Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
«Авторизация»
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Отношения
24 марта 2020

Развод здорового человека: как расстаться по-хорошему и не навредить детям

Доктор наук, психолог и социолог Кристина Картер рассказывает о том, как уберечь детей от негативных последствий развода, и том, как она сама пережила этот сложный период.
Фото автора Ангелина Морозова
Ангелина Морозова

Развод здорового человека: как расстаться по-хорошему и не навредить детям

Может ли расторжение брака пройти безболезненно? Кажется, ответ очевиден. Пережить это событие очень нелегко всем членам семьи, особенно детям. В моей жизни не было более тяжёлого и горестного события, чем развод. И это несмотря на то, что мы с мужем смогли расстаться по-хорошему.

В то же время, если родители несчастливы в браке, их развод может пойти детям на пользу. Главное — подойти к нему грамотно, по-взрослому. Это значит, что прежде всего необходимо думать об отпрысках и их потребностях.

Не дайте гневу овладеть вами

Многие исследования показали, что, руководствуясь определёнными принципами, родители могут облегчить переживания детей в этот сложный период. Основный вывод, к которому я пришла, ознакомившись с результатами этих исследований: нельзя позволять гневу определять ваши действия.

Если у вас есть дети, вы не можете просто хлопнуть дверью и уйти. В той или иной мере вам придётся продолжать работать над отношениями. Просто эти отношения качественно изменятся. Вы больше не будете семейной парой, но вы навсегда останетесь родителями. И несмотря на то, что вы будете жить в разных домах, вы по-прежнему будете заниматься воспитанием детей.

Кроме того, важно помнить, что ненависть мешает вам быть счастливым. Возможно, я говорю очевидные вещи, но иногда их не так просто осознать.

Даже если кто-то поступил с вами несправедливо, ненависть не заглушит вашу боль.

И она не поможет вашим детям пережить расставание родителей, а только травмирует. Ну а боль детей сделает больнее вам.

Действуйте сообща

Родители должны вместе работать над тем, чтобы развод прошёл наименее болезненно для всех сторон. Во главу угла нужно ставить благополучие детей.

Мы с мужем восприняли этот совет буквально. Мы сели друг против друга и стали вместе думать о том, как рассказать детям о причинах нашего расставания и как развестись цивилизованно. Мы выступили единым фронтом.

Но это было нелегко. Нам приходилось постоянно контролировать себя, чтобы не пуститься во взаимные обвинения и не превратиться во врагов. Это было особенно сложно, когда дело касалось раздела имущества. Но мы всегда помнили о том, что наши разногласия могут навредить нашим детям.

По мнению социологов, когда родители избегают конфликтов и прилагают совместные усилия для того, чтобы развод прошёл без жертв, они обычно достигают успеха.

Простите друг друга и примите происходящее как данность

Нам с мужем пришлось сделать огромное усилие над собой, чтобы простить друг другу все ошибки, которые разрушили этот брак. И простить себя за то, что мы не смогли его сохранить. Для этого нам пришлось принять то, что произошло.

Чтобы понять, что решение о разводе было оправданным, я составила список всех моментов, которые не устраивали меня в браке. Но долгие размышления о недостатках моего мужа и тяготах нашего совместного проживания только вывели меня из себя и заставили ненавидеть партнёра ещё больше.

Но когда я смогла принять происходящее и осознать, что такие вещи случаются и я ничего не могу с этим поделать, я успокоилась.

Я просто сказала себе, что я та, кто я есть, а сейчас я женщина, которая разводится с мужем. И лучшим выходом для меня будет жить настоящим моментом и прилагать все возможные усилия для того, чтобы всё прошло благополучно.

И ещё несколько советов психологов

  1. Чтобы детям было легче пережить ваш развод, вам нужно постоянно поддерживать с ними контакт. Даже если вы не можете побороть ненависть к партнёру, не прекращайте общаться с детьми.
  2. Многие проблемы, с которыми сталкиваются дети после развода родителей, связаны с денежным вопросом. Если матери или отцу приходится решать его в одиночку, ребёнок часто страдает от множества ограничений. Родителю просто не хватает денег на оплату обучения чада в приличном учреждении, на репетиторов, уроки музыки и так далее. Поэтому вне зависимости от того, с кем остался ребёнок, не забывайте обеспечивать его.
  3. Возможные переезды только вызовут у ребёнка дополнительный стресс. Постарайтесь свести их к минимуму.
  4. И последнее: не забудьте позаботиться о себе. Детям будет комфортнее, если с вами всё будет в порядке. Поэтому постарайтесь справиться со стрессом, вызванным бракоразводным процессом. Общайтесь с друзьями, сходите к психологу или пройдите курс расслабляющего массажа. Также вам могут помочь здоровый сон и регулярные тренировки.

Так может ли развод пройти безболезненно для ваших детей? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Не всё зависит от вас. Но если вы сможете уладить возникшие конфликты и закончить эту войну мировым соглашением, если проявите сострадание и простите друг друга, то шансы вашего ребёнка благополучно пережить нелёгкие времена значительно вырастут.

Читайте также
🧐
Раздел имущества: всё, что нужно знать перед разводом
Как пережить развод: 12 советов из личного опыта
Как пережить расставание
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Товары с AliExpress с быстрой доставкой

10 классных товаров с AliExpress с быстрой доставкой

12 платьев, чтобы стать главным цветочком в городе

12 платьев, чтобы стать главным цветочком в городе

10 хороших рюкзаков-трансформеров с регулируемым объёмом

10 хороших рюкзаков-трансформеров с регулируемым объёмом

Сравниваем видеорегистраторы от 70mai по отзывам покупателей

Сравниваем видеорегистраторы от 70mai по отзывам покупателей

3D-принтер Elegoo Centauri Carbon 2 Combo

Надо брать: многоцветный 3D-принтер Elegoo Centauri Carbon 2 Combo со скидкой 39%

5 причин купить моющий пылесос для мягкой мебели и ковров Tefal Clean It IZ5020F0

5 причин купить моющий пылесос для мягкой мебели и ковров Tefal Clean It IZ5020F0

Смартфон OnePlus Nord 6

Новинку OnePlus Nord 6 можно купить со скидкой 37% сейчас на AliExpress 

Самый популярный гайковёрт от Heimerdinger отдают со скидкой 70%

Самый популярный гайковёрт от Heimerdinger отдают со скидкой 70%

Это интересно
Как поддержать подростка с избыточным весом? Чек-лист для родителей

Как поддержать подростка с избыточным весом? Чек-лист для родителей

5 причин купить моющий пылесос для мягкой мебели и ковров Tefal Clean It IZ5020F0

5 причин купить моющий пылесос для мягкой мебели и ковров Tefal Clean It IZ5020F0

Реклама
Что нужно знать о кислородном пятновыводителе «Елизар»: 3 главных вопроса

Что нужно знать о кислородном пятновыводителе «Елизар»: 3 главных вопроса

Это наша БигДанность: как большие данные работают в повседневной жизни

Это наша БигДанность: как большие данные работают в повседневной жизни

Реклама
Комментарии
Константин Коренной
27.10.16 22:28
Абсолютно согласен с автором, но как ребёнок интернатский и навидавшийся достаточно много разных ситуаций детей (не только напрямую из интерната), могу лишь сказать что расстаться самой паре можно безболезненно, но не навредить детям просто в любой ситуации невозможно. По-любому, это будет влиять на ребёнка и далеко не в лучшую сторону, даже если при этом будут сохранены хорошие отношения между всеми. Само понятие "семья" в глазах ребёнка преобразуется в нечто негативное и не имеющего смысла. Может быть и мужчина с женщиной этого не заметят, но ребёнку в дальнейшем это создаст невероятные проблемы.
Derek Storm
28.10.16 09:08
так что не разводиться и мучать друг друга ради ребенка?
Sergio Samsonov
28.10.16 09:34
А не проще предохраняться?
Антон Фаянцев
28.10.16 10:29
В упрощённом мире действительно проще. Только вот реальность чуть сложнее и такая модель не работает.
Sergio Samsonov
28.10.16 10:32
Когда у людей мозги работают задом наперед, то конечно все сложнее. Проще ведь отговорки лепить. И по пьяне "папку" в "мамку" вставить.
Антон Фаянцев
28.10.16 10:46
Вы сейчас лишь одну категорию людей берёте в расчёт. Им действительно лучше и не начинать.
Sergio Samsonov
28.10.16 10:53
У каждого своя личная статистика. Не так ли? Но отрицать, грустно говоря, "популярность" варианта бессмысленно.
Антон Фаянцев
28.10.16 10:59
Верно. Моя при этом довольно широка. Несогласие было лишь с категоричностью высказывания. Брать в расчёт только массовые явления совсем не хочется. Предпочитаю рассматривать случаи более сложные, чем "семья по-пьяни".
Sergio Samsonov
28.10.16 11:09
Это на мой самый яркий пример. Если рассматривать более глубокие примеры, то столкнемся с полным отрицанием самой проблемы. Это свойственно людям - успокаивать себя или игнорировать. Посему большинство скажет: "Да ерунда это все, сложные примеры! А вот то, что по пьяне тра...ться не надо - верно!". Звучит грубо, но именно так у многих мышление и происходит. Я говорю как есть и критики не боюсь.
Антон Фаянцев
28.10.16 11:27
Так тем, кому просто не следует ебс*ись без мыслей о последствиях (таких я тоже встречал), рекомендации, предложенные тут, вообще до лампочки. Они для тех, кто хоть как-то дружит с головой и способен задуматься и принять правильное решение. Хорошо поговорили, а теперь пойду, пожалуй, поработаю (:
Sergio Samsonov
28.10.16 11:28
Удачи, заходите еще.
Антон Фаянцев
28.10.16 10:25
Неверный вывод. Речь о том, что к данному вопросу нужно подходить с особым вниманием, т.к. вред психике ребёнка будет нанесён в любом случае. Большинство этого не понимает. Именно от этой позиции и следует строить план урегулирования проблемы распада семьи, чтоб хоть как-то минимизировать негативные последствия.
Sergio Samsonov
28.10.16 10:30
Товарищ Антон, если семья распадается, значит изначально все было построено неправильно. Вы так не считаете? Если родители изначально не позаботились, то и в последствии плюнут на все, т.к. их "Я" важнее. Сразу вспомнилась катастрофа на Фокусима-1, когда пытались минимизироваться, а в итоге еще больше вреда нанесли.
Антон Фаянцев
28.10.16 10:42
Чуть меньше пафоса и я готов поговорить, товарищ Sergio. Не всегда так. Проблемы возникают и в процессе совместной жизни. Особенно если длительность этой жизни стремится к десятилетию. Сводить абсолютно всё к первопричине - чрезмерная категоричность. Но то, что большая часть разводов приходится на ранний период жизни по причине ошибки выбора партнёра, соглашусь.
Sergio Samsonov
28.10.16 10:51
Извольте, какой пафос? Конечно учесть все, даже самые мелкие факторы невозможно, но и спешить тоже никогда не стоит. Я считаю, что брак это обратимый процесс и посему его дальнейшая судьба зависит от партнеров, а пускать все на самотек без четких планов дает негативный результат и очень печально, когда виной всему становится "маленькая жизнь", которая не виновата. В жизни дети не 100% главная цель и посему, если не хочется, то и общему потоку следовать не целесообразно. Плюс дети - не бюджетный вариант и не окупается совсем никак. И понятно, что если деньги в семье не водятся, то с появлением ребенком все может ухудшиться.
Антон Фаянцев
28.10.16 11:12
Ну, тут-то верно всё. Проблема лишь в том, что нет у большинства окружающих нас особей верного представления о предмете обсуждения. Нет правильной модели. От чего каждый из них запросто может быть уверен в том, что всё происходит правильно. Тут уж гораздо ближе тезис "Не лучше ли принудительно стерилизовать?", чем предлагать им предохраняться (: На правах шутки, разумеется. Но повторюсь, разводы, как это ни печально, происходят не только среди представителей низшей категории населения, которым вышеуказанная рекомендация могла быть показана, но и среди вполне себе здравомыслящих людей (очень хочется взять в кавычки, т.к. не знаю ни одного по-настоящему здравомыслящего человека). И вот у них часто имеются дети, которых они искренне хотели и которых любят и поддерживают и по сей день.
Sergio Samsonov
28.10.16 11:18
Я очень сомневаюсь, что в школах введут предмет "институт семьи и брака", особенно пока политики заняты проблемой "налога для безработных" и "письках на 100 рублевой купюре".
Dmitry Andriyankov
28.10.16 11:21
Надо искать общий язык через "не хочу". Другими словами на одну чашу весов положить "Счастливый ребенок", а на другую свое эго "ОнОна меня обилед(а) и это Он(а) должен(на) идти на жертвы". Нет! Нет! Все должно одновременно с двух сторон. Да, можно говорить, что кто-то там не будет счастлив и прячется за вопрос "А мне че крест на себе ставить?" . Да, ставить! Ребенок не выбирал рождаться или нет. Так что несете ответственность! Ищите выходы!
Sergio Samsonov
28.10.16 11:30
Согласен, как говорится: "Убивает не оружие, а человек, нажавший на курок". Если пошли на ответственный шаг, то нужны быть ответственными до конца, а если проблемы в результате быта вас поссорили, то опять так показатель вашей неподготовленности и слабости.
Инна Шошани
28.10.16 21:46
Развод сложная процедура и морально и физически но вполне реально обойтись без нервных срывов если думать не о себе а о детях
Sergio Samsonov
31.10.16 11:02
В России люди порой ведут себя как умалишенные дегенераты. Могут развестись из-за немытой посуды, сделать ребенка по пьяне, учить детей кидаться во взрослых камнями и говорить "Он же ребенок, он не понимает". Смотришь эти семейные американские комедии и "мыльцо", и удивляешься, как так они после развода так к детям рвутся. У нас мужик плюнул и ушел, а у них на коленях ползают ради малыша. Обидно немного, я вам скажу. У нас алименты - это кара, а письку в письку тыкать бездумно это норма.
Elena Tsernant
28.10.16 11:43
Не разводиться и мучать
Кристина Поспелова
16.04.20 12:03
Конечно нет, не надо никого мучать
Sergio Samsonov
28.10.16 08:16
Самый безболезненный вариант, это развестись пока ребенок еще маленький, хоть и для матери это будет нереальная нагрузка на психику и неизвестно, как будет дальше это влиять на ребенка. Лучше не знать одного родителя вообще, чем принять в детстве, что он ушел(а) и ломать голову из-за чего это могло произойти. Мое мнение одно: Не хотите быть вместе? - Не заводите детей вообще, чем мучить еще несформировавшегося члена общества. Как будто дети это игрушка. Я очень негативно отношусь к людям, которые забывают суть "института семьи" и ищут во всем и вся отговорки, вместо использования "серого вещества".
Derek Storm
28.10.16 09:08
при разводе родители не уходят, нормальные родители остаются, что мама, что папа, в родительском плане развод ничего не меняет
Sergio Samsonov
28.10.16 09:34
Откинем все сложности с отсутствием банального воспитания института семьи в общеобразовательных заведениях и смерть одного из родителей. В первую очередь человек должен с умом выбирать партнера на будущую жизнь, а не потому что в паху чешется.
Dmitry Andriyankov
28.10.16 11:24
Меняет! Очень сильно меняет. Вы просто не жили в такой семье и у вас нет опыта жизни в подобной семье.
Свободная Муха
28.10.16 19:24
Не с мужем, а с БЫВШЕМ мужем (по тексту)...
Александр Сергеевич
24.03.20 06:42|изменено
Прекрасно понимаю о чем поделился автор , у самого такой развод за спиной. Но я бы хотел рассказать о такой интересной вещи как биоритмы человека. Их семь. И собственно синхронные биоритмы не дают возможности ни для малейшей ругачки. К примеру для женщин необходим совместимый эмоциональный ритм, тогда как для мужчин необходим совместимый интеллектуальный ритм. Это такой внутренний базис для совместного существования . Если у них совместим седьмой ритм высший, то у партнёров одинаковые идеалы , что даёт гарантию на долгосрочные отношения.Собственно выбирать партнёра только по внешним параметрам больше похоже на детское воспитание...
Svetlana Bogdanova
12.04.20 12:07
Любить ребенка, и делать для него, а не только для себя. Вот пожалуй главное
Михаил Тищенко
02.05.20 22:01
ни о чём, набор общих фраз, а толку ноль.
Что вы могли пропустить
Спиддейтинг, гокон и квиз: как я тестировала офлайн-знакомства
Спиддейтинг, гокон и квиз: как я тестировала офлайн-знакомства
0
17 апреля
Колонка
Отношения
6 шагов, которые помогут выразить несогласие и не поссориться
6 шагов, которые помогут выразить несогласие и не поссориться
0
16 апреля
Отношения
Отношения
Как просить о помощи, чтобы получить поддержку, а не конфликты и непонимание
Как просить о помощи, чтобы получить поддержку, а не конфликты и непонимание
0
15 апреля
Отношения
Отношения
Норм или стрём: мужчине присутствовать на родах
Норм или стрём: мужчине присутствовать на родах
0
10 апреля
Отношения
Отношения
Что такое hot-take dating и стоит ли яростно спорить на первых свиданиях
Что такое hot-take dating и стоит ли яростно спорить на первых свиданиях
0
9 апреля
Отношения
Отношения
10 ошибок в переписке, которые снижают шансы на удачное продолжение онлайн-знакомства
10 ошибок в переписке, которые снижают шансы на удачное продолжение онлайн-знакомства
0
7 апреля
Отношения
Отношения
7 причин, почему люди осознанно провоцируют партнёров на ревность
7 причин, почему люди осознанно провоцируют партнёров на ревность
0
6 апреля
Отношения
Отношения
10 фраз, которые стоит почаще говорить своим близким
10 фраз, которые стоит почаще говорить своим близким
0
2 апреля
Отношения
Отношения
Это не дурацкие шутки: почему пора перестать называть красными флагами всё подряд
Это не дурацкие шутки: почему пора перестать называть красными флагами всё подряд
0
1 апреля
Отношения
Отношения
Как высказать своё мнение и не нарушить чужие границы: 5 простых правил
Как высказать своё мнение и не нарушить чужие границы: 5 простых правил
0
1 апреля
Колонка
Отношения
Почему трудно общаться со старшими родственниками и что с этим делать
Почему трудно общаться со старшими родственниками и что с этим делать
0
30 марта
Колонка
Отношения
Что такое шрекинг и почему эта стратегия не сделает отношения сказочными
Что такое шрекинг и почему эта стратегия не сделает отношения сказочными
0
26 марта
Отношения
Отношения
Что такое «нулевое свидание» и как использовать его по максимуму
Что такое «нулевое свидание» и как использовать его по максимуму
0
23 марта
Колонка
Отношения
Что такое филофобия и почему люди боятся любви
Что такое филофобия и почему люди боятся любви
0
22 марта
Ликбез
Отношения
Что надо сделать, если вы хотите влюбиться
Что надо сделать, если вы хотите влюбиться
0
19 марта
Отношения
Отношения

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Dmitry Sizonov1 час назад

0 / 0

рассмотрите мессенджеры, работающие без интернета: bitchat, Bridgefy или Briar Не тратьте время на эту хрень. Можете вместо этого поинтересоваться, сколько стоят безлимитные смс у вашего оператора. Больше пользы будет.
Интернет блокируют: что скачать и как настроить телефон, чтобы он не превратился в «кирпич»
Аватар автора комментария
Dmitry Sizonov1 час назад

0 / 0

Да, кстати, что интересно. Я тут недавно подумал, что у китайцев с их великим фаерволом, в принципе, схожие с нами проблемы. Но ещё ни одна известная китайская компания не предложила смартфон с двумя полностью изолированными ОС, переключаемыми на лету. А ведь даже когда-то были телефоны даже с двумя радиочастями (сейчас это редкость). Технически реализовать два "почти настоящих отдельных" телефона в одном вполне реалистично. Добавить часть файлового стораджа, доступного обоим "устройствам" (чтобы пользоваться, при необходимости, одними и теми же данными) - и получится бомбезное устройство.
Samsung показала, как изолировать мессенджер Max на смартфонах Galaxy через папку Knox
Аватар автора комментария
Cepreú TM1 час назад

0 / 0

Странно!? А где же «"брииГаада"»?!? Как можно было "прое&ать" такои́ тошнотворный сериал == почти начало актёрской карьеры Безрукова и всей его "шаболды" ??
10 российских фильмов про 90-е, после которых ностальгировать по этим временам не захочется
Аватар автора комментария
Dmitry Sizonov1 час назад

0 / 0

Два телефона - действительно надёжнее и проще. Но добавляет некоторого геморроя. Что касается сценария на будущее - хотелось бы верить, что это не так, потому, что тогда рухнет экономика, как мне кажется. Все же экономические модели у нас и СК разные.
Samsung показала, как изолировать мессенджер Max на смартфонах Galaxy через папку Knox
5 причин купить моющий пылесос для мягкой мебели и ковров Tefal Clean It IZ5020F0

5 причин купить моющий пылесос для мягкой мебели и ковров Tefal Clean It IZ5020F0

Реклама
Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииО компании«Авторизация»
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях