Печатаем мы быстро.

Пишем — медленно.

Удивительно, но именно поэтому вам необходимо вручную вести конспекты и делать заметки во время учёбы.

Психологи Пэм А. Мюллер (Pam A. Mueller) из Принстонского университета и Дэниел М. Оппенхаймер (Daniel M. Oppenheimer) из Университета Калифорнии провели удивительное исследование, в ходе которого выяснили: ноутбук — это худший инструмент для ведения конспектов и заметок во время лекций.

Ранние исследования говорили о том, что вести конспект на ноутбуке неудобно, потому что можно часто отвлекаться — на игры, интернет или сторонние программы. Но оказалось, что преимущество рукописного конспектирования состоит в другом: когда вы пишете, вы замедляете скорость восприятия новой информации.

Когда процесс конспектирования становится медленным, вы запоминаете больше.

Вот как это работает. Если человек умеет быстро и качественно печатать, он будет способен записать лекцию на слух практически слово в слово. Но стенографировать — не значит учиться, этот процесс не требует аналитического, критического мышления. Пока вы печатаете слова вслед за лектором, мозг никак не вовлекается в процесс изучения материала.

Иными словами, ваш мозг не получает сигнал: «Эта информация очень важна». Поэтому, как только вы закроете документ, ваш разум сотрет всё услышанное ради дальнейшей эффективной работы.

конспект
Ismael Alonso/Flickr.com

Но если вы пишете конспект от руки, вы физически не сможете записать всё, что говорит лектор.

Вместо этого вы будете искать самое важное, расставлять акценты, структурировать информацию на ходу. Очень сложно записать и то, что вы не поняли, и такие места станут очевидными белыми пятнами в вашем конспекте, к которым нужно будет вернуться, чтобы разобраться в новом материале.

Рукописные конспекты требуют активной работы мозга, а значит, вы запомните практически всё, что запишете. Чем больше вы стараетесь что-то понять, тем сильнее сигнализируете мозгу: «Это важно! Мне нужна эта информация!»

Мюллер и Оппенхаймер сделали вывод: вместо того чтобы заниматься стенографией, студентам нужно обрабатывать информацию, пересказывая её собственными словами и записывая в виде конспекта. Это критически необходимо для обучения.

Преимущество рукописных заметок — хоть они и исчезают из нашей повседневной жизни — было описано многими психологами. Они утверждают: когда мы пишем вручную, мы задействуем те доли мозга, которые отвечают за формирование воспоминаний. Даже дети становятся более креативными, если записывают свои идеи на листке бумаги.

Французский психолог Станислас Деэн (Stanislas Dehaene) утверждает, что нам всем нужно отойти от клавиатуры, так как письмо активизирует уникальную нейронную цепь в нашем мозге.

Учёные раньше не знали об этих процессах, но теперь уверены: рукописный текст стимулирует наш разум и делает процесс обучения легче.