Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Декабрь без стресса
🎁 Подарки на Новый год
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
ЖизньНовости
9 июня 2016

Почему мы не умеем читать новости

В гостевой статье для Лайфхакера политолог Владислав Сасов рассказал о правилах, следуя которым читатель новостей сможет самостоятельно анализировать сообщения о событиях в мире и выявлять то, чему можно доверять, а чему — нельзя.
Фото автора Игорь Кузнецов
Игорь Кузнецов

новости

СМИ и миссия донесения информации

Сразу оговорюсь, что основная мысль моей статьи не в том, что все СМИ куплены. Если вы читаете это, значит, точно не все.

СМИ часто говорят о самих себе, будто они выполняют миссию донесения информации до общества. В целом это так, но дело в том, что информации так много, что донести её всю до аудитории невозможно, даже если посвящать этому 24 часа в сутки. Поэтому СМИ выбирают определённые события, исходя из интересов собственников издания, редакторской политики, государственной политики и представлений о том, что может быть интересно читателю, слушателю или зрителю.

Создать целостную картину происходящих в мире и стране событий ни одно СМИ не способно, все они лишь пытаются создать такую видимость, чтобы вызывать доверие читателей.

Журналистика в целом поделена на два направления. Первое ориентировано на неискушённого читателя: новости, которые сопровождаются мнениями экспертов. Второе направление — для читателей, которые хотят разобраться во всём своими силами и поэтому предпочитают узнавать только факты, самостоятельно анализируя события. Но на самом деле и те, и другие зачастую всё-таки попадают в ловушки.

Искажение, расстановка акцентов, умалчивание или преподнесение фактов в определённой последовательности — всё это сложные, но в то же время очень эффективные приёмы управления общественным мнением. Узнавать эти приёмы — значит уметь читать новости.

Основные приёмы формирования у читателя определённого мнения и настроения

Помимо кричащих заголовков, примитивных заказных статей и искажения слов в цитатах, есть и другие методы, гораздо более тонкие, менее заметные (потому и более эффективные), которые преодолевают «умственный иммунитет» читателя и попадают в сознание. Подобные приёмы способны менять представления о происходящем, а позже — и мировоззрение в целом. Вот некоторые из них.

1. Тщательный отбор фактов

В сообщении о том или ином событии упоминаются только те факты, которые отвечают редакционной политике издания, интересам его собственников или спонсоров, а также интересам прямых заказчиков статей.

Необходимо понимать, что каждый день в мире политики, экономики и культуры проходит множество совещаний, встреч, круглых столов и так далее. Обычно каждое из этих мероприятий длится по несколько часов. Но когда данные события освещаются в СМИ, каждому в лучшем случае уделяется одна небольшая статья, которая не в состоянии уместить всего разнообразия мнений, отразить предмет и аргументацию дискуссии.

От знакомых экспертов, которые регулярно дают интервью, я не раз слышал, что в эфир попадают только те оценки и суждения, которые совпадают с точкой зрения редакции. Если же интервью вообще не соотносится с редакционной политикой, вам об этом никто не скажет, интервью возьмут и запишут, поблагодарят, но в эфир выпускать или публиковать не будут.

При этом издание не врёт в общепринятом смысле слова, а всего лишь публикует не все слова, сказанные по тому или иному поводу. У читателя создаётся впечатление, что он узнаёт факты, но он редко догадывается, что факты ему изложили далеко не все.

2. Выбор неблаговидных участников событий

Любое, даже самое благое дело, можно преподнести как что-то, о чём неприлично рассказывать и к чему неприлично быть причастным. Например, проходит демонстрация в защиту определённой идеи. Если СМИ заинтересованы в принижении значимости этого мероприятия, то они попытаются найти и показать среди толпы людей с сомнительной репутацией (то, каким образом они там могут появиться, отдельный вопрос). Событие будет преподнесено читателю по следующему сценарию: участники, возможно, и правы, но посмотрите, кто является их единомышленниками, и делайте выводы. После подобного вряд ли кто-то будет серьёзно относиться к произошедшему.

3. Управление масштабом события

Например, серьёзные военные конфликты могут преподноситься как локальные стычки. Если выступление оппозиции необходимо показать как незначительное, то, скорее всего, вам покажут небольшую кучку людей, отделившихся от толпы. Если же оппозиционные СМИ будут освещать то же мероприятие, то они, наоборот, выберут для съёмок середину толпы, чтобы создать впечатление о многолюдности мероприятия и придать ему больше значимости.

4. Запоздалое освещение событий

favim.com
favim.com

Распространено мнение, что для того, чтобы играть на бирже, нужно читать деловые издания. Однако информация, на которой действительно можно крупно заработать, будет опубликована только после того, как с её помощью заработают основные игроки на рынке. Не сомневайтесь, что профессионалы узнают все важные новости не из газет, которые мы читаем, а из уст тех, кто вхож в кабинеты принимающих ключевые решения.

5. Газетная утка и формирование тенденций

Новостные порталы или газеты нередко используют информацию для того, чтобы подтолкнуть нас к определённым действиям. Почти каждый день мы слышим, что нам рекомендуют вложиться в какие-то акции, валюту или товары. Но настоящие трейдеры вовсе не склонны делиться действительно прибыльной информацией. Поэтому такой советчик либо не считает перспективным такое вложение средств, либо он ошибается, а издание намерено путём публикации его мнения вызвать определённое поведение участников рынка и в итоге заработать на этом заблуждении.

Красноречивым примером газетной утки является случай, когда предприниматель Олег Тиньков намеревался провести в отношении своего банка IPO — выход на международный рынок акций, — что позволило бы ему занять немалые финансовые средства и получить ещё больше ресурсов для последующего развития. Но накануне этого события российскими СМИ публикуется информация о якобы готовящемся к принятию федеральном законе, запрещающем дистанционное (по почте или через курьера) заключение договоров на кредитные и дебетовые карты. Нетрудно догадаться, что после данного сообщения акции «Тинькофф Банка», который так быстро набрал обороты как раз благодаря принципу дистанционного оформления договоров с клиентами, значительно упали в цене. Потом оказалось, что такой закон принят не будет, однако молодому банку так и не удалось привлечь международные займы в тех объёмах, на которые он вправе был рассчитывать.

6. Всё самое важное вам не расскажут

Как на уровне государственных ведомств, так и на уровне общественных организаций, проходит множество совещаний и круглых столов, на которые не приглашают СМИ. Или же совещания состоят из открытой для СМИ и закрытой частей. В открытой части говорится всё, что должно быть опубликовано, а в закрытой обсуждаются самые важные вопросы в узком кругу специалистов, не заинтересованных в распространении информации. Поэтому не стоит обольщаться, будто вы, прочитав несколько газет, обладаете значимой информацией.

Самое важное будет сказано непублично, и обыватель об этом никогда не узнает.

Если же узнает, то информация, скорее всего, потеряет свою актуальность.

7. Скорость важнее достоверности

Природа ежедневных СМИ такова, что мало кто из журналистов имеет возможность всерьёз задуматься, о чём будет подготовлен репортаж или статья.

Самое главное для их работодателей — это скорость. Допустим, Wall Street Journal, Financial Times или Times опубликовали горячую новость. Будьте уверены, что её тут же переведут на множество языков и опубликуют в сотнях изданий по всему миру, в том числе и в России, без какой-либо проверки достоверности информации.

Однако нередки случаи, когда спустя несколько дней источник новости отказывается от своих слов, признаётся в допущении ошибки при подготовке материала, но этот факт мир уже не замечает, так как новость растиражирована, засела в умах людей, живёт почти самостоятельной жизнью. Поэтому так называемые горячие сообщения редко когда достойны внимания.

8. Отвлечение внимания

У СМИ всегда есть так называемые карманные информационные поводы, которые заполняют информационное пространство либо откровенной чепухой, либо старыми нерешёнными вопросами, если нужно отвлечь общественное внимание от каких-либо важных событий. Как пример — многочисленные сообщения о предложениях ЛДПР запретить употребление чеснока или тема переноса мавзолея В. И. Ленина с Красной площади.

Обсуждение в СМИ подобного рода тем и потом внезапное их исчезновение свидетельствуют не о глупости и мелочности СМИ, а о наличии намного более важного информационного повода, который прячется за этими темами.

9. Противоречивая редакторская политика

Любое издание, если оно хочет сохранить или даже преумножить аудиторию, должно время от времени отказываться от своей редакторской политики, печатать иные точки зрения на происходящее, чтобы создавалось ощущение объективности освещения событий. Такие материалы, скорее всего, будут преподнесены соответствующим образом: с насмешкой, негодованием и так далее. Это зачастую предопределяет отношение зрителя или читателя и к самому высказыванию.

Что делать?

Необходимо понимать, что в отношении каждого важного вопроса существует несколько противостоящих друг другу интересов. В таких условиях велика вероятность, что сторонники противоборствующих точек зрения займутся взаимным разоблачением, а читателю предоставится возможность быть честным арбитром в этом состязании. Например, данное явление можно наблюдать в информационной войне западных и российских СМИ в отношении политики санкций.

При чтении новостей необходимо руководствоваться следующими правилами.

Во-первых, всегда задавайте себе вопросы:

  • Кто является собственниками изданий или каналов, из которых вы черпаете новости?
  • Какие экономические интересы и политические взгляды у этих собственников?
  • Кому выгодна та или иная статья или сюжет?
  • Каких политических взглядов придерживается редакция? Не всегда взгляды редакции издания полностью совпадают со взглядами собственника.
  • Имеются ли в тексте вышеперечисленные приёмы и с какой целью они употребляются?

Во-вторых, прослеживайте всю цепочку событий, наблюдайте за тем, как изменялось преподнесение информации об одном и том же событии в течение недели, месяца или даже года.

Не менее важно сопоставлять информацию с тем, что вы уже знаете или можете узнать из книг, справочников и словарей.

Также старайтесь перепроверять информацию. Если в вашем окружении нет очевидцев интересующего вас события, читайте сообщения из разных источников, включая иностранные.

Если именно так подходить к вопросу восприятия информации из СМИ, то вас ждёт много открытий и самостоятельных выводов в отношении происходящих вокруг событий.

Если же предложенный способ чтения вас по каким-либо причинам не устраивает, то советую поступать следующим образом.

  1. Чтению онлайн-ресурсов и ежедневных изданий предпочитать чтение еженедельников и ежемесячников, в которых превалирует аналитическая и проверенная информация.
  2. Ежедневному просмотру репортажей и прослушиванию радио предпочитать итоговые выпуски в конце недели, в которых уже меньше ажиотажа, а информация представлена в более концентрированном виде.
  3. Читайте ленты информационных агентств. Обычно именно они добывают большую часть информации, излагают её коротко для тех самых газет и журналов. Более того, многое из опубликованного информационными агентствами не попадает в популярные СМИ.
  4. Если новость заключается в словах какого-либо важного лица, то не уделяйте внимания пересказу того, что он сказал, а просто прочитайте его выступление полностью.

И не волнуйтесь из-за вероятности упустить какое-либо событие. Во-первых, круг новостей, которые оказывают прямое влияние на вашу жизнь, не так уж и велик. Во-вторых, опыт коллег и мой собственный показывает, что все важные новости вы так или иначе узнаете от других людей, которые всё равно не перестанут читать СМИ каждый день.

tumblr.com
tumblr.com

Освободившееся время можно будет потратить на что угодно, в том числе и на чтение книг, проверенных временем или рекомендованных вашими друзьями. При этом не забывайте о правиле Марка Твена:

Тот человек, который не читает хороших книг, не имеет преимуществ перед человеком, который не умеет читать.

Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Chto podarit' mal'chiku na Novyj god: 15 klassnyh idej

Что подарить мальчику на Новый год: 15 классных идей

Берём в подарок планшет Huawei MatePad 11.5 с высоким рейтингом покупателей

Берём в подарок планшет Huawei MatePad 11.5 с высоким рейтингом покупателей

Надо брать: беспроводная зарядная станция Ugreen MagFlow со скидкой 43%

Надо брать: беспроводная зарядная станция Ugreen MagFlow со скидкой 43%

Nahodki AliExpress: samye interesnye i poleznye tovary

Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары

10 подарков парню на Новый год, которые не будут пылиться на полке

10 подарков парню на Новый год, которые не будут пылиться на полке

10 бытовых товаров от Synergetic, которые часто покупают на Ozon

10 бытовых товаров от Synergetic, которые часто покупают на Ozon

5 хороших электрических зубных щёток дешевле 5 000 рублей

5 хороших электрических зубных щёток дешевле 5 000 рублей

Берём в подарок колонку «Яндекс Станция Миди» со скидкой 50%

Берём в подарок популярную колонку «Яндекс Станция Миди»

Это интересно
5 гаджетов, которые помогут сделать жизнь проще

5 гаджетов, которые помогут сделать жизнь проще

Реклама
3 возможности сервиса «Сократик», которые помогут сделать презентацию за 15 минут

3 возможности сервиса «Сократик», которые помогут сделать презентацию за 15 минут

Как выбрать апарт-отель для инвестиций и зачем это нужно

Как выбрать апарт-отель для инвестиций и зачем это нужно

От ПМС до овуляции. Всё, что нужно знать о менструальном цикле

От ПМС до овуляции. Всё, что нужно знать о менструальном цикле

Комментарии
Dima Sheddy
09.06.16 22:25
Спасибо отличная статья
Андрей Нежданов
09.06.16 23:57
Здравствуйте. Спасибо за статью.
C.G.
10.06.16 10:40
некто по фамилии Сасов говорит: "Допустим, Wall Street Journal, Financial Times или Times опубликовали горячую новость....её тут же переведут на множество языков и опубликуют в ...в том числе и в России, без какой-либо проверки достоверности информации." Это ржака месяца... Интересно, почему в пример не привёл первый говноканал и/или говнолайфньюс? Вот вам короткий совет профессионала - современная журналистика делится на две части: журналистика и российская "журналистика". Нероссийские СМИ нужно и можно читать, смотреть, слушать и критиковать, переосмысливать, для этого не нужны тупые советы российского пропагандона. А вот российские СМИ нужно просто игнорировать или, если они печатные, можно использовать их в гигиенических целях. Но лучше вообще не касаться их, чтобы не заразиться каким-нибудь бешенством ?
Jimbo Jonti
10.06.16 13:11
Привет, Лайфхакер! Прошу не делайте GIF, так как это отвлекает от чтения!
Андрей Нежданов
12.06.16 06:43
Это часть редакционной политики. Читайте внимательно статью, комментарий к которой вы сделали. Так сказать, практическое применение полученных теоретических знаний.
Дмитрий Михайлович
10.06.16 14:29
А как я простой читатель новостей должен узнать кто собственник этого СМИ, не говоря уже о том какие у него цели? То же самое и про редакционную политику.... В общем статья рассказывает про приемы журналистики, но никак не дает полезных советов.
Наталья Нестеренко
10.06.16 16:42
Советы для людей мыслящих, безусловно, не для тех кто не знает даже как узнать собственников СМИ=))) Для таких и Яндекса достаточно
Дарья Захарова
12.06.16 12:59
Спасибо за статью. Склонность мыслить нестандартно начинается с хорошего примера.
Roman Asdovich
13.06.16 16:48
Большинство из советов самособой разумеющаяся вода. Ваши гифки пришлось прятать, уж слишком они мельтишат. Если кто-то начнет прочтение статьи с комментов, тогда не тратьте время на всю статью, прочитайте вывод. Это как раз то, что пытался донести автор, хотя читайте всю, вы же должны выбрать хотябы на ее примере...
Что вы могли пропустить
Вышел трейлер второй части пятого сезона «Очень странных дел» — релиз 25 декабря
Вышел трейлер второй части пятого сезона «Очень странных дел» — релиз 25 декабря
0
17:35
Кино
Новости
Из Мексики в Канаду пешком: девушка променяла престижную работу на маршрут длиной 5 700 км — и не жалеет
Из Мексики в Канаду пешком: девушка променяла престижную работу на маршрут длиной 5 700 км — и не жалеет
0
16:35
Новости
Новости
В США назвали главные цели и сценарии первой пилотируемой миссии на Марс — поиск жизни в приоритете
В США назвали главные цели и сценарии первой пилотируемой миссии на Марс — поиск жизни в приоритете
0
15:40
Новости
Новости
«Победа» разрешила перевозить питомцев на соседнем кресле
«Победа» разрешила перевозить питомцев на соседнем кресле
0
13:25
Новости
Новости
Учёные из Кембриджа рассказали, как в Европу пришла самая смертоносная чума — из-за вулканов
Учёные из Кембриджа рассказали, как в Европу пришла самая смертоносная чума — из-за вулканов
0
12:40
Новости
Новости
В Дубае сыграли в самый большой в мире «Тетрис» — с дронами в роли фигур
В Дубае сыграли в самый большой в мире «Тетрис» — с дронами в роли фигур
0
11:10
Новости
Новости
«Одна из многих» стала самым популярным сериалом за всю историю Apple TV
«Одна из многих» стала самым популярным сериалом за всю историю Apple TV
0
10:34
Кино
Новости
«Зверополис-2» стал самым кассовым голливудским фильмом 2025 года — и это не единственный рекорд
«Зверополис-2» стал самым кассовым голливудским фильмом 2025 года — и это не единственный рекорд
0
10:10
Кино
Новости
Дай краба: шведский музыкант научил своего осьминога играть на пианино
Дай краба: шведский музыкант научил своего осьминога играть на пианино
0
13 декабря
Новости
Новости
Telegram представил новые функции в приложении — и подколол мессенджер Max
Telegram представил новые функции в приложении — и подколол мессенджер Max
0
13 декабря
Новости
Технологии
Хлеба и зрелищ: Esquire назвал 26 лучших боевиков 2025 года
Хлеба и зрелищ: Esquire назвал 26 лучших боевиков 2025 года
0
13 декабря
Кино
Новости
Windows 11 позволит запускать Android‑приложения в полноэкранном режиме
Windows 11 позволит запускать Android‑приложения в полноэкранном режиме
0
13 декабря
Windows
Новости
15 худших фильмов 2025 года на Metacritic — «Электрический штат» с Крисом Праттом в списке
15 худших фильмов 2025 года на Metacritic — «Электрический штат» с Крисом Праттом в списке
0
13 декабря
Кино
Новости
Новая теория заговора: библиотекари скрывают книги, которые советует ChatGPT
Новая теория заговора: библиотекари скрывают книги, которые советует ChatGPT
0
12 декабря
Новости
Технологии
Энди Сёркис показал трейлер мультфильма «Скотный двор» по повести Джорджа Оруэлла
Энди Сёркис показал трейлер мультфильма «Скотный двор» по повести Джорджа Оруэлла
0
12 декабря
Кино
Новости
Что вы могли пропустить
Какие пробы золота бывают
Какие пробы золота бывают
0
Вчера
Жизнь
Ликбез
Где живёт добро: карта маленьких больших дел 2025 года
Где живёт добро: карта маленьких больших дел 2025 года
12 декабря
Жизнь
Жизнь
Как подписать конверт правильно
Как подписать конверт правильно
0
12 декабря
Жизнь
Ликбез
Как реагировать на мелкие неприятности, чтобы они перестали портить жизнь
Как реагировать на мелкие неприятности, чтобы они перестали портить жизнь
0
12 декабря
Жизнь
Жизнь
5 советов, которые помогут поддерживать порядок в доме без больших усилий
5 советов, которые помогут поддерживать порядок в доме без больших усилий
12 декабря
«Горящая изба»
Жизнь
Мой особенный друг: как взять из приюта питомца с особыми потребностями и не пожалеть
Мой особенный друг: как взять из приюта питомца с особыми потребностями и не пожалеть
11 декабря
«Горящая изба»
Жизнь
Как рассказать ребёнку, что Деда Мороза не существует
Как рассказать ребёнку, что Деда Мороза не существует
0
10 декабря
Жизнь
Жизнь
Платежи с кешбэком и без комиссий. Как приложение Газпромбанка облегчит вам жизнь
Платежи с кешбэком и без комиссий. Как приложение Газпромбанка облегчит вам жизнь
5 декабря
Жизнь
Жизнь
Как понимать город: 5 советов от художников тем, кто хочет осознанно с ним взаимодействовать
Как понимать город: 5 советов от художников тем, кто хочет осознанно с ним взаимодействовать
0
5 декабря
Жизнь
Колонка
От медицины до дорог: 4 сферы, в которых химия используется каждый день
От медицины до дорог: 4 сферы, в которых химия используется каждый день
0
4 декабря
Жизнь
Жизнь
Что ждёт семью после получения статуса многодетной: 5 изменений, к которым нужно подготовиться
Что ждёт семью после получения статуса многодетной: 5 изменений, к которым нужно подготовиться
0
2 декабря
Жизнь
Жизнь
Не просто «зебра» и «зелёный свет»: 3 языка дороги, которым нужно научить ребёнка
Не просто «зебра» и «зелёный свет»: 3 языка дороги, которым нужно научить ребёнка
0
2 декабря
Жизнь
Жизнь
От атома до солнца: краткий гид по типам электростанций в России
От атома до солнца: краткий гид по типам электростанций в России
0
2 декабря
Жизнь
Жизнь
Какие бывают пробы серебра и какая лучше
Какие бывают пробы серебра и какая лучше
0
30 ноября
Жизнь
Ликбез
Как пользоваться кондиционером для волос правильно
Как пользоваться кондиционером для волос правильно
0
29 ноября
Жизнь
Ликбез

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Виктор Медведев1 минуту назад

0 / 0

Сергей, если вас к этому принуждали, то обратитесь в полицию
20 новогодних поздравлений коллегам, которые можно взять на заметку
Аватар автора комментария
Артём Козориз4 минуты назад

0 / 0

Многие работают и на смартфонах тоже, в любом браузере можно пользоваться.
10 бесплатных онлайн-сервисов, чтобы сделать гифку из видео
Аватар автора комментария
Прохор Яблоков6 минут назад

0 / 0

А сосна это не ёлка ?
10 стыдных вопросов о новогодней ёлке: отвечает ботаник Ксения Дудова
Аватар автора комментария
Julia Svit6 минут назад

0 / 0

Я, когда бываю у тети в гостях она мне делает капучино. Ммм... Такая вкуснятина, особенно если посыпать солёной карамелью )))
Как выбрать кофемашину для дома и не разочароваться
Платежи с кешбэком и без комиссий. Как приложение Газпромбанка облегчит вам жизнь

Платежи с кешбэком и без комиссий. Как приложение Газпромбанка облегчит вам жизнь

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях