В Сан-Франциско, в четверг вечером, Джонатан Айв дал редкое публичное интервью. Он беседовал с главой Vanity Fair Грейдоном Картером, затрагивая множество тем и акцентируя свое внимание на новой линейке продуктов Apple: iPhone 6 и Apple Watch. Мы собрали лучшие выдержки из интервью главного промышленного дизайнера современности.

В чем плюсы и минусы быть Джони Айвом?

Минус — ты тратишь слишком много времени, находясь наедине с собой. Плюс — отличная команда дизайнеров. Ее еще никто не покинул по своему желанию.

Насколько она большая?

Сейчас очень маленькая, 16 или 17 человек. Но за последние 15 лет она стала больше. При этом, мы много работали, чтобы оставить ее такой маленькой.

Как обычно проходит ваш день?

Важным плюсом при работе с командой дизайнеров является то, что ты много времени проводишь вместе с ними, совершенствуя рабочий процесс. Мы встречаемся три или четыре раза в неделю. Дизайнеры собираются вокруг тех же столов, что вы видите в Apple Store. Мы становимся вокруг этих столов и… рисуем. Новые идеи возникают, когда у нас появляется физический объект, сделанный по нашим рисункам. Это по-настоящему вдохновляет и сосредотачивает нашу команду.

Вспомните какой-нибудь момент внезапного озарения во время таких встреч?

Телефон, который мы сейчас выпустили… Это особенный момент, когда появляется объект, который ты можешь потрогать, тогда все меняется. Это всегда волнительно, когда перед нами появляется первый макет.

Почему вы вернулись к закругленным краям iPhone?

Несколько лет назад мы делали прототипы с большими экранами. Они были действительно интересны, но, в конечном итоге, получился паршивый продукт, неуклюжий, как и многие нынешние устройства конкурентов. Тогда мы поняли, что большие экраны важны, но нужно было сделать еще многое, чтобы продукт был неотразим. Закругленные края iPhone 6 нужны для того, чтобы он не казался широким.

Я думаю, что для многих большой дисплей, к которому вы прикасаетесь, кажется естественным. 9 лет назад, когда мы начинали над ним работать, он воспринимался по-другому. Тогда для нас это не было очевидным, поэтому мы выпустили iPhone с большим экраном только сейчас.

Тогда не было ни одного человека, который не был бы очарован телефоном с сенсорным экраном. До этого кнопки и экраны были очень маленькими. А мы поняли, что нам не нужно идти на компромисс. При наличии большого экрана у нас могли быть и соответствующие кнопки.

Каким продуктом Apple вы пользовались до прихода в компанию?

Он находился в художественной школе. Компьютеры в колледже были ужасны. Но тогда я думал, что дело во мне. Парадоксально, но когда вы едите невкусную пищу, то думаете, что еда плохая. Но когда вы используете плохой продукт, то думаете, что проблема в вас самих.

В художественной школе я работал с Macintosh. И некоторые вещи меня потрясли. Впервые в жизни у меня было четкое представление того, как люди работали вместе, создавая этот продукт. Я понял, что есть вещи, которые отражают наши ценности. С того момента я стал всерьез интересоваться компанией из Калифорнии, сделавшим этот компьютер. Я хотел узнать, кто и как это сделал.

jony-ive-vanity-fair

Почему вы хотели стать промышленным дизайнером, а не художником или дизайнером из другой области?

Это было единственное, что я умел делать. В этом весь смысл. Мы делаем инструменты для людей.

Какая вещь из вашего детства была с вашей точки зрения идеально спроектирована?

Миксер Braun. Я был потрясен, насколько хорошо была сделана эта вещь и как она красиво смотрелась. Я не знал, что именно она делает, но был уверен, что делает она это очень хорошо.

Чем вы занимались, когда вы впервые приехали в Калифорнию?

Меня тогда спонсировал колледж… Я просто хотел познакомиться с людьми. Они были так добры и терпеливы. И я везде с собой таскал эту дурацкую модель телефона.

Вам отказывали в работе?

Я не работал ради работы. Некоторые уговаривали меня остаться. Все, кого я просил встретиться со мной, соглашались.

Как вы попали в Apple?

Во время своей первой поездки в Калифорнию я встретил парней из Apple, а затем вернулся в Лондон и занимался своими проектами. Apple начала искать дизайнера и выбрала меня. У меня было два варианта: работать в Apple над PowerBook или заниматься керамикой в английской компании. Контраст между этими двумя проектами был огромным, и я выбрал Apple.

Вы занимались только внешним видом продуктов?

Я уверен, если вы хотите делать свою работу хорошо, то не можете обращать внимание только на внешнюю сторону. Вы проектируете и внутреннюю составляющую продукта.

Самый большой вызов, с которым вам пришлось столкнуться, работая в Apple?

Сенсорный экран был самой непонятной для меня штукой. Несколько раз мы почти сдавались. Мы не знали, будет ли он работать. Когда мы работали над Apple Watch, то часто размышляли, вроде «а что, если…» и «как мы это сделаем».

Меня всегда интересовали часы. Первые часы, созданные еще до появления карманных, висели на шее. Были даже часы, которые носили на пальце в 17 веке. По соображениям удобства и функциональности они переехали на запястье. И остаются там уже больше века. Это сложилось исторически и это отличное место для того, чтобы быстро ознакомиться с информацией.

Какие уроки вы получили от Стива Джобса?

Сфокусированность. Стив был самым сосредоточенным человеком, которого я когда-либо встречал в жизни. Благодаря этому вы можете достичь очень многого. Стив спрашивал: «Часто ли вы говорите «нет»?» Я принес некоторые вещи в жертву… и он знал, что я не буду ими больше заниматься. Сфокусированность — значит говорить «нет» хорошей идее каждой клеточкой вашего тела, потому что вы сосредоточены на чем-то действительно важном.

Я помню, как разговаривал со Стивом Джобсом и спросил, почему его воспринимают таким суровым, не мог бы он быть более сдержанным? Он спросил: «Зачем?». Я ответил, что беспокоюсь о команде. На что он ответил: «Нет, Джони, это напрасно. Просто ты хочешь нравиться людям. И если честно я удивлен, потому что думал, что ты ставишь во главу угла работу, а не то, как воспринимают тебя люди».

Именно поэтому люди не понимали Стива — он был абсолютно сосредоточен.

Вопросы из зала.

Что вы думаете о Xiaomi, китайском стартапе, который часто критикуют за копирование дизайна Apple?

В этом есть опасность. То, что кто-то нас копирует я не рассматриваю это как лесть. Я должен быть честен, поэтому думаю, что это просто следствие воровства и лени.

Как вы находите баланс между функциональностью и дизайном?

Красивый продукт, который не работает, ужасен. Лучшие вещи, которые мы делали, гармоничны. Я думаю, дизайн — это все вместе. Красота в том, как это работает.

Каким дизайном вы наслаждаетесь?

Хороший вопрос, потому что я отношусь к этому очень критично… Мне нравятся продукты, которые сделаны с заботой. Я это чувствую.

Видите ли вы себя за пределами потребительской электроники?

На самом деле, наши часы — это шаг в сторону от потребительской электроники.