Идея франчайзинга проста, как всё гениальное. Опытный предприниматель (франчайзер) передаёт право на свою торговую марку (франшизу) начинающему бизнесмену (франчайзи). За использование бренда франчайзи вносит первоначальный (паушальный) взнос, а впоследствии ежемесячно выплачивает процент с прибыли или оборота — роялти.

Таким образом франчайзер получает дополнительный доход и расширяет свой бизнес. А франчайзи экономит на рекламе и может рассчитывать на поддержку по всем вопросам, от аренды помещения до обучения персонала.

Главное, бизнесмен пользуется уже готовой работающей идеей. Это значительно ускоряет запуск собственного дела и повышает шансы на успех.

Как и любой бизнес, покупка франшизы связана с рисками. И один из них — осечка со сферой деятельности. Выбирайте франшизу и умом, и сердцем. С одной стороны, вам должно быть интересно то, чем вы собираетесь заниматься. С другой — нужно хоть немного разбираться в вопросе. Не менее важно, чтобы ваше предложение было актуально для города, где вы живёте.

К счастью, ассортимент бизнесов под ключ достаточно широк и найти себе выгодное дело по вкусу не так сложно. Ниже мы предлагаем популярные модели, которые требуют сравнительно небольших вложений и могут окупиться за несколько месяцев.

1. Выездная химчистка мягкой мебели и ковров

  • Стартовые инвестиции: от 200 000 рублей.
  • Средний срок окупаемости: 3–4 месяца.

Услуги выездных химчисток пользуются спросом всегда. В стабильные времена — потому что доходы позволяют не заниматься чисткой ковров самому. В кризисные — из‑за отсутствия денег на новую мебель и замену ковровых покрытий. Дешевле привести в порядок то, что есть.

Клиенты химчисток не только частные лица, но также офисы, рестораны, торговые центры, гостиницы и хостелы. Конкуренция на этом рынке пока что не так высока.

Наценка на себестоимость услуги может доходить до 500%.

Франчайзер обучает вас технологиям чистки, посвящает в юридические и бухгалтерские тонкости, настраивает онлайн‑рекламу. Первоначальные инвестиции включают закупку оборудования и химсредств, а также аренду помещения. Затем основные расходы будут идти на зарплату сотрудникам (как правило, через пару месяцев возникает необходимость нанять одного‑двух помощников) и продвижение марки.

2. Турагентство

  • Стартовые инвестиции: от 300 000 рублей.
  • Средний срок окупаемости: от 11 месяцев.

Людей, которые предпочитают купить готовый тур, пока значительно больше, чем самостоятельных путешественников. Поэтому турагентства всё ещё способны приносить стабильный доход. Но нужно осознавать, что конкуренция на рынке очень высока.

Просто открыть франшизу и получать пассивный доход не выйдет: придётся активно бороться за клиентов.

Впрочем, с первыми заказчиками вам, скорее всего, поможет франчайзер. Также первоначальный взнос покроет обучение, помощь в подборе персонала, юридическое сопровождение, закупку мебели, аренду и рекламное оформление офиса. Вы получите доступ к программному обеспечению фирмы (онлайн‑системе бронирования, базе данных туров, веб‑сайту) и единому кол‑центру.

Из минусов стоит отметить зависимость прибыли от сезона и состояния экономики в стране. Как правило, услуги турагентства пользуются более стабильным спросом в крупных городах.

3. Точка стритфуда

  • Стартовые инвестиции: от 350 000 рублей.
  • Средний срок окупаемости: от 10 месяцев.

Если вы ещё не доросли до полноценного ресторанного бизнеса, а попробовать хочется уже сейчас, начните с продажи бургеров, хот‑догов, мороженого, сладостей и напитков на вынос. Главное здесь — грамотно подобрать место, где будет стабильный поток клиентов. В этом, как и во всём остальном, вам посодействует франчайзер.

Покупая франшизу кофейни, бургерной или бутербродной, вы получаете помощь в поиске площадки, поддержку в социальных сетях, доступ к авторизованной системе ведения бизнеса. Вас и вашего сотрудника (на начальном этапе он, скорее всего, будет один) обучат, как готовить, продавать еду и продвигать себя.

На старте нужно вложиться в оборудование, фирменную упаковку, продукцию и аренду. Возможно, вам не раз придётся сменить дислокацию, пока дело пойдёт.

Основной совет: заключайте аренду с торговым центром или другой площадкой максимум на месяц, чтобы сохранять мобильность.

Франчайзеры либо выдают список проверенных поставщиков продуктов (и вы закупаетесь самостоятельно), либо пополняют запасы ингредиентов централизованно. В любом случае нужно строго следовать инструкциям. Вам не удастся ничего добавить в меню от себя. И в этом основной минус: многим бизнесменам довольно быстро приедается однообразие.

4. Доставка здорового питания

  • Стартовые инвестиции: от 450 000 рублей.
  • Средний срок окупаемости: от 4 месяцев.

Отличный бизнес для тех, кто мечтает делать людей вокруг себя здоровее. Тем более что это сейчас в тренде.

После уплаты паушального взноса вам предоставляют технологические карты для приготовления блюд, помогают с рекламой, организацией производства, поиском и обучением персонала. Количество сотрудников, как правило, стартует от четырёх человек, включая повара.

Франчайзер еженедельно обновляет меню либо же прикрепляет к вам диетолога, который составляет индивидуальные программы питания.

Вы же должны делать упор на маркетинг, экспериментируя с различными соцсетями.

По отзывам самих франчайзи, наилучший результат в деле продвижения здорового питания даёт Instagram.

5. Детский центр дополнительного обучения

  • Стартовые инвестиции: от 400 000 рублей.
  • Средний срок окупаемости: от 6 месяцев.

Тот редкий случай, когда благородное дело может приносить неплохой доход. Родители в России готовы Вложения в детей расходовать на ребёнка от 20 до 50% семейного бюджета. Немалая часть этих денег идёт на образовательные услуги.

Чтобы открыть школу программирования или детские языковые курсы, не нужно самому быть программистом или филологом. Франчайзеры помогают найти преподавателей и часто сами их собеседуют.

Также вы получаете бизнес‑план, все необходимые лицензии, программы и методологию, сайт на общем домене.

Руководство образовательным центром удобно совмещать с воспитанием собственных детей, которые могут заниматься здесь же. Поэтому такая франшиза, как правило, особенно нравится предприимчивым мамам дошкольников и учеников.

6. Парикмахерская с фиксированной ценой

  • Стартовые инвестиции: от 600 000 рублей.
  • Средний срок окупаемости: от 6 месяцев.

Бизнес строится на бюджетных парикмахерских услугах по унифицированной стоимости.

Процесс стрижки занимает не более 25 минут, а цена составляет 200–250 рублей.

Франчайзер предоставляет рекламные материалы, проводит обучение персонала, содействует с выбором и оформлением помещения — это может быть как салон с отдельным входом с улицы, так и площадка в крупном торговом центре. Вам выдадут фирменную спецодежду, список необходимого оборудования, контакты поставщиков. Иногда франчайзер пользуется определённой линейкой косметики, за качество которой может поручиться. После запуска основные усилия необходимо направить на рекламу.

7. Instagram‑магазин брендовой одежды и обуви

  • Стартовые инвестиции: от 45 000 рублей.
  • Средний срок окупаемости: 1–2 месяца.

Плюс в том, что для этого бизнеса не нужен офис или какое‑либо другое помещение. Достаточно стабильного интернета. Вам создают отдельный аккаунт, настраивают таргетированную рекламу, выдают скрипты (готовые сценарии) общения с клиентами.

Относительно небольшие вложения обычно окупаются к концу второго месяца, а у некоторых мастеров продаж — и в первые две недели.

Прежде чем открыть магазин, узнайте, есть ли в вашем городе конкуренты, и посоветуйтесь с франчайзером о том, как их обойти. Это могут быть сниженные цены, преимущество в скорости доставки, акции, конкурсы, спецпредложения. Важно убедиться, что франчайзер реализует качественный товар, который нравится вам самому.

Instagram‑магазин хорош как источник дополнительного заработка: если вы не мечтаете о заоблачных доходах, достаточно посвящать общению с клиентами 2–3 часа в день.