Решил я сесть и критически переосмыслить такое привычное понятие, как «конференция». Разобраться для себя, нужно ли мне ходить туда в качестве докладчика или в качестве слушателя. Свои мысли я изложил ниже и буду благодарен за ваше мнение, каким бы полярным оно ни было.

Если говорить о себе, то я выступал на очень разных конференциях. На большой конференции по SMM мой доклад был признан вторым среди всех, а однажды передо мной была аудитория в 4 тысячи человек. Баркемпы, тренинги, курсы, корпоративные выступления, продажа рекламы и услуг агентства клиентам — счет идет точно на сотни. Но вот больше года, наверное, я не хочу выступать перед массовой аудиторией и очень дотошно подхожу к любой попытке затянуть себя на ту или иную конференцию. И вот почему…

1. Миф о нетворкинге. Люди, продающие конференции, часто говорят, что нетворкинг просто необходим. Что именно на конференциях вы контактируете с максимальным количеством полезных людей. Находите партнеров и инвесторов. Я с этим не согласен. Ни одного партнера своего текущего и прошлых бизнесов я не нашел на конференциях. Было много радужных бесед и смеха, мешки визиток и сотни рукопожатий. Но потом — ничего. То есть идут какие-то переписки, встречи, да, но покупают почему-то совсем другие люди (об этом ниже). Нетворкинг на конференциях напоминает мне катание на водных лыжах, которое вы называете по ошибке изучением моря: вы касаетесь сотен и тысяч волн, но знаний о море у вас не прибавляется. Хотя вы уверены, что знаете все о море, по которому скользили.

Юху! Крутая была конфа. Набухааались…
Юху! Крутая была конфа. Набухааались…

Вот еще один факт: большинство действительно крутых инвесторов не приходят на стартаперские конференции с бейджиками Investor. Напротив, они регистрируются как Visitor и предпочитают «катанию на лыжах» «ныряние с трубкой», а может и «погружения с аквалангом» в тему и проекты, самостоятельно выбирая того, с кем им общаться.

2. Конференции — это знания из первоисточника. Еще один популярный миф от создателей конференций. Вы правда верите, что постоянные гастролеры на конференциях, которые научились в совершенстве лить со сцены воду, хотят чему-то вас научить? Одни и те же люди, одни и те же темы, одни и те же шутки. Для себя я понял, что тут дело в ментальности Иванушки-дурачка, который сидел на печке, и она его привезла куда нужно. Он ничего не делает, просто садится на стул и в конце дня уже знает все! :) Я в это не верю. Если мне нужно понять, как работает Bitcoin, я иду в Google. Если мне нужно понять, как трэкать метрики email-маркетинга, я иду в блог MailChimp. Если меня интересует монетизация YouTube-видео, я иду на Moz и другие сайты. Читаете, применяете, анализируете, читаете дальше — получаете результат. Уровень крутого автора крутого сайта намного круче всего, что вы можете услышать на любой конференции! Зачем платить и ждать, что кто-то разжует все за вас?

3. Разберитесь ДО посещения конференции, кто вы — «овечка» или «пастух». Это следствие п. 2. Не нужно обманывать себя, что вы охотитесь за знаниями, в то время как охотник на сцене и охотится за вашим бюджетом или вниманием. Если у вас нет четкого понимания того, кому и как вы продадите идею, услугу или товар, то не ходите на конференцию. Иначе вас постригут еще до того, как вы придете на чекин.

Овечки, стойте!
Овечки, стойте!

И история… Когда-то я выступал на конференции «сетевиков» (сетевой маркетинг, MLM). Моей темой были социальные сети. Мне платили за выступление гонорар, и я знал, зачем я иду. Думал, что знал, что я — пастух. Я хорошо подготовился. Я всегда готовлюсь 2-3 дня к любому выступлению и тут тоже постарался. Когда я закончил свою полуторачасовую речь, были овации. Люди среднего возраста стали подходить ко мне, благодарить за выступление, а еще, что странно, фотографировались со мной. На это ушло полчаса, и я просто улыбался, жал руки и думал о гонораре :)

Спасибо, что пришли!
Спасибо, что пришли!

За мной вышел следующий докладчик, и он выступил лучше меня. Эмоции, смех, выходы в зал — было круто. И тут он сделал странное, как мне тогда казалось. Он закончил выступление на середине идеи и сделал то, что называется «закрыть на продажи». Он сказал что-то вроде: «Всего рассказать за полтора часа невозможно, поэтому узнать подробности вы сможете в моем вебинаре на дисках! Всего 2995 р. вместо обычной цены — 5700 р.! Но только в течение получаса после моего выступления!»

ezgif-save-7

Из 800 человек аудитории пара сотен человек купили у него диски. За нал. Тут же. Потом было фото и ручкание. А я понял, что был волчонком беззубым, он — волк и пастух, а люди в зале — … м-м-м, просто весело провели и щедро оплатили пару часов своей жизни. Справедливо заметить, что этот гуру мне рассказал тогда, что большинство этих людей имеют дома стеллажи этих дорогущих дисков, которые они НИКОГДА даже не распаковывают.

4. Качество конференций как таковых сильно упало. Видели это легендарное фото?

Конференция Великих!
Конференция Великих!

На ней Альберт Эйнштейн, Мария Кюри, Макс Планк, Нильс Бор, Эрвин Шредингер, Огюст Пиккар и другие. Это конференция равных, которые обмениваются знаниями. Они делают это в реале только потому, что почтой неудобно, а телефоном — трудно. Сегодня каналов первоклассной информации так велико, что покупать посредственность на конференциях просто экономически неэффективно.

Один мой друг, организатор конференций, консультировал меня на предмет экономической целесообразности этого занятия. Он сетовал на то, что делать конференции только с целью заработка очень тяжело. Когда я ему задал вопрос о роскошной еде на столах и предположил, что экономика была бы «интереснее» без тортов, стейков, редких фруктов, воды и кофе, то услышал поразительный ответ: «Так никто тогда не придет!». Журналисты-фуршетники, корпоративные прогульщики работы, студенты составляют большой пласт тех, кто отвлекает вас на конференциях. Собой они разбавляют умы, но создают массовость. Часть вашей оплаты — это клешня омара во рту человека, который пишет статьи, просматриваемые от силу сотней залетных читателей его газетенки.

5. «Экспертность» экспертов должна быть проверена вами ДО! Стыдно такое рассказывать, но как-то раз на одной из конференций в России меня затащили на круглый стол, так как пропал один из говорунов. Тему я узнал в тот момент, когда сел на диван! Я знал о предмете разговора, но никогда не работал с продуктом обсуждения. Почему-то именно мне пришлось говорить больше всех. После круглого стола — аплодисменты и положительные отзывы слушателей. Я просто умею переключать внимание на удобные мне темы. Но люди шли на другое и ничего по теме круглого стола не узнали. Больше на такие мероприятия я не хожу, так как вспомнил все те круглые столы, где я был слушателем, и смеялся полчаса. Матрица мне открылась, и стало понятно, как «глубоко» были погружены в тему мои предшественники :)

Что же делать?

Мой сын, 7 лет от роду, нарисовал вот такую картинку, просто проведя в YouTube 2 часа.

До этого он ничего подобного не делал — так, палка-палка-огуречек. Там же он учится собирать роботов из Hero Factory и LEGO.

А еще, насмотревшись роликов про роботов MindStorm, думает, что нам надо потратить $500 на этот конструктор и он с легкостью сможет собрать робота в помощь маме на кухне :) Никаких курсов, личного преподавания и конференций.

А теперь задайте себе вопрос: сколько курсов Coursera или других вы прошли? Мы много про это пишем. Что вам мешает? Вы позанимались 2 дня и решили, что вам нужен кто-то, кто возьмет над вами шефство? Вам кажется, что нужен учитель? Почему вы не умеете программировать для iOS или Android? Ждете случая записаться на какие-то курсы? Зачем? Есть же курсы Стэнфорда и Беркли, есть учебник по Swift наконец!

А если у вас есть сайт или блог, то какие маркетинговые курсы вам нужны, если вы не разобрались с отчетами Google Analytics? Вы высушили все каналы трафикогенерации для вашего проекта, что идете на курсы SEO? С остальными каналами уже все ОК? Разобрались? :)

Это я все к тому, что пора снимать водные лыжи и надевать акваланг. Найдите опытного email-маркетолога, и вы узнаете, что только в этом канале он продает больше в 5 раз, чем вы со всеми вашими социальными сетями, Твиттерами и другими каналами. Все каналы хороши, поймите меня правильно, но просто разберитесь в чем-то одном — книги, блоги, рассылки, спецы вам в помощь. Когда больше не будет ничего, что вы не знаете, — идите на конференцию и проверяйте ваши знания.

Не надо искать повод для самообразования. Есть такие уловки в реальной жизни. Например, праздник молодого вина Божоле Нуво, праздник клубники или фестиваль уличной еды — это только повод продать вам так себе вино, пластмассовую гидропоническую ягоду или бутерброды, которые вы можете… есть на улице. Не нужно оплату конференции считать поводом начать учиться. Для обучения повод не нужен. Не нужен он и для распития молодого вина или поедания клубники. И помните еще одну проверенную истину. Личные встречи — всегда лучшее, что может дать вам интересующий вас человек. На них люди откровеннее, раскрепощеннее и рассказывают очень дельные вещи. И не нужно заранее «знать, что вам откажут». Большинство людей охотно принимают приглашение на обед с ними, но только при условии, что вы продумали логистику и окажетесь в оговоренном месте в оговоренное время. Без опозданий, без проволочек, настроенные на конструктивный разговор.

Когда стоит ходить на конференции?

  1. Только если вы достоверно знаете, кто там будет и что вы продадите этим людям.
  2. Только если вы подготовлены, уверены в себе и объект вашего преследования осведомлен о том, что вы его поймаете на конференции.
  3. Если ваш работодатель оплатит ваши конференции и поездку на них, а еще сохранит ЗП на эти дни. Тогда обязательно езжайте на все конференции по всему миру — это лучший способ посмотреть мир и расширить кругозор, не платя ни копейки!