Думаю, не секрет, что сегодняшний уровень образования в нашей стране достаточно низок. Проблемы возникают не только с учениками, которые не желают учиться, но и с учителями, которые сами не хотят учить, заинтересовывать ученика чем-то новым. Вот и получается, что школа/училище/техникум/институт становятся местом сбора для времяпрепровождения не с целью получения новых знаний, а обмена историями о том, как вчера круто было на дискотеке. А могло ли быть все иначе? Школьники со студентами сами бежали бы на очередной урок или лекцию, если бы занятия проводились с применением современных технологий?

Положение дел

Нынешний уровень развития в образовательной сфере застрял где-то в конце 80-х – начале 90-х. Школьники тащат за спиной огромные портфели с десятками растрепанных книг, помятых тетрадей, множеством разноцветных ручек. В их бумажные дневники учителя ставят оценки, листы с которыми после благополучно выдираются, дабы не видели родители. И это при хорошем раскладе. При плохом – никто просто никуда не ходит.
sc1
К счастью, такое происходит не везде. Есть, например, платные школы, где учащиеся могут пользоваться ноутбуками в ходе занятий. Однако и там все далеко не так радужно, как могло бы быть. Все записи в основном ограничиваются штатной разметкой в Word и составлением небольшой таблички в Excel. И мало кто задумывается о том, что такие повседневные вещи как планшет и смартфон тоже могут помочь в обучении.

Гаджет как средство обучения

Общеизвестно, что в App Store и Google Play доступно множество образовательных приложений. В том же iTunes U есть большое количество разнообразных курсов, которые можно абсолютно бесплатно скачать и начать заниматься. Разработчики все больше внимания уделяют не только детским интерактивным книжкам, но и задачам посерьезнее, как, например, решение математических формул с помощью PhotoMath.
Но не только решению самих задач способствуют программисты. Контроль за учениками – также необходимая мера в воспитательном процессе. Подобную задачу решают отдельные приложения, например, BeHere (больше не доступно в RU App Store) – некий интерактивный журнал посещения занятий.
Скриншот 2015-03-23 20.10.12
Но одну из самых главных функций, безусловно, должны выполнять приложения, которые будут нести не только образовательную функцию, но и развлекательную. В первую очередь учащегося нужно заинтересовать в предмете. Интерактивные задачки смогут не только привлечь внимание и бросить вызов, но и немного разгрузить работу учителя, которому не придется подходить с проверкой к каждому из учеников.
У современных детей смартфон – вполне обычный повседневный предмет. Пусть это не iPhone последнего поколения, но даже бюджетная “звонилка” на Android вполне в состоянии справиться с подобными задачами. Мы уж не говорим о покупке планшетов и смартфонов на деньги школы, куда там… Хотя я видел компьютерные классы со стоящими в них компьютерами iMac, но там они стоят не из-за любви к ученикам, а из-за отмывания кем-то денег. Им абсолютно безразлично подрастающее поколение.

Контроль за учениками, учителями и оповещения родителям

Если вернуться к разговору о контроле, то, без сомнения, устройства Apple в этом могут помочь лучше остальных представленных на рынке решений. Нет, я не притягиваю за уши, просто экосистема, созданная купертиновцами, хорошо себя зарекомендовала, а появившаяся функция Семейного доступа в iOS 8 (как и система в целом) вывели ее на новый уровень.
Family Sharing
У родителей появился инструмент, с помощью которого можно без проблем узнать, где находится ребенок, в школе или дома. Учитель не будет тратить время на перекличку класса, если в кабинете установить датчики iBeacon и использовать приложение вроде выше описанного BeHere. Ученику уже сложнее будет оправдываться перед родителями за оценки, если они будут выставляться в приложении – из него листов не выдернешь.
Мессенджеры или, на худой конец, электронная почта могут служить хорошим средством связи между преподавателем и родителями. А FaceTime или хотя бы Skype – заменять частные встречи или собрания. Нынешний ритм жизни многих родителей не позволяет периодически посещать классные собрания. У них не менее насущные вопросы о том, как бы остаться на определенной должности, дожить до очередной не столь большой зарплаты и чем-то порадовать ребенка в нескончаемый кризис, который, кажется, уже не пройдет никогда.

Дополненная и виртуальная реальность

Но давайте вернемся к более позитивному настрою и представим, что можно пойти и дальше, не ограничиваясь одними переносными гаджетами. Например, очки виртуальной реальности вроде Oculus Rift или Рroject Morpheus точно смогут заинтересовать практически любого. С их помощью можно было бы изучать планеты и звезды на астрономии, растительный мир – на биологии, а также анатомию, историю, химию и другие предметы. Кто бы отказался полетать на космическом корабле среди звезд или понаблюдать за рыцарским турниром?
The Oculus Rift headset is tested by attendees at the Eurogamer Expo at Earls Court in London.
Для более простых вещей можно воспользоваться и камерой смартфона с приложением дополненной реальности. Например, на уроках истории следить на карте за передвижением войск на поле битвы или, на анатомии, никого «не разрезая», изучать строение тела и протекающие в нем процессы. Готов поспорить, что учащихся это заинтересовало бы куда больше, чем просмотр желтых страниц заклеенных учебников.

Внедрение технологий

А теперь спустимся с небес на землю и зададим простой вопрос: а будет ли кто-то реализовывать нечто подобное в наших школах, колледжах и институтах? Будет ли кто-то заинтересован в том, чтобы сделать процесс обучения интересным, а не рутинным занятием для учеников? Кто наконец даст денег школам на реализацию таких программ? Видимо, никто. Ведь куда лучше большую часть выделенных средств спрятать в карман, бросив кость в виде “нового компьютера в учительскую” людям, которые этого компьютера боятся сами и обращаются к нему не на “Вы”, а на “Вы, господин”.

Мнение редакции

Лена Ш.
автор «Макрадара»

Помню, как в школе нас заставляли носить учебники по каждому предмету, несмотря на то, что их набиралось по 5-6 штук. И с этим горбом за спиной мы топали каждый день, мечтая хотя бы разделить эту ношу со своим однопартийцем. Те, кто отказывался выполнять такое предписание, сразу же попадали в стан «неугодных», с соответствующими последствиями. Конечно же, смотря на удобство iPad и разнообразие приложений, мне очень хотелось бы, чтобы в наших учебных заведениях что-то поменялось в лучшую сторону. Но для этого должно многое поменяться в самой стране. Но при использовании электронных устройств должен быть контроль со стороны родителей и учителей, поскольку, в противном случае, учебный процесс превратится полностью в игровой. Стоит удалить все игры, а также использовать меры родительского контроля или гид-доступ, в котором работает всего лишь одно приложение.


А как считаете вы, стоит ли внедрять в образовательные учреждения современные технологии и выкапывать из-под толстого слоя пыли всю систему образования, или считаете, что настоящая книга должна быть напечатана, а не скачана, пусть даже легально?