Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
КнигиСоветы
30 мая 2015

Книжная прокрастинация, или Почему книги не меняют нашу жизнь

Знакомы ли вам люди, которые поглощают полезную информацию терабайтами, но так и не добились успеха и положительных изменений в жизни? Возможно, и вы сталкивались с ситуацией, когда знаний было достаточно, но движения не было. Почему так происходит и как победить книжную прокрастинацию, мы разберёмся в этой статье.
Фото автора Андрей Банников
Андрей Банников

Книжная прокрастинация, или Почему книги не меняют нашу жизнь

К осознанию существования проблемы книжной прокрастинации я пришёл, читая комментарии на Лайфхакере. Бывают советы спорные и неоднозначные, бывают подходящие не всем. Но есть действенные универсальные рекомендации, и меня всегда удивляло, почему под статьёй с подобными советами содержатся комментарии типа: «Это баян!», «Это не работает!» или «Автор ещё бы…!»? Почему так происходит, я понял из своей тренерской практики.

Среди тех, кому я преподаю, очень редко встречаются люди недалёкие и недумающие. В большинстве своём это сгусток целеустремлённых и активных людей. Как вы думаете, сколько из них будут выполнять очень простое задание тренинга в течение недели, которое занимает не больше одной минуты в день? Около 30%! Думаете, все попытки добиться практических действий, все уговоры, увещевания, угрозы и мотивация сильно меняют дело? Не сильно. Если меняют вообще.

Что же происходит с этими 70%? Так как они потратили время и силы, получили серьёзную информацию, но не обнаружили никаких изменений в жизни, они разочаровываются. Не в себе, а в книге, статье, рекомендациях и авторе. Это грозило разорвать моё сознание, и, дабы спасти свой рассудок, я начал искать причины и объяснения такого поведения. Первой всплыла банальная лень. И без неё, конечно, не обошлось. Но чувствовалось, что всё сложнее, и я продолжал искать причины. В результате их оказалось несколько.

Почему книги не меняют нашу жизнь

Неверная парадигма или знание как цель

К сожалению, книжная прокрастинация растёт на жирной почве современного культа знаний. И насаждение этого культа начинается ещё в школе, когда ребёнок получает оценку за выученный урок и… И всё. Неважно, что ты будешь делать с этим знанием, неважно, нужно ли оно тебе и пригодится ли в жизни, сделает ли оно лучше тебя, твою жизнь или жизнь других, главное — знать. Знание выступает как цель, и тот, кто знает, достоин уважения и почёта. Это плодит неудовлетворённых и посредственных личностей.

Именно поэтому люди хвастаются несколькими высшими образованиями, красными дипломами, фаршируют себя разными фактами и надменно демонстрируют в компании или комментариях на Лайфхакере свою эрудицию. По-другому они не хотят реализовывать свои знания. Возможно, не знают как и, скорее всего, даже не подозревают, что можно по-другому.

Представьте себе помещение, забитое всеми возможными инструментами, на покупку которых потратили уйму денег и времени, но которыми никогда не пользовались и никогда не воспользуются. Не похожа ли ваша голова на подобный склад?

Знания ценны и полезны, если мы относимся к ним не как к цели, а как к инструменту для достижения цели.

Волшебная кнопка

Эта проблема, как и первая, основывается на неверном представлении о знаниях. Но если в первом случае ценность знаний преувеличивают, то здесь им приписывают мистические свойства, которые чудесным образом изменят жизнь человека и решат все его проблемы даже без его участия и усилий.

Я знаю людей, которые лежат на диване, поглощают книги, как жаба комаров, и ждут уже не один год, когда их жизнь чудесным образом изменится. Осознанно или нет, но они думают, что полученные знания сами по себе уже должны совершить в их жизни то, что обещает книга. А потом они ругают автора, книгу или статью и называют советы «недейственным баяном».

Поверхностное чтение или чтение ради сюжета

Это ещё одна привычка, приобретаемая нами в детстве и мешающая получать практическую пользу от практических книг. С младенчества нам рассказывают сказки, которые, сами понимаете, с реальностью имеют мало общего. Подрастая, мы начинаем читать художественные книги. Эти уже больше похожи на реальность, но всё так же остаются выдумкой другого человека. Так мы обретаем привычку не относиться серьёзно к тому, что содержится в книгах.

Мы можем понимать, что автор провёл не одну сотню исследований и имеет многолетний опыт по теме книги, но наша модель отношения к содержанию прочитанного, хотим мы того или нет, сформирована на отношении к плодам чужой фантазии.

А максимум, что обычно дают сказки, художественная литература и другие басни, — это нравоучения. Они не призывают, за редким исключением, к каким-то переменам в реальной жизни и ещё реже дают действенные советы для этих перемен, потому что по сути своей созданы для развлечения, а не изменения.

Информационный шум и перенасыщенность

Информационный шум мешает сосредоточиться и применять на практике полученные знания. Он держит нас в постоянном страхе, что мы можем упустить что-то действенное и полезное. В итоге мы не занимаемся изменением себя и своей жизни, а находимся в постоянном сборе, анализе и сортировке всё новых и новых методов и советов.

Возможно, кроме перечисленных выше причин, есть и другие, но зачастую важнее знать не причину проблемы, а её решение. Рассмотрим четыре способа преодолеть книжную прокрастинацию.

Как помочь себе изменить свою жизнь, читая книги

1. Изменение парадигмы — это один из немногих случаев, когда простое знание может изменить жизнь. Но и тут можно дать практический совет и предпринять конкретные действия.

Найдите способы мотивировать себя ценить только знания, применённые на практике. Например, проанализируйте, сколько практических советов вы получили, сколько воплотили в жизнь и насколько она изменилась. Конечно, в данном случае речь не о конкретных цифрах, но хотя бы примерный объём доступен каждому. А после попробуйте представить, как изменилась бы ваша жизнь и каких успехов вы бы добились, если бы применили все советы на практике. Или подумайте о том, как глупо и бессмысленно потратить время и деньги на книгу, но не воспользоваться ни одним советом из неё.

2. Возьмите самый простой практический совет и испробуйте его при первой же возможности. Если книга толковая, то он сработает, и это вдохновит вас попробовать и другие. Помните, что всегда будет искушение не обращать внимания на очень простые советы. Это происходит потому, что нам кажется, будто простые советы приводят к мелким результатам, поэтому на них не стоит тратить время. Но, как доказывают Чип и Дэн Хиз в своей книге «Сердце перемен», зачастую именно мелкие изменения приводят к колоссальным переменам.

3. Создайте своеобразную базу данных практических советов (БДПС). Заносите в неё все найденные в книгах и статьях рекомендации. Если вы уже сохраняете понравившиеся вам своей новизной или красотой идеи и мысли, то всё равно заведите отдельную БД только для практических советов, потому что вам надо будет работать с ней чуть ли не каждый день.

А дальше всё очень просто: открываете БДПС, выбираете совет — если не можете осознанно, то наугад — и практикуете его один день, неделю или месяц. Продолжительность зависит от вида совета. Есть инвестиционные советы, результат которых виден через время. К таким, например, относятся советы по маркетингу. А есть советы, моментально дающие результат. Например, приём «муха на стене» из книги «Сила воли» Уолтера Мишела мгновенно помогает (проверено на себе) взять себя в руки, чтобы не нагрубить, не накричать или не обидеться.

БДПС можно создать без какой-либо структуры, а можно разделить на области жизни: маркетинг, отношения, скорочтение, иностранные языки, бег и так далее. Так мы сможем параллельно осваивать несколько пунктов из нашей БД. После того как вы поняли, что совет вам не подходит, или довели его использование до автоматизма и превратили в привычку, переходите к следующему.

Если вы читаете книги на планшете или смартфоне, используете электронный органайзер и знаете, как пользоваться кнопкой «Поделиться», то на создание БДПС у вас уйдёт не больше двух минут.

4. Не ждите, когда вы соберёте все методы, инструменты и лайфхаки, чтобы начать коренным образом менять свою жизнь. Скажите себе: «Совсем чуть-чуть — это неизмеримо больше, чем ничего», — выберите даже первый попавшийся совет, но выберите и приступайте к его воплощению при первой же возможности. А ещё лучше создайте такую возможность сами.

Действуйте!

В заключение хочу сказать, что эта статья не претендует на законченность и непогрешимость. Поэтому, если у вас есть дополнения, свои методы и личный опыт борьбы с книжной прокрастинацией или несогласие, делитесь всем этим в комментариях. Будем вместе искать решения «на бумаге», чтобы жизнь менялась в реальности.

И не забудьте, что четыре пункта для БДПС у вас уже есть.

Обложка: Africa Studio/Shutterstock.com
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

18 nadyozhnyh smesitelej, kotorye chasto pokupayut na marketplejsah

18 надёжных смесителей, которые часто покупают на маркетплейсах

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

15 otlichnyh tovarov, kotorye otdayut so skidkami do 70% na AliExpress

15 отличных товаров, которые отдают со скидками до 70% на AliExpress

8 качественных пижам, которые отдают со скидками до 76%

8 качественных пижам, которые отдают со скидками до 76%

Кроссовки от Li-Ning для суровой российской зимы

Кроссовки от Li-Ning для суровой российской зимы

Надо брать: новый ручной пылесос от Dreame за полцены

Надо брать: новый ручной пылесос от Dreame за полцены

Nahodki AliExpress: samye poleznye i interesnye tovary nedeli

Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели

Это интересно
Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Банки запустили в приложениях сервисы для пострадавших от мошенников

Банки запустили в приложениях сервисы для пострадавших от мошенников

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства

Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства

Комментарии
bartyom1
30.05.15 17:23
Это баян! Это не работает! Автор ещё бы...! Шутка:)))
riottoday
30.05.15 17:40
"А максимум, что обычно дают сказки, художественная литература и другие басни, — это нравоучения". Кто-то не ценит и не умеет читать худлит (:
Александр Хорошилов
30.05.15 18:00
худлит сильно переоценен... (для практики, конечно же. Для убивания времени - самое то) Смешно переживать и разбирать действия героя, если его действия не обусловлены внешней средой и взаимоотношениями с реальностью, а являются только фантазией автора. Это все равно что обсуждать причины выбора пути следования железнодорожного вагона. Биографии надо изучать и письма.
Александр Евтеев
30.05.15 21:32
Есть у Высоцкого песня "Баллада о книжных детях", так вот в ней очень хорошо все изложено по поводу художественной литературы, ее роли в воспитании и самоопределении человека. К тому же, художественная литература расширяет кругозор, активный словарный запас, а еще, как приятный бонус - грамотность на уровне подсознания. К примеру, лично я ни одного правила по русскому языку не знаю! Разумеется, речь о качественной литературе, а не о беллетристике в современном смысле этого слова!
Александр Хорошилов
30.05.15 22:42
приводить в защиту "поэтов" слова другого поэта - это, конечно, ход :) Хотя Вы сами себя переиграли: Только в грезы нельзя насовсем убежать, Краткий бег у забав, столько горя вокруг. Попытайся ладони у мертвых разжать И оружье принять из натруженных рук и далее по тексту.
Александр Евтеев
31.05.15 00:04
Честно говоря, комментария я не понял )))
Андрей Банников
31.05.15 09:41
Я думаю, что Александр Хорошилов, пытается обратить внимание на слова Владимира Семеновича, где сказано, что весь этот худлит и игры мальчишек — хорошо, но есть реальная жизнь, в которой не до грез и надо действовать… :) По крайней мере так я всегда понимал эти слова.
Александр Евтеев
01.06.15 06:29
Все верно, только действовать можно по разному - можно, как Тимур и его команда, начать пожилым людям помогать, можно начать у ветеранов ордена срывать. А можно вообще стоять в стороне, не обращать внимания и заниматься только собой любимым. Смотря, какие идеалы в себе воспитал с детства. Песня примерно об этом, если что! Но это долгий разговор, на тему "В чем сила, брат?": в дЕньгах или в правде? Пусть каждый решает сам.
Сергей Волков
30.05.15 23:34
Кругозор, словарный запас, грамотность - подтверждаю. Правил тоже не помню, а написать правильно - обычно проблем не возникает. Пробую вспомнить навскидку развлекательную литературу... эээ... "Преступление и наказание" например. Кхм... это развлечение для кого, мазохистов? )))
Андрей Банников
31.05.15 09:36
Да, «Преступление и наказание» это развлекательная литература. Я помню, как читал ее в школе. Как триллер. Конечно, это не дешевка, Достоевский — мастер психологического триллера с толковыми размышлениями «о смысле бытия», но все же…
Сергей Волков
01.06.15 12:54
Да уж... Что-то я не мог заставить себя читать это развлекалово в школе. Хотя читал много, например "Войну и мир" прочитал без сокращений.
Андрей Банников
01.06.15 12:57
Сергей, Вы триллеры психологические любите?
Андрей Банников
31.05.15 09:33
Александр (Евтеев), согласен с Вами, но тоже и даже в большей степени, плюс реальные истории и конкретные практические советы, дает хорошая прикладная литература. :) Если у Вас есть выбор: получить удовольствие или получить удовольствие и профит, что Вы выберете? :)
Александр Евтеев
31.05.15 10:37
Если спорить, а не пытаться понять собеседника - толку не будет!  Я Вас прекрасно понимаю, и в статье практически со всем согласен - надо не только получать знания, но и использовать их на практике! И то, что наконец-то стали появляться подобные статьи, способные дать человеку пинка под задницу, чтобы он начал применять полученные знания на практике - огромный плюс!  Но в данном контексте лучше говорить только о литературе для саморазвития, не касаясь литературы художественной. Иначе складывается впечатление, что мы хотим сознательно ограничить кругозор человека только знаниями по его специальности. В таком случае слово ИМХО в статье не помешает ))) Приведу свои аргументы.   Во-первых, то, что преподавали нам в советских школах, не подходило нам по возрасту. Не было того жизненного опыта, чтобы понять мысль автора. В одном комиксе Вконтакте я недавно прочитал шутку, и полностью ее поддерживаю: В двенадцать лет ты на уроке Прекрасно должен понимать То, что в депрессии с похмелья Поэту в голову пришло ))) Но ведь там было не только про депрессию и похмелье, и были некоторые рассказы, которыми все зачитывались! Книга должна лечь на душу, будь то проза или стихи, тогда она заставит задуматься, и от нее будет действительная польза! И то, что в школе Вы не поняли смысла Войны и мира, ни о чем не говорит, ради интереса попробуйте перечитать в этом возрасте! Я вот, например, не читал и пока не собираюсь, именно эта книга сейчас мне не интересна... а один мой друг недавно прочитал в 35 лет, и в восторге ))) Во-вторых, история развивается по спирали. Очень часто бывает так: читаешь классический рассказ с описанием событий, которым уже сто лет в обед, и понимаешь, насколько же он современный! И когда начинаешь размышлять с этой точки зрения над происходящими сейчас событиями, понимаешь, что многим людям было бы неплохо прочитать эту книгу раньше. Некоторые книги, как, например, "1984" Оруэлла, написанный в 1949 году, вообще принимались спецслужбами в качестве рабочих пособий. В-третьих, хочешь, не хочешь - мы живем в мире, переполненном информацией, и сменить темп, остановиться, посмотреть вокруг себя и задуматься - это тоже из области саморазвития, у многих сейчас уже нет этой привычки. Нас бомбардируют потоком разной информации в новостях или том же Твиттере, и не дай бог мы по одной теме получим более 140 знаков информации! Я даже не уверен, что кто-то прочитает этот мой комментарий, ведь "многа букаф, ни асилил!" )))  А люди тем временем перестают читать даже статьи в новостях, читают только заголовки! (для примера: читаешь в числе прочих такой заголовок в новостях "Лукашенко не приедет на Парад Победы в Москву!", и первая мысль - все, пошли отношения с Беларусью по общему сценарию. А то, что он приедет 10 мая, а 9 мая будет поздравлять ветеранов у себя в Минске - прочитают лишь единицы в тексте самой статьи).  Конечно, здесь же можно вспомнить вопросы морали, уважения к истории, идеалам отцов и дедов, патриотизм (да-да, патриотизм) и гордость за свою страну... но ведь сейчас это не в тренде, появится масса комментариев от разного рода либералов-демократов, что только Обама имеет право об этом говорить, и что американцы - единственный избранный народ... поэтому эти вопросы пусть каждый для себя определяет сам. Чтение книг вырабатывает привычку не смотреть поверхностно на вещи, а остановиться и задуматься, своего рода иммунитет к манипуляции общественным сознанием, что, согласитесь, тоже неплохо!  В-четвертых, сейчас немного изменилось само медиа-пространство, намного проще посмотреть кино, чем читать книгу. Но обратите внимание, насколько популярной становится книга сразу после экранизации - потому что многим людям близок сюжет, и они с удовольствием ее потом читают. А любой читающий человек, прочитавший книгу до просмотра фильма по этой книге, наверняка скажет, что книга лучше. Происходит это потому, что при чтении работает наше воображение, и мы в своей голове получаем очень хороший  "фильм", не зависящий от качества постановки! А еще книгу можно послушать в аудио-версии, и это будет слово в слово текст автора (наверное))), без возможной интерпретации событий! То есть, еще один плюс для человека - развитие воображения!  Ну и "в-пятых": лучший отдых - это перемена занятия. Поэтому, когда надоест читать полезные инструкции по саморазвитию, можно вместо телевизора, социальных сетей, компьютерных игр или ресторанов и художественную книгу почитать. На этом не надо зацикливаться, но с учетом перечисленных плюсов будет намного полезнее для человека! Я хочу сказать, что человек должен быть развит всесторонне - и знания получать, и применять их на практике, и с друзьями общаться, и чужое мнение уважать, и путешествовать, и заниматься спортом!  И читать надо, но в свое удовольствие, а профит - кругозор, воображение, знание своей истории, привычка остановиться и задуматься над полученной информацией!  Подводя итог, я хочу сказать, что не надо так категорично относиться к художественной литературе, иначе мы получим общество из книги "451 градус по Фаренгейту" Рэя Бредберри!  Кстати, эта нига написана в 1966 году, но актуальна, как никогда! Рекомендую хотя бы ее прочитать перед ответом на мой комментарий! PS: Это мое личное мнение, мысли вслух, переубеждать я никого не собираюсь )))
Андрей Банников
31.05.15 15:58
Много букв затруднительны не для чтения, а для комментирования. :) На счет кругозора я так и не понял: как он может расшириться от того, что я знаю чем закончилась нереальная, выдуманная кем-то история? Ведь это же неправда, этого на самом деле не было…
Александр Евтеев
31.05.15 20:23
Как в рассказе про Геккельберри Финна, друга Тома Сойера: "После ужина вдова достала книгу и почитала мне про Моисея в камышах. Поначалу мне страх как хотелось узнать, чего там с ним дальше было, но потом вдова проговорилась, что Моисей давным-давно помер, и мне стало неинтересно – чего это ради я про покойника-то слушать буду?" ))) На самом деле, чтение - это процесс, то же самое, что и просмотр фильма: главное не "чем закончится", а "как все происходило". А чтобы узнать финал, читать не надо - в интернете достаточно ресурсов с кратким содержанием книг, да и в каждой книге аннотация есть. А какой профит? Взять простейший пример - большинство исследований конца прошлого века велись в направлении, которое задавали научные фантасты. Еще в школе и институте, 1982-97 г., практически все мои друзья мечтали о карманном телевизоре, а сейчас кино можно на любом смартфоне посмотреть, и двадцати лет не прошло! Может быть, читая какой-нибудь интересный рассказ, Вам в голову тоже придет свежая идея, и Вы осчастливите человечество новым изобретением! И таких примеров масса! Достаточно вспомнить, что многие действительно хорошие фильмы - это экранизации книг, причем книг именно художественных, а не пособий по личностному росту или узкоспециализированных справочников! Надеюсь, против художественных фильмов Вы ничего не имеете? А самое главное - книга должна лечь на душу, причем в определенный момент жизни! Если не интересно - не читайте, возможно, через несколько лет мнение изменится! ))) И глупо относиться к отдыху как к "убийце времени"! Если не будет полноценного отдыха - не будет и полноценной работы! Книги, как и спорт, путешествия, рестораны, кинотеатр - лишь одна из форм отдыха, причем не самая худшая!
Андрей Банников
31.05.15 20:55
…большинство исследований конца прошлого века велись в направлении, которое задавали научные фантасты. А я всегда думал, что фантасты, как раз пользовались научными исследованиями для своих книг. Почему Вы считаете, что было наоборот? Надеюсь, против художественных фильмов Вы ничего не имеете? Ну, если выбирать между художественным фильмом и художественной литературой, то лучше выбрать книгу. :) Если не интересно - не читайте, возможно, через несколько лет мнение изменится! ))) У меня было, как раз наоборот: мнение изменилось в сторону мнения, которое озвученно в статье. :) Если не будет полноценного отдыха - не будет и полноценной работы! Я полностью с Вами согласен в самом принципе. Но реализация принципа у нас разная. Вообще по этой теме у нас разные взгляды. Это ни хорошо, ни плохо. Это естественно. Когда-то я многое делал, чего сегодня не делаю, но без чего не представлял свою жизнь радостной и полноценной. И многие себе представляют мою жизнь очень серой и несчастной: не читает худлит, не смотрит фильмы, не употребляет алкоголь, не ест мясо и т. п. Не жизнь, а каторга. Но я то знаю, что столько удовольствия и радости я от жизни не получал, как получаю сегодня. К чему это я? Мне кажется, что многие в комментариях защищают худлит именно по этой причине… В любом случае перемены всегда хороши, если они осознаны и есть замена уходящему. :)
Александр Евтеев
01.06.15 06:20
Согласен, главное - не зацикливаться на чем-то одном! Если Вы читали вчера и не читаете сегодня - это не значит, что не будете читать завтра. Главное - не возводить отказ от чтения книг в жизненный принцип! Повторюсь, лучшая иллюстрация нашей беседы - книга Брэдберри "451 градус по Фаренгейту". Вообще, интересно перечитать книги, которые читал лет 15-20 назад - оказывается, что они совсем о другом! А по поводу фантастов все просто - легче нафантазировать с три короба, чем пройти путь от идеи до ее воплощения, через исследования, разработки, производство прототипа и испытания... да и бюджет у фантастов и разработчиков разный, деньги на исследования еще найти нужно! Просто по факту - на сверхсветовых скоростях пока не летаем, космос не заселили, но компьютеры и роботы повсюду, мысли читать почти научились, лазерное оружие испытывают, и далее по списку )))
Сергей Волков
01.06.15 12:36
Про Тома Сойера - вообще... )))) отлично!
Сергей Волков
01.06.15 12:33
Поставил бы пять плюсов, если б это было возможно! +++++
Александр Евтеев
31.05.15 10:39
Извините, ответил не на тот комментарий ))) Но, в целом, я думаю, мысль ясна!
Андрей Банников
31.05.15 09:11
Не ценю, да. :) А в чем для Вас умение читать худлит? Умение получать удовольствие? Сейчас уже не знаю, но раньше, когда читал, получал массу удовольствия. Или умение проявляется еще в чем-то?
Пак Артём
30.05.15 18:00
Хотелось бы более подробного, развёрнутого мнения по поводу худ. литературы. Иначе, следуя вашей логике в статье, выходит что человеку надо лишь ежедневно тренировать самодисциплину и привычки - а это уже смахивает на "повышение эффективности", нежели саморазвитие.
Андрей Банников
31.05.15 15:10
Артём, задам встречный вопрос: что для Вас саморазвитие? Какая связь между саморазвитием и чтением художественной литературы?
Пак Артём
31.05.15 17:05
Андрей, думаю это "дверь в ситуации и места", где я по тем или иным причинам, не смогу побывать, личности с которыми не повстречаюсь. Возможность если не прочувствовать, то хотя бы взглянуть на жизнь других людей, мб и выдуманных, но в большинстве основанных на тех или иных чертах реальных людей. Таким образом, даже если никогда не познакомлюсь, то хотя бы буду иметь представление о тех или иных жизненных ситуациях. Коммент вышел немного романтичным, но тем неменее. Не помня обычаев прошлого, нельзя защищать настоящее и строить будущее? Впрочем, хотелось узнать все же ваше мнение.
Андрей Банников
31.05.15 17:34
Артём, ниже я дал общий комментарий по поводу художественной литературы, который более полно открывает мое отношение. Если останутся вопросы, задавайте. С радостью отвечу. :)
aleksandr_fromm
30.05.15 21:37
Метод БДПС и 4 пункта — шикарно, спасибо! Но оценка художественной литературы показала однобокость взглядов и сыграла роль ложки дегтя.
Александр Хорошилов
30.05.15 22:44
почему однобокость? Это взгляд автора. Разнобокость сродни г-ну в проруби, простите за мой французский :)
aleksandr_fromm
30.05.15 23:57
Вам много знакомо авторов нехудожественных книг, отношение которых к художественным книгам совпадает с вашим и автором этой статьи? Про разнобокость вы лишь высказали свою точку зрения. Странно, как вы оказались на сайте-уничтожителе однобокости.
Александр Хорошилов
31.05.15 00:04
не надо апеллировать к мнению "авторов нехудожественных книг" (это "анонимный авторитет" - слабая манипуляция). Мы высказываем личные мнения, так вот вопрос - что практического есть в "Войне и Мире"? (на всякий случай - читал, окончил советскую еще школу). Выше я написал, что как убийца времени - худлит самое то. И в этом смысле я ее очень даже люблю. Но к жизни это все не имеет никакого отношения. Сродни обсуждению причин метания вагона по ярославскому депо. Куда автор захочет - туда и повернет, и все ситуации, и все характеры специально придуманы под главную идею.
aleksandr_fromm
31.05.15 01:37
Вы себе противоречите: сперва интерпретируете мое мнение как манипуляцию и даже оцениваете ее силу, а затем пишете о том, что мы просто высказываем личные мнения. Существуют различные типы информации с различным назначением. Мои умственные ограничения не позволяют оценить полезность там, где это свойство изначально не закладывается. Не сочтите в очередной раз за манипуляцию, но "красота в глазах наблюдающего". Полезность, скорее всего тоже. Доказывать полезность художественных книг настолько же нелепо, как и доказывать полезность чтения. Кстати, существуют и убежденные в отсутствии полезности чтения. Вашу точку зрения понял, не осуждаю, она мне не близка. Не будем тратить друг у друга время.
Александр Хорошилов
31.05.15 01:43
в час сорок ночи я обычно не спешу, хотя за заботу о моем времени спасибо. Доказывать полезность и не надо, т.к. я нигде не назвал их бесполезными - я лишь написал, что полезность практическая преувеличена, а как поглотители времени они очень даже хороши.
Андрей Банников
31.05.15 09:53
Александр (aleksandr_fromm), спасибо за высокую оценку практических советов. За оценку моей оценки художественной литературы, тоже спасибо. :) То что мы все субъективны и склонны к однобокости — давно доказано, но в защиту своих взглядов хочу сказать, что было время, когда я взахлеб читал художественную литературу. И это, как мне кажется, не был ширпотреб: Достоевский, Толстой, Чехов, Лермонтов, Шекли, Ханлайн, Саймак, Брэдбери… И вот я уже 15 лет не читаю худлит. Перестал я читать не по причине, упомянутой в статье. Просто в реальном мире столько интересного и полезного, что просто времени не оставалось на худлит. С тех пор ни разу не пожалел. :) И вот, как говорится, с высоты полученного опыта, имею такое мнение. :)
Сергей Волков
01.06.15 13:01
Возьмем вот басни, про которые упоминает автор. Между прочим, худлит. http://pritchi.ru/id_4928 Ну и как? Вы прочитали этот текст как развлечение, или что-то зашевелилось в голове?
Liubov Kosinskaya
30.05.15 23:58
Фраза "поглощают книги, как жаба комаров" в статью меня просто влюбила))))
Андрей Банников
31.05.15 09:57
Спасибо. О своем труде всегда приятно такое читать. :)
Алекс Гриненко
31.05.15 00:21
Андрей Банников, вы мне открыли немного глаза, как раз вовремя! Многое замечал и понимал но четко сформулировать не смог. Обычно читаю статьи поверхностно, множество из них вода, но здесь все по существу и прямо в точку. Спасибо за совет о БДПС, спасибо за опыт, спасибо за статью. Одна из самых полезных статей!
Андрей Банников
31.05.15 10:01
Спасибо за отзыв. Вы понимали и замечали, а я вот, было время, не понимал и не замечал. Читал одну книгу за одной, но жизнь не менялась. Я как наркоман продолжал принимать дозу за дозой, радовался новым мыслям и идеям, но эмоции и эйфория проходили, а жизнь не менялась. Прошло много времени прежде, чем я просто задал себе вопрос: «В чем подвох?»…
Андрей Банников
09.06.15 19:09
Сегодня наводил порядок в файлах и наткнулся на pdf, где собраны 203 полезных совета от ЛХ для улучшения себя и своей жизни. Файл можно получить в обмен на подписку. А это своего рода уже довольно не слабо заполненная БДПС. :)
Roman Lesovoy
31.05.15 08:54
"Шерлок Холмс: Но я-то не каждый, Ватсон, поймите: человеческий мозг — это пустой чердак, куда можно набить всё, что угодно. Дурак так и делает: тащит туда нужное и ненужное. И наконец наступает момент, когда самую необходимую вещь туда уже не запихнёшь. Или она запрятана так далеко, что её не достанешь. Я делаю по-другому. В моём чердаке только необходимые мне инструменты. Их много, но они в идеальном порядке и всегда под рукой. А лишнего хлама мне не нужно."
Андрей Банников
31.05.15 09:28
Хочу дать общий комментарий по поводу художественной литературы. Прошу читателей обратить внимание на слова из статьи: «Они не призывают, за редким исключением, к каким-то переменам в реальной жизни и ещё реже дают действенные советы для этих перемен…». Я все же допускаю исключения и даже сам могу привести несколько примеров. Например книга «Хижина дяди Тома» сыграла очень большую роль в борьбе против рабства в США середины 19-го века. Я также думаю, что песни Высоцкого, на которых я вырос, тоже сыграли немаловажную роль в формировании свободомыслия и освобождения людей из под гнета «госдогматики». Но опять же ни Владимир Семенович, ни Гарриет Бичер-Стоу не дает конкретных советов, хотя и сильно вдохновляют. С другой стороны книга «Сердце перемен» упоминаемая в статье, не только вдохновляет, но и дает конкретные действенные советы. В ней приведены истории реальных, а не выдуманных людей, и это говорит мне: «Если у них это получилось, то получится и у тебя». И третья крайность: прикладные книги, написанные «диванными профессорами». В них содержится очень красивая теория, которая не работает на практике. Поэтому я делаю сам, и советую другим: тратье ресурсы на книги авторов, которые являются добившимися успеха профессионалами в теме, о которой они пишут.
Liubov Kosinskaya
31.05.15 12:07
По поводу худлита ещё есть момент возраста читающего. Когда человеку 10-15 - он ещё слабо способен оценивать прикладные книги, не актуальны они в таком возрасте, а актуален как раз внутренний мир и масса подсознательных установок, которые формируются именно худлитом. В этом возрасте,я глубоко убеждена, он не просто полезен,но совершенно необходим. Далее же, по мере вхождения человека в самостоятельную жизнь с необходимостью действовать, фокус смещается на ситуацию, описанную в статье.
Андрей Банников
31.05.15 15:17
С принципом согласен: малышне не до прикладной литературы. :) Но, когда у меня будут дети, я буду рассказывать им, как делают многие мои знакомые, реальные истории из жизни великих, просто знаменитых и просто людей. Постараюсь это сделать захватывающе, увлекательно и назидательно. :) При этом мои дети будут знать, что это происходило с реальными людьми и они реально решали свои проблемы, преодолевали себя и т. д. На примере свои знакомых, которые так делают, вижу, что результат потрясающий. :)
Сергей Волков
01.06.15 14:18
Сразу не смог ответить развернуто. Догоняю... В целом, я согласен со статьей, ЕСЛИ говорить о НЕ художественной, а практичной литературе. Я согласен, что мозг можно перегрузить знаниями. Согласен, что бессмысленно читать практичные книги, не применяя эти знания на практике. Я даже поймал новую для себя мысль и согласился с ней, что привыкая сначала читать художественную литературу, мы начинаем также читать практичную, т.е. читая и ничего не делая. НО! Мнение насчет худлита неоднозначное. Конечно, во многом худлит - это развлекательная литература. А если точнее, то человек питает свое эмоциональное тело, ему нужны эмоции. Человек ведь не может без эмоций? )) А то ведь можно и в робота превратиться. Вот не хватает кому триллера в жизни, он берет книгу... С этой стороны, от таких книг тоже есть польза. С другой стороны, через книги автор может высказать какие-то идеи, мысли, показать жизнь с какой-то стороны. И читатели таких книг могут задуматься над жизнью и не только. Такие книги дают толчок к познанию, развитию. А еще "они не призывают... к каким-то переменам", а часто закладывают основы, мировоззрение (особенно в детстве) человека, на основе которого он строит свою реальную жизнь. Да-да, те же сказки. :) "Хижина дяди Тома", "Тимур и его команда" и т.д. Ну и песни туда же, раз мы заговорили. В вышеназванной песне Высоцкого я этот воспитательный фактор тоже заметил. Но если Высоцкий формировал своими стихами свободомыслие, то госдогматика ведь тоже была (кем-то) на чем-то сформирована. И тут, Андрей, ты начинаешь уже сам себе противоречить, когда говоришь, что развлекательная литература все-таки влияет на умы. И такие примеры не редки. Насчет конкретных советов. Если человеку все время давать конкретные советы, то он и думать-то сам перестанет. :) Но я надеюсь, что человек как вид все-таки не опуститься до этого. :)) А то иногда берешь практичную книгу, начинаешь выполнять советы оттуда, а потом думаешь - что за херней я занимаюсь? )) И толку никакого. Поэтому, читая такие книги, тоже не надо забывать думать. И чувствовать тоже. В любом случае, надо быть Человеком! (О, как загнул! :)))
Андрей Банников
07.06.15 19:52
И тут, Андрей, ты начинаешь уже сам себе противоречить, когда говоришь, что развлекательная литература все-таки влияет на умы. Сергей, я не себе противоречу, а тому как Вы поняли меня. :) Нигде я не писал, что худлит не имеет никакой ценности. Проблема в том, что её «полезность» меньше её «неполезности». А все её полезности с лихвой может заменить нонфикшн. :) И да, думать надо всегда, какую бы литературу мы не читали. Поэтому советы, если их правильно применять, развивают в человеке способность думать и думать практически… :)
Slava Gerchikov
31.05.15 16:04
Одна из лучших статей, за исключением пары несуразных моментов: 1)название НЕ соответствует содержанию. Когда открывал страницу, то думал, что будет что-то вроде "некоторые люди от лени развлекаются чтением книг и как с этим бороться" 2)вы приводите пример и ссылку на статью: Например, приём «муха на стене» из книги «Сила воли» Уолтера Мишела читатель думает, что там будет поясняющая страница по этому методу, а там оказывается бред "по мотивам книги" - когда кто-то там что-то вычитал и пытается даже не пересказать, а нести какую-то отсебятину. В итоге статья неполная. Зачем так делать?
Андрей Банников
31.05.15 16:25
Слава, спасибо за высокую оценку статьи и замечания. 1. Возможно словосочетание «книжная прокрастинация» допускает двоякое значение, но мне не пришло в голову второе, поэтому я допустил такое название. Поверьте, это было сделано не специально. :) 2. Перед тем, как дать ссылку, я прочитал статью и не нашел в ней описание метода «муха на стене». Поэтому прикрепил ссылку не к названию метода, а к названию книги, но я готов рассказать в чем суть этого метода. :) Метод (прием): «Муха на стене» Когда в следующий раз вам захочется обидеться на кого-то, вспылить или что-то подобное, посмотрите на ситуацию со стороны, как ее видит, например, муха на стене. Не надо представлять себя мухой. :) То есть по усти автор предлагает исключить из ситуации ваше задетое «я», потому что оно принимает все личностно и часто, когда задето, не верно оценивает интонацию, смысл и мотивы слов или поведения другого человека. Прием кажется очень простым, но на самом деле он очень эффективен. Испытал это на себе ни один раз. Когда видишь ситуацию со стороны, то начинаешь понимать, что жена не хотела тебя обидеть или не пришла к тебе с претензиями. Просто у нее проблема и она переживает, ей нужна твоя помощь и поддержка… И, кстати, то как я хотел прореагировать или ответить, мне часто очень не нравилось, когда я «становился» мухой на стене. :)
Kirill Tulenev
01.06.15 11:26
Можно сделать закладку с принципами этой статьи. Чтобы не забывать. Для тех, кто читает живые книги.
Андрей Банников
01.06.15 11:30
Интересная идея, Кирилл! А как бы ты посоветовал организовать сбор практических советов для БДПС и дальнейшую работу с ними для тех, кто читает бумажные книги?
Александр Евтеев
01.06.15 16:10
Еvernote https://evernote.com/intl/ru/ (Можно использовать бесплатный аккаунт. Есть прекрасная замена не очень удобному родному клиенту под Mac http://alternoteapp.com Под iOS родное приложение нормально работает. Win и Андроидом не пользуюсь, поэтому про эти платформы ничего не скажу. Я сам пока распознавать текст не пробовал. Почему-то пишут, что не получается распознать, но статья и отзывы достаточно старые http://ru-support.evernote.com/question/details/id/5449) FineScanner http://www.abbyy.ru/finescanner/ (Распознает отлично! Сама программа бесплатная, но цены на плюшки не самые демократичные )))
Алексей Пономарь
01.06.15 16:16
Как-как вы сказали? Э-вер-нот? Никогда не слышал.
Александр Евтеев
01.06.15 19:08
Могу еще предложить Мо-ле-скин )))
Алексей Пономарь
02.06.15 12:25
Шайтан!
Андрей Банников
01.06.15 16:29
Навряд ли любители «живых книг» будут пользоваться электронной БДПС. Ведь вся суть и состоит в работе с бумагой (тактильные ощущения, шелест страниц, запах краски и т.п.). Но, возможно, я ошибаюсь, так как не очень понимаю причины предпочтения печатных книг перед электронными. :)
Kirill Tulenev
02.06.15 07:21
Спасибо) Я переношу подчеркнутые идеи в эксель-записанные. А те, что выполнил в эксель-внедренные. И конечно перечитываю подчеркнутые места или выделенные, если книга в эл. формате.
Vitaliy Grinchuk
01.06.15 22:09
Вы, в принципе, такая же жертва, ни особо отличимая от тех, кого вы описываете. Ведь, помимо, жертв знания, что совершенно верно вы написали, кроме причины, есть и жертвы немедленных изменений, мгновенных эволюций, а также точных инструкций и бесконечных мотивационных тренингов. Неумение извлекать пользу из литературы не делает ее чтение бессмысленной, а лишь говорит, что вы это делать не умеете. К сожалению, гуру мотивации не скажут читайте Воннегута, они скажут - действуйте, иначе кто купит их следующую книгу? Хотя чтение всего подряд, скорее всего, действительно, ничего не изменит, если воспринимать литературу только как развлечение. А вот у меня есть друг, он на четвертом или пятом сроке прочитал Ремарка и понял, что жизнь необходимо менять. Изменил свою и теперь меняет литературой и театром жизни других. А вы тут про своего Дэн Хиза.
Андрей Банников
07.06.15 19:40
Vitaliy Grinchuk, я не говорил, что от худлита нет никакой пользы. А только о том, что «минусы перевешивают плюсы». Но даже, если так, то Вы не знаете что я могу, а чего нет. Я не герой художественного романа, которого Вы вольны нарисовать себе как вздумается и будете в любом случае правы. Я — реальный человек и судить обо мне только по одной статье, и то не до конца понятой Вами, — большая ошибка. :) И советую Вам прочитать книгу «Сердце перемен». Там столько удивительных, потрясающих и реальных историй, которые вдохновляют и будят сознание не хуже выдуманных кем-то небылиц. :) А потом уже сможете пренебрежительно отзываться об авторах этой книги. :)
Vitaliy Grinchuk
07.06.15 23:20
Я прочитал внимательно. Даже два раза. И имею право утверждать уже на основании только этого куска "А максимум, что обычно дают сказки, художественная литература и другие басни, — это нравоучения. Они не призывают, за редким исключением, к каким-то переменам в реальной жизни и ещё реже дают действенные советы для этих перемен, потому что по сути своей созданы для развлечения, а не изменения.", что вы обычный неуч в лучшем случае, в худшем вы просто один из резидентов издательства, продвигающий их литературу в обмен на возможность получить бумажный экземпляр. Уже на только одном куске я утверждаю что вы далеки от логики, мешаете мух с котлетами и откровенно манипулируете. Почему бы вам не сравнить Дейла Карнеги и "Теорию происхождения видов", польза и ценность которой во стократ выше советов о том, как завести друзей? пс. Друзья, я пробовал водить БМВ 3-й серии. И знаете, что я вам скажу - это полная чушь. Ни одно БМВ не позволит вам перевезти столько картошки, сколько перевозить Газель. Вывод: не покупайте БМВ, возите картошку на Газелях.
Vitaliy Grinchuk
01.06.15 22:14
Почитайте лучше откуда взялись сказки и какой в них смысл, прежде чем писать чушь про развлечение.
Aeroplann
02.06.15 11:45
Статья любителям построить из жизни схему, с конечным пунктом "успех". А "худлит" это карта без отметок, когда книга по саморазвитию и треннинги это проложенный маршрут. Хождение по контрапунктам. У одних из тэг-мыслящих, #худлит разложился на #развлечение и #нравоучение, поэтому размышляя над тем что книги могут приносить пользу индивиду, в голове несостыкавки, все, error. Пс Повторил Виталия)
Андрей Банников
04.06.15 20:09
Любителям и защитникам художественной литературы предлагаю прочитать статью и мои комментарии не поверхностно, а неторопливо и вдумчиво. Потому что я не могу понять как по тому, что я написал вы сделали такие выводы о статье, обо мне и моей жизни?! :) А пока ваши комментарии только подтверждают истинность статьи. :) P. S. Возможно, вы погорячились и поспешили с выводами и комментариями. Так давайте остынем и всё обсудим. ;)
kiryl kaveryn
04.06.15 20:56
Наконец-то хоть один действительно разумный комментарий! (Виталия Гринчука) Пока листал вниз, думал, что никто уже не скажет этого... Абсолютно согласен с Виталием. Художественную литературу можно точно также называть развлечением, как и живопись, театр, музыкальные произведения... Как можно называть развлечением творения выдающихся гениев, существовавших на земле? Плод их кропотливого труда, в который они вложили весь свой талант и который изменил жизни миллионов людей? Для этого нужно быть, прощу прощения, в крайней степени эгоистом. Художественная литература и литература предназначенная для практического применения - это как экзамен тет-а-тет с профессором и тестирование. В первом случае тебе необходимо проявить незаурядную фантазию, смекалку, гибкость своего ума, а в другом - следовать заранее отработанному шаблону. Что отличает человека думающего? Способность самому сделать выводы из предоставленной ему информации. Вся литература хороша (качественная, без сомнения). Но сам факт подхода к худ. лит. как к развлечению свидетельствует об Осознанном Отказе человека от Возможности. Возможности получить самые необыкновенные, а потому и самые ценные знания. Отказ от Возможности учиться на чужих ошибках (я пишу чужих, потому что вся худ. литература так или иначе, какой бы она не была "выдумкой", основана на реальных человеческих судьбах, просто изощренно сплетенных и поданных в другой оболочке автором). Я надеюсь, что не надо объяснять разницу между знанием того "как делать надо" и "как делать НЕ надо". На всякий случай скажу. В первом случае за нас решили как нам жить, чтобы не допустить ошибки и создали рамки, выход за которые опасен. А во втором - мы имеем Возможность делать все что угодно, кроме данного варианта. Это как "единица" и "бесконечность минус единица". Все величайшие открытия и изобретения были совершены, когда человек делал не "так, как надо" а "так, как еще никто не делал". Это ключевой момент. Чтение художественной литературы - это большая работа работа и труд. Однако работа, приносящая удовольствие! Так к ней и надо относиться. Андрей, со всем уважением к Вам... будьте, пожалуйста, аккуратны в своих рассуждениях и советах. Потому как "не ведаете что творите". Размещая такую статью на популярном сайте и высказывая свое собственное мнение Вы, тем самым, влияете на неокрепшие умы и, как-бы, говорите им "Будь глупеньким! Зачем тебе напрягать мозг? Читай только практическую литературу и делай! Все эти выдумки только запудрят тебе мозги!" (я немного утрирую тут). Вы должны понимать свою ответственность. Если же не понимаете - то это очень печально, так как нельзя просто сказать "не нравится/не согласен - не читай". Это вопрос совести и воспитания. Как с детьми: имея возможность влиять на человека, всегда нужно помнить, что ты можешь быть не прав, можешь ошибаться. Так не надо втягивать в свою "ошибку" других людей. Я на Вас не "наезжаю", я вас прошу. Возможно я пафосно написал... зато так, как думал. Потому что это вопрос не просто "что читать, а что нет" - это вопрос отношения к своей жизни вообще. Постскриптум. Не стоит превращать Жизнь в прохождение квеста в компьютерной игре: получил задание-выполнил квест-получил опыт-прокачал навык -и снова. Это гораздо более сложная и интересная штука.
Андрей Банников
07.06.15 19:30
kiryl kaveryn, я понимаю Вашу точку зрения. Было время и я так считал. Но время идёт, жизнь меняется, мы получаем новый опыт и делаем новые выводы. 17 лет я читал художественную литературу и вот уже 15 лет не читаю. За эти 15 лет моя жизнь изменилась в лучшую сторону и отказ от худлита тоже сыграл свою роль. Поэтому мне есть с чем сравнивать. Постараюсь ответить на каждый пункт, поэтому из комментария получилась ещё одна статья. :) Как можно называть развлечением творения выдающихся гениев, существовавших на земле? Вероятнее всего понятие гения относительно. Того кого Вы считаете гением, я могу гением не считать. Плод их кропотливого труда, в который они вложили весь свой талант и который изменил жизни миллионов людей? Я уважаю людей за их кропотливый труд, но при этом могу не ценить результаты этого труда. А миллионы изменённых жизней — это очень спорный вопрос. Я знаю сотни людей, которые под впечатлением от художественных произведений принимали решения изменить жизнь в лучшую сторону, но после того как стихли эмоции и остыли чувства всё возвращалось назад. Никакой изменённой жизни. Обратных случаев не встречал. Художественная литература и литература предназначенная для практического применения - это как экзамен тет-а-тет с профессором и тестирование. В первом случае тебе необходимо проявить незаурядную фантазию, смекалку, гибкость своего ума, а в другом - следовать заранее отработанному шаблону. Мой опыт говорит совсем о другой реальности: в первом случае автор произведения будит вашу фантазию образами и художественными приёмами и всё это оторвано от реальности. А во втором случае вам надо потрудиться, чтобы понять как предложенный автором совет, работающий на практике, применить к вашей жизни, вашим обстоятельствам и характеру. Вот тут действительно надо потрудиться и проявить недюжую смекалку и силу воли. Что отличает человека думающего? Способность самому сделать выводы из предоставленной ему информации. Откуда такое мнение, что нонфикшн надо читать с выключенным мозгом? :) Возможности получить самые необыкновенные, а потому и самые ценные знания. Отказ от Возможности учиться на чужих ошибках (я пишу чужих, потому что вся худ. литература так или иначе, какой бы она не была «выдумкой», основана на реальных человеческих судьбах, просто изощренно сплетенных и поданных в другой оболочке автором). Выдумка, она всегда остаётся выдумкой, она нереальна, она не существовала. Если Вы хотите получить ценные знания, читайте научно-популярную литературу. Наш мир на много интереснее, ярче и увлекательнее, а, самое главное, он настоящий. Хотите учиться на чужих ошибках? Читайте историю человечества и биографии людей. Анализируйте, ищите причинно-следственную связь, делайте выводы. Вот тут мозгу прийдётся основательно потрудиться. :) Все величайшие открытия и изобретения были совершены, когда человек делал не «так, как надо» а «так, как еще никто не делал». Совершены они были на базе знаний о реальности, которая уже есть и без этой базы ничего бы не получилось. Для импровизации, для новых изобретений и для «думай иначе» у человека должен быть мощный фундамент и чужие фантазии тут совсем не подходят. Чтение художественной литературы - это большая работа работа и труд. Не знаю. Когда автор тебе всё разжёвывает, ведёт тебя по сюжету, подводит к выводам, делает всё возможное, чтобы ты понял к чему же он клонит, то где здесь труд и работа читателя? Я, в своё время, очень любил читать Роберта Шекли. В каждом его произведении он просто переворачивал моё представление обо мне, о мире, о людях, как говорится расширял сознание. Но чтобы это было трудом? Не помню. Это всего лишь было развлечением пусть и с неплохим результатом в конце. :) …влияете на неокрепшие умы и, как-бы, говорите им «Будь глупеньким! Зачем тебе напрягать мозг? Читай только практическую литературу и делай! Все эти выдумки только запудрят тебе мозги!». Повторюсь: я глубоко убеждён, что художественная литература способствует атрофации мозга, так как тот не сильно то напрягается при её чтении. К тому же призывов бездумно делать в статье не было. Я не подымал эту проблему. Мы говорили только о том, что мы читаем книги, а советы, данные в них, не применяем. …всегда нужно помнить, что ты можешь быть не прав, можешь ошибаться. Только я могу быть не прав? :) А если Вы и все остальные защитники худлита ошибаются? Посмотрите комментарии. Кто согласен со мной? Только один человек. Все же остальные изливают свой праведный гнев. :) Так что, если я ошибаюсь, то комментарии выведут заблудших на путь истинный, но пока не было приведенно ни одной ценности худлита, которой нет у нонфикшн. [quote]Не стоит превращать Жизнь в прохождение квеста в компьютерной игре: получил задание-выполнил квест-получил опыт-прокачал навык -и снова. Это гораздо более сложная и интересная штука.[/quote] Мне кажется, Вы видите меня и мою жизнь, как подсказывает ваша фантазия. :) Вам сложно поверить, что без худлита жизнь может быть интересной, яркой, разнообразной и насыщенной? Может! Хотя бы потому что у человека появляется больше времени, которое он может потратить на получение реального опыта и восторга, вызванного самой жизнью, а не одним только воображением. Это моё мнение. Я знаю, что его разделяет очень мало людей на планете Земля. :) Но даже если определённую точку зрения исповедует большинство, то это ещё не является признаком правоты… :) К тому же Вы находитесь на ресурсе, который нередко побуждает своих читателей посмотреть на жизнь с другой колокольни (это не значит, что редакция ЛХ и остальные авторы согласны со мной в вопросе худлита)…
Oleg Bondarenko
06.06.15 00:51
1. перестать читать сайты с лайфхаками;) Св. Бернар говорил: "В лесах ты найдешь куда больше, чем в книгах. Деревья и камни научат тебя большему, чем любой учитель." В то же время литература дает тебе возможность (воображением) совершать путешествия, которые никак иначе и в таком количестве совершить невозможно. Хорошая литература, к тому же рассказывает читателю о нем самом, что немаловажно, при отсутствии других источников.
Лаура Скалецкая
06.06.15 13:25
Автор, большое спасибо! Для себя нашла статью очень полезной. Ушла создавать БДПС.
Андрей Банников
09.06.15 19:08
Сегодня наводил порядок в файлах и наткнулся на pdf, где собраны 203 полезных совета от ЛХ для улучшения себя и своей жизни. Файл можно получить в обмен на подписку. А это своего рода уже довольно не слабо заполненная БДПС. :)
Настя Усенко
09.06.15 18:14
В целом согласна, что есть такая проблема: читать и не делать. Но я считаю, что читать обязательно нужно. Во-первых, в получении удовольствия есть своя польза. Вы переключаетесь сповседневных задач, даете мозгу передышку, становитесь более счастливым, по крайней мере! Некоторые книги помогут вам сменить обстановку лучше, чем путешествие. А еще почти любая книга формирует мировоззрение. Те ограниченные люди, о которых идет речь в статье, это не все читающие, а только те, что получают образование ради корочки, а книги читают ради списка. Есть даже списки "N книг/фильмов, которые должен прочитать/посмотреть каждый". На самом деле, все читающие, конечно, разные, и я знаю много разносторонне развитых интересных людей, которым книги пошли только на пользу. Во-вторых, если пересмотреть прочитанные мной за последний год книги, очень многие из них что-то во мне улучшили. Одна научила лучше одеваться, другая помогла слегка скорректировать питание, одна дала несколько подсказок о том, как улучшить организацию своего времени,еще одна - читать более эффективно (лучше запоминать, например), четыре подарили безудержное вдохновение, три позволили лучше понять себя, и после пяти мне захотелось стать лучше. Кроме этого, были книги "с погружением", позволившие мне просто получить удовольствие и переключиться с ежедневных рутин и были, не скрою, книги, которые действительно "не помогли" (в основном это нон-фикшн, не подошедший лично мне). Но я не жалею ни об одной из них, и не представляю, как можно советовать людям не читать. В конце концов, читая по 30 мин. в день, можно уже прочитывать по несколько книг в месяц, а уж из них наверняка что-то окажется полезным. Уверена, многие тут с меньшей пользой на сидение в лайфхакере больше времени тратят
Андрей Банников
09.06.15 19:05
Настя, спасибо за чудесный комментарий. Только вроде бы ни в статье, ни в комментариях нет призыва не читать. :)
Настя Усенко
09.06.15 21:40
Ну это, наверное, у меня что-то субъективное сложилось от прочтения :) Возможно, не имеющее отношения к статье ))) А вообще с большей частью советов я согласна. Еще есть такой нюанс: люди не применяют какие-то вещи на практике не потому, что они ленивы или прокрастинируют, а скорее потому, что полученное знание не находит внутреннего отклика. Тут либо слова в книге не те (для конкретного человека), либо результат не так уж и важен.
Елизавета Горчакова
02.09.15 10:19
Большое спасибо автору за статью и за практические советы! Это просто про меня)). Я к тому же умные книги скачиваю на английском. Они-то точно должны работать))). Многие из мыслей автора уже появлялись у меня в голове. В одной из таких умных книг я прочла про то, почему люди так любят посещать семинары по саморазвитию: Это по сути не стратегия перемен, это стратегия самоуспокоения. Ну, нельзя же сказать, что я ничего не делаю, чтобы изменить мою жизнь. Я вот семинар посетил, книжку еще одну умную прочел. В общем, спасибо! Пошла составлять базу данных))
Иван Ермолин
29.09.15 19:14
Давно не читал столь простых, полезных и и в тоже время коротких заметок!
Эрна Рихтер
30.09.15 08:09
У меня есть специальная тетрадь для таких дел. Например я пишу правило или совет и делаю под ним табличку, примерно на две недели, и ставлю + каждый день, если правило выполнено.
Dan Zamnius
30.09.15 12:44
Андрей, подскажите пожалуйста, вы почему не указываете первоисточник?http://upgraders.org/2015/06/book-procrastination-or-why-the-book-dont-change-our-life/
Алексей Пономарь
30.09.15 13:05
Вообще-то первоисточник — как раз статья Андрея, там на странице внизу есть ссылка.
Сергей Гурин
13.11.15 00:37
МЕГА ПОЛЕЗНАЯ СТАТЬЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Vasiliy Balandin
31.01.16 13:55
Что же книжка? почему люди так любят посещать семинары по саморазвитию
Константин
17.02.16 00:14
Автору спасибо. Майнд с вопросами от Виктории Бехтеревой нашёлся в сохранённых. Думаю, будет полезно и многим взрослым)
Антон Витвицкий
23.09.16 19:18
Андрей, очень был бы рад получать от Вас этот самый pdf)
Алексей Пономарь
23.09.16 19:23
Пройдите сюда: https://lifehacker.ru/203-habits/
Антон Витвицкий
23.09.16 19:39
Благодарю)
Что вы могли пропустить
3 вопроса, чтобы расхламить шкаф с одеждой без лишних усилий
3 вопроса, чтобы расхламить шкаф с одеждой без лишних усилий
0
12 октября
Советы
Советы
Нейлон или полиэстер — что лучше для куртки
Нейлон или полиэстер — что лучше для куртки
0
11 октября
Ликбез
Советы
Как это сделать: научить ребёнка говорить «нет» незнакомцам в интернете
Как это сделать: научить ребёнка говорить «нет» незнакомцам в интернете
0
7 октября
Советы
Советы
Как выбрать одеяло для комфортного сна
Как выбрать одеяло для комфортного сна
0
4 октября
Ликбез
Советы
Где растёт клюква и когда её собирать
Где растёт клюква и когда её собирать
0
30 сентября
Ликбез
Советы
Как защитить ребёнка в интернете: 3 совета для дальновидных родителей
Как защитить ребёнка в интернете: 3 совета для дальновидных родителей
0
30 сентября
Советы
Советы
Apple объяснила царапины на iPhone 17 Pro: это не дефект, а следы от MagSafe-стойки
Apple объяснила царапины на iPhone 17 Pro: это не дефект, а следы от MagSafe-стойки
0
25 сентября
Новости
Советы
Чем отмыть руки от грецкого ореха
Чем отмыть руки от грецкого ореха
0
23 сентября
Ликбез
Советы
О чём стоит знать до рождения ребёнка? Рассказывают опытные родители
О чём стоит знать до рождения ребёнка? Рассказывают опытные родители
0
17 сентября
Советы
Советы
Вышел трейлер фильма «Дорогая, я уменьшаюсь» — про человека, который становится меньше спичечного коробка
Вышел трейлер фильма «Дорогая, я уменьшаюсь» — про человека, который становится меньше спичечного коробка
0
16 сентября
Советы
Советы
Как пользоваться посудомоечной машиной правильно
Как пользоваться посудомоечной машиной правильно
0
13 сентября
Ликбез
Советы
Что лучше: керамика или фарфор
Что лучше: керамика или фарфор
0
11 сентября
Ликбез
Советы
Как отстирать пятна от мыльных пузырей
Как отстирать пятна от мыльных пузырей
0
5 сентября
Ликбез
Советы
Как избавиться от мошек в квартире
Как избавиться от мошек в квартире
29 августа
«Горящая изба»
Советы
Когда собирать шиповник и как его сушить в домашних условиях
Когда собирать шиповник и как его сушить в домашних условиях
0
25 августа
Ликбез
Советы

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Марина Никольская2 часа назад

0 / 0

Всегда сначала листаю до цены
Обзор Huawei MatePad 12 X (2025) PaperMatte — приятного планшета для рисования и заметок
Аватар автора комментария
Alexandr Al4 часа назад

0 / 0

С чего ты взял, что я говорил об анализе?
«Google Поиск» в России получает режим ИИ, работающий как чат-бот
Аватар автора комментария
вера денисова6 часов назад

0 / 0

На последнем фото пытались вскрыть личинку чужого😀
Это не так работает: 22 фото, как не надо обращаться с гаджетами и техникой
Аватар автора комментария
Alla Luchko6 часов назад

0 / 0

Интересно, а кто-то из тех, кто копит и не тратит задумывался о том, что может тупо не дожить до того момента, когда сможет накопленные деньги потратить?? Он договор о бессмертии подписал?? Или договорился со всеми мошенниками,что его деньги не исчезнут со счетов?! Я где-то читала, что жить будущим, а не настоящим, то есть здесь и сейчас - это психическое отклонение
Взятка кукухе, чтобы не отлетела: 4 причины не лишать себя маленьких радостей ради экономии
Эксперты рассказали о пользе киберспорта для детей

Эксперты рассказали о пользе киберспорта для детей

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях