Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Продуктивность
3 февраля 2013

Как фрилансеру решить вопрос разумного соотношения жизни и работы?

Фото автора Александр Мельник
Александр Мельник

Как фрилансеру решить вопрос разумного соотношения жизни и работы?
2013-02-02 10.31.45 HDR

Как возможно помнят внимательные читатели “Лайфхакера”, я работал в составе редакции крупного украинского проекта, посвященного интернет-бизнесу, и 80% моих рабочих задач было связано с одной командой. Летом 2012-го из-за проблем со здоровьем я покинул проект, оставив с ноября только фриланс как инструмент заработка. И вот тут ощутил, что проблема прокрастинации в рабочее время и сдвига дедлайнов — действительно одно из основных “зол” в моей работе. Примерно месяц у меня ушел на построение оптимальной схемы преодоления проблем с “потерянным временем.” Хочу поделиться с вами найденными способами борьбы с “творческим кризисом” и переработками. 

  1. Начните с бумажного планирования. Я очень хотел освоить техники безбумажного планирования, вести все заметки в приложениях и программах,… но из этого ничего не вышло. Если вы длительное время пользовались унифицированной системой, “заточенной” под командную работу, а потом начинаете работать на себя, то первый порыв — это хвататься за все доступные инструменты и системы, еще толком не определившись, сколько у вас проектов и какие именно задачи в них надо будет отслеживать. Чтобы не запутаться, возьмите чистый лист А4, выпишите на него всех ваших существующих заказчиков / проекты, с которыми вы работаете. Затем выпишите по каждому проекту круг задач на месяц и ожидаемые затраты времени / доходы по каждой задаче / проекту. Как только у вас сложится перед глазами четкая структура взаимосвязей, можно будет эту структуру “перенести” в формат электронных систем, “напоминалок” и онлайн-инструментов для планирования (хотя я лично всё равно приобрел бумажный ежедневник на 2013‑й год, потому что первичные планы и ежедневные задачи мне проще записывать на бумаге).
  2. Разбейте весь рабочий день на отрезки по 25–30 минут. Не буду опять вам рассказывать о “помидорном” планировании (о нем “Лайфхакер” писал уже достаточно много). Техника разделения всего рабочего дня на 2 крупных и 3 мелких задачи, на каждую из которых отводится не мене 2 сегментов по полчаса с перерывами, действительно работает. Более того: ради интереса я просто поставил секундомер и в процессе работы над задачами на протяжение дня отмечал каждый раз, сколько прошло времени до того момента, как я ощутил легкую усталость и спонтанное желание посмотреть почту или заглянуть в Twitter. Угадайте, сколько времени проходило с момента начала работы над задачей до желания “переключиться”? Правильно: от 32 до 39 минут. Выводы делайте сами.
  3. Изолируйте себя от мессенджеров на первые 4 часа работы. Первая неделя в таком режиме завершается — и я более чем доволен результатом. Запланированные на день задачи решаются за первые 2 часа, далее идут мелкие подзадачи и решение текущих вопросов. И никто не отвлекает вас “внезапной идеей” с утра или “срочным делом” (которое в 80% случаев окажется совершенно не срочным).
  4. Найдите 1 оптимальное мобильное приложение для трекинга потраченного времени. Чтобы увидеть, где конкретно вы теряете время и какие затраты могут быть сокращены. Я пробовал использовать аналогичные “настольные” таймеры и плагины для браузера, но наиболее удобным оказался именно мобильный тайм-трекер: с его помощью можно внести в список отслеживаемых задач даже повседневные бытовые дела, чтобы заметить, где конкретно вы теряете время. Конкретный трекер рекомендовать не буду: в магазинах мобильных приложений их много и каждый — под конкретные цели. Я сейчас использую Activitime для iPhone.
  5. Используйте CRM для контактов и сделок. Раньше с этим справлялась почта, но теперь я вижу, что поиска среди горы писем мне недостаточно. В рамках одного из проектов, который сейчас консультирую, предполагается обширная работа с базой клиентов. Держать все письма в инбоксе, переговоры — в голове, а сделки — в блокнотах и переписке — это не самый лучший способ контролировать финансовые показатели как самого проекта, так и вашей личной эффективности в этом проекте. Сейчас я тестирую возможности Base CRM для решения упомянутых задач.
  6. Настройте будильники, таймеры, напоминания не только для рабочих задач. У меня и в период редакционной работы существовала проблема “погружения”: это когда ты настолько увлечен выполнением задачи или решением проблемы, что по 3–4 часа не встаешь с кресла, забывая поесть, подвигаться или хотя бы на 10 минут дать отдых глазам и спине. Результат? Гиподинамия и связанные с ней крайне плохие последствия для вашей спины, глаз, рук, сердца, давления, желудка. Кстати, некоторые из этих печальных последствий я в полной мере ощутил на себе в прошлом году. Сейчас, чтобы выкарабкаться из сложившейся ситуации, я ставлю таймеры с напоминаниями вроде “сделать 10 приседаний”, “выйти на прогулку на 1 час”, “подвигаться не менее 15 минут”. Звучит несерьезно, но помогает не только устраивать небольшие перерывы между задачами (помните, выше был совет про 25–30 минут?), но и постоянно менять типы акивности, не погружаясь в работу как в бездну.
  7. Заведите настольный / настенный календарь с полями для записей. Помните “Брюса Всемогущего”? Когда он пожелал записать все пожелания землян на стикерах, то оказались обклеен стикерами весь его дом и он сам. Обычно надо сделать 1–2 важных записи на каждый день, для этого хватаешь какую-то бумажку / стикер / открываешь сервис заметок / приложения для заметок / календарь… потом всё это смешивается в кучу, что-то теряется, где-то ты забыл поставить напоминание. Календарь, висящий над рабочим столом / на стене вашего кабинета или комнаты (как в моем случае) — отличное решение записать важные задачи точно на тот день, когда они должны быть выполнены. Даже если они возникли спонтанно в переписке или во время телефонного разговора.
  8. Откажитесь от многозадачности. Многозадачность — это самый убийственный и вредный миф, который мне лично стоил множества энергии и привел к непрекращающемуся стрессу, я даже стал хуже спать, потому что мне всё время мешали мысли о том, как правильнее / эффективнее решить “вот ту задачу для сайта” или как лучше написать “вот тот текст”. Делайте задачи последовательно, не стоит держать открытыми сразу 4 окна с текстами и задачами, над которыми вы работаете одновременно. Делайте меньше, но лучше и эффективнее. Раньше помимо основной работы я брался еще за множество сторонних проектов, старался успеть больше за минимальный срок, “разогнал” продолжительность своего рабочего дня до 10 часов (с 2009 года я работаю удаленно, что позволило мне браться за много проектов сразу и при этом работать эффективно и с выгодой для себя — как мне казалось). Сейчас выполняю задачи последовательно, рабочий день у меня не превышает 5 часов, а число проектов я сократил в пользу свободного времени, отведенного на отдых (но об этом ниже).
  9. Работайте с заказчиками / компаниями на приемлемых для себя условиях. “Начальник всегда прав” + “Клиент всегда прав” — эту формулу придумали хитрые корпоративные “дяди и тети”, чтобы выжимать максимум из своих сотрудников. Позже эту же формулу зачем-то усвоили представители малого бизнеса, — и вот мы все уже готовы работать “сильнее-выше-быстрее”, соглашаться на проваленные дедлайны, недоплаченные зарплаты, заниженные цены, отсутствие фиксированного ретейнера и жизни как таковой. Шесть лет я в той или иной мере зарабатывал на жизнь фрилансом, что научило меня (ценой собственных проб и ошибок) ряду обязательных правил. Среди них: старайтесь не работать с биржами фриланса; всегда прислушивайтесь к рекомендациям предыдущих партнеров / клиентов и к репутации компании на рынке (“сарафанное радио” в 90% случаев не врет). Всегда четко оговаривайте финансовые ожидания, продолжительность рабочего дня, схему оплаты и процесс организации ваших трудовых взаимоотношений (особенно — если работаете с множеством разных проектов). И не “покупайтесь” на премии (касается не только фрилансеров, но и “контрактников”): недосып, гиподинамия и скрытый стресс не стоят никаких денег (философия “Live fast, die young” мне на собственном примере как-то перестала нравиться).
  10. Вознаграждайте себя за сделанное. Установите для себя рамки рабочего дня, сделав его меньше, чем корпоративные “8/5”. В рабочее время работайте, а не делайте видимость дела. А в свободное от работы время наградите себя за упорство и концентрацию: погуляйте, побудьте в тишине или послушайте любимую музыку, читайте художественную литературу и бизнес-книги, займитесь самообразованием, слушайте интересные и познавательные подкасты, займитесь спортом, учитесь готовить (давно собираюсь, но времени раньше не было в принципе), побалуйте себя чем-то хорошим из материального или духовного, в чем вы давно себе отказывали. Наконец — спите: сон — это награда вашему организму за то, что он помогает вам работать.

Я сам — только в начале пути к изменениям относительно своей мотивации и своего здоровья. Очень надеюсь, что мои небольшие советы станут для вас полезным напоминанием. А если вы вдруг всё еще сомневаетесь в необходимости изменений и реорганизации вашей работы (опять же — касается не только фрилансеров), — то вот хорошее (но увы, уже посмертное) мнение на этот счет.

Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

30 nedorogih novogodnih podarkov

30 недорогих новогодних подарков

Как максимально сэкономить на AliExpress в ноябре

Как максимально сэкономить на AliExpress в ноябре

Nahodki AliExpress: 20 samyh poleznyh i interesnyh tovarov oktyabrya

Находки AliExpress: 20 самых полезных и интересных товаров октября

120 idej podarkov dlya «Tajnogo Santy»

120 идей подарков для «Тайного Санты»

30 полезных товаров со скидками до 86% на AliExpress

30 полезных товаров со скидками до 86% на AliExpress

Забираем зимние кроссовки от Humtto со скидкой 55%

Забираем зимние кроссовки от Humtto со скидкой 55%

Надо брать: видеорегистратор-новинка от 70mai со скидкой 60%

Надо брать: видеорегистратор-новинка от 70mai со скидкой 60%

Это правда покупают: 10 безумных товаров с AliExpress

Это правда покупают: 10 безумных товаров с AliExpress

Это интересно
Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Как покупать продукты рационально: полезная инструкция

Как покупать продукты рационально: полезная инструкция

Реклама
Как найти работу, где помогают расти и поддерживают на старте

Как найти работу, где помогают расти и поддерживают на старте

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Комментарии
alexrb_aka_ral
03.02.13 23:14
я бы советовал отказаться от бумажного планирования в пользу Evernote - позволяет в одном месте собирать всю информацию в течение дня и при необходимости иметь доступ с любого устройства.
Микола Тарасенко
04.02.13 01:14
Толковая статья. Возьму на заметку.
Dmitry Pavlov
04.02.13 11:45
Меня терзают похожие мысли и реалии схожи. Для "5. Используйте CRM для контактов и сделок." советую взглянуть на http://asana.com/ - из всех систем с которыми мне доводилось работать. ASANA - действительно легкая, простая и удобная. позволяет организовать любую информацию по проектно/задачно, тэги, напоминания, аттач файлов из дропбокса. Все просто в вэбе. Редактируется очень быстро и удобно.
Владислав Кириллов
04.02.13 13:29
Что ж, попробуем и посмотрим, что из этого выйдет
Павел Макаров
04.02.13 16:55
Да, всё так. Дельная статья. Можно ещё добавить Гугл.Календарь для планирование (даже спонтанных дел, возникших во время разговора) - квадратики легко переносить уже на нужно время. Как альтернативу бумажному планированию из пункта 1, можно использовать ментальные карты в любой удобной программе (мне нравится ConceptDraw и не нравится Mindjet). Хотя и на бумаге тоже хорошо.
vorobiev
06.02.13 08:51
Как вариант для пп 4 и 5 можно использовать http://papirus.net — там и история взаимодействия с клиентами есть, и таймтрекинг по задачам.
Что вы могли пропустить
Как я поняла, что надо научиться ждать, чтобы получать лучшее, — и теперь всем советую
Как я поняла, что надо научиться ждать, чтобы получать лучшее, — и теперь всем советую
0
Вчера
Мотивация
Мотивация
30 недорогих новогодних подарков
30 недорогих новогодних подарков
0
Вчера
Ликбез
Покупки
Как говорят в регионах: 22 слова, которые легко выдают, откуда вы родом
Как говорят в регионах: 22 слова, которые легко выдают, откуда вы родом
0
Вчера
Образование
Образование
Комету 3I/ATLAS впервые сняли на любительскую оптику — она уже видна с Земли
Комету 3I/ATLAS впервые сняли на любительскую оптику — она уже видна с Земли
0
Вчера
Новости
Новости
5 рецептов закусок, которыми приятно похрустеть под любимый фильм
5 рецептов закусок, которыми приятно похрустеть под любимый фильм
Вчера
«Горящая изба»
Еда
Apple запустила новую веб-версию App Store — теперь все приложения собраны в одном месте
Apple запустила новую веб-версию App Store — теперь все приложения собраны в одном месте
0
Вчера
Веб-сервисы
Новости
Простые рецепты оладий на любой вкус
Простые рецепты оладий на любой вкус
Вчера
Еда
Еда
Следите за руками: вышел финальный трейлер «Иллюзии обмана — 3»
Следите за руками: вышел финальный трейлер «Иллюзии обмана — 3»
0
Вчера
Кино
Новости
Всё, что вам нужно знать об SD-картах памяти, чтобы не облажаться при покупке
Всё, что вам нужно знать об SD-картах памяти, чтобы не облажаться при покупке
0
Вчера
Как выбрать
Технологии
Apple представит минимум 15 устройств в 2026 году — раскрыт весь список
Apple представит минимум 15 устройств в 2026 году — раскрыт весь список
0
Вчера
Новости
Устройства
Как максимально сэкономить на AliExpress в ноябре
Как максимально сэкономить на AliExpress в ноябре
0
3 ноября
Покупки
Покупки
10 стыдных вопросов про лень и прокрастинацию: отвечает клинический психолог Дарья Кузина
10 стыдных вопросов про лень и прокрастинацию: отвечает клинический психолог Дарья Кузина
0
3 ноября
Жизнь
Колонка
Астрономы показали «космическую летучую мышь» в 10 000 световых лет от Земли
Астрономы показали «космическую летучую мышь» в 10 000 световых лет от Земли
0
3 ноября
Новости
Новости
22 потрясающих мини-сериала, которые можно посмотреть за один вечер
22 потрясающих мини-сериала, которые можно посмотреть за один вечер
0
3 ноября
Кино
Ликбез
The Guardian составил список 20 самых спокойных фильмов с увлекательным сюжетом
The Guardian составил список 20 самых спокойных фильмов с увлекательным сюжетом
0
3 ноября
Кино
Новости

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Vinera Don16 минут назад

0 / 0

Обалдеть, столько информации. Ну обычно в коробке с тампонами есть инструкция. Но все же, мне кажется, что с прокладками проще.
Как правильно вставлять тампон
Аватар автора комментария
Vinera Don21 минуту назад

0 / 0

Что-то всё больше и больше мессенджеры запрашивают наших данных (((
Вместо СМС: WhatsApp начал просить у россиян указать почту для входа в аккаунт
Аватар автора комментария
Vinera Don22 минуты назад

0 / 0

Может это и хорошо, иногда побыть в одиночестве с умной книгой, но я считаю, что человеку нужно общение.
Наедине с собой: 5 книг, которые помогут обрести счастье в одиночестве
Аватар автора комментария
Vinera Don24 минуты назад

0 / 0

И правда, не плохой список, но есть фильмы о которых и не слышала.
The Guardian составил список 20 самых спокойных фильмов с увлекательным сюжетом
Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях