Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Образование
1 декабря 2024

Какие исследования человеческого поведения заслуживают доверия, а какие — полный бред

Новые открытия в социальных науках далеко не всегда приносят пользу в обычной жизни.
Фото автора Лиза Захарова
Лиза Захарова

Переводчик Лайфхакера

Как понять, какие исследования человеческого поведения заслуживают доверия

Мы живём в интересное время для социальных исследований. За несколько минувших десятилетий такие дисциплины, как социальная психология или поведенческая экономика, казалось, разгадали многие тайны человеческой жизни, но и самим учёным, и обычным людям всё было мало. Журналисты с энтузиазмом писали о том, как одни приличные члены общества, получив неограниченную власть над другими, могут превращаться в чудовищ и садистов, — что, как предполагалось, показал Стэнфордский тюремный эксперимент. И все вокруг были в восторге от того, как ловко проводятся исследования, привлекающие к себе внимание.

В последнее время, однако, мир социальных наук погряз в противоречиях. Сами исследователи стали отмечать, что результаты многих известных экспериментов были опровергнуты, как это произошло с тем же Стэнфордским экспериментом, или их просто невозможно повторить. Учёные воспроизвели 100 экспериментов, отчёты о которых публиковались в трёх влиятельных журналах по психологии, и только 36% дали результаты, соответствующие первоначальным выводам.

Что ещё хуже, появились многочисленные обвинения в неэтичном использовании данных, и некоторые из них подтвердились. Нарушения включали, например, так называемый p‑хакинг — обработку данных в поисках ложных взаимосвязей и публикацию их как достоверных результатов. Встречался и прямой обман, когда авторы меняли данные, чтобы они соответствовали определённому заранее выводу.

После подобных событий естественной реакцией многих людей за пределами области социальных наук стал серьёзный скептицизм: можно ли вообще доверять исследованиям, основанным на поведенческих экспериментах. Чтобы найти ответ на этот вопрос, придётся заглянуть за кулисы и разобраться, как работают исследования, почему что‑то может пойти не так, как их читать и чему верить.

Почему социальные исследования бывают недостоверными

Неудачные исследования встречаются не только в социальных науках — естественные страдают от очень похожих трудностей. Это объясняется рядом недостатков. Например, эксперименты слишком малы, чтобы им доверять, их планы плохо составлены или выводы оказываются верным благодаря ловкости рук и фактически не имеют смысла. Но наиболее укоренившийся недостаток — это академическая предвзятость, вызванная стремлением получить конкретные результаты ради карьеры.

В научном мире действуют довольно жёсткие правила. В некоторых сферах профессору надо опубликовать десятки исследовательских статей, чтобы получить должность. Представьте, что вы тратите 10 лет на учёбу в университете и аспирантуре, а затем ещё 10 лет на исследования, совмещая их с огромной преподавательской нагрузкой. И всё это только для того, чтобы ваша карьера полностью зависела от решения университетского комитета.

В ведущих вузах недостаточно даже опубликованных исследований, проведённых по всем стандартам. Тема должна быть продуманной, а результаты в идеале должны быть неожиданными. Эмпирические доказательства того, что собаки кусают людей, не заслуживают большого доверия. Гениальный эксперимент, который показывает, что люди кусают собак в 73,4% случаев, — вот это другое дело.

Не удивительно, что такой стимул — сосредоточиться на цепляющих парадоксах — приводит к проблемам. Рассматривая мотивы, которые заставляют учёных срезать углы или даже откровенно жульничать, их коллеги подчёркивают, что, хотя «пряник» и может стимулировать продуктивную и качественную работу даже в случае внешне беспристрастного исследования, «кнут» может сдерживать ошибки и недостойное поведение. Но они также отмечают, что ошибки и недостойное поведение в исследованиях бывает трудно обнаружить, а это фактически не даёт их расследовать. Таким образом, «пряник» сильно перевешивает «кнут», что предсказуемо влияет на достоверность работы.

Но и наличие должности само по себе не устраняет гарантированно другие проблемные мотивы. Старшие научные сотрудники легко становятся жертвами своего высокомерия и не обращаются за советами и конструктивной критикой. Кроме того, люди с большим опытом в определённой области, как правило, реагируют хуже, чем люди с меньшим опытом, когда получают опровергающие отклики. Другими словами, они не хотят слышать о том, что не правы. И ставки только растут в эпоху, когда учёные‑бихевиористы могут стать суперзвёздами за пределами академических кругов, зарабатывая на выступлениях и книгах о своих захватывающих «еретических» открытиях.

Как определить достоверность социального исследования

В этом помогут три основных правила.

1. Неправдоподобные на первый взгляд результаты, скорее всего, такие и есть

За последние годы три социолога — Ури Симонсон, Лейф Нельсон и Джозеф Симмонс — добились известности благодаря своим расследованиям, нацеленным на раскрытие ложных и сфабрикованных результатов исследований. Чтобы доказать, что многие, казалось бы, обоснованные выводы не заслуживают доверия, они «издевались» над одним конкретным набором данных, пока не получили очевидно невозможный результат: прослушивание песни When I’m Sixty‑Four группы The Beatles может буквально сделать человека моложе.

Поэтому к крайне необычным результатам поведенческих экспериментов стоит относиться с подозрением. Если они звучат неправдоподобно или противоречат здравому смыслу, их лучше игнорировать, потому что риск того, что они окажутся ложными, слишком высокий.

Ещё можно провести «тест на дедушку». Представьте, как пересказываете результаты исследования своему дедушке и что он вам отвечает: «Дедуль, я тут прочитал новое классное исследование о том, что измены делают брак счастливее. Что думаешь?»

2. Идеи должны «хорошо состариться»

Важно обращать внимание и на то, насколько свежим является исследование. Опубликованная более 20 лет назад научная работа, скорее всего, слишком старая, чтобы отражать текущие социальные условия. А если исследование слишком новое, другие учёные, вероятно, ещё не уделили ему достаточно внимания — не воспроизводили и не опровергали его.

Поэтому, прежде чем подкреплять своё мнение данными нового эксперимента, даже если он кажется качественным и заслуживающим доверия, надо дать ему немного времени «настояться», как хорошему вину. Например, сохранить в закладки и понаблюдать за тем, что будет дальше и как его результаты впишутся в более общую систему социальных исследований.

3. Полезное лучше, чем умное

Проблемы с мотивами есть не только в академическом сообществе. Многие научные журналисты ценят новизну больше, чем пользу, и часто пишут об исследованиях, которые с большей вероятностью окажутся сомнительными, когда кто‑то попытается их воспроизвести. Это не только запутывает читателей, но ещё и приводит к неправильному пониманию сути поведенческой науки, которая состоит не в том, чтобы предоставлять образовательно‑развлекательные услуги, а в том, чтобы предлагать идеи, способные улучшить благополучие людей.

Помимо проверки методов, данных и дизайна экспериментов, эти три правила помогают ориентироваться в мире несовершенных исследований. В жизни мы постоянно сталкиваемся с разного рода причудами и хитростями: новыми моделями поведения, образа мыслей и самого существования или лёгкими способами получить желаемое. Будь то политика, любовные отношения, вера или спорт — какое‑нубудь очередное модное исследование с противоречивыми результатами требует от нас отказаться от старых знаний и принять новейшую мудрость.

Однако современная культура, одержимая новинками и технологиями, полна плохих идей и дезинформации — аналогов результатов p‑хакинга, ложных выводов и откровенного мошенничества ради личной выгоды. Поэтому всегда стоит спрашивать себя, не слишком ли хороши результаты исследования, чтобы быть правдой, давать им время настояться и думать о том, полезные они или просто новые.

Какие наши доказательства
✅✅✅
Как доказать, что жизнь на Земле возникла сама по себе
6 аргументов от противников докмеда, с которыми стоит поспорить
10 критериев, которые помогают отличить истинную теорию заговора от ложной
Как отличить настоящих учёных от психов и жуликов
Почему доверять Сети можно всё меньше и меньше
Обложка: VGstockstudio / Pressmaster / Shutterstock / Лайфхакер
Источник: Three Ways to Tell If Research Is Bunk
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Надо брать: зимние кроссовки от Li-Ning из новой коллекции

Надо брать: зимние кроссовки от Li-Ning из новой коллекции

Nahodki AliExpress: samye poleznye i interesnye tovary nedeli

Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели

5 nadyozhnyh obogrevatelej do 5 000 rublej dlya doma, dachi i ofisa

5 обогревателей до 5 000 рублей для дома, дачи и офиса

Надо брать: инверторная стиральная машина от Weissgauff со скидкой 36%

Надо брать: инверторная стиральная машина от Weissgauff со скидкой 36%

5 nadyozhnyh uvlazhnitelej vozduha do 5 000 rublej

5 увлажнителей воздуха до 5 000 рублей

Надо брать: 43-дюймовый 4К-телевизор от Tuvio со скидкой 58%

Надо брать: 43-дюймовый 4К-телевизор от Tuvio со скидкой 58%

Самый популярный 3D-принтер от FlashForge отдают за полцены

Самый популярный 3D-принтер от FlashForge отдают за полцены

10 par nadyozhnyh zimnih krossovok i botinok na AliExpress

10 пар надёжных зимних кроссовок и ботинок

Это интересно
«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности

«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности

Как студенты-архитекторы улучшают благоустройство городов, не отрываясь от учёбы: 4 доступных формата

Как студенты-архитекторы улучшают благоустройство городов, не отрываясь от учёбы: 4 доступных формата

Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий

Что вы могли пропустить
Почему мы внезапно начинаем повсюду замечать одно и то же
Почему мы внезапно начинаем повсюду замечать одно и то же
0
23 октября
Ликбез
Образование
Знаете ли вы, почему за рулём хочется спать?
Знаете ли вы, почему за рулём хочется спать?
0
22 октября
Образование
Образование
Можно ли предсказывать преступления, как в фильме «Особое мнение»
Можно ли предсказывать преступления, как в фильме «Особое мнение»
0
21 октября
Образование
Образование
Правда ли плесень может захватить планету
Правда ли плесень может захватить планету
0
18 октября
Образование
Образование
5 научных фактов о любви, от которых ваше сердце забьётся чаще 
5 научных фактов о любви, от которых ваше сердце забьётся чаще 
0
17 октября
Образование
Образование
5 привычек, из-за которых ваш английский не улучшается
5 привычек, из-за которых ваш английский не улучшается
0
14 октября
Колонка
Образование
6 признаков, что онлайн-школе можно доверять
6 признаков, что онлайн-школе можно доверять
0
13 октября
Колонка
Образование
Знаете ли вы, почему теннисные мячи жёлтые?
Знаете ли вы, почему теннисные мячи жёлтые?
0
8 октября
Образование
Образование
Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства
Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства
0
8 октября
Образование
Образование
5 известных психологических экспериментов, к этичности которых есть вопросы
5 известных психологических экспериментов, к этичности которых есть вопросы
0
5 октября
Образование
Образование
Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции
Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции
0
5 октября
Образование
Образование
Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании
Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании
0
2 октября
Образование
Образование
Что можно сделать школьнику, который хочет стать химиком: 5 идей 
Что можно сделать школьнику, который хочет стать химиком: 5 идей 
0
26 сентября
Образование
Образование
Всероссийский кастинг: станьте ведущим нового образовательного шоу
Всероссийский кастинг: станьте ведущим нового образовательного шоу
24 сентября
Образование
Образование
5 судебных процессов, которые повлияли на ход истории
5 судебных процессов, которые повлияли на ход истории
0
19 сентября
Образование
Образование

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Horugvi30 минут назад

0 / 0

Какой ты нежный мальчик...
Марина Кравец стала бренд-амбассадором Ozon
Аватар автора комментария
Оксана Запевалова2 часа назад

0 / 0

Справедливо, исправили, спасибо!
3 причины посмотреть «Оно: Добро пожаловать в Дерри» — страшный приквел ужастика по Стивену Кингу
Аватар автора комментария
Horugvi3 часа назад

0 / 0

описания жизни, чтобы читатель полностью погрузился в атмосферу жизни
3 причины посмотреть «Оно: Добро пожаловать в Дерри» — страшный приквел ужастика по Стивену Кингу
Аватар автора комментария
Alex Aristov3 часа назад

0 / 0

Настолько блевотна реклама про руки-загребуки, что даже ходить в ПВЗ блевотно... Мне проще в ДНС сходить что-нибудь купить из техники, из еды что-нибудь в Чижике или Перекрёстке. Уберите! Ладно, просто не гоняйте её в каждую рекламную паузу, а то уже из каждого утюга эти руки захренуки... ОЗОН, тоесть вы и цены приподняли в среднем на 5-7%, дабы окупить расходы на рекламу. Заодно понизили ставку сотрудникам в РЦ (мне сосед рассказал, что понизили). ПОЗОРИЩЕ!!!!!!!
Марина Кравец стала бренд-амбассадором Ozon
Из фрилансера в руководители за 4 месяца. Комикс о карьерном скачке во «Вкусно — и точка»

Из фрилансера в руководители за 4 месяца. Комикс о карьерном скачке во «Вкусно — и точка»

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях