Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Жизнь
6 ноября 2024

Стоит ли гордиться количеством прочитанных книг или чтение слишком переоценено?

Наталья Копылова — о том, какие задачи сегодня решает литература и делает ли книга в руках кого-то лучше других.
Фото автора Наталья Копылова
Наталья Копылова

Автор Лайфхакера

Стоит ли гордиться количеством прочитанных книг или чтение слишком переоценено?

Я научилась читать задолго до школы. Когда точно, не скажу, но с тех пор меня было не остановить. Я читала всегда и везде, была записана во все доступные библиотеки. И в каждой проходила через унизительный первый раз, когда слышала: «Девочка, ну куда ты набрала стопку книг, их надо вернуть через десять дней. Возьми одну и не забудь прийти, чтобы мы её продлили». В итоге я уходила с одной сиротливой книгой и завтра же её возвращала, а заодно сдавала нелепый экзамен на знание текста, чтобы мне поверили, что я правда всё прочитала. В первом классе в школьную библиотеку я и вовсе ходила с бабушкой, потому что мне отказывались выдавать толстые книги.

Потом был филфак с огромным списком литературы для нескольких предметов каждый семестр, плюс дополнительное чтение, плюс книги для души. Если верить моему списку прочитанного, то в среднем я читаю больше ста книг в год.

Всё это я рассказываю не для того, чтобы выпендриваться, а для того, чтобы показать, что у меня достаточно опыта и оснований быть уверенной: чтение само по себе никого не делает лучше, умнее, развитее. Веселее — возможно, хотя далеко не факт. Но давайте разбираться по порядку.

Какие стереотипы формируют особенное отношение к книгам

Книги делают нас умнее

Я встречала много как читающих, так и не читающих людей. И пока на лбу нет счётчика входящих книг, невозможно точно сказать, в каких отношениях человек с литературой. Какое-то время назад это можно было определить по эрудированности, потому что информацию больше неоткуда было взять. 

Я, например, помню суровые времена, когда надо было идти через населённый динозаврами папоротниковый лес в библиотеку, чтобы написать злополучный реферат. Сейчас есть десятки способов добыть информацию из разных источников. Иногда ролик на YouTube может дать больше, чем какое-нибудь собрание сочинений.

На эрудированность влияет скорее не количество прочитанных книг, а умение проверять информацию. Потому что в голову можно сложить ценные знания, а можно — сомнительные факты от гуру соцсетей.

Но и книги, прямо скажем, не всегда проходят фактчекинг. Даже если сам автор ни при чём, что-то важное может потеряться на этапе перевода, например, если этим занимался не профессионал.

Умнее и эрудированнее нас делают не книги, а наше желание стать умнее и эрудированнее.

Если человек открыт для новых знаний, он будет их вытаскивать отовсюду: хоть из TikTok, хоть из инструкции к холодильнику. Если нет, можно хоть обчитаться — это ни на что не повлияет.

Книги учат нас хорошему

Да необязательно. «Хорошее» в целом понятие относительное. И даже когда у нас есть общественный договор, что считать таковым, это не значит, что после дидактичного буквенного объяснения человек вдруг резко проникнется.

Например, врать нехорошо. Это довольно распространённая идея. Нам её доносили и Толстой в «Косточке» («И все засмеялись, а Ваня заплакал»), и Драгунский в «Денискиных рассказах» («Тайное становится явным»). Но можно подумать, никто ни разу не говорил, что уже подъезжает, хотя сам ещё не вышел из дома.

Из книг — и откуда угодно — мы берём то, что нам близко.

Кто-то из «Преступления и наказания» вынес идеи христианского милосердия. А кто-то усвоил, что Родион Раскольников — лох, который так легко раскололся, вот он бы на его месте ни на какую каторгу не поехал, потому что не тварь дрожащая. 

Вообще-то книги в целом и не обязаны чему-то учить, если это художественная литература. Но и с учебниками, и с нон-фикшен, и тем более с литературой «для саморазвития» не всё так просто. 

Во-первых, как говорит едва ли не каждый учитель в России, можно смотреть в книгу и видеть фигу. Но потом можно посмотреть лекции в интернете — и всё резко понять. Во-вторых, не то чтобы все любители книг по саморазвитию сильно саморазвились. Потому что тиражи у какого-нибудь «Богатого папы, бедного папы» Кийосаки огромные, а в списке Forbes что-то всё те же фамилии. Не говоря уже о качестве всей нехудожественной литературы, которое бывает разным.

Тут тоже важно, насколько человек с книгой совпадает, чтобы она ему что-то дала. Или не дала. Как вы помните, у меня за плечами много книг, но в этом году огромнейший буст в плане личностного роста мне дал TikTok. Просто стал источником вишенок для моего личностного торта. 

Книги помогают нам лучше понимать людей

Или снова нет. Кажется, что в книгах мы видим действительно много сценариев человеческого поведения, развития отношений. Это должно на чужих примерах показать нам, как оно бывает, научить нас лучше разбираться в людях и не наделать собственных ошибок.

Но, например, мы без конца хвалим писателей за тонкий психологизм, и, разумеется, за дело. И всё же я хочу спросить: кто наштамповал миллионы романтических стереотипов, которые теперь мешают строить здоровые отношения, потому что у нас нет других сценариев? Здоровые отношения скучноватые, хорошие книги — нет, поэтому в них всегда есть место драме. 

Почему стоит притормозить с книжным снобизмом

Чтение — не сакральный процесс, это развлечение. Ну или страдание — как повезёт. Поэтому люди, которые любят читать, так плохо понимают людей, которые этого не делают.

Если вам нравится процесс, вам сложно представить жизнь без чтения. Это затягивает — так же, как кого-то вовлекает игра или сериал. Но времяпрепровождение с книгой в руках кажется более ценным, потому что у неё репутация лучше. Книги с нами давно, а чтение долгое время было элитарным занятием, потому что грамоте были обучены далеко не все.

Сейчас каждый человек постоянно взаимодействует с буквами. Чтение постов в соцсетях — тоже чтение, а иные треды в Х захватывают едва ли не больше, чем общепризнанно великие романы. 

Так что у читающих нет особенного повода приосаниваться на фоне нечитающих. Это просто приятное хобби. Возможно, ещё и полезное, но это не точно. Если читать не нравится, то непонятно, ради чего человек должен над собой издеваться, — те же бонусы можно получить другими способами.

А если хочется общаться с умными, понимающими, приятными людьми, то надо оценивать их ум, понимание и приятность. К сожалению (или к счастью), это не измеряется количеством прочитанных книг, хотя так всё и было бы намного проще.

А вы как думаете? Поделитесь своим мнением в комментариях!

Про чтение
📚
7 классических произведений, на которые сейчас смотришь не так, как в школе
Что делать, чтобы лучше запоминать прочитанное
Как заменить привычку сидеть в социальных сетях на чтение
6 вопросов с уроков литературы, которые вредят нам в чтении и в жизни
Обложка: Ирина Салдина / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Самый популярный 3D-принтер от FlashForge отдают за полцены

Самый популярный 3D-принтер от FlashForge отдают за полцены

10 par nadyozhnyh zimnih krossovok i botinok na AliExpress

10 пар надёжных зимних кроссовок и ботинок

Надо брать: SSD-диск, который ускоряет работу компьютера

Надо брать: SSD-диск, который ускоряет работу компьютера

9 тёплых свитеров стоимостью до 2 000 рублей

9 тёплых свитеров стоимостью до 2 000 рублей

11 отличных гаджетов с распродажи Baseus на AliExpress

11 отличных гаджетов с распродажи Baseus на AliExpress

И без того бюджетные TWS-наушники CMF Buds 2a отдают со скидкой 30%

И без того бюджетные наушники CMF Buds 2a отдают со скидкой 30%

15 uzhasnyh tovarov dlya Hellouina

15 ужасных товаров для Хеллоуина

Эти средства с распродажи корейской косметики нужны нам каждый день

Эти средства с распродажи корейской косметики нужны нам каждый день

Это интересно
Как студенты-архитекторы улучшают благоустройство городов, не отрываясь от учёбы: 4 доступных формата

Как студенты-архитекторы улучшают благоустройство городов, не отрываясь от учёбы: 4 доступных формата

«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности

«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности

От традиций к инновациям: 8 перспективных профессий современного сельского хозяйства

От традиций к инновациям: 8 перспективных профессий современного сельского хозяйства

Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции

Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции

Комментарии
Mike
06.11.24 20:56|изменено
Думаю результат от употребления контента зависит не только от количества, но и от качества и умения его употреблять. Грубо говоря нет никакого смысла (кроме того, как развлечься) глотать пачками романы про попаданцев с самиздата. Также не будет никакого смысла читать зубодробительный десятитомник Ландау Лифшица по теоретической физики, если до этого Вы не освоили вузовской курс обычной физики. Ну и кичиться тем, что Вы прочли Войну и Мир и поняли ее, 10 раз перечитали, но больше в своей ничего не прочли, не стоит. Это если про развитие. Если про кайф и удовольствие - тикток от Достоевского ничем не отличается. PS Кстати, в западных вузах учат читать. Честно-честно :) Разумеется речь не про умение различать буковки, а как раз про понимание прочитанного.
Наталья Копылова
06.11.24 21:07|изменено
Именно в вузах, по крайней мере, в моём, и в РФ всё с этим было неплохо. Вот в школе было печально. Мне, к счастью, повезло с учительницей в средней в школе. Но вот в старшей меня натурально попросили переписать сочинение - списать с книги готовых, точнее, потому что я там высказывала свои мысли, а этого делать вообще-то не над было.
Mike
06.11.24 22:52
Ну на физфаке с физикой тоже неплохо было :) Я про курсы вроде такого: https://ocw.mit.edu/courses/21l-003-reading-fiction-imaginary-journeys-fall-2015/pages/syllabus/ Название звучит очень интригующе. Кроме того, MIT институт технический, филологов там не готовят, и это, скорее всего, для общего развития будущих инженеров. Плюс есть книга Адлера, где он описывает подобные курсы. В свое время мне это показалось интересным. PS В школе выезжал за счет декламации выученных стихотворений. Помню как-то на свободную тему вдохновенно прочитал "Да! Теперь решено. Без возврата…" Есенина. Училка, что меня терпеть не могла, побагровела, но пять поставила. В целом, литра в школе отбила всё желание читать классику. Наверное навсегда. С сочинениями проблем не было. Наличие своих мыслей скорее приветствовалось.
Наталья Копылова
06.11.24 21:14
С остальным очень согласна)
Jenna J
07.11.24 03:13
Я скажу другое. Вы делите человечество на читающих и не читающих. Не знаю, по какой причине люди не стараются узнать мир при помощи книг, но... это ненормальность. Конкретно для меня. Не читающие люди - почти что слепые рядом со зрячими. И объяснить им цвета радуги не представляется возможным. Это инвалидность, в любом случае. Да, этим людям очень не повезло. Из таких и моя крестная, кстати, но ее позицию я хоть понять могу, она выросла в Магадане, где было долго и сложно добираться до ближайшей библиотеки.
Mike
07.11.24 08:00
А чем книги такие особенные? Что отличает человека поклонника Донцовой или Звёздной от человека запойно смотрящего Нетфликс?
Елена Грицун
07.11.24 16:47
Мне стало немного страшно, что Звёздную знает еще кто-то, кроме меня ))
Mike
07.11.24 20:07
Каюсь, не читал. Хотя на полке стоит собрание сочинений (:. Ну или один какой-то цикл из 7-8 книг.
Елена Грицун
08.11.24 09:00
Ну, может, сейчас Звездная пишет получше. Но когда мне подруга прям настоятельно посоветовала почитать (мы любим такие вот книжки иногда, для размягчения мозга), там был стандартный сюжет: главгероиня вся такая замечательная, всё у нее удается, все ее очень любят. А кто не любит - тот быстренько карается теми, кто любит.
Jenna J
07.11.24 19:18
Донцова, как и Маша Царева, конечно, не лучший выбор, но это уже хоть что-то. Начитанность развивает речь, кстати, если не знали еще такого. Люди, много читающие, разговаривают в разы грамотнее и правильнее, чем те, кто имеет другие увлечения.
Mike
07.11.24 20:09|изменено
Донцова ничего не развивает кроме механической грамотности у некоторых, способных к этому людей. PS Только в случае, если редактор хороший и не пропускает ошибок. Поделки авторов самиздата, не прошедшие редактуры, не развивают и этого.
Jenna J
07.11.24 20:26
А я именно об этом и говорю.
Анна Брякунова
11.11.24 15:53
Ложь и провокация. Чтобы говорить правильнее и грамотнее, нужно нарабатывать навык риторики, а не книжки беспрерывно читать. Книжка может разве что словечки красивые подкинуть, но не более
Денис Маликов
08.11.24 00:46
Воображение? Чтобы смотреть кино воображение не нужно.
Mike
08.11.24 14:12
Ну вообще-то нужно. Воображение - способность человека на основе одной информации создавать другую информацию. Например, можно на основе информации, закодированной в символах на бумаге, визулизировать изображение. При просмотре фильма мы анализируем визуальную и звуковую информацию и создаем в своей голове некие смыслы, образы и тп. Если этого не будет происходить, то человек на экране будет видеть только всполохи света, цвета, слышать будет только отдельные звуки. Конечно, разные по сложности произведения требуют разной вовлеченности воображения. Иногда из пикселей надо просто создать Дашу Букину, а иногда сложного главного героя с непростым характером, мучительными переживаниями, своим пониманием реальности. В качестве примера от Netflix можно взять сериал You, где реальность показана глазами маньяка и для понимания этого, а также для отделения его реальности от реальности других людей, для понимания мотивации поступков главного героя, причинно-следственных связей, требуется значительная работа воображения.
07.11.24 12:06
Комментарий удален
Jenna J
07.11.24 19:15
Для начала классику. В СССР у многих были целые шкафы, заставленные редкими и сейчас книгами. Многие из них можно было добыть только с помощью сдачи макулатуры. Некоторые вообще запрещались, как тот же Булгаков. Я и родительский книжный шкаф, и дедушкин изучила просто до дыр еще в подростковом возрасте. Да, тогда я читала обычную подростковую классику. Фенимора Купера, Джека Лондона, Жюля Верна и т. д. Ну и плюс популярная психология - но это уже мой личный выбор.
Mike
07.11.24 20:01
Хорошо. А из какой советской классики Вы узнали про Лувр, упомянутый Вами в соседнем комментарии? И насколько полным является Ваше знание? Что лучше даёт понимание о Лувре - описание в книге, просмотр документального фильма, экскурсия в 3д или личное посещение?
Jenna J
07.11.24 20:26
Хорошая книга, я вас уверяю, может дать очень многое. Скажем, посеять в душе семена увлечения чем-либо, например, теми же историческими артефактами, и мальчик или девочка в будущем, после прочтения той самой книги, вполне могут захотеть стать археологами или историками. Так что изначально - книга. Потом уже - вполне может быть документальный фильм о Лувре, а там и до личного посещения дойдет.
Mike
07.11.24 21:29|изменено
Собственно о том и речь. Книги - лишь один из многих способов познания мира. Кстати, если у Вас научный метод познания, то книги (или скорее статьи) будут определяющим способом. А вот если метод познания через культуру, то личный опыт будет пожалуй важнее, чем книги. Можно прочитать 10 книг про Лувр, но то море впечатлений от личного посещения они Вам не дадут (те километровые очереди, толпы русских и китайцев, идиоты, делающие селфи на фоне картин, толпы возле Джаконды Да Винчи, которым лень обернуться и восхититься огромным полотном «Свадьбы в Кане Галилейской»...) Лувр - крайне разочаровывающее место для посещения, на мой взгляд. Выставка людской глупости. PS Если у Вас метод познания религиозный, то и одной книги будет достаточно :) Ну или двух.
Jenna J
07.11.24 20:28
Про Лувр, и вообще, интерес к Франции у меня появился после прочтения собраний сочинений Дюма и Мориса Дрюона, которые были у моих родителей и дяди, маминого брата.
Katie M.
07.11.24 04:14
Очень согласна с тем, что умнее и эрудированнее делает нам желание стать умнее и эрудированнее. Умение находить и обрабатывать полезную информацию - это то, что чего не хватает поколению, растущему с интернетом в руках. Именно количество прочитанного - не повод для гордости. Можно прочитать всего Коэльо и Донцову, но начитанным и эрудированным человеком от этого не станешь. Что даёт любовь к чтению с детства? Хороший словарный запас, грамотную речь, общие фоновые знания. Я, как и автор, читала с раннего возраста и детство провела в библиотеках. И когда училась в вузе, много-много часов провела в библиотеке. Помню, там было сложно найти свободное место, чтобы сесть и поработать. Сейчас там пустые залы. Но доступ ко всем знаниям мира, который сейчас есть у каждого, ещё не гарантирует того, что человек будет эти знания получать. Мне ужасно обидно, что у меня нет времени посмотреть все познавательные видео на ютубе, и я уже третий день под впечатлением от того, что мои ученики-шестиклассники ни разу в жизни не слышали про Лувр. То есть даже само слово не слышали, не то что знать, что это. А моя шестилетняя дочь знает, потому что смотрит "Ледибаг"))
Наталья Копылова
07.11.24 07:37
Я бы не списывала со счетов младшее поколение. В конце концов, это не они пересылают сообщения про иголки со спидом в перилах, а как раз те, кто как будто учился обрабатывать информацию по книгам. Хотя это умение - в целом явление не массовое в любом поколении. Иначе мы жили бы в другом мире. Обрабатывать информацию - это труд. И даже привилегия в каком-то смысле.
Денис Маликов
08.11.24 00:47
Чтение книг развивает воображение.
Sergey Gorovoy
07.11.24 12:05
чтение "запоем" конечно же переоценено. качество чтива опускаю. а ещё модерновый снобизм: "как это можно читать ридер? а как же не перелистывать бумажные страницы и не вдыхать запах типографской краски(што?)?"... и - пыли? хе-хе). и искренне считаю, что кинематограф, чай, похлеще будет!)
Jenna J
07.11.24 19:30
Вы сейчас процитировали мою подругу...)))) Нет, Наташа НЕ сноб. Отнюдь. Просто ей очень нравятся именно бумажные книги, она реально книжный червь и записана во все библиотеки города!))) А ридеры и книги на компьютере недолюбливает только из-за нелюбви к... электронике. Да, сейчас, в 21 веке. есть и такие люди! Наталья не ветеран Второй мировой, она родилась в 1968 году, но... у нее муж страдает компьютерной зависимостью, реальный игроман, потому ей компьютерная техника и не нравится... А что до кинематографа... Уважаемый Сергей, если уж упоминать кино в смысле развития личности, то никак не массовый мусор от Нетфликса и иже с ним. Смотреть в таком случае следует что-то вроде шедевров Тарковского и прочее авторское не массовое кино.
Sergey Gorovoy
07.11.24 21:29
dear Jenna J, о снобизме я заикнулся, как о формуле. и, ни в коем случае, касательно кого либо индивидуально). а ща пару десятков фраз в защиту нетфликса. вы же представляете себе продуктовую базу? она закупает любую еду у различных производителей и импортёров и на ней хранится для развозки по магазинам куча всяческой еды - хорошей и такой себе, для ларьков. красиво упакованная и качественная еда - в супермаркеты едет, остальная - по ларькам. любая социальная группа людей покупает поесть "и тама, и здеся" - по возможности или в силу той/иной ситуации. но самой базе - по барабану, главное - общая сумма прибыли. но не без адской работы маркетологов. так и глубокоуважаемый, исключительно здесь мною, Netflix). когда смотреть особо было нечего и негде - лично для меня, под ахи и вздохи, был приятен и Тарковский. в далёкой молодости, возможно, я слишком лишнего пересмотрел его. теперь не смотрю давно и практически забыл, ибо, выбор авторского и любого другого кино ща слишком велик. чем и пользуюсь ежесуточно. но иногда попадается откровенно-плохое кино, которое стоически я практически всегда досматриваю до финальный титров, дабы не обижать кинематографистов, трудящихся над этими лентами). p.s. сорян за графоманство).
Анна К
07.11.24 12:42
Я придерживаюсь мнения, что разница между читающим и не читающим есть! Я с детства читаю, и для меня это и хобби и пополнение знаний, развитие и пополнение словарного запаса. У меня есть компания друзей, где никто никогда не читал и интереса к этому не проявляет. И когда возникает какой то разговор на серьезную тему, где необходимы как раз таки какие то знания и я ими делюсь, то в ответ получаю, только неприязнь и колкости. При этом, я никогда не хвасталась и не ставила себя выше их от того что я люблю читать, а они нет. Поэтому разницу между читающим и не читающими все таки существует. Хотя, касательно качества читаемой литературы, тут спорный момент. Иногда после тяжелой работы я могу дома почитать, какую-нибудь книгу про попаданок с самиздата. И бывает она достаточно интересно написана)
Оксана Запевалова
07.11.24 14:34
тут, наверное, больше от самого человека зависит и его стремления к познанию. можно не читать, но черпать информацию из других источников: научно-популярных видео, подкастов, лекций. что думаете?
Елена Грицун
07.11.24 16:52
Знания... Открываешь подкаст биолога Панчина или палеоантрополога Дробышевского — вот тебе шикарный источник знаний, причем не только по биологии и антропологии. Я, как и автор, научилась читать задолго до школы и поглощала любые буковки, что попадались. Но быстро поняла, что важнее информация, а не книга как таковая. Когда я увидела у соседки книгульку с задорным названием "Уринотерапия" — то и вовсе уверилась в этом ))
Natasha Psurtseva
07.11.24 22:02
Вот поэтому и нужно читать, причём с детства, чтоб потом было чем отличать книги от книгулек и биологов с палеоантропологами — от не пойми кого) Хорошие книги с детства — это база. С которой потом можно уже и в интернет, и в соцсети — она там сработает как ориентир. Как минимум увеличит шансы на то, что всякого мусора на мозги не нацепляется. Это, конечно, не отменяет начитанных, но тупых людей — знала я таких парочку. Но там уже ничем не поможешь, увы. И подкасты с лекциями не спасут.
Mike
08.11.24 06:39
Извините, а не пойми кто - это кто?
Елена Грицун
08.11.24 09:04
Всякого рода чудесные люди, которые, допустим, прошли двухмесячные курсы у таких же чудесных людей - и уже пишут видео о том, что они дипломированные специалисты. Чаще всего такие оказываются нутрициологами, диетологами, психологами - хотя все эти профессии требуют несколько лет на обучение.
°°° Calmness
09.11.24 23:09
Если у человека тяга к знаниям, то странно что он будет избегать именно книг, обычно такой человек и читает много и фильмы, видео смотрит. В жизни не видела ни разу интеллектуала, не любящего читать. В обратную сторону это не работает (глупый человек вполне может любить читать, просто он будет читать глупые книжки).
Оксана Запевалова
11.11.24 14:30
бывает такое, что нет времени именно на чтение книг. видео, подкаст, статья, какое-то саммари — с ними можно ознакомиться быстрее и на ходу. плюс бывают профессии, где настолько много читаешь всякого, что на книги уже и смотреть не хочется
°°° Calmness
14.11.24 20:58|изменено
Мне кажется тут речь не о тех, у кого просто нет времени в данный период жизни, а о тех у кого перманентная нелюбовь к чтению. Ну и вообще когда есть тяга к знаниям, то время найдешь. Из книг можно получить более глубокие знания, чем из видео-роликов. Люди обычно склоняются к видео как раз в целях развлечения, а не потому что у них сильная тяга к знаниям.
Jenna J
13.11.24 18:23
Извините, не хотела лезть не в свое дело, но ваша компания вряд ли заслуживает названия "друзья". Друзья - это люди очень близкие друг другу духовно, а в ваших отношениях вряд ли существует эта самая близость. Наверное, все же они приятели.
Анна К
15.11.24 12:26
Вот, в некоторых моментах я и удостоверилась в этом)) И после того как мы плавно, без ссор перестали общаться, услышала от одной знакомой, что там все обижены на меня, что я с ними перестала общаться. Это говорит о большой ограниченности ума. И я не жалею, что мы каждый пошли своими путями. Ну, а им еще будет о чем посплетничать) Каждый получил свои плюсы
07.11.24 12:53
Комментарий удален
Alex Ponomar
07.11.24 16:33
Любая книжка не является универсальным средством решения всех проблем. 45 татуировок менеджера отличный источник инсайтов на определенном этапе развития руководителя. Просто не надо строить свою профессиональную идентичность только на ней.
07.11.24 18:12
Комментарий удален
Alex Ponomar
08.11.24 01:01
Регулярно использую пару формул оттуда, когда надо объяснить базовые принципы менеджмента коллегам.
Artur Izmaylov
07.11.24 19:35
Нет, не вся литература существует для развлечения. Странно так же опровергать тезис о том, что литература учит хорошему - литература ничему не учит. Но в ней единственной есть такой багаж смыслов, оптик, накопленных знаний. То есть элементарно: вы, конечно, можете не читать книги, но альтернативы этому процессу вы не найдёте.
Jenna J
07.11.24 20:51
А разве, поглощая чужие накопленные знания, люди ничему не учатся?
Artur Izmaylov
07.11.24 21:54
Учатся, только процесс этот слишком противоречив, чтобы упрощать его до условно хорошего или плохого.
Dmitry Mitridat
07.11.24 20:57
"Многознание уму не научает, иначе оно научило бы и Пифагора и Гесиода" - сказал Гераклит, но, ссылаясь на это, неплохо иметь в виду, что Пифагор и Гесиод были величайшими гениями Эллады, тащемта.
Лина
07.11.24 21:49
Полностью не согласна. Сколько раз убеждалась, когда человек читает, ему всегда есть что рассказать. Есть какие-то интересные истории. Он всегда может дополнить беседу или вставить неплохой пример из книги на тему разговора. Не читающие книг люди, говорят стереотипно, их истории из разряда бытовых проблем, правительство плохое, погода на улице, и какие проблемы у их знакомых, соседей. Лично я это сильно замечаю.
Анна Брякунова
11.11.24 16:04
Знаю людей и читающих, и нечитающих. Если человек не лежит пластом на диване целыми днями, поговорить с ним всегда есть о чём. И здесь не играет роли, чем он занимается в свободное время: книги читает или фильмы смотрит. Можно часами обсуждать интересную книгу, можно часами обсуждать интересный фильм.
Лина
18.11.24 19:08
Дело не в том, что не читающие люди не могут обсуждать, а скорее всего КАК они это обсуждают. У меня есть пример знакомых, которые читают и те, кто не читает. И вот с первыми любой разговор становится содержательным, не важно книга это или фильм. А со вторыми всё сводится к паре фраз и рассуждение дальше не развивается. Книги нас учат размышлять
Tatyana D
07.11.24 23:44
Я всегда читала больше всех моих знакомых сверстников. Почему? Потому что мне родители в детстве показали что это интересно. Это стало моим хобби, но не более. Я как была так и остаюсь ужасно безграмотной, и молюсь всем богам за изобретение автозамены и проверки правописания где только можно. Чтение меня писать не научило. Чтение для меня это про удовольствие. Кто-то смотрит сериалы, я их читаю. Если мне что-то не понравиться, будет бесить слог/сюжет или станет просто скучно - я брошу и возьму следующий текст. Будь это шедевром мировой литературы или графоманским любовным романом, разницы нет. Потому что я так хочу читать. А если это кому-то не нравится, то как говориться, это уже проблемы евоные. Выше упоминали самиздат и Донцову, но есть же еще и графические работы, (комикс, манга, манхва и т.д.) к которым вообще не относятся как к литературе, а только нос воротят. Мол, что это за глупости такие картинки читать. С таким отношением можно пропустить хорошее произведение про холокост. И да там только картинки и облачка диалогов, евреи-мыши, немцы-коты, а поляки вообще свиньи. Картинки не делают книгу плохой, а читателя глупым. Как в таком случае относится к тому кто с одинаковым удовольствием и пониманием читает "Фауста", "Улисса" и "О моем перерождении в слизь"?
Наталья Копылова
08.11.24 09:43
"О моём перерождении в слизь" - легенда!
Екатерина Таширева
08.11.24 04:49
Я сама филолог, переметнувшийся в когнитивистику, и я решительно не согласна. Разница между читающими и не читающими большая. Чтение - не просто хобби. Потому что книги - важный источник, из которого можно почерпнуть знания о самом интересном в истории человечества - развитии идей. О том, как человек в разные эпохи понимал и объяснял мир, себя, отношения, общество, решал "проклятые вопросы". А зная это, понимая закономерности развития, где проходит архетип, где мем, а где - особенности психотипа, уже совсем иначе понимаешь то, что происходит здесь и сейчас, с тобой и с другими. И даже с научными знаниями все не так просто. Недостаточно знать. Надо ещё понимать, что любая теория истинна только до тех пор, пока ее не оспорили, что наука - это борьба парадигм. И это не про подкасты. Это философия науки.
Elena Matveeva
12.11.24 09:58
Прекрасно сказано. Все четко и по полочкам. На серьезные аргументы автор не отвечает, только переливает из пустого в порожнее поверхностные комментарии.
Vadim Chernovetsky
08.11.24 06:00
Речь человека, который прочел много хороших книг, качественной литературы, сильно выделяется тем, что он выражает свои мысли более точно и интересно, более художественно, пожалуй, чаще и умнее шутит, более склонен к языковой игре, гораздо чаще включает в свою речь отсылки к различным книгам, интересные цитаты, забавно обыгранные им самим. Наконец, у него элементарно богаче словарный запас. Кроме того, он мыслит шире и гибче, не спешит осуждать всех подряд за всё подряд, ибо слишком хорошо понимает, что жизнь сложна и многообразна, в ней бывает всякое и у каждого своя правда, свои мотивы и своя судьба.
Наталья Копылова
08.11.24 09:44
Буквально выше вас начитанные люди спешат осуждать всех подряд за всё подряд))
Vadim Chernovetsky
08.11.24 14:48
Спасибо за честное признание, что по остальным пунктам возражений нет.
Наталья Копылова
08.11.24 16:02
Аххахах) Не ожидала в 2024-м встретить приколы из 2005-го.
Vadim Chernovetsky
08.11.24 21:05
Это не прикол, а констатация факта. 😂
Vadim Chernovetsky
08.11.24 14:50
Разные там комментарии. Кстати, ещё начитанный человек обычно избегает чрезмерных обобщений.
Neizze Ni
09.11.24 04:55
Какой же все таки культ вокруг книг. Просто признайте уже, что далеко не каждая книга приносит пользу, даже если она качественная или вовсе признана классикой. Встречала много людей в своей жизни, которые с пеной у рта рассказывали, как они безумно любят читать. А на мои слова, что я вот не особо люблю чтение, с осуждением смотрели. Вот только при разговоре сразу понимаешь, что обсуждать с этим человеком нечего. Мыслит узко, тем для обсуждения мало, на все твои тейки лишь морщится, а про фантазию вообще молчу, её нет попросту. Цитаты точно так же можно вырывать и из фильмов, игр и подкастов. Буквально тоже самое. Осуждение других людей? Так гляньте тут в комментариях, великие читающие люди сразу же побежали говорить о том, как же глупы те кто не читают. Может раньше, да и просто старшее поколение, и можно было судить по количеству прочитанного. Книги банально были чуть ли не единственным источником информации. Но сейчас, в эпоху интернета и технологий, книги лишь один из способов что-то узнать. Да и способ мышления и запоминания у нынешних поколений совсем другой. Информации слишком много и её легко найти.
Vadim Chernovetsky
09.11.24 13:36
Польза чтения зависит не только от выбора книг, но и от читающего, от его способности эти книги понять, оценить, сделать из них адекватные выводы.
Jenna J
11.11.24 01:38
О том же говорила и я тоже...
Vadim Chernovetsky
11.11.24 13:51
"Великие умы мыслят сходно". 😂 Английская народная мудрость.
Ggg Ggg
08.11.24 12:44
Здравствуйте, чтение делает человека грамотнее, у читающего человека широкий кругозор, он гораздо эрудированные не читающих. Но, к сожалению, большинство детей сейчас вообще не читают, и это печально, растет такое малограмотные поколение.( работаю в школе учителем русского языка и литературы)
Mike
08.11.24 14:17|изменено
М-м-м. А Вас хотя бы иногда, темной-темной ночью, как учителя русского языка и литературы, не посещало помимо чувства печали за неправильных детей, ощущение ответственности за то, что дети не любят Ваш предмет?
Оксана Запевалова
08.11.24 14:25|изменено
может, им некогда читать или не попадается чего-то действительно интересного? интересен ваш опыт, как учителя литературы: пытаетесь ли как-то детям рассказать, что чтение — это круто и не всегда скучно?
Елена Грицун
22.11.24 14:42
В школе мы обязаны были читать Толстого, Достоевского. От описания сцены подпольной операции в «Тихом Доне» до сих пор страшно. Я уже думала, что у меня будет просто отвращение к чтению. А потом попался Пришвин (которого мы, кстати, почему-то не проходили). И стало понятно, что не все отечественные классики — жуть. И что желание читать зависит от произведения, да.
Vladimir Kirillov
08.11.24 16:27
Меня очень просто отличить от нечитающего. Я напичкан цитатами, как брандмейстер Битти.
Sofia Fillipova
08.11.24 22:04
Я просто люблю читатать. В большей степени художественную литературу. Просто лучше понимаешь себя, людей, жизнь. Так интересно все это проживать, так как чувствуешь, А не как режиссёр, например, видит.
Danila Kylosov
09.11.24 11:38
Играя в игры, я не могу нормально погрузиться в историю потому что мешает геймплей, в некоторых играх нет сюжета вовсе. Мульты и фильмы обычно коротки. В книге я могу полностью вжиться во внутренний мир, в мысли главных героев чего не могу сделать в сериале. И я сталкивался с тем что прочитанная история, которую я представил в своей голове, запоминается гораздо лучше чем ролик из Ютуба или фильм. Тиктоки или шортсы выветриваются из моей памяти из-за скоростного проигрывания. Причём хороших фентези произведений которые дают тебе полную фантазию гораздо больше в литературном жанре.
владислав плющевский
09.11.24 17:40
Господи, ну и бред! Нужно быть умственноотсталым существом, чтобы сравнить чтение и тик-ток!
Mike
10.11.24 00:02
Просветите тогда, в чем разница?
Мария С
10.11.24 12:41
Нет, чтение это не просто поглощение букв. Я в детстве читала очень много, как лучшему читателю мне дарили книги в детской библиотеке, но в какой-то момент книги были напрочь вытеснены из моей жизни ютубом, играми, кино, мангой и т.д. Порой я себя ещё заставляла что-то читать, но уже чисто не для удовольствия, а от ощущения, что упускаю что-то важное. И количество книг сократилось до 1, максимум 2-х в год, но при этом это были довольно сложные книги типа Одисеи или "Волшебной горы" Манна. Чтение порой превращалось в пытку. А тут мне довелось поработать месяц в библиотеке и пошло-поехало. Я совсем забыла, каково это - читать увлечённо и с наслаждением. Книги вновь стали открывать мне разные стороны жизни людей из разных стран. Например в "Девушка с татуировкой дракона" и всей серии целиком мне было удивительно как секс при первой же встрече является нормой для героев, но при этом независимые СМИ имеют огромный вес и влияние. Люди вообще не волнуются о сексе, но в куда большей мере беспокоятся, например, о борьбе с коррупцией. Или сейчас читаю Айтматова и понимаю, что никогда от фильмов я не тосковала так сильно, как могу затосковать от одного абзаца, например. Это уже не прогрессивная Швеция, это возвращение в советскую Киргизию, к людям, чья жизнь полна тяжёлого физического труда и разбитых надежд. Другая эпоха, страна, культура. Можно посмотреть с десяток документальных и художественных фильмов, но не испытать и толики тех чувств, что возникают при чтении. В общем, я заново открыла для себя литературу и теперь всё чаще вечером предпочитаю посидеть с книгой, вместо кино или компьютерной игры.
AЛ7110
10.11.24 13:47
Мне кажется, что некоторые книги можно читать просто, потому что они интересные, конечно, каждая книга интересна по-своему, но мне больше нравятся не моральные обсуждения, а жанр приключений или фантастики, ещё нравятся исторические приключения) Конечно, это полезно, новое можно узнать, а иногда и вдохновиться☺😊 А ещё интересно читать комедии 19 века 💝
Viacheslav (Vyacheslav LiK)
10.11.24 22:14
„Чтобы правильно задать вопрос, нужно знать бо́льшую часть ответа.“ —  Роберт Шекли «Верный вопрос»
Анна Брякунова
11.11.24 16:07
Признаюсь честно, раньше кичилась тем, что читаю больше ровесников. Но мне тогда было 8 лет. Прошёл этот период самовосхваления в 10, когда я поняла, что можно и без книг быть интересным человеком, а если ты бестолочь, то тебя ни одна книга не спасёт 👍
Alex Kovalevsky
12.11.24 15:43
Фактчекинг (сорняк для русского, но звучит короче чем "проверка точности") экономит время и показывает начитанность автора :)
ТАМАРА СОТНИКОВА
12.11.24 19:55|изменено
Всё смешалось у автора) Ваш круг общения - это лишь ваша картина мира. Чтобы объективно судить об отличиях между читающими и нечитающими, нужно грамотное количественное исследование на репрезентативной выборке:) Читать книги - это отдельный навык, которому нужно учиться. Чтение бывает разное: для развлечения, для получения информации, для интеллектуального развития... Можно читать Толстого и Достоевского ради интересного сюжета, а можно - для глубоких размышлений о природе человеческих поступков и характеров Гордиться количеством прочитанных книг глупо, на мой взгляд. Гнаться нужно не за количеством, а пользой, которую вы извлекли из чтения.
Сергей Сорокин
13.11.24 20:08
Ну... Прочитал ( а иногда прослушал) " Сто книг по версии Норвежского книжного клуба " Умнее не стал😪 Грустно...
Александр Пойлов
16.11.24 04:26
Незнаю как это влияет на интеллект, но словарный запас и умение пользоваться оным, даёт точно.
Ekaterina Zharkova
22.11.24 10:30
И что за бред? В России, да и вообще во всем мире и так мало кто читает. Многих устраивает короткие, глупые видосики в интернете. А вы еще и оправдываете это все. Наоборот надо вдохновлять на чтение 📚
Yury Zaytsev
22.11.24 14:21
По статье уже понятно, что автор очень далёк от Книги.
Что вы могли пропустить
10 полезных комнатных растений, которые должны быть в вашем доме
10 полезных комнатных растений, которые должны быть в вашем доме
0
Вчера
Жизнь
Ликбез
Как подготовить ребёнка к самостоятельным поездкам в транспорте: 5 важных уроков
Как подготовить ребёнка к самостоятельным поездкам в транспорте: 5 важных уроков
0
Вчера
Жизнь
Жизнь
4 признака, что вам не хватает сострадания к себе
4 признака, что вам не хватает сострадания к себе
0
22 октября
Жизнь
Жизнь
«Рубанула каре»: почему перемены в жизни подталкивают к переменам во внешности
«Рубанула каре»: почему перемены в жизни подталкивают к переменам во внешности
0
21 октября
Жизнь
Жизнь
Кто такие зиллениалы и чем они отличаются от миллениалов и зумеров
Кто такие зиллениалы и чем они отличаются от миллениалов и зумеров
0
21 октября
Жизнь
Ликбез
Как выбрать очки для плавания
Как выбрать очки для плавания
0
19 октября
Жизнь
Ликбез
Кто такие отроверты и стоит ли себя к ним причислять
Кто такие отроверты и стоит ли себя к ним причислять
0
17 октября
Жизнь
Ликбез
Как понять, что собака рожает, и как ей помочь
Как понять, что собака рожает, и как ей помочь
0
16 октября
Жизнь
Ликбез
Суперсилы в пожилом возрасте: 5 способов помочь бабушке или дедушке чувствовать себя лучше
Суперсилы в пожилом возрасте: 5 способов помочь бабушке или дедушке чувствовать себя лучше
0
15 октября
Жизнь
Жизнь
3 приёма, которые помогут говорить о сложном простыми словами
3 приёма, которые помогут говорить о сложном простыми словами
0
13 октября
Жизнь
Колонка
11 бойцовских пород собак, с которыми не страшно гулять по ночам
11 бойцовских пород собак, с которыми не страшно гулять по ночам
0
13 октября
Жизнь
Ликбез
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  
0
13 октября
Жизнь
Жизнь
10 стыдных вопросов о фобиях: отвечает психиатр Дмитрий Заносов
10 стыдных вопросов о фобиях: отвечает психиатр Дмитрий Заносов
0
13 октября
Жизнь
Колонка
5 установок, которые многие принимают за любовь к себе. И зря
5 установок, которые многие принимают за любовь к себе. И зря
0
9 октября
Жизнь
Книги
Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 
Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 
0
9 октября
Жизнь
Жизнь

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Vinera Don8 минут назад

0 / 0

Кроссовки может и классные, но только мужские модели.
10 пар надёжных зимних кроссовок и ботинок
Аватар автора комментария
Vinera Don11 минут назад

0 / 0

Самсунг уже, как айфоны, торопятся выпускать новые модели.
Samsung отложила запуск серии Galaxy S26 на неопределённый срок
Аватар автора комментария
Vinera Don12 минут назад

0 / 0

Знаю теперь, какой смартфон хочу.
Xiaomi анонсировала смартфоны серии Redmi K90 — стильные народные флагманы
Аватар автора комментария
Vinera Don13 минут назад

0 / 0

Конечно надо проверять, ведь косячат все, даже люди.
В Microsoft Edge появился режим Copilot — теперь это ИИ-браузер
Из фрилансера в руководители за 4 месяца. Комикс о карьерном скачке во «Вкусно — и точка»

Из фрилансера в руководители за 4 месяца. Комикс о карьерном скачке во «Вкусно — и точка»

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях