Известный тренер по ораторскому мастерству и журналист по имени Кармин Галло (Carmine Gallo) опубликовал на сайте Forbes выводы из своих наблюдений за поведением Джобса во время презентаций. У бывшего руководителя Apple всегда было и до сих пор есть чему научиться.

«Стив Джобс до сих пор остаётся одним из лучших корпоративных рассказчиков. Я знаю многих талантливых ораторов, даже писал о них в этой колонке, но пока лучше Стива Джобса я никого не увидел… Его выступления на презентациях продолжают набирать тысячи просмотров на YouTube». Кармин Галло считает, что если люди хотят вдохновлять мир своими идеями, то им необходимо опираться на наследие Джобса. В данной статье автор рассказал об 11 подходах, взяв за основу одну из презентаций Джобса (зато какую!) — представление iPhone в 2007 году.

Горите своей идеей!
Стив Джобс был помешан на дизайне, он обожал свой новый продукт. «Он выглядит просто чертовски великолепно», — широко улыбаясь, говорил он, показывая iPhone в первый раз. Джобс любил словечки вроде «круто», «потрясающе», или «великолепно», потому что он так действительно считал. Если вы не «горите» своей идеей, то и других не сможете «зажечь».

Придумайте своё «сообщение в стиле Твиттера»
Джобс применял технику, которую я назвал «Собщение в стиле Твиттера» (Twitter-friendly headline), когда в одном предложении идеально умещается всё самое важное, что хотелось сказать о продукте. Показав новый смартфон, Джобс гордо продекламировал: «Сегодня Apple заново изобретёт телефон». Главная мысль «Apple заново изобретает телефон» была единственным предложением на слайде. Он повторил эту мысль несколько раз во время презентации. Если её «загуглить», появится более 25000 ссылок, большинство из которых выведёт вас прямо на статьи или сообщения в блогах, где говорится об этой презентации.

Правило цифры «три».
Джобс инстинктивно понимал, что число «3» — одно из мощнейших в сфере коммуникаций. Список из трёх вещей захватывает внимание лучше, чем из двух, и три позиции легче запомнить, чем, например, двадцать две. Джобс разделил свою презентацию iPhone на три части: функции iPod в новом телефоне, сам новый телефон и подключение к Интернету. Эта тройственность веселила Джобса, и он шутил: «Сегодня мы представляем три революционных продукта. Первый — iPod с широким сенсорным экраном. Второй — революционный мобильный телефон. И третий — великолепное устройство для выхода в Интернет… Понимаете? Это не три разных устройства, а одно, и мы назвали его iPhone!»

Игра в злодея и героя
Во всех великих историях есть герой и злодей. Презентации Стива Джобса не были исключением. Зачем в 2007 году людям нужен еще один мобильный телефон, и именно от Apple? Джобс придумал злодея, на фоне которого Apple выглядела героем: «Обычные сотовые телефоны не так уж умны и просты в использовании. Смартфоны немного умнее, но ещё сложнее в использовании. Они действительно заумные… Мы решили сделать передовой продукт, который будет умнее любого существующего мобильного устройства и будет невероятно простым в использовании. Получился iPhone».

Расписать преимущества.
Злодей выявлен, герой представлен. Теперь надо расписать его положительные качества во всех красках. В данном случае это пользовательский мультитач-интерфейс. Вот как подавал его Джобс: «Это настоящее волшебство. Вам не нужен стилус. Самый точный экран из всех существующих. Он игнорирует непреднамеренные касания. Он супер-умный. Вы можете совершать на нём действия несколькими пальцами».

Делайте простые, наглядные слайды.
В среднем в один слайд PowerPoint вмещается сорок слов. В первые три минуты презентации iPhone Стив Джобс использует в общей сложности девятнадцать слов (двадцать одно, если считать даты).

Рассказывайте истории.
Перед тем, как Джобс представил новый телефон, он вкратце пробежался по истории Apple: «В 1984 году Apple представила первый Macintosh. Это изменило не только Apple. Это изменило всю компьютерную индустрию. В 2001 году мы представили первый iPod. Это не просто изменило то, как мы все слушаем музыку. Это изменило всю индустрию музыки». Это могут быть истории о бренде, истории клиентов или истории из разряда личных. Был такой забавный момент, когда кликер [человек, переключающий слайды], застопорился. Пока он в течение нескольких секунд пытался устранить проблему, Джобс остановился и начал рассказывать о том, как они со Стивом Возняком шутили над студентами в общежитии колледжа Возняка. Воз изобрел устройство, которое прерывало ТВ-сигналы, и они использовали его, чтобы дразнить студентов, когда те смотрели Star Trek. Эта история разрядила атмосферу на презентации, и Джобс без проблем продолжил представление.

Хорошо готовьтесь, много практикуйтесь.
Недоразумение с кликером учит еще одному большому уроку всех ораторов. Джобс отшутился, рассказал историю и вернулся к своему выступлению, пока его команда решала вопрос. Его трудно было привести в замешательство. Джобс славился своим подходом к подготовке. Он репетировал на сцене часами в течение многих недель до выпуска основного продукта. Он знал каждую деталь каждой демонстрации и каждый шрифт на каждом слайде. В результате презентация была безупречной. Люди часто жалуются: «У меня всё не получается так гладко, как у Джобса». Понятное дело — часы и часы практики позволили Джобсу вести презентации естественно, гладко и без напряжения.

Избегайте чтения с листа.
За те примерно 80 минут, в течение которых длилась презентация iPhone, Джобс ни разу не читал с телесуфлера или по бумажкам. Он усваивал содержание настолько хорошо, что ему не нужны были записи. Единственное — во время демонстрации ему нужен был очень короткий список основных пунктов, скрытый от глаз зрителей.

Веселитесь!
Когда Джобс впервые сказал аудитории, что Apple собирается представить мобильный телефон, то произнёс: «Вот он». Но вместо того, чтобы лицезреть iPhone, зрители увидели на слайде фотографию iPod со старомодным дисковым номеронабирателем. Это вызвало восторг и смех публики. Джобс наслаждался их реакцией. Были много смешных моментов, в том числе звонок-розыгрыш. Джобс решил продемонстрировать, как легко на картах найти нужную локацию и позвонить по номеру. Он выбрал ближайший Starbucks и позвонил. Девушка подняла трубку и сказала: «Доброе утро, Starbucks. Чем я могу вам помочь?» Джобс ответил:: «Я хотел бы заказать 4000 латте с собой, пожалуйста. Нет, я просто шучу. Ошибся номером. Пока-пока». Зрители любили его. Пожалуй, больше всего Джобс получал удовольствия от выступлений.

Вдохновляйте публику.
Джобсу нравилось завершать свои выступления вдохновляющими и поднимающими настроение словами. Презентацию iPhone он закончил такими словами: «Я не сомкнул глаз прошлой ночью. Я очень волновался о том, как всё пройдёт сегодня… Есть старая цитата Уэйн Гретцки [известный канадский хоккеист], которую я люблю. «Я качусь туда, где шайба будет, а не туда, где она была». Мы всегда старались поступать так в Apple с самого начала. И мы всегда будем делать так».

Стив Джобс учил, развлекал, информировал и вдохновлял свою публику на каждой презентации. Вы тоже так можете. Нужно работать, планировать и творить, но если кто-то готов выслушать ваши идеи, это стоит таких усилий.