5 гениальных открытий, которыми мы обязаны Фрейду
6 мая исполняется 162 года со дня рождения основоположника глубинной психотерапии Зигмунда Фрейда. Многие его теории со временем были раскритикованы. Однако некоторые идеи используются до сих пор.
1. Бессознательное
Фрейд вывел на свет наше бессознательное и описал структурную модель психики человека. Психолог разделил её на три элемента:
- Ид или Оно — полностью бессознательный компонент, который управляется инстинктами. Ид функционирует по принципу немедленного удовлетворения всех желаний и потребностей.
- Эго — компонент личности, отвечающий за связь с реальностью и функционирующий на основе обстоятельств. Эго контролирует Ид, в том числе не позволяя ему получать желаемое прямо сейчас, так как это неприемлемо по разным причинам.
- Супер-Эго развивается в личности последним и закрепляет все полученные человеком моральные установки в результате воспитания. По Фрейду, Супер-Эго начинает созревать в возрасте около пяти лет и формирует социально приемлемое поведение.
Эта модель легла в основу многих более поздних попыток структурировать личность человека. Но до Фрейда учёные рассматривали только сознание. Психолог первым решился копнуть глубже и выяснил, где скрывается истинная суть человека — Ид.
Сейчас психологи всех направлений обращаются к бессознательному, из которого извлекаются не только проблемные вопросы, но и скрытые ресурсы.
Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри.
2. Стадии психосексуального развития человека
Фрейд описал стадии развития личности через физиологическое взросление ребёнка. В ранние годы человек общается с окружающим миром разными способами и так решает свои задачи. Фрейд выделил пять стадий:
- Оральная (0–1,5 года). Область рта тесно связана с удовлетворением биологических потребностей и получением удовольствий. В это время в человеке формируются зависимость и доверие к другим людям.
- Анальная (1,5–3 года). Ребёнок познаёт чувство контроля — как минимум над собственным кишечником. В это время формируются все формы саморегуляции.
- Фаллическая (3–6 лет). Ребёнок рассматривает свои половые органы, отождествляет себя со взрослыми и ищет образцы для подражания.
- Латентная (6–12 лет). Либидо сублимируется в социальные контакты и прочее активное времяпрепровождение. Именно тогда мировоззрение оттачивается и приобретает особую прочность.
- Генитальная (12–22 года). Человек вступает во взрослые отношения, формирует стратегию поведения в них. И вместе с тем становится ответственным и зрелым в социальном аспекте.
На этом строится теория объектных отношений. Если человек переживает в какой-то период травматические события, связанные с другими людьми, он будет переживать их снова и снова. Поэтому психологи нередко ищут решение текущих проблем пациента в его прошлом.
Мы, взрослые, не понимаем детей, так как мы не понимаем уже больше своего собственного детства.
3. Эдипов комплекс
Комплекс Эдипа у мальчиков и Электры у девочек — часть фаллической стадии развития. По Фрейду, в возрасте около четырёх лет ребёнок осознаёт, что, взрослея, не может претендовать на родительскую любовь в полном объёме. При этом он отождествляет себя с родителем своего пола и «влюбляется» в родителя противоположного пола.
В этом любовном треугольнике малышу сложно искать поддержку у объекта любви или, наоборот, соперника. И он остаётся наедине с собой. Именно от того, как он переживёт этот период, и будет зависеть, как он справится со своим внутренним одиночеством и проблемами в будущем.
Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его.
4. Толкование сновидений
Ещё одно новаторство от Фрейда: именно он начал рассматривать сновидения в научной плоскости. Пока остальные считали сны чем-то из области магического, психолог определил, что так высвобождаются наши потаённые желания. Из-за моральных установок Супер-Эго и рационализаторства Эго не все мысли могут воплотиться в реальность. И они в итоге уходят в бессознательное.
Соответственно, сны — это не просто весёлые или пугающие картинки. Это ключ к лучшему пониманию себя.
Сновидения — это королевская дорога в бессознательное.
5. Метод свободных ассоциаций
Фрейд считал, что с помощью ассоциаций можно проникнуть в бессознательное. В рамках этого метода психолог просит пациента называть связанные с первоначальным объектом образы, которые всплывают в голове. А затем искать к ним ассоциации. В усовершенствованном виде эта практика присутствует сейчас в любом направлении психотерапии.
В один прекрасный день те же самые люди о тех же самых вещах начинают думать совсем иначе, чем прежде; почему они раньше так не думали, остаётся тёмной тайной.
Лучшие предложения
Это нам надо: наушники Microsoft Xbox Wireless Headset
Надо брать: ноутбук Honor MagicBook X16 за 43 217 рублей
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
15 интересных товаров дешевле 500 рублей
Уютно, практично и стильно: 8 российских брендов текстиля для дома
Лучшие предложения недели: скидки от AliExpress, «Яндекс Маркета», Yves Rocher и других магазинов
Выбирай, но проверяй: как найти в магазине качественный товар
35 вещей для идеального наряда в ковбойском стиле
Выбирай, но проверяй: как найти в магазине качественный товар
Реклама«Моя работа — постоянный бег». 3 вдохновляющие истории российских учёных
Куда махнуть на майские: 5 способов спланировать поездку на Ozon Travel быстро и выгодно
РекламаКороткий путь в профессию: 5 причин поступить в колледж