На Amazon Prime вышел совместный проект потокового сервиса и BBC Studios, основанный на книге Терри Пратчетта и Нила Геймана. Законченная история состоит всего из шести часовых эпизодов. И при столь небольшом хронометраже сюжет может показаться затянутым. Этому есть объективные причины. Но всё же достоинства сериала многократно перекрывают его недостатки.

Сюжет рассказывает об ангеле Азирафеле и демоне Кроули, которые дружат уже несколько тысяч лет. Они узнают, что на Земле случится апокалипсис, и Кроули должен лично доставить младенца-антихриста в приёмную семью. Но друзья уже так привыкли к земным благам, что хотят сохранить людям жизнь. И потому они начинают опасную игру, которую не одобрят ни на небесах, ни в аду.

Это точная экранизация книги. Даже слишком

Первое, что нужно знать об этом сериале: за телеадаптацию отвечает один из авторов оригинального романа Нил Гейман. Сам он неоднократно говорил, что книга всё же больше принадлежит Терри Пратчетту (это чувствуется и по стилю написания). И именно он когда-то попросил Геймана лично заняться экранизацией, если она состоится.

Именно поэтому в сериал бережно перенесён абсолютно весь сюжет романа — лишь с небольшими правками по хронометражу. Слишком часто адаптации только отталкиваются от первоисточника, а потом уходят совсем в другом направлении, оставляя знатоков книг в недоумении. Здесь же у поклонников Пратчетта может возникнуть ощущение, что они смотрят иллюстрированный роман.

Гейман даже ввёл закадровый голос Бога (его, а точнее её, озвучивает Фрэнсис Макдорманд), зачитывающий целые абзацы из книги. Но если фоновый текст лишь добавляет литературного юмора и игры слов, то желание полностью передать все диалоги героев иногда слишком уж замедляет темп. Персонажи могут просто сидеть и говорить очень долго, при этом сцена не несёт в себе никакой кинематографической нагрузки — важен только текст.

В «Благих знамениях» персонажи могут просто сидеть и говорить очень долго
Ангел Азирафель (Майкл Шин) и демон Кроули (Дэвид Теннант)

И точно так же автор обходится с линиями второстепенных героев и побочными сценами: зрителю подробно рассказывают о буднях многих персонажей, даже если они никак не влияют на сюжет.

Но это можно считать недостатком, только если ждать от «Благих знамений» типичного американского сюжета со множеством сюжетных поворотов и динамикой. Твисты здесь тоже будут, и ради этого даже немного подправили финал. Но все они разбавлены британскими неспешностью, юмором и акцентом на простой жизни героев.

Это театр двух актёров и большой массовки

С первых же эпизодов становится ясно, что главное достоинство сериала — исполнители главных ролей. Дэвид Теннант в роли демона Кроули и Майкл Шин в образе ангела Азирафеля отлично удерживают на себе всё внимание, и каждая сцена с ними превращается в настоящую феерию актёрского мастерства.

В «Благих знамениях» Дэвид Теннант и Майкл Шин отлично удерживают на себе всё внимание

К проработке персонажей подошли со всей душой и не просто одели их соответственно в чёрную и белую одежду, а показали два ровно противоположных характера. На образе Кроули явно дали оторваться стилистам и парикмахерам. Демон с течением лет меняет причёски, иногда доходя до полной нелепости, носит стильные солнечные очки даже ночью, гоняет на чёрной машине и вообще ведёт себя нагло.

Теннанту впервые со времён легендарного «Доктора Кто» дают в полной мере развернуться в мимике и движениях: он ходит, виляя бёдрами, кривляется, кричит и машет руками. Сцена, где Кроули угрожает своим любимым цветам казнью, если они не будут хорошо расти, — настоящий моноспектакль (хотя она и относится к сюжетам, которые можно безболезненно убрать из сценария).

Азирафель, напротив, всегда одет одинаково, содержит книжный магазин и ведёт себя скромно, как и положено ангелу. К тому же он всё время очень смущается и всего боится. В этой комичной нелепости Майкл Шин часто напоминает Саймона Пегга, но играет по-своему. Его заикание и сбивчивая речь отлично контрастируют с напористым Теннантом.

«Благие знамения» дают Теннанту в полной мере развернуться в мимике и движениях

И всё же эти двое дружат. Их диалоги и стычки отлично передают отношения двух близких людей, которые иногда раздражают друг друга, но всегда готовы помочь. По классическому принципу подобных историй они ругаются при каждой встрече, потом мирятся и снова ругаются.

Но от подобных сцен устать невозможно, потому что актёры одной только мимикой и жестами уже создают отличную комедию, а текстовый и ситуативный юмор лишь дополняет их яркость.

Чего не скажешь о некоторых других персонажах. Юный Сэм Тэйлор Бак, сыгравший ребёнка-антихриста по имени Адам, хоть и старается, но его долгие монологи выглядят иногда слишком уж скучно. А ведь в последних эпизодах у него большая драматическая роль, да ещё и в стиле недавнего хоррора «Гори, гори ясно».

История встречи ведьмы Анафемы и потомка инквизитора Ньютона Пульцифера выглядит приятно, но постоянно теряется в других сюжетных линиях. А остальные ангелы и демоны, которых, кстати, сыграли отличные актёры, просто не успевают раскрыться — у них смешные, но слишком однотипные роли.

Остальные ангелы и демоны в «Благих знамениях» просто не успевают раскрыться
Джон Хэмм в роли архангела Гавриила, лидера сил Рая

Как ни крути, все они остаются массовкой на фоне главных героев. И хотя важная часть сюжета сконцентрирована вокруг Адама и Анафемы, приходится просто ждать, когда на экране снова появятся Кроули и Азирафель, чтобы порадоваться остроумным диалогам.

Это типичный британский сериал со всеми его недостатками

Сериал «Благие знамения» вышел на американском потоковом сервисе Amazon Prime и подаётся как оригинальный проект платформы. Это может вызвать неверные ожидания, ведь все уже стали привыкать к таким крупнобюджетным сериалам от Amazon, как «Человек в высоком замке» или «Джек Райан». Но всё же «Благие знамения» — явно британский продукт.

Многие сцены «Благих знамений» сняты долгими планами
Азирафель и Кроули наблюдают за казнью Христа

Многие сцены сняты долгими планами, без резкого монтажа, поэтому действие кажется очень спокойным. Цветокоррекция сделана в более мягких тонах, привычных британскому телевидению. Здесь даже заставка очень длинная, а музыка чем-то напоминает мелодию из «Шерлока».

В первых и последних сериях наверняка в глаза бросится слабый уровень спецэффектов. Это подчёркивает тот момент, что взрывы и демонические существа здесь не самоцель. И всё же графика отстаёт от многих современных сериалов.

Но зато «Благие знамения» избегают и типичных проблем эфирных проектов из США: эпизоды не заканчиваются ненужными поворотами, первая и последняя серии не выбиваются из остальной атмосферы, а сама история выглядит совершенно целостной — как шестичасовой фильм, порезанный на части.

Сюжетная составляющая здесь построена по принципам драмы или даже детектива: все разрозненные сюжетные линии постепенно сходятся в одной точке и подводят к развязке. И поэтому, даже если начало кажется слишком медленным, к финалу станет понятно, зачем всё это было нужно.

Тут каждый зритель сам решит, что из этого хорошо, а что плохо. Например, «Американских богов» того же Геймана превратили в стандартный американский проект, и он потерял значительную часть оригинальной задумки. «Благие знамения» сохранили свою аутентичность, но отчасти уступили в динамике и зрелищности.

Поэтому сериал в первую очередь понравится тем, кто любит именно британские комедии с их неспешностью, простыми съёмками и прекрасными диалогами. Просто не стоит искать здесь блокбастер.

Это великолепный юмор, иногда на грани

И Терри Пратчетт, и Нил Гейман издавна славятся своими яркими шутками и зачастую провокационными темами. А уж если речь идёт о сюжете, где в центре всего религия, то юмор иногда балансирует на грани допустимого.

От «Благих знамений» не нужно ждать логики
Начало дружбы ангела и демона

Авторы не побоялись показать Рай сборищем бюрократов (на что явно намекает чёткая иерархия ангелов) и вложили в уста Бога немало шуток. Монашки здесь поклоняются Сатане, всадники апокалипсиса ездят на мотоциклах, а сбои в мобильной связи и пробки на дорогах — проделки демонов. Последнее, кстати, Гейман уже добавил от себя, чтобы приблизить действие к сегодняшним реалиям.

При этом остросоциальный юмор замешан с совершеннейшим абсурдом вроде одержимости подсчётом сосков у человека, вымышленными фамилиями или даже визитом инопланетян.

Такое сочетание даёт простор для постоянных сюрпризов. От «Благих знамений» не нужно ждать логики: в любой момент всё может измениться благодаря вмешательству высших сил, очередному пророчеству или просто глупому поступку. А потому шутки срабатывают практически всегда.

И за всем кроется главная ирония, которая и становится основной моралью сериала: каким бы ни было изначальное предназначение, всё зависит от самого человека, его воспитания и череды случайностей.

Такие простые и чисто «земные» истины очень свойственны Терри Пратчетту — они актуальны во все времена и поданы в виде лёгких шуток.


Возможно, «Благие знамения» — не самый зрелищный и динамичный сериал. Но если проникнуться неспешным сюжетом и ярким юмором авторов, то шесть часов пролетят незаметно. Ведь тут можно искренне переживать за героев, а параллельно смеяться над нелепыми поворотами.