«Долго и счастливо»: как сказочные сюжеты мешают нам строить отношения

Детские истории влияют на нашу жизнь сильнее, чем кажется.

Почему сказочные сюжеты надо обсуждать

Сказки считаются этакой священной коровой. Любая критика с точки зрения современных реалий встречается в штыки. Мол, попроще к ним относитесь: это же просто выдуманные истории для развлечения, они ни на что не влияют. И в таком подходе что ни слово, то заблуждение.

😏 В телеграм-канале «Постельный режим» обсуждаем секс и отношения. Строго 18+!

Сказки — отражение реальности

Той, в которой они были созданы. То, что сейчас мы воспринимаем как выдумку, раньше было частью жизни. Например, когда издавались сказки братьев Гримм о колдуньях, процессы над ведьмами в Европе ещё шли. В русских сказках фигурируют цари и царевны, богатыри и ведуньи — такие сказочные сейчас, но вполне реальные тогда.

Именно поэтому сюжеты зависят от времени, в которое они воспроизводятся в виде книги, мультфильма или фильма, гораздо сильнее, чем может казаться. Более того, одни и те же сюжеты прекрасно существуют в разных культурах, но обрастают там национальным колоритом и другими специфическими особенностями. Скажем, на египетских папирусах обнаружена сказка о гречанке Родопис. Её похитили пираты, привезли в Египет и продали в рабство. Когда она купалась в реке, птица унесла её сандалию и кинула перед фараоном. Тот примерил обувь девушкам страны и нашёл ту единственную. Вам не показалось, это ранняя версия «Золушки». Европейский вариант очень отличается.

Сказки уже много раз менялись

В том виде, в котором мы привыкли, сказки существуют не так давно и изменились под влиянием религии. Скажем, во многих из них злодеяния коварных мачех пришли на смену изнасилованиям отцов или их попыткам. Прелюбодеяние, инцест, каннибализм — распространённые сюжеты. Вряд ли вы бы хотели читать нечто подобное своим детям.

Даже если сравнивать мультфильмы Disney между собой, видно, как меняется подход к сказкам год от года. Если «Белоснежка» (1937) — это классический гриммовский сюжет, то в «Красавице и чудовище» (1991) уже полным‑полно феминизма, за который ругают фильм этой же киностудии 2017 года. Белль читает книги, сама может решать не выходить замуж за Гастона, мечтает о приключениях. Просто помните об этом, прежде чем возмущаться.

Сюжеты, которые нам кажутся классическими, уже переосмыслялись и менялись миллион раз. Ничто не мешает делать это снова и снова.

Сказки — не только для развлечения

Эти истории всегда были моральным компасом. Они преподавали социальные и политические уроки, закрепляли нормы поведения, характерные для этого времени. Будешь себя вести как Золушка — получишь принца в мужья. А злым сёстрам птицы выклюют глаза.

Дети до сих пор прекрасно считывают эти паттерны поведения в том виде, в каком они представлены в сказочном мире, а потом переносят их во взрослую жизнь. Например, проводились исследования восприятия гендера. Детям от восьми до десяти лет сначала дали некоторые вводные данные, а потом попросили написать на их основе сказку. Если персонаж проявлял смелость, его наделяли мужским полом, если подвергался репрессиям и притеснениям — женским. Так что нечего потом удивляться, когда мужчину осуждают за то, что он не хочет участвовать в войнах, а женщины соглашаются на зарплату на 30% ниже.

И, в конце концов, если мультфильм «Маша и медведь» может дурно влиять на детей, то почему сказки не могут. Из‑за нереальности? Так говорящий медведь тоже не обыденность.

Какие сказочные мифы мешают строить отношения

Рассмотрим на примере в основном зарубежных сказок и их различных форм — фильмов и мультфильмов. Не потому что отечественные чем‑то плохи. Просто «Золушка» явно повлияла на мировую культуру гораздо больше, чем «Финист — Ясный сокол».

Миф о второй половинке

Как в сказках

История о половинках — давнее изобретение. Платон в своих «Диалогах» писал о четырёхногих и четырёхруких людях, которых разделили надвое. Теперь они бродят по свету и жаждут воссоединения. И только это может сделать их по‑настоящему целыми.

Сказки этот миф активно эксплуатируют. Ты встретишь его/её и всё поймёшь, это будет любовь навсегда. Героям не нужно знакомиться, узнавать друг друга. Принц из «Золушки» обменялся со своей будущей возлюбленной парой слов и даже не запомнил, как она выглядит. Иначе зачем все эти ухищрения с туфельками. А герой «Белоснежки» и вовсе просто мимо проходил — причём мимо гроба с телом. При этом если персонажи теряют друг друга, то они идут на подвиги, лишь бы воссоединиться с возлюбленными, которых они видели лишь однажды.

Кадр из мультфильма «Золушка» студии Disney

Миф о половинке работает не только на юных героях. Скажем, во всех этих историях про злых мачех обязательно фигурирует первая жена, с которой и была настоящая любовь. Ну а злобная королева появилась, потому что колдунья.

Почему это плохо

Казалось бы, отличная идея для внедрения в детские умы. Мол, не размениваешься на пустяки, ждёшь настоящую любовь. А когда встретил её, терпеливо проходишь огонь, воду и медные трубы, чтобы в финале получить своё «долго и счастливо».

Какие могут быть подводные камни? Тут их столько, что МЧС точно не разрешило бы купаться на этом пляже.

Во‑первых, в погоне за несуществующим идеалом легко упустить человека, который тебе подходит. Во‑вторых, этот миф заставляет верить, что если отношения с якобы половинкой по каким‑то причинам прекратились, то свой шанс на счастливую жизнь ты упустил. В‑третьих, он заставляет терпеть разрушительные вещи ради эфемерной награды в финале истории. Вот только финал жизни — это смерть. Не очень весело звучит, правда?

Что изменилось

Франшиза «Монстры на каникулах» в первой части тоже активно взялась за миф о второй половинке. Там это называлось «дзынь». Увидев того самого человека, герои влюблялись в него на веки вечные. И одна из сюжетных линий как раз рассказывала, что Дракула все эти годы тоскует, потому что потерял свою жену, с которой у него был «дзынь». Однако уже в третьей части создатели провели «работу над ошибками». Скорее всего, они просто хотели выпустить ещё одну серию и собрать денег. Но ситуация вышла показательной: Дракула снова влюбился.

Кадр из мультфильма «Монстры на каникулах 3: Море зовёт» студии Sony Pictures Animation

В фильме «Зачарованная», где Disney занимается самопародией, Жизель встречает принца и сразу верит, это её любовь на всю жизнь. Правда, потом идёт с ним на свидание и понимает, что у них нет ничего общего.

Миф, что только красота заслуживает счастья

Как в сказке

В сказках только универсально красивые люди могут найти любовь и счастье. Те, на которых любой посмотрит и у него дыхание перехватит. В первую очередь, это касается женщин. Но и мужчины — не исключение, если их внешность вообще как‑то описывается.

Если изначально персонаж непривлекательный, перед хэппи‑эндом он преобразится, как Чудовище из «Красавицы и Чудовища» Жанны‑Мари Лепренс де Бомон или «Аленького цветочка» Сергея Аксакова: негоже страшным отправляться в счастливое будущее. Более того, уродство при добром сердце чаще всего результат колдовства.

Кадр из мультфильма «Красавица и чудовище» студии Disney

Можно говорить о том, что успешные герои сказок обладают дополнительным набором добродетелей. Но проблема в том, что все они привязаны к внешности. Золушка не просто добрая и трудолюбивая (а у неё был выбор?) — она красивая. А её сёстры уродливые и злые. Исключения случаются. Например, мачеха Белоснежки до её расцвета была на свете всех милее, хоть и злодейка. Но она колдунья, так что не считается.

Почему это плохо

Очевидно почему. Существующие стандарты красоты заставляют стремиться к недостижимому идеалу. Ты можешь сделать пластическую операцию, нарастить ресницы, уколоть губы и выглядеть как Анджелина Джоли. Но до Анджелины Джоли после ретуши всё равно не дотянешь. Разве можно надеяться на счастье, если со лба ещё не сошли подростковые прыщи, а в уголках глаз уже начали появляться морщины?

Сама жизнь это опровергает. Если бы влюблялись только в людей с внешностью супермоделей, население Земли не стремилось бы к 8 миллиардам человек. Более того, счастье и любовь не надо заслуживать каким‑то особенным образом, в том числе и тюнингом ради кого‑то (по собственному желанию — сколько влезет).

Что изменилось

Откровенно говоря, немногое. Персонажи мультфильмов и сказочного кино привлекательны, никуда от этого не деться. Но теперь создатели пытаются показывать хотя бы разную красоту: есть герои различных рас и национальностей, а это уже расширяет стандарты.

В миф «любовь только для красивых» с размахом попыталась въехать телега «Шрека». Пусть мультфильм и не совсем детский, он отлично продемонстрировал: внешность не самое главное. Шрек непривлекателен и при этом даже не обладает положенным набором добродетелей. Но всё-таки Фиона в него влюбляется. И он любит Фиону не за фасад. Они меняют друг друга внутренне, но это никак не отражается на внешности. Более того, когда во второй части у них появляется шанс стать общепринято красивыми, они отказываются от этого.

Кадр из мультфильма «Шрек» студии DreamWorks Animation

Миф о гендерном предназначении

Как в сказке

Принц сражается с драконом, принцесса терпеливо ждёт в башне. Или спит в башне. Или спит в хрустальном гробу. Сказка при этом чаще всего называется по имени девушки. Но ей в основном необходимо быть милой и терпеливо сносить все лишения, пока принц не придёт и не спасёт её.

Почему это плохо

Вовсе не только потому, что отводит женщинам пассивную роль. Тут всё так очевидно, что, кажется, нет смысла обсуждать это вновь. Поговорим о принцах, которым недостаточно просто быть нормальными, чтобы их полюбили. В любой непонятной ситуации надо рисковать жизнью, хотя ты понятия не имеешь, что скрывается за кустами шиповника. Более того, у обеих сторон возникает иллюзия, что любовь можно заслужить, особенно чем‑то героическим.

Но нет, партнёр не трофей, который достанется вам, если вы будете очень хорошо стараться.

А если от вас требуют подвигов, когда без них можно обойтись, это нездоровая ситуация. Кроме того, никто не обязан приходить и спасать вас. Ваша жизнь — это ваша зона ответственности, после 18 лет уж точно.

Что изменилось

Здесь успело измениться всё. Принцессы Disney стали активными участницами событий. Влюблённые отправляются на приключения вместе — среди них Анна и Кристофф из «Холодного сердца», Рапунцель и Флин из мультфильма «Рапунцель: запутанная история». Принцы спасают принцесс, но и девушки не отстают. Делают они это не просто потому, что услышали прекрасное пение или увидели красотку в беде. Персонажей к этому моменту связывают отношения, они дороги друг другу, так что героизм понятен.

Кадр из мультфильма «Холодное сердце» студии Disney

Миф, что жизнь — это этап на пути к свадьбе

Как в сказке

Угадайте принцессу по описанию: красивая, добрая, сострадающая, любопытная, поёт и разговаривает с животными, её мать умерла. Получилось? Вряд ли, потому что это подходит практически для любой принцессы. С принцем и того проще: он есть.

Любовная история — главное, что с ними происходит. И ею же всё заканчивается: в финале свадьба и титры.

Почему это плохо

Отношения — важная часть жизни, но не единственная. Особенно для юной аудитории сказок. Если уж эти истории способны влиять на подрастающее поколение, почему бы не использовать сказочную форму, чтобы и о других проблемах рассказать.

Что изменилось

У героинь появились матери и отношения с ними. Мультфильм «Рапунцель» рассказывает не столько о любовной линии, сколько об отношениях героини с матерью (ненастоящей, но она об этом не знает). Девушка находит в себе силы прозреть и сепарироваться от токсичного родителя. В «Храброй сердцем» мать и дочь, напротив, вместе проходят сложные испытания и учатся понимать друг друга. А в «Холодном сердце» важную роль играют отношения двух сестёр.

Важно также, что в современных сказках жизнь свадьбой не заканчивается. У «Шрека» вышло три полнометражных мультфильма, повествующих о событиях после женитьбы, у «Монстров на каникулах» — два. Герои, если стряхнуть сказочную шелуху, переживают и справляются со стандартными жизненными трудностями вроде знакомства с родителями или рождения детей.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Наталья Скорнякова
06.05.20 16:29
Справедливости ради, в том же «Финисте — Ясном Соколе» героиня и её возлюбленный какое-то время общались, прежде чем сёстры воткнули ножи в окно и всё испортили.Можно ещё предположить, что дева сама выбирает себе партнёра в некоторых вариациях на тему «трудной задачи» по Проппу: например, где герой должен привезти царю Василису Премудрую в жёны, а по прибытии Василиса ставит условия, выполнить которые может только герой (или помогает ему). Но, конечно, это малая доля среди тонны «женщина терпеливо ждёт спасителя» и брака после первой же встречи.
Наталья Копылова
06.05.20 16:38
Классное уточнение, спасибо) Кажется, в условиях трудной задачи речь всё же не идёт о свободном выборе. Героиня выбирает из двух человек - немного знакомого (и красивого) и совсем незнакомого (и старого страшного). Причём условный Иванушка часто её вырывает из привычной среды, пусть и заточения, что с одной стороны спасение, а с другой похищение. И ещё мне кажется, что здесь таргет всё-таки на условных иванушек: пусть ты бедный и, возможно, дурачок, но если ты будешь таким-то и таким-то, то классная Василиса выберет тебя, а не царя, и ещё ты разбогатеешь.
Наталья Скорнякова
06.05.20 17:07
Да, согласна. Даже Марья Моревна, царь-девица и богатырша, которая одной левой укладывает толпы печенегов, в итоге или побеждается условным Иванушкой, или спасается им от Кощея, с последующим замужеством, конечно.Варианта «Сорян, замуж пока не планирую, у меня тут своя школа для крестьянских детей, а по выходным я охочусь на драконов» не наблюдается)
Andrei Tsarev
06.05.20 21:02
Это сказки,а не биографии известных и не очень людей. Вас явно заклинило на негативе.Да пожалуйста. Для вас сказки останутся негативными установками, для меня и остальных оптимистов сплошным позитивом. Дальнейшая дискуссия бессмысленна.
Читать все комментарии