Иван Нефедьев
Преподаватель, тренер. Занимается вопросами игрофикации в бизнесе, социальных проектах, образовании и других направлениях.

Игрофикация — это введение в любую деятельность дополнительных игровых правил, благодаря которым рутинный процесс становится более увлекательным и интересным. От обычных игр или симуляторов игрофикация отличается тем, что игрок соблюдает эти дополнительные правила и совершает полезную деятельность в реальном мире. А ещё можно в любой момент отказаться от правил и снова делать всё по-старому.

Другими словами, игрофикация — это то, что делает скучные процессы интересными, избегаемое — желанным, а сложное — простым.

Волшебных таблеток не существует. Если слепо копировать то, что подходит другим людям, ничего хорошего не получится. Но есть несколько основных принципов, применение которых позволит вам значительно повысить свою эффективность с помощью игрофикации.

1. Отслеживайте прогресс

Одним из базовых элементов в играх является шкала прогресса, а в спорте и тайм-менеджменте давно известно, что то, что измеряется, улучшается.

Давайте рассмотрим применение игрофикации на примере. Например, ваша цель — прочитать не очень увлекательную, но полезную книгу по специальности. В этой книге 900 страниц. Заставить себя её открыть и начать чтение — не самая простая задача.

Если вы каждый день будете записывать количество прочитанных в этот день страниц, этот показатель почти наверняка станет улучшаться. Звучит глупо, но почти всегда срабатывает. Вам будет неприятно ставить прочерк, а если вы задали себе определённую минимальную планку, то и записывать меньшее количество страниц.

Основная сложность тут в регулярности. Но если вы сможете заставить себя периодически вносить информацию о своём прогрессе, то и сам прогресс, скорее всего, не заставит себя ждать.

Эта механика отлично работает, когда вы читаете электронные книги. На основной странице отображается прочитанный объём в процентах, а прогресс показывается в виде отношения прочитанных страниц к общему объёму книги (например, 476/900).

2. Ставьте в меру короткие задачи

Очень важно при планировании ставить себе посильные задачи. Если ваш предыдущий опыт показывает, что прочитать 100 страниц в день даже увлекательной книжки с картинками вам тяжело, стоит поставить себе задачу попроще.

Хорошим вариантом будет назначить себе задачу-минимум в одну треть от того объёма, который вы можете свободно прочитывать в день. Это зависит от того, сколько времени вы сможете выделить на чтение ежедневно.

Даже если это будет пять страниц, через полгода вы книгу прочитаете. Это лучше, чем вообще её не прочитать. Скорее всего, вы подсознательно будете стараться перевыполнить задачу, так что с книгой вы закончите намного быстрее.

Важно также не давать себе слишком простые ежедневные задания, например «Прочитать один абзац». Вы больше времени потратите на то, чтобы открыть книгу и найти нужное место, чем на чтение.

Идеальный вариант в случае с толстой книжкой — выбрать в качестве дневного минимума объём, кратный длительности главы или раздела. Если вы назначите минимумом половину главы, это повысит вероятность того, что вы будете регулярно перевыполнять план.

3. Предусмотрите вознаграждение

игрофикация: вознаграждение
Giphy.com

Интересная особенность игр в том, что за редким исключением награды в них нематериальны, то есть вы никак не можете использовать их в реальном мире. Исследования показывают Cash is for SAPS. , что материальные награды стимулируют значительно меньше, чем, например, предоставление доступа к чему-либо или получение статуса.

Вы можете заранее решить, чем именно вы себя наградите за то, что прочитаете раздел книги или всю книгу целиком. Это может быть просмотр нового сезона сериала, поход в бар с друзьями, пара часов игры — любое развлечение, которое будет интересно лично вам.

Важно предусмотреть награды, которые вы получите во время движения к вашему достижению. Длительных задач, рассчитанных на месяцы и годы, вполне хватает и в реальной жизни. Стоит воспользоваться преимуществом, которое дают нам игры, — награждать себя за каждый пройденный уровень.

Не стоит при этом награждать себя слишком часто — это быстро надоест и перестанет приносить удовольствие. Чтобы вознаграждения не приедались, можно использовать механику случая — выбирать приз случайным образом из составленного вами списка.

4. Отмечайте обратную связь

Важно отмечать обратную связь сразу после выполнения действия в виде галочки в графике или отметки, сколько страниц вы прочитали. В идеале выразить эту обратную связь, используя несколько каналов восприятия.

Например, вы можете переклеивать по одному листочку для заметок с одной стены на другую каждый раз, когда прочитаете 10 страниц. Вы будете видеть, как меняется количество стикеров на стене, будете испытывать тактильные ощущения и, возможно, слышать звук переклеиваемых листочков.

Книгу в 900 страниц можно разбить на 90 стикеров. Если со временем они начнут падать, возможно, ваше чтение немного затянулось.

5. Не врите себе

игрофикация: не врите себе
Giphy.com

Возможно, это самый сложный пункт. Читерство (нечестная игра) — очень распространённая практика в играх. Если единственным судьёй, который контролирует точность выполнения правил, будете вы, вероятность нарушений только увеличивается.

В примере с книгой может возникнуть соблазн засчитать почти дочитанный фрагмент. Здесь может сработать правило: прочитанные 9 страниц не считаются выполненной мини-задачей. Листочек можно будет переклеить только после прочтения 10 страниц. Для этого нужно или сегодня дочитать ещё одну страницу, или завтра прочитать только одну страницу. Вполне вероятно, что вы захотите выполнить эту задачу именно сегодня.

6. Не вводите наказания

Очень часто при введении подобных систем возникает соблазн придумать наказания. Опыт многопользовательских игр показывает, что это не лучшая тактика. Сравним две системы:

  1. Игроки получают штрафы, если не заходят в игру ежедневно.
  2. Игроки получают призы за ежедневный вход. Если же они не входят в игру, их показатели не изменяются.

Вторая система будет работать намного лучше и эффективнее.

Отсутствие награды или прочерк в графе «Сделано сегодня» — уже достаточно сильное наказание.

Кстати, введение наказаний сильно увеличивает вероятность читерства. Люди предпочитают избегать негативного опыта. Может оказаться, что проще избегать всю построенную систему (переклеивание листочков для чтения книги в нашем случае), чем следовать ей.

7. Делайте всё в реальном мире

Отмечать прогресс можно в Microsoft Excel или специализированных приложениях, но лучше всего это делать в реальном мире. Когда мы делаем что-то в реальности, а не на планшете или компьютере, мы больше отдаём себе в этом отчёт. Кроме того, в физическом мире легче обеспечить воздействие по нескольким каналам восприятия (зрение, слух, тактильные ощущения).

Заключение

Можно ввести множество других инструментов, используемых в играх, — битвы с «боссами», социальное давление, нарратив, создание аватаров. Их можно насчитать несколько сотен. Важно подобрать те из них, которые подойдут именно вам.

Для этого необходимо подойти к вопросу систематически: чётко прописать цель (например, прочитать конкретную книгу), какие именно действия приведут вас к ней (читать по 10 страниц в день), как вы будете отслеживать и отмечать прогресс.

Конечно же, нужно очень хорошо понимать себя и человеческую психологию, а также то, как действуют различные игровые инструменты. Больше об этом вы можете узнать из книг, статей и даже онлайн-курсов.