Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Декабрь без стресса
🎁 Подарки на Новый год
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Кино
24 февраля 2024

12 спецэффектов, изменивших историю кино

Всё началось с простейшего отрубания головы.
Фото автора Алмаз Загрутдинов
Алмаз Загрутдинов

Ведущий редактор спецпроектов

12 спецэффектов, изменивших историю кино

Вплоть до 1990‑х под специальными эффектами понимали не только компьютерную обработку. Термин включал в себя любые технические ухищрения, позволяющие изображать на экране несуществующие или трудновоспроизводимые вещи. Такими могли быть причудливый грим лепрекона, и куклы в виде огромных драконов, и даже обычный выстрел из холостого патрона.

Вероятно, первым фильмом в истории кино с визуальным эффектом можно считать «Казнь Марии Шотландской» 1895 года. Для сцены с обезглавливанием героини применялась техника комбинированной съёмки со стоп-кадром. Актёр (а королеву играл Роберт Томаэ) клал голову на эшафот, после этого съёмка останавливалась и все замирали. Создатели заменяли артиста манекеном, камера включалась, а палач отрубал кукольную голову. Нехитрый приём производил большое впечатление на зрителей: некоторые были уверены, что на съёмках действительно убили женщину. Визуальную «магию», трюки и иллюзии со временем стали использовать многие кинематографисты, но некоторые фильмы стали особенно важными вехами в истории спецэффектов.

1. Космический вояж в «Путешествии на Луну»

Знаковые спецэффекты в кино: космический вояж в «Путешествии на Луну»
Изображение: YouTube / Billi Bras Quintet
  • 1902 год.
  • Режиссёр: Жорж Мельес.

Наследие Жоржа Мельеса сложно переоценить. Именно он открыл фантастические возможности кинематографа показывать воображаемые миры, тогда как его коллеги предпочитали использовать камеру для съёмок статичных видео на натуре. Бывший фокусник и фотограф Мельес понял, что возможности устройства не ограничиваются банальной фиксацией того, что вокруг, поэтому начал творить. Он «отрывал» себе голову, создавал собственных клонов, снимал подводные и космические путешествия. И всё это в своём парижском павильоне.

«Путешествие на Луну» — визитная карточка режиссёра. Здесь он использует практически все придуманные к 1902 году монтажные и технические ухищрения работы с плёнкой и камерой. Для создания глубины пространства Мельес играет с масштабом и расположением декораций.

Так, у него появляются нарисованные крыши по переднему краю кадра и мелкие дымоходы на фоне, чтобы показать размер города. При помощи техники стоп-кадра, совмещённого с пиротехническими эффектами, в клубах дыма исчезают селениты (жители Луны), а зонт превращается в огромный гриб. Благодаря технике двойной экспозиции — повторной съёмки на одну и ту же плёнку — на небе перед героями-астронавтами оживают звёзды и планеты.

Кроме того, «Путешествие на Луну» считается одним из ранних киноэкспериментов с цветом. Но раскрашенную самим Мельесом катушку плёнки с недостающим финальным эпизодом обнаружили только в 2002 году.

2. Нарисованные декорации в «Новых временах»

Нарисованные декорации в «Новых временах»
Изображение: YouTube / Charlie Chaplin
  • 1936 год.
  • Режиссёр: Чарли Чаплин.

Рисовать декорации для кино начали уже в конце XIX века. Но спецэффектом этот приём стал, когда вместо раскрашенных задников на площадке операторы стали использовать специальные стеклянные накладки на объектив камеры с изображением недостающих предметов. Так на плёнке появлялись высокие горы, замки и густые леса. Метод, который назвали дорисовкой, здорово экономил средства студиям: не нужно было организовывать съёмки на натуре или платить декораторам.

Дорисовка использовалась очень широко, но именно в «Новых временах» Чарли Чаплин применил её для создания особенно волнующих трюков. Так, сцена, в которой Бродяга катается с завязанными глазами у провала в полу торгового центра, до сих пор способна пощекотать нервы. Даже если знать, что никакой опасности для актёра не существовало, потому что весь передний план с нижними этажами был дорисован.

Этот метод совершенствовался с приходом цвета в кино. Наиболее эффектные примеры дорисовки можно встретить в первых дорогостоящих голливудских блокбастерах эпохи. Например, в «Волшебнике страны Оз» при помощи такого трюка изображён Изумрудный город на горизонте, а в «Унесённых ветром» — кроваво-красные небеса из финальной сцены.

3. Город тоталитарного будущего в «Метрополисе»

Знаковые спецэффекты в кино: город тоталитарного будущего в «Метрополисе»
Изображение: YouTube / All Time Classic
  • 1927 год.
  • Режиссёр: Фриц Ланг.

Ещё одна возможность показать сложные локации, не потратив при этом целое состояние на декорации, — сделать их миниатюры. Фриц Ланг был не первым, кто придумал мастерить уменьшенные копии необходимых объектов, но ему удалось показать поистине впечатляющие возможности такой техники в своей антиутопии «Метрополис».

Секрет успеха был не только в таланте художников-постановщиков и реквизиторов: режиссёр использовал так называемый метод Шюфтана. Фоновые изображения наносились на стёкла и размещались относительно друг друга с учётом правил перспективы. Так на экране появлялись огромные небоскрёбы, длинные улицы и трассы.

По сути, метод Шюфтана — это простейший предшественник хромакея. Этот приём позволял снимать актёров сразу на фоне миниатюрных декораций с реалистичным масштабом в финальном кадре, не прибегая к двойным экспозициям и сложным комбинированным съёмкам.

4. Гигантская горилла в «Кинг-Конге»

Знаковые спецэффекты в кино: гигантская горилла в «Кинг-Конге»
Изображение: YouTube / SUPREMO NEMESIS
  • 1933 год.
  • Режиссёры: Мериан Купер, Эрнест Шодсак.

К началу 1930‑х кукольная анимация была достаточно развитой. Уже существовали короткие мультфильмы и даже фильм 1908 года «Сон о стране игрушек», в котором куклы на площадке были совмещены с людьми. Горилла из «Кинг-Конга» поражает в первую очередь размерами: мастера сделали для фильма четыре полноразмерные куклы, а также голову и руки для крупных планов.

Режиссёрам оставалось решить, как снять взаимодействие актёров с Конгом. Для этого применили новаторский на тот момент приём рирпроекции. Он предполагает, что на фон за актёром проецируется заранее снятое изображение. В «Кинг-Конге» наиболее известна подобная сцена, когда горилла берёт Энн в руку и подносит к своему лицу. Здесь настоящая только актриса, в игрушечной ладони на переднем плане, а Конг — заранее снятая кукольная анимация.

Рирпроекция и её более усовершенствованные варианты вроде фронтпроекции широко использовались в кино до тех пор, пока их практически полностью не вытеснил хромакей. Сейчас же идея проекций на площадке вновь возвращается в виде фоновых светодиодных экранов. К примеру, светодиодные экраны активно использовали на съёмках фильмов «Бэтмен» Мэтта Ривза и «Обливион» Джозефа Косински. В отличие от съёмок на синем или зелёном фоне здесь актёры сразу видят окружение сцены и объекты, с которыми нужно взаимодействовать. Кроме того, подобные приёмы удешевляют постпродакшен.

5. Полёт на лошади и джинн из «Багдадского вора»

Знаковые спецэффекты в кино: полёт на лошади и джинн из «Багдадского вора»
Изображение: YouTube / Versio Original
  • 1940 год.
  • Режиссёр: Александр Корда.

Британский фильм «Багдадский вор» считается первой картиной, в производстве которой использовали технологию хромакей — ту самую съёмку на синем фоне. В частности, мы видим это в сценах полёта султана на крылатой лошади и появления джинна из бутылки.

Предшественником хромакея была технология блуждающей маски: актёров снимали на чёрном фоне, а окружение героев — отдельно. Далее каждую плёнку поочерёдно переводили из негатива в позитив, чтобы в итоге совместить их в финальную копию.

С появлением цвета использовать этот приём стало невозможно. Роль фона сейчас выполняют зелёный и синий экраны. Эти цвета меньше всего представлены в оттенках кожи людей, поэтому их получалось быстро отделить от фона. Но важно проследить, чтобы цвет экрана не присутствовал в одежде и макияже актёров, иначе есть риск, что вместе с задником итоговым фоном покроются и зелёные штаны артиста.

6. Драка на мечах со скелетом из «Седьмого путешествия Синдбада-морехода»

Драка на мечах со скелетом из «Седьмого путешествия Синдбада-морехода»
Изображение: YouTube / Creature Features
  • 1958 год.
  • Режиссёр: Натан Юран.

Этот фильм является одной из визитных карточек культового мастера по спецэффектам докомпьютерной эпохи — Рэя Харрихаузена. И, возможно, бой Синдбада со скелетом — одна из самых запоминающихся сцен в его карьере. Для этого Харрихаузен использовал метод dynamation. Актёр отыгрывал полностью свою партию, затем эта запись проецировалась на площадку, где постановщик делал покадровую съёмку куклы. Примерно то же, что и рирпроекция, только наоборот.

Драку со скелетами в намного более эффектном ключе Рэй Харрихаузен поставил позднее для фильма «Ясон и аргонавты»: здесь герой уже бился не с одним, а с шестью противниками.

7. Поющая птичка из «Мэри Поппинс»

Знаковые спецэффекты в кино: поющая птичка из «Мэри Поппинс»
Изображение: YouTube / Jean Belmondo
  • 1964 год.
  • Режиссёр: Роберт Стивенсон.

Зяблик, подсвистывающий песне главной героини в «Мэри Поппинс», — аниматроник, то есть кукла на дистанционном управлении. Это ещё не полноценный автономный робот, но уже и не безвольная фигура, оживить которую можно было либо при помощи средств кукольной анимации, либо если внутри неё сидел человек.

«Мэри Поппинс» снимала студия «Дисней», которая уже знала о существовании аниматроников. В 1963 году подобные птицы появились в первом американском «Диснейленде». Команда, создавшая их, соорудила зяблика и для фильма. Свист птички принадлежит исполнительнице главной роли — Джули Эндрюс.

До уверенного наступления эпохи компьютерной графики аниматроники пользовались у режиссёров большой популярностью. Механические куклы любил Спилберг и использовал их в «Инопланетянине» и «Челюстях». Возможно, поэтому герои этих фильмов выглядят реалистично даже сегодня. Есть они и в «Парке Юрского периода»: хотя этот фильм славится грамотным использованием компьютерной графики, но ⅔ сцен с динозаврами — как раз аниматроники. Используют их и сейчас: последний громкий пример — малыш Йода из «Мандалорца».

8. Взгляд искусственного интеллекта из «Западного мира»

Знаковые спецэффекты в кино: взгляд искусственного интеллекта из «Западного мира»
Изображение: YouTube / Ultimate History of СGI
  • 1973 год.
  • Режиссёр: Майкл Крайтон.

В этом фильме впервые в истории использовали двухмерную компьютерную графику. Это было необходимо для реализации сцен «взгляда робота». Он был ещё далёк от фирменного эффекта вида от первого лица, как в фильмах про Терминатора. Здесь постановщикам предстояло сделать простейшее пиксельное изображения в красных тонах.

Майкл Крайтон надеялся, что с созданием заветного эффекта ему поможет исследовательская лаборатория НАСА, но оказалось, что в этом случае на производство двухминутного фрагмента ушло бы 9 месяцев. В итоге режиссёру помог молодой программист Джон Уитни — младший. Процесс выглядел так: отснятый материал нужно было покадрово оцифровать, затем в программе разбить на цветовые сегменты, потом снова перевести изображение на 70-миллиметровую плёнку.

В своей работе Уитни-младший использовал компьютерную базу компании Information International, Inc., для которой этот проект стал одним из первых заказов на компьютерную визуализацию. На всю работу ушло 4 месяца. А в сиквеле фильма режиссёр пошёл дальше и применил первые трёхмерные статичные компьютерные изображения.

9. Космическая битва из «Звёздных войн: Эпизод IV. Новая надежда»

Космическая битва из «Звёздных войн: Эпизод IV. Новая надежда»
Изображение: YouTube / Prometheus of Videos
  • 1977 год.
  • Режиссёр: Джордж Лукас.

«Звёздные войны» изменили многое: жанр фильмов о космосе, кинобизнес, сферу звукового оформления кино и, конечно, индустрию спецэффектов. Джордж Лукас использовал множество приёмов, которые были уже известны кинематографу: кукол, проекции, миниатюры, хромакей, различные комбинированные съёмки и компьютерную графику. Правда, последней в этом фильме не так много: её можно заметить только в сцене, когда герои рассматривают проекцию строения «Звезды Смерти».

Многое в этом фильме сделано при помощи миниатюр, в том числе и батальные сцены. Но Лукасу хотелось добавить максимальной динамики этим кадрам. Сотрудники студии спецэффектов ILM во главе с Джоном Дайкстрой позаимствовали технологии у промышленных систем контроля, использовавшихся в сборочных цехах, и создали Dykstraflex — автоматическую систему управления съёмками. Это камера, установленная на роботизированном кране, движения которого заранее программируются. Объекты съёмки остаются неподвижными, поэтому все головокружительные пролёты истребителей в фильме — иллюзия. В 1978 году Дайкстра получил за свою работу над фильмом премию «Оскар».

10. Киберпространство из «Трона»

Знаковые спецэффекты в кино: киберпространство из «Трона»
Изображение: YouTube / Romeo Five Hotel
  • 1982 год.
  • Режиссёр: Стивен Лисбергер.

«Трон» — фильм, который по степени влияния на индустрию спецэффектов может соревноваться и со «Звёздными войнами», и с работами Жоржа Мельеса. По сюжету главный герой — программист Кевин Флинн — переносится в киберпространство, где обнаруживает тоталитарное общество во главе с программой «Мастер-контроль».

Изначально Лисбергер планировал полностью создать фильм в 3D-графике. Сценарий с этой идеей отвергли в Warner Brothers, MGM и Columbia Pictures. Проект приглянулся только «Дисней», но студия настояла на участии живых актёров, так как не видела возможности и средств для попытки сделать достаточно реалистичных людей средствами 3D-графики.

Четырём компаниям по созданию спецэффектов предстояло придумать и снять цифровой мир, в котором органично участвовали бы актёры. И им это удалось: графические элементы здесь отбрасывают тени, имеют фактуру, взаимодействуют с людьми. При помощи сложных комбинированных съёмок и мультиэкспозиции плёнки специалистам удалось показать светящиеся элементы костюмов и декораций.

По иронии судьбы авторы прорывных спецэффектов не получили номинаций на «Оскар»: тогда киноакадемия заявила, что использование компьютера для создания большей части визуальных эффектов — это жульничество и обесценивание труда аналоговых специалистов.

11. Стеклянный рыцарь из «Молодого Шерлока Холмса»

Знаковые спецэффекты в кино: стеклянный рыцарь из «Молодого Шерлока Холмса»
Изображение: YouTube / Ultimate History of СGI
  • 1985 год.
  • Режиссёр: Барри Левинсон.

После появления цифровых декораций специалисты по визуальным эффектам из разных студий начали думать о создании персонажей, полностью сделанных на компьютере. Важным этапом на этом пути был короткометражный мультфильм Джона Лассетера «Приключения Андрэ и пчелы Уолли». Это первая полностью компьютерная анимация, созданная командой, которая впоследствии станет легендарной Pixar.

За техническую часть здесь отвечали специалисты, занимавшиеся «Звёздными войнами». Они же в 1985 году сделали для «Молодого Шерлока Холмса» стеклянного рыцаря — первого цифрового персонажа в истории кино.

Сцена была короткой: рыцарь выпрыгивал из витража, чтобы напугать священника. Мастера особенно сосредоточились на том, чтобы передать фактуру стекла и меняющиеся при движении блики от света свечей. Работа над небольшим эпизодом заняла полгода, и фильм в итоге получил номинацию на «Оскар» за лучшие эффекты.

12. Голлум из «Властелина колец: Две крепости»

Знаковые спецэффекты в кино: Голлум из «Властелина колец: Две крепости»
Изображение: Видео Фокс / YouTube
  • 2002 год.
  • Режиссёр: Питер Джексон.

В этом фильме во всей красе представлен метод захвата движения. Так называют приём, когда живой актёр отыгрывает партию цифрового персонажа с датчиками на теле и лице. Затем по данным этих датчиков на компьютере создаётся итоговая внешность.

Джексон решил прибегнуть к такому методу из-за ограничений компьютерной анимации: в то время технологии не позволяли добиться абсолютно естественного движения. Актёру Энди Серкису, игравшему Голлума, приходилось разыгрывать эпизоды дважды: сначала с другими актёрами на площадке, затем в отдельном кабинете с 25 камерами в костюме для захвата движений.

«Цифровой грим» актёру накладывали отдельные команды специалистов: кто-то работал над текстурой кожи, кто-то — над глазами, а кто-то над падением света на героя. При этом важно помнить, что в 2002 году не существовало продвинутой технологии передачи движений лица. Поэтому мимика Голлума практически полностью создана с нуля, а работа Серкиса служила только референсом для аниматоров. Известно, что специалисты несколько раз кардинально меняли игру актёра, считая «исходник» не совсем точным для конкретной сцены.

Технология достоверной передачи мимики появилась только через семь лет, в фильме «Аватар» Джеймса Кэмерона. Она называется «Захват игры» и позволяет не только создавать фантастических героев, но и решать творческие задачи в реалистичном кино. В первую очередь омолаживать или состаривать актёров без помощи неудобного и тяжёлого пластического грима. Благодаря этому Кейт Бланшетт и Брэду Питту удалось сыграть своих героев из «Загадочной истории Бенджамина Баттона» в диапазоне от 16 до 90 лет, а пожилым актёрам из «Ирландца» Мартина Скорсезе — персонажей на 30 лет моложе себя. Используется метод и в игровой индустрии: сейчас в создании большинства кат-сцен участвуют настоящие актёры.

Как делают кино
🎥📺🍿
12 самых жутких монстров из кино, созданных без компьютерной графики
«Страх — это та черта, которая отделяет нас от безрассудства»: интервью с каскадёром Юрием Вашуриным
Как ставят трюки в кино и почему не всё снимают на зелёном экране
Носки для пениса и дублёры: как снимают секс в кино
6 милых и невинных фильмов, за которыми стоит мрачная история
Обложка: кадр из фильма «Кинг Конг» / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Chto podarit' mal'chiku na Novyj god: 15 klassnyh idej

Что подарить мальчику на Новый год: 15 классных идей

Берём в подарок планшет Huawei MatePad 11.5 с высоким рейтингом покупателей

Берём в подарок планшет Huawei MatePad 11.5 с высоким рейтингом покупателей

Надо брать: беспроводная зарядная станция Ugreen MagFlow со скидкой 43%

Надо брать: беспроводная зарядная станция Ugreen MagFlow со скидкой 43%

Nahodki AliExpress: samye interesnye i poleznye tovary

Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары

10 подарков парню на Новый год, которые не будут пылиться на полке

10 подарков парню на Новый год, которые не будут пылиться на полке

10 бытовых товаров от Synergetic, которые часто покупают на Ozon

10 бытовых товаров от Synergetic, которые часто покупают на Ozon

5 хороших электрических зубных щёток дешевле 5 000 рублей

5 хороших электрических зубных щёток дешевле 5 000 рублей

Берём в подарок колонку «Яндекс Станция Миди» со скидкой 50%

Берём в подарок популярную колонку «Яндекс Станция Миди»

Это интересно
5 гаджетов, которые помогут сделать жизнь проще

5 гаджетов, которые помогут сделать жизнь проще

Реклама
проигрыватели на разный бюджет

Проигрыватель в подарок: 3 варианта на разный бюджет

От ПМС до овуляции. Всё, что нужно знать о менструальном цикле

От ПМС до овуляции. Всё, что нужно знать о менструальном цикле

3 фактора, которые влияют на качество вашего сна

3 фактора, которые влияют на качество вашего сна

Комментарии
Rustam Japarov
26.02.24 14:22
Подборка не плохая, но не полная без фильма "2001 год: Космическая одиссея" Кубрика.
S G
16.07.24 21:55
драсти, а как же спецэффекты из матрицы, которые до сих пор пихают в некоторые фильмы? >Предшественником хромакея была технология блуждающей маски: актёров снимали на чёрном фоне, а окружение героев — отдельно. Далее каждую плёнку поочерёдно переводили из негатива в позитив, чтобы в итоге совместить их в финальную копию. Оказывается, блуждающая маска появилась раньше и значительно лучше хромакея. Просто см видео: https://www.youtube.com/watch?v=LKVehiHMFHM
Что ещё посмотреть
IndieWire попросил 148 критиков назвать лучшие фильмы 2025 года — «Битва за битвой» в лидерах
IndieWire попросил 148 критиков назвать лучшие фильмы 2025 года — «Битва за битвой» в лидерах
0
11:23
Кино
Новости
Disney готовит фильм про Гастона — главного злодея из «Красавицы и чудовища»
Disney готовит фильм про Гастона — главного злодея из «Красавицы и чудовища»
0
09:28
Кино
Новости
24 японских мультфильма, которые стоит посмотреть всем
24 японских мультфильма, которые стоит посмотреть всем
0
Вчера
Кино
Ликбез
Вышел трейлер второй части пятого сезона «Очень странных дел» — релиз 25 декабря
Вышел трейлер второй части пятого сезона «Очень странных дел» — релиз 25 декабря
0
Вчера
Кино
Новости
«Одна из многих» стала самым популярным сериалом за всю историю Apple TV
«Одна из многих» стала самым популярным сериалом за всю историю Apple TV
0
Вчера
Кино
Новости
«Зверополис-2» стал самым кассовым голливудским фильмом 2025 года — и это не единственный рекорд
«Зверополис-2» стал самым кассовым голливудским фильмом 2025 года — и это не единственный рекорд
0
Вчера
Кино
Новости
30 лучших дорам, которые заставят вас испытать весь спектр эмоций
30 лучших дорам, которые заставят вас испытать весь спектр эмоций
14 декабря
«Горящая изба»
Кино
12 терапевтичных мультфильмов, которые помогут расслабиться или задуматься о жизни
12 терапевтичных мультфильмов, которые помогут расслабиться или задуматься о жизни
0
13 декабря
Кино
Кино
Хлеба и зрелищ: Esquire назвал 26 лучших боевиков 2025 года
Хлеба и зрелищ: Esquire назвал 26 лучших боевиков 2025 года
0
13 декабря
Кино
Новости
15 худших фильмов 2025 года на Metacritic — «Электрический штат» с Крисом Праттом в списке
15 худших фильмов 2025 года на Metacritic — «Электрический штат» с Крисом Праттом в списке
0
13 декабря
Кино
Новости
«Достать ножи: Воскрешение покойника» — лучший детектив года (но с нюансами)
«Достать ножи: Воскрешение покойника» — лучший детектив года (но с нюансами)
0
12 декабря
Кино
Ликбез
Энди Сёркис показал трейлер мультфильма «Скотный двор» по повести Джорджа Оруэлла
Энди Сёркис показал трейлер мультфильма «Скотный двор» по повести Джорджа Оруэлла
0
12 декабря
Кино
Новости
HBO показала ролик премьер 2026-го — с новыми кадрами из «Дома Дракона» и «Эйфории»
HBO показала ролик премьер 2026-го — с новыми кадрами из «Дома Дракона» и «Эйфории»
0
12 декабря
Кино
Новости
Уве Болл снова экранизирует хоррор Alone in the Dark — предыдущий фильм провалился
Уве Болл снова экранизирует хоррор Alone in the Dark — предыдущий фильм провалился
0
12 декабря
Кино
Новости
DC показала первый трейлер «Супергёрл» с Милли Олкок
DC показала первый трейлер «Супергёрл» с Милли Олкок
0
11 декабря
Кино
Новости

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Полина Накрайникова13 минут назад

0 / 0

К "Коварному лису" добавила бы игру "Волк идет", для малышей просто топ. Там вы не соперничаете друг с другом, а все вместе несете подарки волку на день рождения, чтобы его порадовать. И параллельно выполняете задания, например, проползти на четвереньках или изобразить животное. Мне кажется топ, особенно для мальчиков. В кои-то веки игра, где ты ни с кем не борешься и нет проигравших)
Что подарить мальчику на Новый год: 15 классных идей
Аватар автора комментария
Полина Накрайникова19 минут назад

0 / 0

уверена, за целый год вы сделали немало успехов!
Дай краба: шведский музыкант научил своего осьминога играть на пианино
Аватар автора комментария
Полина Накрайникова20 минут назад

0 / 0

Когда не выходит дойти до тренировки, сразу ощущаю, как уровень жизни ПАДАЕТ, сразу начинаю переживать из-за мелочей и быстрее утомляюсь. Так что подтверждаю, факты
5 причин, почему хобби помогают справляться со стрессом 
Аватар автора комментария
Vinera Don33 минуты назад

0 / 0

Согласна, сейчас всё от электричества. Хотя механика надежнее, вдруг свет отключат? ))) Нее, удобно, когда есть электрические помощники )))
5 хороших электрических зубных щёток дешевле 5 000 рублей
Платежи с кешбэком и без комиссий. Как приложение Газпромбанка облегчит вам жизнь

Платежи с кешбэком и без комиссий. Как приложение Газпромбанка облегчит вам жизнь

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях