Ослеплённые красотой: как эффект ореола заставляет нас выбирать не тех людей

В мозгу человека 30% всех нервных клеток коры
обработкой зрительной информации. У нас есть специальные для распознавания лиц, и они срабатывают за шестую долю секунды.С такими мощными инструментами неудивительно, что при оценке людей мы полагаемся прежде всего на их внешность. Эта особенность приводит к ошибкам в выборе друзей, партнёров и сотрудников, и происходит это из-за эффекта ореола.
Что это за эффект
Эффект ореола, или впечатление о человеке переносится на его личностные характеристики. Другими словами, когда человек вам нравится, вы сразу думаете, что он не только красивый, но ещё умный, доброжелательный, успешный и вообще хороший по всем фронтам.
, возникает, когда общееЭффект ореола
в 1915 году во время эксперимента в двух индустриальных корпорациях. Оказалось, что оценки избранных сотрудников по разным показателям поразительно сходятся: они и умные, и технически подкованные, и надёжные. Учёные поняли, что баллы нереалистичные и оценщики бессознательно завышают их, потому что хорошо относятся к этим людям.То же самое наблюдали у военных. Когда офицеры описывали своих подчинённых, у некоторых был просто идеальный образ: физически развитые, умные, с сильным характером и лидерскими качествами. Связь между физической привлекательностью и остальными критериями была наиболее сильной.
Люди не специально приписывают «любимчикам» хорошие черты. Они искренне так считают и не осознают искажения. В одном
американским студентам дали посмотреть интервью с инструктором, который разговаривал с европейским акцентом. Учёные записали два варианта: в одном спикер был приветливым и дружелюбным, в другом — холодным и отстранённым.Студенты, посмотревшие «тёплое» интервью, говорили, что акцент им нравится, да и сам мужчина тоже. Те, кому досталась запись с «недружелюбным типом», утверждали, что он их бесит. При этом, когда студентов спрашивали, в чём причина, они называли именно акцент, а не другие особенности инструктора.
В этом эксперименте речь идёт об общем впечатлении от человека, а не о физической красоте. Но, как показала практика, внешняя привлекательность очень сильно влияет на общее впечатление.
Как красота влияет на оценки людей
Привлекательных людей в целом критерии красоты примерно одинаковы.
более позитивно, причём неважно, знакомые они или нет. Это справедливо для мужчин и женщин, взрослых и детей. Красивых больше любят вне зависимости от культуры. Что интересно, в разных странахПривлекательных автоматически
более здоровыми, успешными и компетентными. Впечатление от лица на выбор в политике, оценку лидерских качеств, юридические дела и даже отношение родителей к собственным детям.Преподаватели ориентируются на внешность, делая прогнозы насчёт успехов первокурсников, сочинения симпатичных девушек
студентам лучше, даже если объективно они очень посредственные.Искажение ещё больше увеличивается, если внешние данные.
очень красивых или уродливых людей и если сверстников. Чем ближе по возрасту человек, тем важнее егоТак что людям, которые выиграли в генетическую лотерею и родились красивыми, живётся попроще, чем не таким привлекательным.
Как эффект ореола может помешать
Первое впечатление часто оказывается ошибочным. Когда вы видите фотографию человека или встречаете его впервые, вы создаёте некий образ, который потом влияет на ваше отношение. Анализ миллиона мнений о первом впечатлении показал, что люди куда
судят о человеке в целом, когда не видят его.Это подтвердил и другой эксперимент: когда преподавателей лишили возможности ориентироваться по внешности студентов, их оценки академических успехов гораздо более точными.
Акцент на внешность не позволяет нам правильно оценить человека, будь то соискатель, ученик или потенциальный партнёр. По внешности вы можете крепкие отношения, добросовестности.
, насколько человек дружелюбен, доверчив или невротичен, но она ничего не говорит о его уме, наличии общих интересов, способности создаватьОслеплённые красотой, вы можете долго терпеть нерадивого сотрудника, ленивого студента или неподходящего партнёра. И что самое паршивое, вы ничего не сможете с этим поделать.
Первое впечатление о человеке создаётся без вашего ведома, на уровне подсознания. Вы не выбираете, восхититься чьей‑то внешностью или нет, не делаете осознанного переноса: «Ах, он красивый, значит, наверняка умный и работать будет хорошо». Вам просто почему‑то кажется, что этот человек хороший.
Здесь можно посоветовать только сохранять бдительность и стремление к объективности. Руководствуйтесь фактами, а не интуицией, и вы защитите себя хотя бы от части ошибок.
Лучшие предложения
18 надёжных смесителей, которые часто покупают на маркетплейсах
10 вещей популярных брендов со скидками до 65%
Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%
15 отличных товаров, которые отдают со скидками до 70% на AliExpress
8 качественных пижам, которые отдают со скидками до 76%
Кроссовки от Li-Ning для суровой российской зимы
Надо брать: новый ручной пылесос от Dreame за полцены
Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели
Как студенты-архитекторы улучшают благоустройство городов, не отрываясь от учёбы: 4 доступных формата
Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России
Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании
Правительство сохранит льготный НДС 10% на социально значимые товары