Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Декабрь без стресса
🎁 Подарки на Новый год
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Продуктивность
3 февраля 2013

Как фрилансеру решить вопрос разумного соотношения жизни и работы?

Фото автора Александр Мельник
Александр Мельник

Как фрилансеру решить вопрос разумного соотношения жизни и работы?
2013-02-02 10.31.45 HDR

Как возможно помнят внимательные читатели “Лайфхакера”, я работал в составе редакции крупного украинского проекта, посвященного интернет-бизнесу, и 80% моих рабочих задач было связано с одной командой. Летом 2012-го из-за проблем со здоровьем я покинул проект, оставив с ноября только фриланс как инструмент заработка. И вот тут ощутил, что проблема прокрастинации в рабочее время и сдвига дедлайнов — действительно одно из основных “зол” в моей работе. Примерно месяц у меня ушел на построение оптимальной схемы преодоления проблем с “потерянным временем.” Хочу поделиться с вами найденными способами борьбы с “творческим кризисом” и переработками. 

  1. Начните с бумажного планирования. Я очень хотел освоить техники безбумажного планирования, вести все заметки в приложениях и программах,… но из этого ничего не вышло. Если вы длительное время пользовались унифицированной системой, “заточенной” под командную работу, а потом начинаете работать на себя, то первый порыв — это хвататься за все доступные инструменты и системы, еще толком не определившись, сколько у вас проектов и какие именно задачи в них надо будет отслеживать. Чтобы не запутаться, возьмите чистый лист А4, выпишите на него всех ваших существующих заказчиков / проекты, с которыми вы работаете. Затем выпишите по каждому проекту круг задач на месяц и ожидаемые затраты времени / доходы по каждой задаче / проекту. Как только у вас сложится перед глазами четкая структура взаимосвязей, можно будет эту структуру “перенести” в формат электронных систем, “напоминалок” и онлайн-инструментов для планирования (хотя я лично всё равно приобрел бумажный ежедневник на 2013‑й год, потому что первичные планы и ежедневные задачи мне проще записывать на бумаге).
  2. Разбейте весь рабочий день на отрезки по 25–30 минут. Не буду опять вам рассказывать о “помидорном” планировании (о нем “Лайфхакер” писал уже достаточно много). Техника разделения всего рабочего дня на 2 крупных и 3 мелких задачи, на каждую из которых отводится не мене 2 сегментов по полчаса с перерывами, действительно работает. Более того: ради интереса я просто поставил секундомер и в процессе работы над задачами на протяжение дня отмечал каждый раз, сколько прошло времени до того момента, как я ощутил легкую усталость и спонтанное желание посмотреть почту или заглянуть в Twitter. Угадайте, сколько времени проходило с момента начала работы над задачей до желания “переключиться”? Правильно: от 32 до 39 минут. Выводы делайте сами.
  3. Изолируйте себя от мессенджеров на первые 4 часа работы. Первая неделя в таком режиме завершается — и я более чем доволен результатом. Запланированные на день задачи решаются за первые 2 часа, далее идут мелкие подзадачи и решение текущих вопросов. И никто не отвлекает вас “внезапной идеей” с утра или “срочным делом” (которое в 80% случаев окажется совершенно не срочным).
  4. Найдите 1 оптимальное мобильное приложение для трекинга потраченного времени. Чтобы увидеть, где конкретно вы теряете время и какие затраты могут быть сокращены. Я пробовал использовать аналогичные “настольные” таймеры и плагины для браузера, но наиболее удобным оказался именно мобильный тайм-трекер: с его помощью можно внести в список отслеживаемых задач даже повседневные бытовые дела, чтобы заметить, где конкретно вы теряете время. Конкретный трекер рекомендовать не буду: в магазинах мобильных приложений их много и каждый — под конкретные цели. Я сейчас использую Activitime для iPhone.
  5. Используйте CRM для контактов и сделок. Раньше с этим справлялась почта, но теперь я вижу, что поиска среди горы писем мне недостаточно. В рамках одного из проектов, который сейчас консультирую, предполагается обширная работа с базой клиентов. Держать все письма в инбоксе, переговоры — в голове, а сделки — в блокнотах и переписке — это не самый лучший способ контролировать финансовые показатели как самого проекта, так и вашей личной эффективности в этом проекте. Сейчас я тестирую возможности Base CRM для решения упомянутых задач.
  6. Настройте будильники, таймеры, напоминания не только для рабочих задач. У меня и в период редакционной работы существовала проблема “погружения”: это когда ты настолько увлечен выполнением задачи или решением проблемы, что по 3–4 часа не встаешь с кресла, забывая поесть, подвигаться или хотя бы на 10 минут дать отдых глазам и спине. Результат? Гиподинамия и связанные с ней крайне плохие последствия для вашей спины, глаз, рук, сердца, давления, желудка. Кстати, некоторые из этих печальных последствий я в полной мере ощутил на себе в прошлом году. Сейчас, чтобы выкарабкаться из сложившейся ситуации, я ставлю таймеры с напоминаниями вроде “сделать 10 приседаний”, “выйти на прогулку на 1 час”, “подвигаться не менее 15 минут”. Звучит несерьезно, но помогает не только устраивать небольшие перерывы между задачами (помните, выше был совет про 25–30 минут?), но и постоянно менять типы акивности, не погружаясь в работу как в бездну.
  7. Заведите настольный / настенный календарь с полями для записей. Помните “Брюса Всемогущего”? Когда он пожелал записать все пожелания землян на стикерах, то оказались обклеен стикерами весь его дом и он сам. Обычно надо сделать 1–2 важных записи на каждый день, для этого хватаешь какую-то бумажку / стикер / открываешь сервис заметок / приложения для заметок / календарь… потом всё это смешивается в кучу, что-то теряется, где-то ты забыл поставить напоминание. Календарь, висящий над рабочим столом / на стене вашего кабинета или комнаты (как в моем случае) — отличное решение записать важные задачи точно на тот день, когда они должны быть выполнены. Даже если они возникли спонтанно в переписке или во время телефонного разговора.
  8. Откажитесь от многозадачности. Многозадачность — это самый убийственный и вредный миф, который мне лично стоил множества энергии и привел к непрекращающемуся стрессу, я даже стал хуже спать, потому что мне всё время мешали мысли о том, как правильнее / эффективнее решить “вот ту задачу для сайта” или как лучше написать “вот тот текст”. Делайте задачи последовательно, не стоит держать открытыми сразу 4 окна с текстами и задачами, над которыми вы работаете одновременно. Делайте меньше, но лучше и эффективнее. Раньше помимо основной работы я брался еще за множество сторонних проектов, старался успеть больше за минимальный срок, “разогнал” продолжительность своего рабочего дня до 10 часов (с 2009 года я работаю удаленно, что позволило мне браться за много проектов сразу и при этом работать эффективно и с выгодой для себя — как мне казалось). Сейчас выполняю задачи последовательно, рабочий день у меня не превышает 5 часов, а число проектов я сократил в пользу свободного времени, отведенного на отдых (но об этом ниже).
  9. Работайте с заказчиками / компаниями на приемлемых для себя условиях. “Начальник всегда прав” + “Клиент всегда прав” — эту формулу придумали хитрые корпоративные “дяди и тети”, чтобы выжимать максимум из своих сотрудников. Позже эту же формулу зачем-то усвоили представители малого бизнеса, — и вот мы все уже готовы работать “сильнее-выше-быстрее”, соглашаться на проваленные дедлайны, недоплаченные зарплаты, заниженные цены, отсутствие фиксированного ретейнера и жизни как таковой. Шесть лет я в той или иной мере зарабатывал на жизнь фрилансом, что научило меня (ценой собственных проб и ошибок) ряду обязательных правил. Среди них: старайтесь не работать с биржами фриланса; всегда прислушивайтесь к рекомендациям предыдущих партнеров / клиентов и к репутации компании на рынке (“сарафанное радио” в 90% случаев не врет). Всегда четко оговаривайте финансовые ожидания, продолжительность рабочего дня, схему оплаты и процесс организации ваших трудовых взаимоотношений (особенно — если работаете с множеством разных проектов). И не “покупайтесь” на премии (касается не только фрилансеров, но и “контрактников”): недосып, гиподинамия и скрытый стресс не стоят никаких денег (философия “Live fast, die young” мне на собственном примере как-то перестала нравиться).
  10. Вознаграждайте себя за сделанное. Установите для себя рамки рабочего дня, сделав его меньше, чем корпоративные “8/5”. В рабочее время работайте, а не делайте видимость дела. А в свободное от работы время наградите себя за упорство и концентрацию: погуляйте, побудьте в тишине или послушайте любимую музыку, читайте художественную литературу и бизнес-книги, займитесь самообразованием, слушайте интересные и познавательные подкасты, займитесь спортом, учитесь готовить (давно собираюсь, но времени раньше не было в принципе), побалуйте себя чем-то хорошим из материального или духовного, в чем вы давно себе отказывали. Наконец — спите: сон — это награда вашему организму за то, что он помогает вам работать.

Я сам — только в начале пути к изменениям относительно своей мотивации и своего здоровья. Очень надеюсь, что мои небольшие советы станут для вас полезным напоминанием. А если вы вдруг всё еще сомневаетесь в необходимости изменений и реорганизации вашей работы (опять же — касается не только фрилансеров), — то вот хорошее (но увы, уже посмертное) мнение на этот счет.

Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Chto podarit' mal'chiku na Novyj god: 15 klassnyh idej

Что подарить мальчику на Новый год: 15 классных идей

Берём в подарок планшет Huawei MatePad 11.5 с высоким рейтингом покупателей

Берём в подарок планшет Huawei MatePad 11.5 с высоким рейтингом покупателей

Надо брать: беспроводная зарядная станция Ugreen MagFlow со скидкой 43%

Надо брать: беспроводная зарядная станция Ugreen MagFlow со скидкой 43%

Nahodki AliExpress: samye interesnye i poleznye tovary

Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары

10 подарков парню на Новый год, которые не будут пылиться на полке

10 подарков парню на Новый год, которые не будут пылиться на полке

10 бытовых товаров от Synergetic, которые часто покупают на Ozon

10 бытовых товаров от Synergetic, которые часто покупают на Ozon

5 хороших электрических зубных щёток дешевле 5 000 рублей

5 хороших электрических зубных щёток дешевле 5 000 рублей

Берём в подарок колонку «Яндекс Станция Миди» со скидкой 50%

Берём в подарок популярную колонку «Яндекс Станция Миди»

Это интересно
От ПМС до овуляции. Всё, что нужно знать о менструальном цикле

От ПМС до овуляции. Всё, что нужно знать о менструальном цикле

Подготовка к беременности: где бесплатно пройти обследования и получить поддержку

Подготовка к беременности: где бесплатно пройти обследования и получить поддержку

3 возможности сервиса «Сократик», которые помогут сделать презентацию за 15 минут

3 возможности сервиса «Сократик», которые помогут сделать презентацию за 15 минут

«Восток», «Нева» и «Дон»: 6 удобных автомаршрутов по трём трассам для знакомства с регионами

«Восток», «Нева» и «Дон»: 6 удобных автомаршрутов по трём трассам для знакомства с регионами

Комментарии
alexrb_aka_ral
03.02.13 23:14
я бы советовал отказаться от бумажного планирования в пользу Evernote - позволяет в одном месте собирать всю информацию в течение дня и при необходимости иметь доступ с любого устройства.
Микола Тарасенко
04.02.13 01:14
Толковая статья. Возьму на заметку.
Dmitry Pavlov
04.02.13 11:45
Меня терзают похожие мысли и реалии схожи. Для "5. Используйте CRM для контактов и сделок." советую взглянуть на http://asana.com/ - из всех систем с которыми мне доводилось работать. ASANA - действительно легкая, простая и удобная. позволяет организовать любую информацию по проектно/задачно, тэги, напоминания, аттач файлов из дропбокса. Все просто в вэбе. Редактируется очень быстро и удобно.
Владислав Кириллов
04.02.13 13:29
Что ж, попробуем и посмотрим, что из этого выйдет
Павел Макаров
04.02.13 16:55
Да, всё так. Дельная статья. Можно ещё добавить Гугл.Календарь для планирование (даже спонтанных дел, возникших во время разговора) - квадратики легко переносить уже на нужно время. Как альтернативу бумажному планированию из пункта 1, можно использовать ментальные карты в любой удобной программе (мне нравится ConceptDraw и не нравится Mindjet). Хотя и на бумаге тоже хорошо.
vorobiev
06.02.13 08:51
Как вариант для пп 4 и 5 можно использовать http://papirus.net — там и история взаимодействия с клиентами есть, и таймтрекинг по задачам.
Что вы могли пропустить
24 японских мультфильма, которые стоит посмотреть всем
24 японских мультфильма, которые стоит посмотреть всем
0
19:30
Кино
Ликбез
ТЕСТ: Что о вас говорят ваши траты на Новый год
ТЕСТ: Что о вас говорят ваши траты на Новый год
19:00
Жизнь
Жизнь
16 безалкогольных коктейлей, которые легко приготовить дома
16 безалкогольных коктейлей, которые легко приготовить дома
18:30
«Горящая изба»
Еда
В Сети завирусился хомяк в позе кунг-фу — его одели в кимоно и отправили на ринг
В Сети завирусился хомяк в позе кунг-фу — его одели в кимоно и отправили на ринг
0
18:10
Интернет
Новости
10 стыдных вопросов о новогодней ёлке: отвечает ботаник Ксения Дудова
10 стыдных вопросов о новогодней ёлке: отвечает ботаник Ксения Дудова
0
18:00
Колонка
Образование
Пользователи «ВКонтакте» пообщались с героями и создателями новой экранизации «Буратино»
Пользователи «ВКонтакте» пообщались с героями и создателями новой экранизации «Буратино»
0
17:43
Пресс-релизы
Пресс-релизы
Вышел трейлер второй части пятого сезона «Очень странных дел» — релиз 25 декабря
Вышел трейлер второй части пятого сезона «Очень странных дел» — релиз 25 декабря
0
17:35
Кино
Новости
10 бесплатных онлайн-сервисов, чтобы сделать гифку из видео
10 бесплатных онлайн-сервисов, чтобы сделать гифку из видео
0
17:30
Технологии
Технологии
Проигрыватель в подарок: 3 варианта на разный бюджет
Проигрыватель в подарок: 3 варианта на разный бюджет
0
17:00
Устройства
Устройства
Из Мексики в Канаду пешком: девушка променяла престижную работу на маршрут длиной 5 700 км — и не жалеет
Из Мексики в Канаду пешком: девушка променяла престижную работу на маршрут длиной 5 700 км — и не жалеет
0
16:35
Новости
Новости
50 оттенков оливье. Что приготовить на Новый год, чтобы праздник удался
50 оттенков оливье. Что приготовить на Новый год, чтобы праздник удался
0
16:30
Еда
Еда
Что подарить мальчику на Новый год: 15 классных идей
Что подарить мальчику на Новый год: 15 классных идей
0
16:00
Ликбез
Покупки
В США назвали главные цели и сценарии первой пилотируемой миссии на Марс — поиск жизни в приоритете
В США назвали главные цели и сценарии первой пилотируемой миссии на Марс — поиск жизни в приоритете
0
15:40
Новости
Новости
Берём в подарок планшет Huawei MatePad 11.5 с высоким рейтингом покупателей
Берём в подарок планшет Huawei MatePad 11.5 с высоким рейтингом покупателей
0
15:30
Покупки
Покупки
Теплее вместе: TECNO запустил карту, на которой можно отметить тех, кто делает вашу зиму ярче
Теплее вместе: TECNO запустил карту, на которой можно отметить тех, кто делает вашу зиму ярче
15:00
Вдохновение
Вдохновение

Новые комментарии

Аватар автора комментария
BVGf2 часа назад

0 / 0

Да, это тоже было бы не плохо узнать Если не забуду, то через год спрошу как Ваша гирлянда живёт
4 способа украсить ёлку гирляндой «Роса» — как на картинках в Pinterest
Аватар автора комментария
Михаил К2 часа назад

0 / 0

Я вам завидую, так как приходя домой с работы, не знаешь, что в первую очередь поставить на зарядку: телефон, часы, наушники, массажер, фонарик, а теперь еще и зубную щетку:) А если серьезно, то удобная штука и чистит лучше и время экономит.
5 хороших электрических зубных щёток дешевле 5 000 рублей
Аватар автора комментария
KapSuRioN3 часа назад

0 / 0

Прошло еще 13 лет. Всё завертелось ещё больше..
Шерри Теркл о социальном одиночестве в сети
Аватар автора комментария
Julia Svit4 часа назад

0 / 0

Посмотрим, чем нас удивят ))
Энди Сёркис показал трейлер мультфильма «Скотный двор» по повести Джорджа Оруэлла
«Восток», «Нева» и «Дон»: 6 удобных автомаршрутов по трём трассам для знакомства с регионами

«Восток», «Нева» и «Дон»: 6 удобных автомаршрутов по трём трассам для знакомства с регионами

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях