«После неё появляется ощущение экстаза»: просветитель Анна Виленская — о том, как наслаждаться классической музыкой

Запаситесь терпением, свободными гигабайтами на компьютере и детским конструктором.

Что такое классическая музыка

Под классической чаще всего подразумевают академическую музыку. Она отличается от эстрадной, народной, джаза и других видов музыкального искусства своей формой.

В эстрадной музыке, например, в основном используют повторяющиеся схемы, похожие на эмоциональные качели: куплет — спокойный (подкопили энергии), припев — экспрессивный (выплеснули её).

В академической другая цель — показать развитие материала в процессе и довести его до какого-то результата. Поэтому здесь может быть совсем иная структура — например, состоящая из трёх частей, каждая из которых служит логическим продолжением другой. Также в произведении могут присутствовать главные и побочные темы.

То, что у академической музыки принципиально иная форма, делает её сложной для прослушивания. Её тяжело воспринимать только интуитивно или телесно.

Поэтому, если сыграть современную рэп-композицию в оркестре, она не станет академической.

Станет ли она классической — покажет время. Этим термином называется музыка, которая пережила своего создателя и полюбилась людям.

Например, The Beatles много цитируют и исполняют — как минимум на двух континентах. Поэтому их композиции тоже можно назвать классической музыкой.

Что может дать академическая музыка

Иногда про классическую музыку пишут, что она помогает уснуть. Наверное, это правда, если ты пока что не умеешь её слушать и тебе становится скучно. Но всё-таки я бы не стала обобщать и говорить, что все академические композиции помогают, например, снять стресс, справиться с бессонницей или повысить продуктивность. Они очень разные и по-разному действуют на организм. Но вот что классическая музыка точно может дать своим слушателям.

1. Закрыть темы, которые не может закрыть другая музыка

Есть определённые эмоции, которые не выражает эстрадная музыка. Она пишется так, чтобы её слушали каждый день, любили и всё время включали на репите.

Но бывают моменты, в которые ты, например, испытываешь глубокий экзистенциальный кризис или большой страх без бравады перед смертью. Это очень сложные комплексные чувства, которые можно показать только в прогрессии: как эти мысли приходят, развиваются, до чего доводят. Академическая музыка работает с такими темами.

Кроме того, включая классические композиции, ты понимаешь, что они дольше по хронометражу, чем эстрадные. Ты заранее лоялен к их продолжительности, и композитору не нужно заигрывать с тобой, чтобы ты дослушал симфонию до конца. Он может позволить себе использовать разные странные приёмы, которые в эстрадной музыке, скорее всего, отвернут от себя большинство слушателей.

Вдобавок ко всему: эстрадную музыку почему-то принято писать со словами. Это может очень сильно мешать. Если вдруг девушка поёт про свою несчастную любовь к брюнетам, а слушатель — мужчина, безответно влюблённый в блондинку, скорее всего, эта композиция откликнется у него не так сильно, как могла бы.

Когда ты слушаешь музыку без слов, ты можешь наделить её любым своим смыслом, и она отразит твои чувства ещё сильнее.

Поэтому некоторые нынешние 20-летние предпочитают слушать барокко, по форме похожее на эстрадную музыку, но без слов.

2. Развить интеллект

Как и любая интеллектуальная деятельность, занятие музыкой развивает умственные способности.

Лучше всего эта взаимосвязь прослеживается у детей. Когда ребёнок играет на инструменте, у него улучшается мелкая моторика, которая влияет на развитие мышления. Когда он слушает музыку, то учится абстрактно мыслить.

Благодаря всему этому повышается вероятность того, что он вырастет и станет каким-нибудь Эйнштейном. Поэтому талантливые люди действительно зачастую питают склонность к академической музыке.

Это не значит, что взрослые не получат пользы от занятия музыкой, просто на них это уже не окажет такого сильного воздействия, как на детей.

3. Получить новый опыт

Музыка — это альтернативное эмоциональное пространство. Чтобы понять, в чём суть определённого произведения, надо постоянно держать в голове то, как его мелодии изменяются. Для этого их приходится визуализировать и запоминать.

Да, это работа, но после неё появляется ощущение экстаза — будто ты побывал где-то в альтернативной Вселенной.

Этот опыт, наверное, похож на принятие галлюциногенных препаратов. Только, в отличие от них, прослушивание музыки не несёт в себе опасности.

Если потренироваться несколько лет, вы обретёте легальный способ быстро и без вреда «попадать» в другие пространства, по-новому эскапироваться.

Как составить плейлист новичку

Допустим, человек захотел послушать академическую музыку. Тогда у него, скорее всего, возникнет вопрос: «А с чего начать?» В этой ситуации я бы дала пять советов.

1. Не идти хронологически

Есть академическая музыка, которая красива и понятна для всех. Это классицизм, романтизм, отчасти — барокко. Сложнее с модерном, постмодерном, авангардом — они могут понравиться не каждому, поэтому лучше не запрыгивать на них с наскока. Лучший вариант — начать с XIX века, а потом постепенно захватывать XVIII и XX века.

2. Выбрать произведения известных композиторов

Есть триада, которую любят практически все: Шопен, Рахманинов, Чайковский. На одном из выступлений я даже показала «фокус». Сказала: «Загадайте своего любимого композитора, а я его назову». Лишь 10% зала выбрали кого-то не из этих трёх. Начать слушать академическую музыку можно с их композиций.

3. Брать произведения, которые малы по хронометражу

От 3 до 6 минут. У Чайковского это «Времена года», у Шопена — мазурки, у Рахманинова — прелюдии.

4. Не брать вокальные произведения

Академический вокал может вызывать отторжение, потому что физиологически для человека он не очень естественен. И вообще: слова — это новый слой. Надо сначала разобраться хотя бы с инструментальным.

5. Брать сочинения, в которых мало инструментов

Например, только для рояля.

Что послушать

Если бы я составляла плейлист, моя программа выглядела бы так.

1. Для начинающих. «Я не в теме, раньше не слушал классическую музыку»

  • Э. Сати, «Гносьенна 1».
  • А. Моцарт, симфония № 40, 1-я часть.
  • И. С. Бах, прелюдия до-мажор.
  • К. Сен-Санс, «Аквариум».
  • И. Пахельбель, Canon in D.
  • П. И. Чайковский, «Январь».
  • А. Вивальди, «Лето» (3 части).

2. Для продолжающих. «Симфония № 5 Бетховена уже не в новинку, хочу чего-нибудь посложнее»

  • И. Брамс, симфония № 3, 3-я часть.
  • Ф. Шуберт, фантазия фа-минор.
  • Д. Шостакович, струнный квартет, 1-я часть.
  • А. Дворжак, симфония № 9 «Из Нового Света», 2-я часть.
  • Р. Вагнер, опера «Лоэнгрин», вступление.
  • С. Шаминад, «Концертино».
  • Б. Барток, «Шесть румынских танцев».

3. Для искушённых слушателей. «Удивите меня, Анна!»

  • О. Лассо, Lassus prophetiae sibyllarum.
  • О. Мессиан, «Квартет на конец времени» (любая часть).
  • С. Хольт, Canto ostinato.
  • Б. Барток, «Концерт для оркестра».
  • И. Стравинский, «Симфония псалмов», 1-я часть.
  • М. П. Мусоргский, «Рассвет на Москва-реке».
  • О. Респиги, «Фонтаны Рима».

Что делать до прослушивания

Читать про автора и историю создания не обязательно, но иногда это бывает романтично. Узнал пару историй — обрёл лояльность к композитору. Эта информация полезна для вхождения, но она не помогает в процессе.

Действительно полезно перед прослушиванием прочитать про форму произведения. Например, если вы хотите посвятить вечер Четвёртой симфонии Чайковского, действуйте так: открывайте статью про неё в «Википедии» и листайте до раздела «Схемы частей».

Вот что там будет написано: «Первая часть. Масштабная и конфликтная. В интродукции звучит фанфара рока, она будет возникать в узловых моментах».

Вы можете не знать, что такое фанфара, но, когда включите композицию, услышите, что играют трубы. Произойдёт озарение: «А, вот она, фанфара!»

Схема, строение, форма произведения — это карта, по которой вы сможете ориентироваться во время прослушивания.

Что делать во время прослушивания

Создание антуража, особой атмосферы избыточно. Но что действительно может помочь во время прослушивания — это заниматься делом, задействующим мелкую моторику.

В тот момент, когда мы слушаем академическую музыку, случается дикая перегрузка памяти и аудиального канала.

Поэтому стоит делать что-то несложное на фоне, что будет вас заземлять: вышивать, собирать пазл, рисовать, составлять списки дел на следующую неделю.

Наверняка есть что-то такое, что давно хотелось поделать, но вы откладывали, потому что «стыдно на это тратить по 2 часа в день, когда нужно заниматься работой и саморазвитием».

Чтобы избавиться от этого чувства, можно совместить прослушивание академической музыки с какой-то прокрастинацией. Например, я собирала конструктор.

Что делать после прослушивания

Когда слушаешь эстрадную музыку, к концу композиции ты её запоминаешь. Мастерство TikTok-трека в том, чтобы врезаться в память вообще через 10 секунд после начала.

С академической музыкой по-другому. Из-за своей сложности она плохо запоминается.

Поэтому после того, как вы прослушали композицию, послушайте её ещё раз. Если есть силы, то сразу. Потом — ещё раз. Затем, при новом заходе, начните с неё же.

Если перед вами произведение с большим хронометражем, например симфония, в которой четыре части, сначала надо хорошо послушать первую. Хорошо послушать — это 10 раз в разные дни и в разных визуальных обстоятельствах.

Тогда у мозга сформируется ощущение безопасности: он будет понимать, что происходит, даже если вы не узнаете, как называются конкретные приёмы в композиции. Вы будете думать: «Ага, сейчас здесь будет какой-то странный повтор! Это очень крутой момент». Тогда придёт удовольствие.

Но первые пару месяцев придётся поработать, чтобы добиться этого ощущения. К любой новой интеллектуальной деятельности надо привыкнуть.

Где слушать академическую музыку

В первые полгода вам, скорее всего, не пригодится ничего, кроме стриминговых сервисов. Затем уже можно идти дальше — слушать академическую музыку на специализированном сайте или в филармонии.

1. На стриминговых сервисах

Их хватает, если человек только начинает изучать академическую музыку. Я с трудом могу представить ситуацию, когда новичок восклицает: «О нет, на стриминге нет Ludus Tonalis Хиндемита! А я так хотел его послушать!» Произведения известных композиторов на сервисах для прослушивания музыки есть. К тому же в хорошем качестве.

2. На сайте Classic Online

Это для тех, кто уже немного продвинулся. Хороший ресурс, на котором много музыки.

Настолько много, что приведу вам один впечатляющий факт: кажется, настоящие композиторы появились при Бахе в XVII веке, а до этого люди играли в песочнице. Но как-то раз, зайдя на Сlassic Online, я обнаружила там приличную картотеку композиторов XIII века — с нотами и записями!

Единственный минус этого сайта — он напоминает форум 2007-го. Там нет подборок и плейлистов, только поисковая строка и алфавитный указатель. А композиции можно слушать либо на сайте, либо на компьютере, заранее их скачав.

Поэтому я предлагаю такой алгоритм работы. Забиваете в поисковик автора или тематику, которую хотите изучить. Например: «Что послушать у Дебюсси». Вы увидите много разных статей и подборок типа «10 произведений Дебюсси, которые нужно знать». Записываете названия нескольких композиций. Если не находите их на стриминге, идёте на Сlassic Online. Скачиваете и делаете себе плейлист на компьютере или телефоне. А потом в прекрасном настроении включаете его — «Отлично, сегодня вечерок Дебюсси» — и делаете свои дела.

3. В филармонии

Ходить туда — прекрасная идея, но есть одно «но». Допустим, вы захотели посмотреть постановку пьесы «Бесприданница» Островского. По ней есть фильм Никиты Михалкова, который, на мой взгляд, снят очень хорошо и точно. Это признанная классика. Однако вы думаете: «А что мы, собственно, будем смотреть фильм? Лучше пойдём в театр».

Однако это не всегда может быть хорошей альтернативой. Ведь фильм уже стал удачным, а живая пьеса — ещё не факт. Вы можете пойти и случайно напороться на скучное или непрофессиональное исполнение. Это лотерея: только знающий театрал понимает, куда нужно идти, чтобы посмотреть Островского.

То же самое с филармонией. В них работают очень разные составы и дирижёры. Но почему-то многим кажется: раз там нет актёров, то нет и свободы интерпретации. А это не так. Для того, чтобы исполнение получилось удачным, важна харизма и открытость каждого участника, которых в оркестре 40! А дирижёр вообще самый важный человек — как режиссёр в фильме.

Можно послушать произведение среднего качества, поставленное великим дирижёром, и испытать вау-эффект.

Например, есть Курентзис, стоимость одного билета на которого равна сумме средней зарплаты. Он делает необычные вещи с классическими произведениями, и на него огромный спрос. Есть квартет имени Бородина, люди в котором жизнь положили на то, чтобы лучше всех играть Шостаковича. Есть Саймон Рэттл — специалист по исполнению барочной музыки аутентично, вплоть до того, что он даёт скрипачам инструменты с жильными струнами вместо металлических.

Поэтому идти в филармонию — это хорошая идея. Но при условии, что это реально крутая постановка. Для этого стоит обратиться к знакомому музыканту в вашем городе и спросить, каких дирижёров и составы он может посоветовать.

4. На YouTube

Если нет возможности попасть на концерт вживую, можно посмотреть выступления с участием известных дирижёров в Сети. Все записи Курентзиса, которые есть на YouTube, очень круты.

Что почитать и послушать, чтобы разобраться ещё лучше

Я бы советовала идти не от лектора или площадки, а от вопроса, на который вам надо найти ответ. Например: «Как слушать симфонию долго», «О чём первая часть симфонии Чайковского» и так далее. Пользуйтесь поисковиком так, как будто вы ищете рецепт. Но всё-таки я могу порекомендовать несколько хороших «путеводителей» для тех, кто только начинает разбираться в музыке.

1. Книгу «Как слушать музыку» Ляли Кандауровой. В ней есть изюминка: в конце каждой главы расположен QR-код на произведения, на которые она ссылается. При этом книга написана очень просто и рассказывает про важные вещи: историю музыки и форму произведений.

2. Лекции Валерии Величко. Одни из самых хороших: «Как слушать классическую музыку и не скучать» и «Музыка и интерпретация: почему Моцарт не узнал бы своих произведений». Последняя вряд ли поможет научиться слушать музыку, но она около контекста и очень интересная.

3. Плейлист «Лекции в музитории» на канале «Филармонии Шостаковича». В нём около 80 лекций, которые могут закрыть потребность в недостающей информации. Например, те темы, которых ещё нет на моём канале (улыбается).

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Каролина Вилья / Лайфхакер
Над текстом работали: Лера Бабицкая
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Igr Rem
26.05.23 12:37
Совершено согласен.Когда был молодой и учился в ВУЗЕ у нас был курс."ЭСТЕТИКА" яТаи нам тоже расказывали о музыке ,о направлениях и ТД и ТП .Классические произведения нам пытались объяснить......И в итоге ...!? Было очень неинтересно и скучно .Может преподавали не так ...может наши головы не так работали )))) Но больше всего меня заинтересовал вопрос однокашника.А ЧТО ЕСЛИ КЛАССИКУ играть задом наперед? ....))) Современную эстраду теперь даже пьяным сложно слушать ...
Алексей Михайлов
26.05.23 14:20
| изменено
И все же попробуйте на досуге посмотреть лекции Анны:https://www.youtube.com/@anna_vilenskayaвдруг да и зацепит. При чем начать можно совсем не с классической (академической) музыки. Можно послушать про теорию музыки, анализ современных композиторов самых разных жанров от Меладзе и Могенштерна до Кино и Radiohead.Ну и чисто от себя могу порекомендовать немного другой взгляд на музыку от канала LongPlayhttps://www.youtube.com/@longplay_channelТут все то, что не приветствует Анна - в том смысле что не анализ музыки, а "окломузыкальное", но истории уж больно интересные, а подача просто выше всяких похвал. Вот тут есть немного и про "музыку задом наперед"
Igr Rem
26.05.23 19:25
Спасибо за советы и предложение .
Dmitry Git
28.05.23 11:12
Не всё-так просто ни с классической, ни эстрадной музыкой, и вообще с музыкой в целом. Академические композиторы сочиняли в духе своей эпохи, под влиянием острых политических событий, под впечатлением литературных открытий, архитектуры и живописи. Классическая музыка - это не коммерческий продукт, который составлялся 200-300 лет назад, в свои времена, чтобы современные музыканты, блогеры или просто любители могли за счёт это сделать некий пиар. И в их время композиторы-классики в большинстве своём писали не с целью потягивать сок в шезлонге на террасе собственного замка, наслаждаясь суетой садовников и блеском припаркованных мерседесов, после продажи очередной своей симфонии. С другой стороны, такие эстрадные стили как джаз, в процессе развития, пришли к крупным формам, вариационным, фантазийным, сюитным, с построением кульминации наподобие академической музыке. А современные классические, вернее, псевдоклассические композиторы типа раскрученного Эйнауди, работают с жанрами саундтрековой, фоновой, рекламных музык, которые сильно отличаются от академических прошлых веков, как по задачам, так и кругу средств.
Читать все комментарии