u3c0282

Недавно, в продажу поступила книга Фреда Вогельштейна ‘Dogfight: How Apple and Google Went to War and Started a Revolution‘, посвященная, как вы, наверняка, уже поняли из названия, захватывающей истории развития двух высокотехнологичных компаний-гигантов, их конкуренции в прошлом, настоящем и будущем.

Чтобы подогреть интерес к изданию, Вогельштейн опубликовал в журнале Wired краткую историю рождения одного из ключевых для индустрии продуктов — iPad, устройства, которое смогло возродить то, что считалось давно забытым и ненужным — планшетный компьютер. На этой неделе MacRadar приготовил для вас перевод этой статьи в трех частях. Сегодня — первая часть. Приятного чтения!

Ответ Стива Джобса Google и их вездесущему Android был простым и смелым: он представил миру iPad. Многие догадывались, что Джобс готовит планшет, несмотря на то, что за 7 лет до этого в интервью The Wall Street Journal утверждал, будто бы люди хотят клавиатур. “Думаю, планшетам суждено быть провальной идеей” — сказал он тогда.

Но он пересмотрел свои взгляды. Пока Google пыталась выиграть войну мобильных платформ количеством, Джобс решил выиграть качеством. Все, что делал Энди Рубин, работая над Android — устанавливал ее в любые попавшиеся под руку устройства, как Билл Гейтс поступал с Windows. Рубин совершенно не переживал, какие из этих устройств будут продаваться, а каким суждено кануть в лету. Для Джобса основной задачей было сделать так, чтобы устройства на iOS выделялись из общей массы качеством исполнения.

Пока люди внутри и снаружи Apple шептались, не совершит ли Джобс ошибку, делая новую платформу слишком негибкой и закрытой, казалось что всё, к чему прикасается Джобс — становится именно таким. В 2010 году, Джобс решил выпускать корпуса большинства устройств такими, чтобы их невозможно было открыть без специальной отвертки. Это кажется мелочью, но в Силиконовой Долине символизм этого решения был очевиден всем: Android всегда рекламировался за счет своей гибкости, как в отношении ПО, так и девайсов.

Возможно, на Земле действительно всегда будет больше владельцев Android-смартфонов, чем iPhone. Но люди, пользующиеся iPhone, скорее всего приобретут iPad, iPod и другие устройства Apple, так как они все работают на одинаковом ПО, подключены к одному онлайн-магазину и объединены облачным сервисом iCloud. Только Стив Джобс был достаточно уверен в себе, чтобы поставить такую высокую планку.

Третий лишний?

Когда 27 января 2010 года Стив Джобс показал аудитории iPad, он словно показал направление, в котором отныне будет двигаться Apple. Он отложил свое новое изобретение в сторону, медленно, словно давая людям время, чтобы привести свои мысли в порядок. Затем, Джобс продемонстрировал слайд с изображением iPhone и MacBook, поставил между ними знак вопроса и обратился к присутствующим: “Есть ли посередине место для новой категории устройств?”

Джобс нередко говорил, что многие люди думали, что там, посередине, должен был быть нетбук. “Проблема в том, что нетбук ни в чем не превосходит ноутбук. Они медленные, их дисплеи — низкого качества, они постоянно тормозят, даже имея устаревшее ПО предназначенное для мощностей ПК. Они ничем не лучше ноутбука. Они просто дешевле”.

Большинство людей купило ноутбуки совсем не для того, для чего они были задуманы: офисная работа, такая как работа с текстами, таблицами, планированием, презентациями, финансовым анализом и т.д. Люди используют их для общения в социальных сетях, просмотра страниц в интернете и различного медиа-контента, такого как книги, кино, фото, музыка, игры и т.д. Джобс считал, что всё это можно делать и с помощью iPhone, но его экран слишком мал, что вызывает некоторый дискомфорт. Вы можете продолжать делать все это на ноутбуке, но его небольшая мобильность и недолгая жизнь зарядки так или иначе будут вам мешать.

То, чего не хватало миру — устройство посередине. То, что сочетало бы лучшее от обоих: что-то проще и интуитивно понятнее, чем ноутбук, что-то более эффективное и мощное, чем смартфон.

После долгой и кропотливой работы, Джобсу удалось найти ответ. iPad идеально дополнил MacBook и iPhone на слайде, заняв свое законное место между ними.

Как iPad остался на вершине, когда остальные потерпели крах?

Конечно, не все были восхищены iPad. Многие считали, что стали свидетелями великой ошибки великого предпринимателя Джобса.

Планшетный компьютер всегда был самой недооцененной категорией в мире потребительской электроники. Предприниматели пытались создать планшетный компьютер еще со времен появления ПК. Они пытались делать это так много раз, что здравый смысл начал подсказывать — это невозможно.

Алан Кей из научно-исследовательского центра Xerox, еще в 1968 занимался концептом Dynabook и презентовал свою идею в 1972, описав ее как “Персональный компьютер для детей всех возрастов”. Apple создавала прототипы чего-то похожего под названием Bashful в 1983 году, но устройство так и не увидело свет. Первый планшет, добравшийся до покупателя, был создан Джеффом Хокинсом, позднее основавшим PalmPilot. В 1989 году, его детище — GRiDPad фирмы Tandy, увидел свет. GO Corp. следующей вступила на рынок планшетных компьютеров со своим EO в 1993 году.

Apple презентовала Newton в 1994. Но этот революционный КПК оказался для Силиконовой Долины таким же провалом, каким был Edsel в автомобильной промышленности Америки и символом эпохи Apple без Джобса, когда компанией управляло несколько незадачливых руководителей, которые фактически довели ее до банкротства. Newton стал первым продуктом, который Джобс уничтожил, вернувшись в 1997 году. С того момента, желающие иметь портативный компьютер покупали ноутбуки. Производство чего-то другого еще считалось слишком рискованным.

Однако, PalmPilot и похожие девайсы были достаточно популярны в последующие 5 лет, скорее всего потому, что не брали на себя слишком много.

Самые ранние попытки возродить планшеты предпринял Гейтс и Microsoft в 2002 году. В 2009 году казалось, что кроме Amazon Kindle на рынке планшетов абсолютно пусто, так как конкуренция была невероятно слаба, но ведь и Amazon Kindle нельзя назвать планшетом. Вы могли скачать книгу или текст газеты и прочитать их на черно-белом экране. Это всё.

Все эти факторы делали создание планшетного компьютера очень рискованным для Джобса, особенно в момент, когда Google буквально “дышала ему в затылок”. Но такая идея и привлекала Джобса. Ему уже удалось переосмыслить ПК, портативный музыкальный плеер и мобильный телефон. И, создав iPad, он заново открыл планшетный компьютер. iPad делал почти всё, на что был способен ноутбук. Но он весил в четыре раза меньше, работал в три раза дольше, имел сенсорный дисплей как у iPhone, включался без долгой загрузки и всегда был подключен к интернету.

У покупателей не уходило времени на “переучивание” или “привыкание” — ПО было фактически идентичным с тем, что они использовали на iPhone.

Технически, iPad управляется таким же образом, как и iPhone. Управление пальцами в iPhone, который помещается в кармане — было логичным. Но управление чем-то с экраном, размером как у небольшого ноутбука без помощи мыши, клавиатуры или стилуса — было революцией. На видео, показанном во время презентации первого iPad, Скотт Форсталл, бывший глава отдела программного обеспечения, говорит следующее: “Если вы что-то видите, вы просто протягиваете руку и касаетесь этого. Это естественно и вы делаете это не задумываясь. Просто делаете и всё”

Мгновенная реакция на iPad была полна охов и ахов. Номер The Economist с обложкой изображающей Джобса в религиозном одеянии, с нимбом вокруг головы, держащим в руках iPad, стал легендарным. Заголовок гласил: “Книга Джобса. Надежды, пиар и Apple iPad”.

***

Продолжение статьи читайте на MacRadar уже завтра.

(via)