В России представлены три альтернативные системы дошкольного образования: система Монтессори, Реджио-Эмилия и Вальдорфская. Занимаются по ним в частных садиках, чаще всего в крупных городах. Цель — обеспечить всестороннее развитие ребёнка.

В каждом садике воспитатели уверены, что их подход наиболее продуман. Однако создать идеальную систему не удавалось ещё никому.

Система Марии Монтессори

Системы дошкольного образования. Система Марии Монтессори
Depositphotos/tan4ikk

Эта образовательная методика была разработана итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори в начале XX века. Сначала она применялась среди детей с ограниченными возможностями, но позже была адаптирована для здоровых. Монтессори-классы можно найти во многих странах, в том числе в России.

Отличительные черты системы дошкольного образования

  1. Система держится на принципе «помоги мне сделать самому». Это значит, что преподаватель должен не учить ребёнка, а помогать ему заниматься самостоятельно тем, что ему интересно.
  2. Для занятий Монтессори разработала специальные предметы и материалы. Они помогают поддерживать второй принцип системы — «обучение через открытия», когда ребёнок развивает себя, самостоятельно играя. При этом в большинстве материалов заложен принцип самокоррекции: ребёнок сам видит и исправляет свои ошибки, а не ждёт взрослого.
  3. Большое внимание уделяется окружающему пространству. Всё должно быть функционально, красиво, доступно для ребёнка и выполнено из натуральных материалов.
  4. Пространство класса делится на тематические зоны: зону реальной жизни, зону сенсорного развития, математическую, языковую и космическую зоны. Каждая оборудована созданными специально для неё монтессори-материалами.
  5. Дети работают там, где им удобно. Они могут сидеть на индивидуальных ковриках или за столиками.
  6. В классах занимаются дети разного возраста. Это сделано для того, чтобы они не соперничали, а помогали друг другу и передавали опыт.

Недостатки системы дошкольного образования

  1. Педагог в системе Монтессори не считается главным, а дети занимаются тем, чем им хочется. Считается, что ребятам, занимавшимся в подобных классах, сложно приспособиться к дисциплине в обычной школе.
  2. В монтессори-классах не уделяют внимания развитию воображения и креативности. Здесь не играют, не читают сказки, не рисуют и не поют. Вместо этого дети развивают те или иные навыки, связанные, к примеру, со счётом, моторикой, языком.
  3. Дети занимаются с материалами индивидуально, изредка требуя помощи преподавателя. Из-за этого ребёнок может отставать в социальном развитии, не уметь общаться с другими детьми.
  4. Нет систем отчёта, показателей развития, тестов.

Система Рудольфа Штайнера (Вальдорфская)

Системы дошкольного образования. Система Рудольфа Штайнера (Вальдорфская)
Depositphotos/thirteen

Методика была разработана австрийским философом, педагогом и мистиком Рудольфом Штайнером. Первая школа была открыта в 1919 году. Учились в ней дети рабочих табачной фабрики «Вальдорф Астория». Отсюда и второе название системы.

Современные школы и детские сады, занимающиеся по системе Штайнера, — это сертифицированные учреждения, признанные Международным форумом вальдорф-штайнеровских школ (Гаагским кругом), педагогической секцией Свободной высшей школы гуманитарных наук Гётеанума и «Друзьями вальдорфского образования».

Отличительные черты системы дошкольного образования

  1. Краеугольный камень вальдорфской педагогики — антропософия. Это религиозно-мистическое учение, разработанное Рудольфом Штайнером в 1912 году. Основные положения: гипотеза о триединстве человека (Дух, Душа и Тело), его четырёх сущностях (физическое тело, эфирное тело, астральное тело, Я) и учение о темпераментах (меланхолик, флегматик, холерик, сангвиник).
  2. Вальдорфская система заинтересована в развитии гармоничных детей. Каждый ребёнок — личность и должен расти в соответствии со своими способностями и наклонностями.
  3. Здесь учат эвритмическому танцу. Дети свободно двигаются под музыку, при этом поют или рассказывают стихи.
  4. Огромное внимание уделяют ручному труду и развитию воображения. Дети учатся вышивать, вязать, рисовать, лепить, работать на гончарном круге, иногда на ткацком станке.
  5. В одной группе собраны дети от трёх с половиной до семи лет. Таким образом младшие быстрее обучаются базовым навыкам, а старшие передают опыт.
  6. В вальдорфском детском садике часто и с большим размахом отмечают праздники. Особенно ценятся дни рождения.
  7. Как и в обычном садике, день в вальдорфском саду расписан по минутам.

Недостатки системы дошкольного образования

  1. Вальдорфская система имеет глубокие оккультные и религиозные корни, поэтому некоторые считают её сектантской.
  2. Детей почти не готовят к поступлению в обычную школу. С ними не занимаются чтением, письмом, математикой.
  3. Все игрушки сделаны вручную из натуральных материалов: дерева, тканей, ниток. Обычные куклы, машинки и конструкторы не используются и запрещены. Даже дома.
  4. Первые несколько месяцев ребёнок проходит адаптационный период. В это время он обязан приходить на занятия вместе с сопровождающим — мамой, папой или кем-то ещё.
  5. Никаких систем отчёта, показателей развития. Оценить прогресс развития ребёнка можно лишь глядя на его поделки.

Система Реджио-Эмилия

Системы дошкольного образования. Система Реджио-Эмилия

Эта система была придумана в одноимённом городе на севере Италии в 1940-е годы. После Второй мировой войны здесь открылись детские сады, в которых дошкольников воспитывали по методу, разработанному педагогом Лорисом Малагуцци. Он опирался на идеи Жана Пиаже, Льва Выготского, Марии Монтессори. Реджио-педагогика остаётся популярной во многих странах.

Отличительные черты системы дошкольного образования

  1. Малагуцци считал, что ребёнок наделён сотней «языков», которые помогают ему выражать себя. Задача взрослого — помочь малышу освоить речь и научить его пользоваться символическими языками самовыражения: живописью, скульптурой, театральным искусством.
  2. Малагуцци хотел воспитывать человека в условиях демократии и социальной справедливости. Поэтому, согласно реджио-педагогике, ребёнок должен ощущать себя частью коллектива и участвовать во всём наравне со взрослыми. Ребёнок достоин уважения так же, как и любой другой человек.
  3. Как и в системе Монтессори, огромное внимание уделяется оборудованию пространства, особенно творческой мастерской. Материалы для творчества используются самые разные, в том числе природные: краски, карандаши, мелки, бумага, зубочистки, пуговицы, ракушки, веточки, камешки.
  4. На занятиях каждый ребёнок занимается своим проектом на любую тему. Работа над ним может длиться сколько угодно, главное — процесс.
  5. На стенах реджио-садов висят детские работы, фотографии и заметки. Это так называемые «говорящие стены». Они помогают держать всех в курсе текущих проектов, идей, развития детей.
  6. «Пьяцца» (итал. — «площадь») — пространство в детском саду, где дети и взрослые обсуждают свои идеи. «Тихая комната» — место, где можно отдыхать. Спать в реджио-садике не обязательно.

Недостатки системы дошкольного образования

  1. Как и в Монтессори-системе, реджио-педагог не считается в классе главным. Он лишь наблюдает и правит, с ним даже можно спорить. Считается, что детям, занимавшимся в подобных классах, сложно приспособиться к дисциплине в обычной школе.
  2. Никаких систем отчёта, показателей развития, тестов. Дети просто занимаются тем, чем хотят, результаты отражаются во всевозможных поделках.

Стоит ли отдавать ребёнка в альтернативный детский сад

Если государственные детские сады не вызывают у вас доверия и у вас достаточно денег, чтобы оплачивать занятия в частных, то почему бы и нет. Но прежде чем выбрать учреждение, познакомьтесь с преподавателями и сходите на открытое занятие. Это поможет понять, насколько вам подходит та или иная система образования.

Однако никто не обещает, что ребёнок выйдет из альтернативного детского сада со здоровой психикой и подготовленным к школе. Это всегда остаётся на совести родителей. Любая образовательная система имеет недостатки, а скандалы, достойные прессы, могут случиться и в платных учреждениях.

Читайте также