«В интернете никто не знает, что ты собака» — знаменитый рисунок Питера Штейнера (Peter Steiner), опубликованный в 1993 году в еженедельнике The New Yorker, сегодня актуален как никогда. Он прекрасно отражает основу общения в Сети: вы можете быть кем захотите.

Влияние социальных сетей

Обычно мы выбираем для публикаций лучшие фотографии, отбраковывая те, где выглядим не столь хорошо, как хотелось бы. Придерживаемся выбранного образа — рубахи-парня, опытного мачо, гламурной светской львицы, бесстрашного путешественника, полиглота или эрудита.

Предыдущие исследования показывали, что большинство пользователей соцсетей адаптируют свои онлайн-взаимодействия, чтобы казаться лучше. Ведь никто не узнает, что в реальности, за пределами опубликованного поста. Однако теперь учёные уверены в другом.

Истинная сущность всё равно просвечивает через идеальный виртуальный образ. Поведение в Facebook или другой соцсети является точным отражением нашей личности.

Например, частые селфи на занятиях в тренажёрном зале могут свидетельствовать о нарциссизме.

Учёные провели эксперимент: попросили 164 человек в возрасте от 18 до 55 лет пройти два теста. Сначала испытуемые отвечали на вопросы от своего истинного «я». А затем — от лица виртуального двойника в Facebook. Выяснилось, что большая разница между самопрезентацией в Сети и тем, каков человек в реальности, чревата стрессами и возникновением чувства социальной разобщённости.

Оказывается, большинство людей предпочитают, чтобы другие имели точное представление о том, какие они есть на самом деле, а не идеализировали образ. Это подтверждает теория самопроверки американского профессора социальной и личностной психологии Уильяма Суонна (William Swann). Согласно ей человеку нужно подтверждение его самооценки вне зависимости от того, позитивна она или негативна.

Ещё в 1997 году, до наступления эпохи соцсетей, учёные обнаружили, что сотрудники с низкой самооценкой склонны увольняться после того, как им повышают зарплату. Это противоречит их внутреннему миру.

Люди чувствуют себя комфортнее и продуктивнее, когда окружающие оценивают их реально, даже если некоторые качества не являются положительными.

Есть веские причины, по которым люди частично или полностью скрывают своё истинное «я» в интернете. Сначала это даёт определенную свободу. Например, возможность выражать своё мнение, не опасаясь последствий.

Но анонимность имеет свою цену. Когда «никто не знает, что ты собака», любые положительные оценки будут касаться именно виртуального пользователя. Учтите, что профили в социальных сетях сегодня становятся добычей для маркетологов, потенциальных работодателей, сетевиков, продвигающих разнообразные товары и услуги.

И ещё один важный момент. Социальные сети позволяют нам избежать того, что учёный Стэнфордского университета Михал Косински (Michal Kosinski) называет маленькими тюрьмами географических обстоятельств. Каждый из нас может общаться с теми, кто близок ему по духу, невзирая на расстояния. Но это палка о двух концах.

Мы окружаем себя в соцсети единомышленниками, а это приводит к возникновению пузыря фильтров.

Это понятие, введённое интернет-активистом Илаем Парайзером (Eli Pariser), означает, что соцсети собирают данные о пользователе и предоставляют информацию, совпадающую с его точкой зрения, отсекая альтернативные варианты. В этом случае увидеть объективную картину происходящего очень сложно.