания" — рано или поздно человек замерзнет, да, но умрет он не от этого, а от гипоксии (задохнется, то бишь). Тем более не будет эффекта "шоковой заморозки", как это демонстрируют в некоторых фильмах: человек вылетел из шлюза без скафандра, прошла секунда, и всё, ледышка, еще и инеем покрылся. Лопнуть тоже не лопнет, или опять таки, не сразу и не весь, поэтому то, что показывают в фильмах: кто-то застрял без скафандра в шлюзе, который открывается, его друзья на "безопасной" стороне шлюза, бегают, вопят и пытаются остановить открытие внешней двери, а потом крик, блямс и смотровое окошко внутренней двери шлюза густо покрывается "кетчупом" — такого не будет. :) Что до полетов космических кораблей во всяких "Звездных войнах" — это вообще отдельная история. Там корабли успешно маневрируют в космосе с использованием только задних двигателей, летают в вакууме, словно истребители в атмосфере, начинают "тормозить" в вакууме, если выключают двигатели и прочее и прочее. И звуки еще: лазеры стреляют, корабли взрываются, и всё это прекрасно слышно. Суть в том, что в фильме никто и не пытался показать физически достоверный космос, так что ориентироваться на "космо-оперы" и вообще как-то сравнивать их с реальным положением дел — бессмысленно. Это не ошибка, а намеренное допущение ради зрелищности.
Нёладу Жёрднепыв
13.04.20 01:38
Как говорит один замечательный кинокритик: "Какие оглушительные взрывы в вакууме" При выходе в кузьмическое пространство без скафандра из тулова вылетит всё, что не соответствует парциальному давлению.
Мирлан Жапаров
22.04.20 20:49|изменено
Перепад давления одна атмосфера и почти отсутствие давления не одно и то же. Сравните условие 100 атмосферы и 99 атмосферы. Теперь условие 1 атмосфера и 0 атмосферы. А 0 всегда 0, независимо от того какой был перепад до 0. Ну если по современному, то приведем к деньгам. 100 000 рублей было, потеряли 1 000 рублей, сравните с ситуацией 1 000 рублей было и потеряли 1 000 рублей. Разницу чувствуете 😉 Человеческий организм живет при наличии внешнего давления. Были ли испытания как себя чувствует организм при отсутствии внешнего давления? Опыты альпинистов не считается. Там хоть и низкое но есть давление.
Дмитрий Сажко
23.04.20 08:05
Ну написано же, проводились опыты на собаках. Собаки живы.
Хозяин Ливня
27.04.20 07:27
Откуда такие познания,позвольте полюбопытствовать? Может,дадите нам источник? Особенно интересует Вакуум-эти опыты где проводились,в пробирке в лаборатории?
Дмитрий Сажко
27.04.20 08:09
На все источники даны ссылки. Щелкаете на обведенное слово, и видите источник.
Сергей Сергеевич
07.05.20 16:16
Так что,,,,,,,,,,, у астронавтовТем не менее,,,,,,,,,,,, у спутника Земли
Влад Дракула
09.05.20 12:51
вот особенно ручка порадовала за 700 баксов
Эндрю Просто-Эндрю
21.05.20 10:51
Хан Соло попадал не в астероидный пояс, а в обломки (остатки) взорванной с помощью Звезды смерти планеты.
Sergey Kuzmichev
24.09.20 21:37
Мда, автор, ты бы постеснялся свою ахинею писать. Особенно сравнивать космические корабли из фильмов, где люди освоили межзвездные перелеты и современные примитивные консервные банки, что не могут долететь до Луны не по орбите - эпично. В космосе нет температуры? По-моему у твого мозга нет температуры за его отсутствием. В космосе присутствует остаточное реликтовое излучение, благодаря которому температура близка к абсолютному нулю, но не падает до него. Загугли что-ли.. Мухи совершили суборбитальный полет, они не достигали первой космической скорости согласно Циолковскому, поэтому их не считают первопроходцами космоса, хоть они и пересекли условную границу атмосферы и космоса - линию Кармана на высоте 100 км. Как не считают запущенных следом советских собачек Дезика и Цыгана в 1951 году, потому что это были суборбитальные полеты. Первой была именно Лайка, не вернувшаяся из орбитального полета. Остальные представления о космосе настолько глупые, что развенчать их может дошкольник.
Андрей Крапивин
26.09.20 06:10
9 пункт верен для химических двигателей. Я не думаю что прометей к другой системе летел на них - иначе даже в анабиозе долетят муммии
Михаил Левин
27.09.20 17:45
про темную сторону - это чисто англоязычный закидон. В русском всегда говорилось про обратную сторону
Игорь Сидоров
28.09.20 08:56|изменено
О как! В космосе нет температуры. Ну тогда нет и давления и объема и вообще никаких описательных характеристик какой либо среды. Там вообще нет никакой среды и ничего нет. Ни звёзд, ни планет. А может автору просто чуть-чуть умишка не хватает? Ну хватит об авторе. Насчёт температуры. Температура и давление, это описательные характеристики состояния физических тел, обусловленное внутренним взаимодействием молекул их составляющих. Из школьного курса физики знаем (в частности законов термодинамики), что тела при взаимодействии стремятся к тепловому балансу. Космос такая же среда, состоящая из различных частиц различных веществ, которой также будет являться оказавшийся там объект. И этот объект просто отдаст свою энергию вовне различными способами, а космос её поглотит и распределит равномерно внутри себя, чуть-чуть увеличив при этом вышеуказанные описательные характеристики.
Олег Николаевич
28.09.20 09:10
В вакууме нет молекул. Поэтому нет давления. Нет движения молекул. Поэтому нет температуры. В космическом пространстве так мало молекул, что можно считать его вакуумом, а микроскопическими значениями пренебречь.
Игорь Сидоров
28.09.20 15:03
Давление есть и почти равно абсолютному нулю. И температура (по причине отсутствия движения молекул равна около 0К или почти -273С. Или начнёте утверждать, что при отсутствии какого-либо молекулярного вещества вокруг, тело не будет терять энергию? Звёзды и те остывают, а уж тем более человек. Тут автор на голубом глазу вообще заявил, что человеку грозит перегрев. Частично я с ним соглашусь, если при прямом свете звёзды (по имени Солнце). Почему-то все забывают про отдачу энергии излучением, обсуждая только конвекцию.
Александр Коньков
02.10.20 16:32
Интересно и познавательно . Многого я не знал .
Zrado Gonta
03.10.20 02:07
Насчет ручки не понял, фломастеры не подходят что ли? Им гравитация не нужна.
Александр Копелевич
03.10.20 14:33
Автор, это в северном полушарии летом Земля дальше от Солнца, чем зимой, а в южном всё наоборот. Собственно, одна из причин, почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике
Дмитрий Ворожцов
03.10.20 21:06
Думаю, здесь надо вспомнить печальный полет наших космонавтов в 1971 году. При приземлении на высоте 30 км внезапно в днище отсека, где находились космонавты, образовалось отверстие, и резко упало давление. Даже хорошо физически подготовленный военный, командир корабля Волков, не успел сбросить ремни безопасности и добежать до дырки, чтобы заткнуть ее. Погибли все. После этого случая полеты возобновились только в скафандрах.
Владимир Ляхов
06.10.20 09:25
>> У Луны есть тёмная сторонаЭтот миф распространился благодаря известной пестне «Dark Side of the Moon». В России никогда не называли эту сторону «тёмной», всегда — «обратной» или «невидимой», что правильно.>> как тёмная сфера, окружённая аккреционным диском из падающего на неё газа.У ЧД может не быть аккреционного диска>> Они включаются два раза, для разгона в начале и для торможения в конце, остальной путь корабль проделывает по инерции.В действительности импульсов всегда не два, а гораздо больше. Почти невозможно двумя импульсами сразу получить нужную орбиту.
Дмитрий Борисов
09.10.20 18:35|изменено
Пункт 5. только дополню. Около 70% солнечного света выделяется в зеленом волновом диапазоне, поэтому с научной точки зрения Солнце зеленое. НО! Это спектр вне видимого диапазона, который виден нам как практически белый.7 фактов из 10 знал. 3 оказались новыми. Статья отличная!
Дмитрий Захаров
12.10.20 15:08|изменено
Ну вот чтобы и в комментах, чушь не пороть и автор, идиотом не быть. Почитайте на каком расстоянии от земли, летает МКС, что такое Термосфера. Почитайте какая температура там и какая в глубоком космосе, в межзвёздном пространстве. А то ля развели тут ромашку, жарко, холодно. Подменять понтия не нужно, а вот выдавать обрывочную информацию, как я вот факт сказал, это признак идиота - манипулятора. Ах и да, солнце белое... Класс I — белые и голубые звёзды с широкими линиями поглощения водорода в спектре, такие, как Вега и Альтаир; включает в себя современные класс A и начало класса F. Класс I, подтип Ориона — звёзды класса I с узкими линиями в спектре вместо широких полос, такие, как Ригель и γ Ориона; соответствует началу современного класса B. Класс II — жёлтые и оранжевые звёзды со слабыми линиями водорода, но с отчётливыми линиями металлов, такие, как Солнце, Арктур и Капелла; включает в себя современные классы G и К, а также конец класса F. Класс III — оранжевые и красные звёзды, в спектре которых линии образуют полосы, темнеющие в сторону синего, такие, как Бетельгейзе и Антарес; соответствует современному классу М. Класс IV — красные звёзды с сильными полосами и линиями углерода, углеродные звёзды. Класс V — звёзды с эмиссионными линиями, такие, как γ Кассиопеи и β Лиры Угадаете, к какому классу, относится наше солнце ? =) Ладно, а то и тут фантазию включать начнёте...Оно G2V, по гарвардской классификации G - 5000—6000 цвет жёлтый, видимый свет жёлтый. Цвет и светимость( яркость), опять же подменил как понятие, и как давай, за вот есть факт выдавать...!!!
Olga Drogaytseva
17.10.20 10:05
хм .... нам всё это в средней школе преподавали. предмет такой был - астрономия.
Михаил Сотников
24.10.20 11:50|изменено
Действительно стыдно не знать что Солнце желтый карлик И тем более выставлять эту дремучесть на всеобщее обозрениеПо крайней мере так классифицируют Солнце астрономы Земли
Алексей Кашпанов
30.12.20 12:53
Что-то на мой взгляд весьма смело по поясу астеройдов в Солнечной системе судить обо всех поясах в космосе. Ну и утверждать о том, что если при современном уровне технологий корабль сажают по инерции, то остальное бред, тоже не корректно. Это не в фильмах бред показывают, а технологии у нас такие. Иначе не понятно, почему на маневрах в атмосфере внимание заострили, а на перемещения на сверсхсветовых скоростях - нет. Тоже ведь бред согласно текущему пониманию физики. В остальном классно! Особенно тот момент, что -273 градуса в космосе из-за вакуума не ощущаются ни как холод, ни как тепло.
Дмитрий Сажко
30.12.20 14:07
В других системах законы физики вряд ли отличаются. Даже в кольцах Сатурна расстояние между частицами весьма внушительное. Кольца у него состоят из материи всего на 3%, остальное - пустое пространство. А при этом их так хорошо видно. Если в других системах есть такие огромные и тесные пояса астероидов, как в "Звездных войнах", их было бы видно ещё лучше, несмотря на расстояние.По поводу кораблей - лично мне непонятно, почему корабль должен светить какими-то чудо-двигателями, пока летит вперёд, но не должен поворачивать их в другую сторону, когда тормозит. Видно, что корабли в большинстве фильмов летают, как ездят машины. Движок включен, едет, движок выключен - останавливается. В реальности корабль, не тормозящий свое движение, так бы и продолжал лететь мимо планеты в дебри космоса.
Диман Стеган
25.02.21 01:50
Я осознал,что что на земле все запутано и много лгут. Для того что бы человек не знал кто он есть на деле.
Павел Хант
26.03.21 12:56
Исаак Фридман
26.09.23 23:40|изменено
"У космоса нет температуры. Он не холодный и не горячий — никакой" - что значит никакой? Бред собачий. Не верьте на слово таким умникам. Температура в космосе - это абсолютный нуль - (-273,15 °С). Вот и попробуйте не превратиться в лед.
Исаак Фридман
26.09.23 23:56|изменено
"У космоса нет температуры. Он не холодный и не горячий — никакой" - автор точно не в себе, раз делает такие бредовые заявления. Никакой - это какой? Как ощущается эта "никакая температура" по-твоему? Не холодный и не горячий - это уже КАКАЯ-ТО ТЕМПЕРАТУРА. Температура космического вакуума - абсолютный нуль. (−273,15 °C). Это еще в 7 классе на уроках физики рассказывают. Поэтому таки да, ты замёрзнешь на смерть. Режиссеры фильмов знают больше, чем автор поста.
Что вы могли пропустить
Кто такие отроверты и стоит ли себя к ним причислять
Кто такие отроверты и стоит ли себя к ним причислять
0
17 октября
Жизнь
Ликбез
Как понять, что собака рожает, и как ей помочь
Как понять, что собака рожает, и как ей помочь
0
16 октября
Жизнь
Ликбез
Суперсилы в пожилом возрасте: 5 способов помочь бабушке или дедушке чувствовать себя лучше
Суперсилы в пожилом возрасте: 5 способов помочь бабушке или дедушке чувствовать себя лучше
0
15 октября
Жизнь
Жизнь
3 приёма, которые помогут говорить о сложном простыми словами
3 приёма, которые помогут говорить о сложном простыми словами
0
13 октября
Жизнь
Колонка
11 бойцовских пород собак, с которыми не страшно гулять по ночам
11 бойцовских пород собак, с которыми не страшно гулять по ночам
0
13 октября
Жизнь
Ликбез
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  
0
13 октября
Жизнь
Жизнь
10 стыдных вопросов о фобиях: отвечает психиатр Дмитрий Заносов
10 стыдных вопросов о фобиях: отвечает психиатр Дмитрий Заносов
0
13 октября
Жизнь
Колонка
5 установок, которые многие принимают за любовь к себе. И зря
5 установок, которые многие принимают за любовь к себе. И зря
0
9 октября
Жизнь
Книги
Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 
Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 
0
9 октября
Жизнь
Жизнь
Сколько длится беременность у собак и как позаботиться о питомце в это время
Сколько длится беременность у собак и как позаботиться о питомце в это время
0
9 октября
Жизнь
Ликбез
Что такое философский интеллект и как он не даёт сойти с ума в современном мире
Что такое философский интеллект и как он не даёт сойти с ума в современном мире
0
7 октября
Жизнь
Колонка
Как правильно измерить температуру кошке
Как правильно измерить температуру кошке
0
6 октября
Жизнь
Ликбез
Синдром вахтёра: что это такое и как с ним бороться
Синдром вахтёра: что это такое и как с ним бороться
3 октября
«Горящая изба»
Жизнь
Как проявляется энтерит у собак и чем он опасен
Как проявляется энтерит у собак и чем он опасен
0
3 октября
Жизнь
Ликбез
8 стыдных вопросов про питание домашних животных: отвечает ветеринарный специалист
8 стыдных вопросов про питание домашних животных: отвечает ветеринарный специалист
2 октября
Жизнь
Жизнь

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Arseny Pervokoshentsev22 минуты назад

0 / 0

Всю редакторскую колонку на голодный паек (вода и хлеб) сроком на 7 дней. Перечисленные выше блюда покажутся сказкой. Зажрались. PS. Повторять пытки до тех пор, пока не начнут тарелки облизывать. PPS. В случае злостного неповиновения и нарушения режима - оставить только воду. PPPS. Всем позитива)))
15 блюд, к которым мы привыкли, но вообще-то они странные
Аватар автора комментария
Dmitry MG2 часа назад

0 / 0

У меня рутер так же висит.
Это не так работает: 22 фото, как не надо обращаться с гаджетами и техникой
Аватар автора комментария
Федя Хомяков5 часов назад

0 / 0

Рутор, Рутрекер.
Все части «Гарри Поттера» возвращаются в российские кинотеатры
Аватар автора комментария
Федя Хомяков5 часов назад

0 / 0

Смотрел через Торрент
Все части «Гарри Поттера» возвращаются в российские кинотеатры
Эксперты рассказали о пользе киберспорта для детей

Эксперты рассказали о пользе киберспорта для детей

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях