Copyright Shutterstock

Работа с текстами и формирование собственного стиля — важная задача для блоггера. Говорят, что стиль и умение придерживаться определенной единой манеры приходят «со временем»; но лично я не верю в то, что без четких правил и повышения практических навыков можно просто «набить руку» за счет времени. К тому же, время — слишком ценный ресурс, чтобы тратить его на «наработку». Поэтому, основываясь на собственном опыте и ошибках, могу дать 5 небольших советов тем, кто хочет улучшить свои навыки работы с текстами в блоге.

  • Техника «утренних страниц» и фрирайтинг как таковой: Впервые об этой технике работы с собственными мыслями, идеями и набросками текста я прочел в посте Владимира Дегтярева, и с тех пор неоднократно прибегаю к такому способу накопления идей и формулирования набросков для собственных постов (пишу для нескольких крупных украинских и российских проектов, причем иногда в день надо написать несколько объемных авторских текстов). Кроме того, в качестве подвида «утренних страниц» можно использовать и ведение бумажного дневника.
  • Чтение книг разной тематики и стиля: Обогатить лексику, расширить словарный запас синонимов и речевых оборотов можно только за счет чтения художественной литературы (можете со мной поспорить, но только аргументированно: за 7 лет блоггинга я так и не нашел ни единого подтверждения тому, что «не читаю художественные выдумки» = «умею грамотно излагать мысли»). Повысить знания в той области, о которой вы пишете для блога, можно, лишь читая профессиональную литературу по данной тематике, читая бизнес-книги. И еще одно: старайтесь читать на нескольких языках, не только на русском: «почувствовать» специфику оборотов и сравнительную терминологию можно, только имея доступ к разным языковым версиям одной и той же книги, к примеру.
  • В своей работе с блогами я стараюсь использовать схему «Написал — Прочел — Отложил — Вернулся к этому же тексту через 5-8-12 часов.» Конечно, в случае, когда «пост горит,» такую схему нельзя реализовать; но в большинстве статейных материалов есть время, чтобы вычитать и «причесать»  финальный текст.
  • Чтение чужих блогов, колонок и статей: Иногда блоггерам-новичкам советуют не обращать внимание на то, как пишет кто-то «именитый»: мол, так «замыливается» глаз и «чувство слова», начинается подражательство и копирование, а надо вырабатывать собственный стиль. Частично в этом есть рациональное «зерно,» однако без интересных образцов и толкового, «вкусного» текста вы рискуете стать одним из сотен и сотен тысяч «обладателей жежешечки». Если ваша цель — создание интересного контент-проекта или работа в редакции читаемого и авторитетного блога, то есть смысл чаще читать конкурентов, идейно близких и даже идейно «вражеских» блоггеров: учитесь на успехах и ошибках, которые вы замечаете у них.
  • Обязательно приобретите / скачайте / возьмите почитать у коллег или друзей настольные руководства, стайл-буки или правила работы для редакций СМИ, онлайн-изданий или просто для журналистов. Среди наиболее полезных, которые могу посоветовать: свод правил по оформлению статей и новостей для журналистов «Коммерсанта»; правила работы выпускающего редактора в СМИ; западные гайд-лайны таких издательств, как «Нью-Йорк Таймс,» «Уолл-Стрит Джорнал,» правила ведения официальных блогов и сообществ в Google, Yahoo! и Microsoft; книгу Амзина для интернет-журналистов.

И пишите, показывайте свои тексты тем, кто настроен критически, не бойтесь аудитории. Работа над собой и своим стилем подачи текста не прекращается до тех пор, пока вы не решите «завязать» с блоггингом (а это случается очень редко :)).