Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Жизнь
9 августа 2020

Единственный ребёнок в семье: что об этом говорит наука

Считается, что дети, у которых нет братьев и сестёр, вырастают избалованными и эгоистичными. Разбираемся, так ли это.
Фото автора Анастасия Долбичкина
Анастасия Долбичкина

Единственный ребёнок в семье

Коринна Хартманн

Психолог, научный журналист.

Единственные дети в семье всегда всё делают по-своему, не умеют делиться и, как правило, эгоистичны — такие установились стереотипы. Хотя последние исследования говорят, что это преувеличение. Так откуда взялись эти предрассудки?

Ещё в XIX веке американский педагог Юджин Боханнон опубликовал результаты опроса 200 человек (для того времени это была новая форма проведения исследования). В нём он просил респондентов рассказать об особенностях характера всех детей, которых они знали.

В 196 случаях участники описали единственных в семье детей как слишком избалованных. Коллеги Боханнона согласились с результатами его исследования, после чего идея, что один ребёнок в семье — это плохо, широко распространилась в обществе.

Кроме того, в начале ХХ века считали, что воспитание без братьев и сестёр делает детей гиперчувствительными. Родители концентрируют все свои тревоги и страхи на одном ребёнке, и это делает его слишком восприимчивым. В итоге он вырастает слабонервным ипохондриком.

Однако данные, полученные психологом Тони Фальбо, опровергли эти утверждения. Она — единственный ребёнок в семье. И в своей работе утверждает, что наличие братьев и сестёр не гарантирует становление достойного человека.

В 1986 году Тони составила обзор более 200 исследований на эту тему. И она не обнаружила серьёзных различий между теми, у кого есть братья и сёстры, и теми, кто воспитывался один.

Зато оказалось, что у единственных детей в семье более крепкие эмоциональные связи со своими родителями.

Этот вывод подтвердило исследование 2018 года, которое провели Андреас Клок и Свен Штадтмюллер из Франкфуртского университета прикладных наук. Они проанализировали динамические данные примерно 10 000 немецких школьников, чтобы определить особенности характера первенцев в многодетных семьях и единственных детей.

Исследователи также изучали качество их отношений с родителями — этот показатель измерялся тем, насколько легко ребёнок мог обратиться к ним по сложным и важным вопросам.

В итоге 25% единственных в семье детей, сочли свои отношения с родителями позитивными. В семьях с несколькими детьми, первенцев, которые могли сказать то же самое, было меньше. На третьем месте по близости к родителям оказались средние по старшинству, а на последнем — самые младшие.

Несмотря на тесные связи с родителями, многие дети, выросшие без братьев или сестёр, сожалеют об этом. Это выяснили в 2001 году Лисен Робертс и Присцилла Блантон, когда попросили нескольких молодых людей вспомнить своё детство.

Кроме того, именно из-за отсутствия надёжного товарища в лице брата или сестры в дошкольном возрасте часто появляются воображаемые друзья, с которыми ребята играют и делятся переживаниями. Но беспокоиться из-за этого не стоит — такая игра развивает у ребёнка способность общаться с другими.

Однако всё же есть доказательства того, что единственные дети в семье менее склонны идти на компромиссы. Эти новые данные получили в Китае — там политика одного ребёнка диктовала правила планирования семьи почти четыре десятилетия.

Группа исследователей во главе с психологом Цзян Цю опросила 126 студентов, у которых не было братьев и сестёр, и 177 тех, у кого они были. Оценивались их мыслительные способности и личностные качества.

Единственные в семье дети показали худшие результаты в тесте на толерантность.

А согласно пятифакторной модели личности человека (FFM), такие люди характеризуются как конфликтные, недоверчивые, эгоцентричные и склонные к соперничеству.

Студентов также попросили пройти творческий тест креативности Торренса. Им нужно было придумать как можно больше оригинальных применений повседневным предметам, например, консервной банке.

Единственные дети в семье обладали более латеральным мышлением — им удавалось решать проблемы творчески.

Это может быть связано с тем, что, не имея братьев и сестёр, детям часто приходится полагаться только на себя. Поэтому они вынуждены стать изобретательными и находчивыми уже в раннем возрасте.

Но и это ещё не всё. МРТ-тесты выявили различия в структуре мозга. У единственных в семье детей исследователи обнаружили больше серого вещества в супрамаргинальной извилине — области коры, связанной с творчеством и воображением.

Однако при этом у них оказалось меньше клеток серого вещества в лобной доле. А эта область как раз отвечает за склонность к толерантности, способности понимать чувства других и контролировать собственные эмоции.

Влияние отсутствия братьев и сестёр зависит от того, сколько других возможностей есть у ребёнка для развития социальных и когнитивных способностей. В конце концов, они не отрезаны от социума: то же общение в детском саду способствует развитию коммуникативных навыков.

Хотя родителям, имеющим только одного ребёнка, придётся больше стараться, чтобы научить его делиться своими игрушками, книгами и вниманием взрослых, количество детей в семье не так важно, как создание спокойной обстановки и атмосферы любви.

Читайте также
🧐
Как устроить ребёнку незабываемые каникулы, чтобы он не думал о гаджетах и соцсетях
7 советов родителям, как вырастить неиспорченного и благодарного ребёнка
Почему «Всё лучшее — детям!» — неправильная установка
Источник: Is Only-Child Syndrome Real?
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Надо брать: новинка realme 15T со скидкой 57%

Надо брать: новинка realme 15T со скидкой 57%

Nahodki AliExpress: samye poleznye i interesnye tovary nedeli

Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели

Что умеет фен от Dreame: разбор умной новинки в премиальном стиле

Что умеет фен от Dreame: разбор умной новинки в премиальном стиле

10 muzhskih krossovok ot populyarnyh brendov so skidkami do 59%

10 мужских кроссовок от популярных брендов со скидками до 59%

Это нам надо: популярная сыворотка с ретинолом и микроиглами со скидкой 20%

Это нам надо: популярная сыворотка с ретинолом и микроиглами со скидкой 20%

Надо брать: ударная дрель от Heimerdinger со скидкой 70%

Надо брать: ударная дрель от Heimerdinger со скидкой 70%

18 nadyozhnyh smesitelej, kotorye chasto pokupayut na marketplejsah

18 надёжных смесителей, которые часто покупают на маркетплейсах

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

Это интересно
Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании

Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании

«Мне всего 30, откуда у меня высокое давление?» Почему гипертония молодеет и что с этим делать

«Мне всего 30, откуда у меня высокое давление?» Почему гипертония молодеет и что с этим делать

Испечь хлеб и приготовить улиток: чему можно научиться на фермах в России

Испечь хлеб и приготовить улиток: чему можно научиться на фермах в России

Давление не падает: что такое резистентная гипертония и как её лечат

Давление не падает: что такое резистентная гипертония и как её лечат

Комментарии
Алексей Юрченко
12.03.19 23:18|изменено
ждём статью о детях, у которых >2 братьев и/или сестёр. Автор словно намекает, семья с одним ребенком это норма. Зачем больше?!
Lucky Rich
12.03.19 23:27
Правильно намекает. Жаль, что один или ни одного - это всё ещё не превалирующие взгляды в мире. Плодиться, как кролики - дело не хитрое. А вот кто будет потом разгребать последствия этих бесконтрольных спариваний? У меня лично, нет желания убивать (да-да, перенаселение это не шутки) за стакан питьевой воды или есть насекомых, только потому, что кто-то живёт одними инстинктами, без зачатков разума.
13.03.19 00:16|изменено
Комментарий удален
Lucky Rich
13.03.19 00:25|изменено
Вполне ожидаемая реакция от представителя тех, о ком я говорил. Что, на больную точку попало? Ну не переживайте, Вы тоже имеете шанс стать человеком, а не приматом. Не отчаивайтесь. Хех, Вы так торопились подтвердить моё мнение, что даже не проверили пост перед отправкой. Нехорошо. Исправляйтесь, бычок. Хотя бы в Google написание терминов проверяйте, что-ли. Да книги бы почитали, а то двух слов внятно связать не можете. Впрочем, оно и понятно - мозг напрягать (если он есть), это не своим "дружком" в разные отверстия тыкать, заделывая себе подобных (о бедная моя планета Земля, как тебе тяжело должно быть *плак*).
Olga Gilvanova
13.03.19 07:56
Ну тут Ваш с ним спор легко рассудить: именно его гены и его мысли останутся в будущем поколении, а Ваши - вымрут. Естественный отбор, однако
Alex Ponomar
13.03.19 08:19
Вы правда так заботитесь о своих генах?
Outdoor & Offoad
13.03.19 08:51
А у вас есть другой смысл жизни?
Alex Ponomar
13.03.19 13:09
Конечно.
Lucky Rich
13.03.19 13:28
Плюс один. Но примитивным не понять, увы. Они заточены на базовые функции: поесть, попить, поспать и размножиться. Первый уровень пирамиды Маслоу. Ребята, уже столько лет эволюции, а вы всё на первом уровне застряли :D
Елена Лапаева
01.02.20 15:38
Хамство никого не красит. Человека, который считает себя умнее других, тоже. Вы можете назвать другого человека приматом лишь потому, что он не согласен с вами. Вы назвали его бычком, потому что в его посте есть ошибки. А сами "что ли" пишете через дефис. Погуглите, как пишется частица ли. Почитайте классиков, они много говорили о людях, которые без всяких оснований начинали считать себя лучше других и указывать, как нужно жить. Ничего хорошего ни у кого не получилось.
Мария Сулейманова
23.05.21 11:13
Вам бы тоже не мешало заглядывать в Google, чтобы узнать, что "что ли" не пишется через дефис.
Outdoor & Offoad
13.03.19 08:52|изменено
Предсказуемый комментарий узкомыслящего. Нет детей, нет проблем. Убейся, проблем станет ещё меньше.
Алексей Юрченко
13.03.19 08:58|изменено
почти 100 лет назад написан роман "О, дивный, новый мир". Не думаю, что автор подозревал о том, что его сценарий сбудется так скоро. С Вами полностью согласен. Идея одного ребёнка в семье приводит просто-напросто к физическому вымиранию нации, а также духовному и моральному обнищанию человека.
Элла Баринова
23.03.19 15:57
Конечно. К этому нас и подводят семимильными шагами.
Lucky Rich
13.03.19 13:04
Только после Вас ;)
Алексей Юрченко
13.03.19 15:34
Вы зря на личности переходите
Игорь Светлов
13.03.19 13:36
Совершенно верно. Надо нести ответственность за детей, а не плодиться без разбору. Семьи не создаются, детей воспитывает кто придётся. Дети отцов родных толком не знают. А некоторые (особо везучие) ни разу и не видели...
Max One
10.01.20 12:08|изменено
вы просто еще не стали профессионалом в своей области и не научились добывать деньги в большом количествеот этого беспокойство, по поводу того, как обеспечить вот когда будете иметь по 200к в месяц, спокойно будете к этому относиться. особенно если это 200к зелёных ?
Костя Иванов
13.03.19 00:21|изменено
Самое интерестное что единственные дети в семье розводятся чаще чем те что имеют брата или сестру. А то что ребёнок которому все в детстве давали только ему плохо уживается , так это факт!((
Алёна Агатова
13.03.19 06:56
не согласна с вами я единственный ребёнок в семье и мои родители вот уже 35 лет как счастливо женаты и разводиться не собираются они очень любят друг друга да и я не когда не жалела что я единственный ребёнок в семье а подруга моя у неё в семье было 4 детей она самая старшая всегда мне завидовала что я одна не надо мне сидеть с младшими братьями и сестрой да мои двоюродные брат и сестра тоже единственные в семье так же как и мои племянники и сами вы александр мельников опухоль кто вам дал право людей оскорблять у моего мужа было 5 детей он самый старший из братьев и сестёр так он говорит лучше я был бы один как самому старшему ему постоянно влетало от родителей за то что за младшими детьми не смотрел а сестра его что то на творит то на мужа всё сваливала и родители верили ей а не мужу
Александр Мельников
13.03.19 08:49|изменено
Алёна, вы успокойтесь и вникните. Если бы у ваших пра-пра-пра бабушек дедушек был один ребенок в семье, то вас бы не было. Вот о чём речь. И наука оправдывающая одного ребенка в семье это фиговый листок.
Constantine Mankov
13.03.19 09:37
"единственные дети в семье разводятся чаще, чем те, что имеют брата или сестру" - тут речь не о родителях, у которых один ребенок, а о детях, кто вырос в семье с одним ребенком. Эти единственные дети, создавши семью, чаще разводятся.
Хумен Алл
11.08.20 00:08
Смех да и только) женщина........
Игорь Светлов
13.03.19 14:00|изменено
откуда такая статистика? Сейчас разводов почти столько же, сколько и браков... Так, следуя Вашей логике, почти все, кто вступает в брак (а потом, соответственно, и разводится) являются единственными детьми?
Александр Мельников
13.03.19 06:16
Один ребёнок в семье это такой изъян, опухоль на теле человечества, которые наука пытается прикрыть оправдывая. Умалчивая при этом, что если бы это было нормой, то и науки бы не было. Просто потому, что человек исчез бы как вид.
Никита Корняков
13.03.19 07:15
Автор заметки пробежался и мощно заминусовал несогласных...
Alex Ponomar
13.03.19 08:21
Ха-ха, ну откройте статью на сайте, наведите курсор на оценку и увидите, что автор вообще ни одного действия над ними не совершил.
Никита Корняков
13.03.19 13:31
Вы точно не Анастасия Долбичкина?
Alex Ponomar
13.03.19 14:22
А вы?
Алексей Юрченко
13.03.19 07:37
проще снять с себя ответственность, сказать, что их всех одеть, обуть, накормить нужно и т.д. Чем сжать кулак и стать лучшим родителем, отцом и мужчиной. Сказать "смогу!" и начать зарабатывать, начать учиться, стать лучшей версией себя! и всё это ради своих детей и их будущего, ради продолжения своего Рода! Конечно, проще слёзки пролить и плаксиво хлюпать о перенаселении, глобальном потеплении и прочих сказках. Нас отлично натренировали на потреблядство, на жизнь ради одного себя любимого и несчастного. Дай Бог вам сил и здоровья выжить в этом страшном мире.
Alex Ponomar
13.03.19 08:23
По статистике – чем выше доход, тем меньше детей. Так что вы советуете как бы обратное :)
Outdoor & Offoad
13.03.19 08:53
Статистика уже сменилась.
Алексей Юрченко
13.03.19 09:07
дело в капитализме, уважаемый. со всех источников информации льётся идея потребительства. "покупайте, покупайте, жрите, бухайте, живите ради себя любимых, у вас одна жизнь - нужно всё успеть". Очень жаль, что люди, которым вполне по силам поднять на ноги троих, заботятся только о своих желаниях и своём животе. Очень жаль, что эта прослойка общества, которая задаёт темпы и сценарии развития всему обществу, клюнула на такую низменную приманку. Конечно, лучше каждый год менять тачку, чем воспитывать ребенка. Лично я, имея двух детей, мечтаю и планирую дать жизнь еще третьему. Это мой смысл жизни, а все сопутствующие тачки, дома и прочая аттрибутика якобы успешного человека, как-то сама появляется в жизи, словно в помощь. Я никого не обвиняю и тем более не пытаюсь навязать своё мнение. это лично моя точка зрения. Поэтому пройдите мимо желающие вылить куда-нибудь своё ведро с грязью.
Lucky Rich
13.03.19 12:39|изменено
Правильно. В каких странах у родителей редко бывает меньше 3х детей? В самых отсталых и нищих. Что ещё раз подтверждает мои слова: ни на что не способны, кроме этого. И кто-то там про гены написал. Уважаемая, если гены моего ночного собеседника "останутся в будущем", то нашей планете точно конец.
Max One
10.01.20 12:12
у Трампа сколько детей?
Lucky Rich
13.03.19 12:43|изменено
И страшным, этот мир делаете как раз вы, любители "заделать, да побольше", не думая о том, к чему это приведёт в итоге. Ах ну да, для вас же это всё "сказки/выдумки британских учёных и т.д."; Вы живёте по любимому в РФ принципу моя хата с краю... И это единственные дети эгоисты? Ха-ха. Вы очень красочно написали про "набитый живот, жизнь для себя...". Только Вы намного хуже таких людей, потому что, Вам плевать на будущее и его перспективы. Вот и посмотрим, скажут ли Вам "спасибо" те, кого Вы так усердно производите, когда планете станет совсем тяжело.
Алексей Юрченко
13.03.19 15:43
Вы очень похожи на бота, мой юный друг. мне Вас очень жаль. желаю Вам прожить яркую жизнь.
Lucky Rich
13.03.19 16:13|изменено
Разумеется, я для Вас как бот (спасибо, что не тролль), только потому, что обладаю взглядами, которые Вам и Вашему окружению чужды. А насчёт жалости... Не поверите, а мне жаль Вас и похожих на Вас. Видите, хоть в чём-то у нас консенсус, как это прекрасно.Спасибо за пожелание. Именно такую жизнь я и надеюсь прожить, иначе смысла нет. Вам тоже всего самого хорошего ;)
Костя Иванов
14.03.19 00:30|изменено
Бах, Менделеев, Дисней,Ньютон,Репин , Чехов,Наполеон... По вашему эти люди просто перенасаляли землю, ибо они был из многодетных семей. Хватит тут что-то корчить. Дай угадаю, ты хотел бы еще сбрасывать некрасивых детей в пропасть ? Сжигать евреев , цыган , словян в печах? Ни чего не напоминает? Кажется мне что твоим родителям и одного ребенка много. Надо было уберечь планету от перенаселения и сделать твоей матери аборт! Отвечать мне не надо - читать твой бред я не буду. Про тебя мне все ястно(( Адольф.
Lucky Rich
14.03.19 02:44|изменено
Как пригорело у Вас, красота. Даже в Google не поленились залезть, иначе откуда ещё Вам бы знать эти фамилии, при демонстрируемом уровне развития? Знаете, Вас можно было бы оскорбить, но зачем? Вы сами себя унизили, перейдя на личности, и затронув самое сокровенное для каждого человека. И у меня нет желания, спускаться на Вашу ступень эволюции и становится рядом. Напротив, я хочу пожелать Вам и Вашим родным, всего самого наилучшего и посоветовать: в реальности, следить за словами. Там за них платят не дизлайками. Всего доброго ;)
Хумен Алл
11.08.20 00:14
Красава) уважаю!
Хумен Алл
11.08.20 00:13
Обратите внимание, на всех адекватных ответах больше минусов чем плюсов)) кажется мы с вами попали к безбожникам) к людям которые не любят людей, к людям которые относятся ко всему и ко всем как к вещам, средствам..
Богдан Сушко
10.01.20 09:49
Какого рода? У тебя какие-то дворянские гены, что ты продолжишь род? Или ты какой-то полезный для общества человек?
Olga Gilvanova
13.03.19 07:54
Лобная доля, которая хуже развита у единственных детей, отвечает прежде всего за аналитическое мышление, а ее неразвитость - за асоциальное поведение.Здесь не приведены данные, насколько различия значимые, поэтому трудно судить. Я единственный ребенок в семье, а мои дочери - нет. Мышление развито одинаково. Думаю, что влияние генетики гораздо более сильное, чем наличие или отсутствие сестер и братьев. А вот то, что единственные дети в семье эмоционально менее устойчивые в жизни и более эгоистичные, наблюдала часто.Но еще чаще наблюдала в одной семье старшая сестра - внимательная, отзывчивая, трудоспособная и избалованный младший брат. При этом именно младшему брату доставались все пряники. Даже во взрослом состоянии к старшей сестре - требования, к младшему брату - внимание и понимание.
Александр Макарский
13.03.19 08:10
Потом становятся врагами,когда начинают делить родительское наследство
Игорь Светлов
13.03.19 13:46|изменено
Вот это абсолютная правда. Всегда дети делят и родительское внимание, и любовь, и наследство, к сожалению. Как этого избежать? Надо такие чувства искоренять в зародыше... А вместо этого родители ещё и стравливают детей между собой...
Данил Поточилов
14.03.19 00:04
Как же меня раздражают люди которое говорят, что главное в жизни - это оставить потомствою Сyк горит с таких yё6ков
Анна Скоблецова
14.03.19 17:56
Тот самый случай когда комменты интереснее статьи... Не поддержу и не буду спорить ни с кем из ораторов. Каждому свое. Один наверное мало. Но и десяток перебор... не каждый может себе позволить быть Анджелиной Джоли. Она может - молодец! Каждому свое... Некоторым и одного много...
Элла Баринова
23.03.19 15:53
Один ребёнок в семье - это перекос,, хочешь ты или не хочешь. Само по себе так получается, ребёнок привыкает, что только он и только ему. Просто он так живёт и по другому он не представляет. Эгоисты жуткие, и примеров таких много. Человек вырастает потребителем и если ему что то не дают, он просто идёт по головам, двигает, и совершенно не чувствует, что другие тоже люди. И это происходит само собой, он не может понять того, кого подвинули, потому что он в его шкуре не был никогда. Склонность к конфликтности есть, любят доказывать своё превосходство. Не уродуйте своих детей, рожайте их себе побольше, и будут они людьми !!!
Анна
19.10.20 12:53
Наоборот, вы описали младшеньких в семье с несколькими детьми.
Tatiana Malysheva
10.01.20 05:28
знаю множество очень обеспеченных семей, у которых 2-4 ребенка. знаю множество семей, где не спасло никого, в т. ч. и самих детей, у кого были братья-сестры. и разводятся они. и не общаются др с др. и т. д. и знаю множество семей, где ребенок один в семье и все у всех в порядке. панацея для не вымирания человечества не кол-во детей, а качество воспитания, жизни и т. д. мы же не животные - больше родил, больше выжило. у моих мамы и папы было от 2 детей в семьях и что? по два-три брака. кто-то не общается др. с др. я одна в семье и рада, что не пришлось в детстве няньчиться, как подруга, донашивать за кем-то вещи и все в таком духе. друзей и опоры всегда хватало. все это разговоры. исследования не чистые - разные страны, разные менталитеты. разные уроввни жизни. . не вешайте ярлыков - займитесь собой
Павел М
10.01.20 05:35
Статье полгода, опять тухляк расковыряли... И странно о чем статья, если в итоге железобетонные доказательства изменений на физиологическом уровне от МРТ.
Сергей Лачинов
10.01.20 10:28
статья про вымирание детей должно быть минимум трое
Нёладу Жёрднепыв
10.01.20 12:26
Статистика - интересная вещь. Например, можно нарыть якобы прямую корреляцию роста потребления гамбургеров с таянием полярных ледников.
Людмила Левчик
10.01.20 12:36
Выборка из двухсот опросов - это смешно. Это наукой даже назвать нельзя! Просто притянутые за уши псевдофакты! Людей на планете 7 миллиардов и даже 10 000 опросов - это капля в море. Тем более, что не было учтено разницы в традициях воспитания в разных странах.Все равно, что жители северных районов Земли будут следовать моде жителей средиземноморья и зимой носить одинаковую одежду)))) Моя младшая сестра, например, вообще ни с кем честно договариваться не умеет - только ультиматум, либо подкуп.А у меня за плечами 3 развода. И не я одна такая из детей, которые росли с сестрами и братьями. И наоборот видела не одну крепкую семью, где супруги были единственными детьми в семье.
Юля Крузенштерн
10.01.20 15:49
В России иметь более одного ребёнка мягко говоря проблематично , ибо плодить "нищебродов" , это преступление перед детьми. Каждый раз объяснять ребёнку , что типа " мы не можем тебе купить эту вещь , не можем тебя свозить на море , не можем оплатить это образование и тд..." нет уж , извините ! Ах да , «путинское пособие» с нового года увеличили , только вот по его мнению дети рождённые до 2017 года , нелюди , ибо для них так и остались выплаты 50 рублей в месяц !!! В наглую рожу ему бы их запихнуть (((
Евгения Жаднова
11.01.20 17:38
Один ребенок в семье это в первую очередь непрактично. Человек внезапно смертен, и смерть (ну или менее серьезное несчастье) единственного ребенка семья может не пережить (и скорее всего не переживет). Скорее всего родители, потерявшие ребенка, разведутся, не имея возможности переключить все свое внимание на другого ребенка.
Ирина Скловская
20.01.20 16:12
я единственный ребенок в семье. и меня не баловали, скорее наоборот. выросла нормальной, люблю людей и животных. стараюсь всем помогать.
Sofia Kiparisova
01.02.20 01:55
Глупости. Мой брат - донельзя избалованный эгоист. А среди моих знакомых много единственных детей - прекрасные люди.
Katerina Potalova
25.02.20 14:40
Ерунда все это. Родить одного или несколько - решать их родителям. А то сейчас осуждают то у кого один ребенок, то у кого их несколько.И единственный ребенок м.б. неизбалованным и не эгоистом, а там где их несколько наоборот - они же кто урвал- тому и досталось. Или представьте семью с 2 детьми, старшего заставляют заниматься с младшим, делить с ним все и отдавать самое лучшее. Или другие отношения, где родители сами отвечают за младшего, и у каждого свое, дети делятся только при желании. Результат будет разный. Все зависит от генетики, характера, воспитания и отношений в семье.
Svetlana Bogdanova
12.04.20 12:23
Я один ребенок в семье, но всегда хотела сестренку. У самой дочь, но думаем, что будут еще дети
Хумен Алл
11.08.20 00:24
Я даже не прочитал статью, потому что абсолютно не интересно что говорит НАУКА на такую тему... Люди учёные, гении.. первооткрыватели... Они не семейные они другие... Человек должен слушать свой голос свой разум. И не забывать что скоро он умрет и всё..... Кем ты умрёшь человек!?
Alex Ponomar
11.08.20 10:02
Я даже не прочитал ваш комментарий, потому что абсолютно не интересно, что говорит человек, который не прочитал статью.
Александра Арсентьева
08.10.20 18:05
Единственный ребенок в семье. Не хотела ни брата, ни сестру никогда. Не эгоистичная - наоборот, заботливая, добрая, писатель, здравомыслящая... Правда, люблю одиночество, интроверт. У самой двое детей. Старшая дочь - энергичная и активная, сын - копия меня. Воспитание ничего не дает, главное - гены. Моя лучшая подруга - махровая эгоистка, хотя нелюбимая дочь. Это по-разному бывает.
Тимур Абдуалиев
05.02.23 18:24
не понимаю хоть я и один в семье но я не как все дети в иследовавниях я совсем другойя неизбалованый и тд.
Что вы могли пропустить
Как выбрать очки для плавания
Как выбрать очки для плавания
0
Вчера
Жизнь
Ликбез
Кто такие отроверты и стоит ли себя к ним причислять
Кто такие отроверты и стоит ли себя к ним причислять
0
17 октября
Жизнь
Ликбез
Как понять, что собака рожает, и как ей помочь
Как понять, что собака рожает, и как ей помочь
0
16 октября
Жизнь
Ликбез
Суперсилы в пожилом возрасте: 5 способов помочь бабушке или дедушке чувствовать себя лучше
Суперсилы в пожилом возрасте: 5 способов помочь бабушке или дедушке чувствовать себя лучше
0
15 октября
Жизнь
Жизнь
3 приёма, которые помогут говорить о сложном простыми словами
3 приёма, которые помогут говорить о сложном простыми словами
0
13 октября
Жизнь
Колонка
11 бойцовских пород собак, с которыми не страшно гулять по ночам
11 бойцовских пород собак, с которыми не страшно гулять по ночам
0
13 октября
Жизнь
Ликбез
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  
0
13 октября
Жизнь
Жизнь
10 стыдных вопросов о фобиях: отвечает психиатр Дмитрий Заносов
10 стыдных вопросов о фобиях: отвечает психиатр Дмитрий Заносов
0
13 октября
Жизнь
Колонка
5 установок, которые многие принимают за любовь к себе. И зря
5 установок, которые многие принимают за любовь к себе. И зря
0
9 октября
Жизнь
Книги
Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 
Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 
0
9 октября
Жизнь
Жизнь
Сколько длится беременность у собак и как позаботиться о питомце в это время
Сколько длится беременность у собак и как позаботиться о питомце в это время
0
9 октября
Жизнь
Ликбез
Что такое философский интеллект и как он не даёт сойти с ума в современном мире
Что такое философский интеллект и как он не даёт сойти с ума в современном мире
0
7 октября
Жизнь
Колонка
Как правильно измерить температуру кошке
Как правильно измерить температуру кошке
0
6 октября
Жизнь
Ликбез
Синдром вахтёра: что это такое и как с ним бороться
Синдром вахтёра: что это такое и как с ним бороться
3 октября
«Горящая изба»
Жизнь
Как проявляется энтерит у собак и чем он опасен
Как проявляется энтерит у собак и чем он опасен
0
3 октября
Жизнь
Ликбез

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Олег Залялов1 час назад

0 / 0

да, окрошку не особо в общепите давали, это я погорячился, не все, а по большей части
15 блюд, к которым мы привыкли, но вообще-то они странные
Аватар автора комментария
Skubacok1 час назад

0 / 0

С этим не поспоришь, но и сюжет должен не подвести, ведь только на звуке не "выехать"
Стоило ли 15 лет ждать «Трон: Арес» с Джаредом Лето
Аватар автора комментария
Skubacok1 час назад

0 / 0

Сейчас все такие умные. Знают, как людям стать лучше, а у самих проблем выше крыши и они 7ичего решить сами не могут, зато советы раздают.
8 книг о привычках и о том, как их изменять и приобретать
Аватар автора комментария
Skubacok1 час назад

0 / 0

Точно, одни расходы )))
Kohler выпустила камеру, которая устанавливается в унитазе — и анализирует его содержимое
О чём стоит знать до рождения ребёнка? Рассказывают опытные родители

О чём стоит знать до рождения ребёнка? Рассказывают опытные родители

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях