1. Как настраивать себя на работу
Не только писатели, но и все мы испытываем трудности, когда пытаемся создать что-то с нуля. Это сложно — смотреть на пустой лист бумаги, слайд презентации или таблицу. Желание придумать нечто потрясающее давит на нас, усложняя рабочий процесс.
Тони Моррисон: измените своё отношение к ошибкам
В одном из интервью автор Тони Моррисон высказалась по поводу ошибок. По словам писательницы, когда вы меняете своё отношение к ним, это существенно помогает в работе.
Внимательно относитесь к ошибкам, но не впадайте в депрессию, не нервничайте и не стыдитесь их. Для писателя ошибки — это только информация. Я признаю ошибки, что очень важно (хотя некоторые люди не признают), и исправляю их. Потому что это знания о том, что работает не так.
Вот почему писатели должны переписывать и редактировать. Вы анализируете процесс и находите, что именно пошло не так, а затем исправляете это. Если воспринимать результаты как информацию, это приближает вас к успеху.
Этот совет подходит не только для писательства, но и для любой другой работы. Часто именно страх наделать ошибок мешает начинать. Но если воспринимать промахи как неотъемлемую часть процесса, это помогает настроиться на рабочий лад, потому что неудачи обретают своё место и значение.
Более того, превращая работу над ошибками в сбор новых данных, вы смотрите на рабочий процесс более аналитически и объективно. А это ведёт к прогрессу.
Джон Стейнбек: вместо целей фокусируйтесь на системе
Иногда перед нами стоят невероятно комплексные задачи. И мы боимся приступать к ним, потому что даже не можем поверить, что их можно когда-либо завершить. О том, как сделать сложную цель более лёгкой для восприятия, рассказывал Джон Стейнбек.
Оставьте идею о том, что вам нужно что-то закончить. Забудьте о цели в 400 страниц и просто пишите в день по странице. Это поможет. Затем, когда вы подойдёте к финишной черте, она станет для вас сюрпризом.
Пишите свободно и как можно быстрее, выкладывая все мысли на лист. Никогда не исправляйте и не переписывайте, пока всё не будет готово. Внесение правок в процессе работы обычно служит оправданием для того, чтобы не продвигаться вперёд. Это также нарушает поток мыслей и сбивает с ритма, заданного подсознательной связью с материалом.
Другими словами, фокусируйтесь на системе, а не на конечном продукте. Для этого Стейнбек предлагает разбивать работу на маленькие фрагменты и концентрироваться на них.
Нил Гейман: вы учитесь, доводя работу до конца
Перфекционизм — ещё одна причина, которая мешает переходить от слов к делам. Мы анализируем нашу работу до предела, потому что хотим получить идеальный результат. В итоге это парализует нас и не даёт начать или заставляет бросить задуманное на полпути. У Нила Геймана есть отличный совет для таких случаев.
Когда люди подходят ко мне и спрашивают: «Я хочу стать писателем, что я должен сделать?» — я говорю, что они должны писать. Иногда они отвечают: «Я уже это делаю, что-нибудь ещё?» Тогда я говорю, что они должны доводить начатое до конца. Вы учитесь, завершая работу.
Когда вы доводите начатое до конца, вы зарабатываете необходимый опыт, пусть даже получаете не лучший результат. Вы узнаёте, что уже работает и что нужно исправить. В следующий раз процесс окажется более простым.
2. Как сохранять концентрацию
После того как вы приступаете к работе, нужно продолжать, а это требует некой дисциплины. Приходится вести борьбу с отвлекающими факторами, даже когда вы теряете мотивацию и темп. Вот что рекомендуют три известных автора.
Зэди Смит: блокируйте отвлекающие факторы
Эссеистка Зэди Смит поделилась с читателями The Guardian очень простым, но действенным советом для писателей. Хотя он подходит практически для всех остальных.
Работайте за компьютером, отключённым от интернета.
Очевидно, если для вашей работы необходим доступ к Сети, то эта рекомендация не для вас. Но суть в том, чтобы блокировать всё, что отвлекает внимание. Это помогает фокусироваться на важных делах.
Джерри Сайнфелд: не прерывайте прогресс
У Джерри Сайнфелда есть своя простая система, заставляющая его писать. Автор использует настенный календарь, который вмещает целый год на одном листе, и большой красный маркер. Он рекомендует ставить яркую отметку на каждом дне календаря, когда у вас получается писать.
Через несколько дней у вас образуется цепочка. Продолжайте в том же духе, и с каждым днём она будет расти. Вам будет нравиться на неё смотреть, особенно когда цепочка растянется на несколько недель. Ваша главная задача — не разорвать её.
Вы можете использовать этот совет для чего угодно: от написания романа до запуска бизнеса. Он помогает справиться с прокрастинацией с помощью ежедневных визуальных напоминаний. Это добавит элемент игры вашим попыткам соблюдать дисциплину.
Рэймонд Чандлер: пишите или умрите от скуки
Если вы работаете только тогда, когда приходит вдохновение, скорее всего вы не сделаете много. Часто приходится работать по плану, даже если к делу нужен творческий подход.
Но даже назначив время для определённого проекта, мы используем эти часы для прогулок, проверки почты, разговоров с друзьями и прочих пустых занятий. В этом вся проблема.
У Рэймонда Чандлера, американского писателя и литературного критика, было правило на этот счёт. Он планировал время для писательства и создавал условия, в которых просто не имел возможности заниматься чем-либо другим. Единственной физически доступной писателю альтернативой в такие моменты было хождение по комнате или наблюдение за улицей через окно.
3. Как преодолеть писательский блок
Литераторы сталкиваются с писательским блоком, но если вы работаете в другой индустрии, то наверняка тоже испытываете нечто подобное. Это ментальный ступор, который встаёт на пути прогресса. Причиной может быть отсутствие вдохновения или эмоциональное выгорание. Вот несколько дельных советов от известных авторов, которые должны помочь.
Колсон Уайтхед: пуститесь в приключение
В своей сатирической статье для New York Times Колсон Уайтхед поделился одним из самых оригинальных способов борьбы с писательским блоком.
Пуститесь в приключения. Не сидите на месте, выберитесь из дома и взгляните на мир. Небольшая доза авантюризма вам не навредит. Возьмите билет на пароход, заработайте дизентерию. Оно того стоит хотя бы ради лихорадочных видений. Лишитесь почки в драке с ножом. Вы будете этому рады.
Разумеется, всё это юмор, но в нём можно разглядеть толковый совет. В драку, конечно, лезть не стоит, но перерывы действительно повышают продуктивность. Кроме того, выход из зоны комфорта и смена деятельности помогают искать новые пути к поставленным целям. Вы получаете заряд креативности и обнаруживаете, что поиск новых идей даётся вам не так тяжело.
Эрнест Хемингуэй: останавливайтесь на полуслове
Если вы не любите оставлять работу, не добравшись до логической точки, то эта рекомендация может показаться сложной. Если вы не писатель, можете делать паузу в разгаре любого другого занятия. Так поступал Эрнест Хемингуэй.
Лучше всего останавливаться, когда процесс даётся легко и когда вы знаете, о чём писать дальше. Если поступать так каждый день, вы никогда не застрянете. Всегда делайте перерыв, когда работа не вызывает проблем, и не зацикливайтесь на ней, не волнуйтесь на этот счёт, пока не вернётесь к делу.
Ваше подсознание всё это время будет работать. Но если думать о деле сознательно, то это всё испортит. Мозг устанет ещё до того, как вы вернётесь к процессу.
Вы не должны останавливаться на полуслове буквально. Скорее речь идёт о паузе посередине потока идей. Этот трюк также помогает возвращаться к работе. С его помощью вы устраняете страх перед пустой страницей и легко вливаетесь в рабочий процесс.