Никто не хочет быть отвергнутым. Рисковать, стараться, чтобы в конце получить отказ. Но если вы хотите добиться успеха в какой-то из областей жизни, то нужно принять возможность того, что вам ответят отказом.

У вас нет выбора: или вы принимаете любой шанс, не боясь отказов, или живёте в полной уверенности, что никогда не осуществите свои мечты.

Вы теряете 100% шансов, которые не используете.

Для писателей отказы скорее норма, чем что-то исключительное. Например, Джоан Роулинг (Joanne Rowling) опубликовала в Twitter два письма с отказами, которые она получила в ответ на рукописи, подписанные именем Роберта Гэлбрейта (Robert Galbraith).

Автор бестселлеров Джоан Харрис (Joanne Harris) вспоминает: «Я получила так много отказов от публикации „Шоколада“, что сделала из них скульптуру».

И другие известные авторы, в том числе Джеймс Джойс (James Joyce), Джордж Оруэлл (George Orwell) и Джон ле Карре (John le Carré), пережили много отказов, прежде чем их книги наконец были опубликованы. И, несмотря на боль от отказа и последующее переписывание отвергнутых рукописей, в результате их работа стала только лучше.

Почему так больно

Почему отказ так огорчает нас? В конце концов, отказ почти никогда не угрожает жизни. Суть кроется в нашей взаимозависимости.

Чтобы человек процветал, ему нужно общество. В период роста и созревания человек не может обойтись без других людей: если никто не будет заботиться о ребёнке, дарить ему любовь и внимание, он умрёт. Вот поэтому нам так важно одобрение, любовь и согласие в отношениях с окружающими. Иногда для нас это необходимое условие для выживания.

И чем больше вы будете зависеть от одобрения и мнения окружающих, которые судят ваш труд, тем хуже вы будете чувствовать себя во время отказа. Это также объясняет, почему отказ ранит больше, если ваша работа была личной — выражением себя или того, кем вы хотели бы быть.

Получить двойку за школьное задание по нелюбимому предмету или нагоняй за плохо выполненную задачу на работе неприятно, но не больно. А вот когда вкладываешь часть себя в проект, стараешься, делаешь всё, чтобы получилось хорошо, и действительно видишь, что получилось хорошо, но в итоге получаешь отказ, это больно.

Это первое, что надо понять насчёт негативных эмоций при отказе. Если, вместо того чтобы погружаться в депрессию и чувствовать себя ненужным, вы вспомните об этой, можно сказать, физиологической зависимости от общества, станет легче.

Но зачем останавливаться? Почему бы не пойти дальше? Вместо того чтобы воспринимать отказ как что-то плохое — то, чего нужно избежать любой ценой, — почему бы не заставить его работать на вас? В таком случае отказ поможет вам создать что-то гораздо лучше отвергнутого творения. И вот как это можно сделать.

Учимся на ошибках. Как отказ помогает развиваться

Отказ может заставить вас сделать что-то лучше. Но надо научиться правильно принимать его. Начните с того, чтобы не принимать отказ на свой счёт. Вместо того чтобы спрашивать себя «Что со мной не так?», посмотрите на отвергнутую работу.

Посмотрите внимательней. Может, вы увидите, чего ей не хватает? Или, может, способ, которым вы решили достичь своей мечты, не совсем для этого подходит?

Художник Декстер Далвуд (Dexter Dalwood) сказал в своём обращении к студентам: «Если вы хотите, чтобы ваши идеи были успешными, будьте готовы к отказам. Частым. Они идут в комплекте».

Отказ — это часть производственного процесса и неотъемлемая составляющая искусства. Отличный пример — творческий путь Джеймса Дайсона (James Dyson), британского изобретателя, благодаря которому появились современные сушилки для рук и циклонический пылесос G-Force.

Дайсон считает отказы весьма полезной штукой. Его проект по созданию пылесоса без мешка пережил 5 127 модификаций и бесчисленное количество отказов от предприятий розничной торговли.

После запуска самого последнего изобретения, сушилки для рук Airblade Tap, вмонтированной в смеситель, Джеймс Дайсон сказал в интервью BBC: «Провалы — это лучшее лекарство до тех пор, пока ты продолжаешь чему-то учиться».

Пережив провал, вы что-то узнаёте — именно так и помогают отказы. Это толкает вас к тому, чтобы сделать что-то ещё раз и сделать это лучше.

Андреас Эрикссон (Andreas Eriksson), профессор из Университета Колорадо, исследовал привычки детей, обучающихся игре на скрипке, начиная с пяти лет и до совершеннолетия. Он обнаружил, что значимым фактором, определяющим успех, было то, сколько часов практики юный скрипач посвятил музыке, насколько он хотел улучшить свою игру.

Писатель Малкольм Гладуэлл (Malcolm Gladwell) популяризировал эту идею, которая стала известна как «правило 10 000 часов». Это значит, что для того, чтобы добиться успеха и достичь высот в своём деле, вам потребуется около 10 000 часов работы, критики и конструктивного ответа на неё.

Некоторые люди, столкнувшись с отказом, задаются вопросом, когда им стоит прекратить попытки. Ответ — никогда. Если у вас есть мечта, что-то, во что вы верите и чего хотите достичь, продолжайте идти к своей цели.

Отказ — это не значит, что вы провалились. Это значит, что вы попробовали. Сделайте это снова.