Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Жизнь
22 сентября 2020

Что такое матчество и как дать его ребёнку

Заменить отчество на обращение по матери непросто, но некоторым всё же удалось.
Фото автора Ася Плошкина
Ася Плошкина

Автор Лайфхакера

Что такое матчество и как дать его ребёнку
Оглавление
  1. Что такое матчество?
  2. Откуда оно взялось?
  3. Зачем нужны матронимы?
  4. Но ведь есть и противники этой идеи?
  5. А что говорит закон?
  6. Я хочу дать матчество своему ребёнку. Как это сделать?
  7. А как быть, если я хочу поменять своё отчество на матчество?
Оглавление
  1. Что такое матчество?
  2. Откуда оно взялось?
  3. Зачем нужны матронимы?
  4. Но ведь есть и противники этой идеи?
  5. А что говорит закон?
  6. Я хочу дать матчество своему ребёнку. Как это сделать?
  7. А как быть, если я хочу поменять своё отчество на матчество?

Что такое матчество?

Матчество, или матроним, — часть имени человека. Оно даётся по аналогии с отчеством, но образовано от имени матери, например Марьевич, Анастасьевна, Еленович.

Откуда оно взялось?

Может показаться, что идея давать матронимы родилась совсем недавно и её придумали феминистки и матери‑одиночки. Но это совсем не так. Во многих культурах людей именовали по роду матери в прошлом и продолжают делать это сейчас. Матронимы используются в Индонезии, Вьетнаме и Филиппинах. Иногда они встречаются в скандинавских странах. В Испании человек с рождения носит двойную фамилию, составленную из отцовской и материнской. И даже в России были прецеденты, когда людей называли по имени их матери. Например, у князя Ярослава Владимировича Осмомысла был внебрачный сын, которого прозвали Олег Настасьич.

Зачем нужны матронимы?

Они выполняют те же функции, что и отчества:

  • Обозначают происхождение человека и дополнительно его идентифицируют.
  • Подчёркивают вклад родителя (в данном случае матери) в появление на свет и воспитание ребёнка.
  • Позволяют уважительно обращаться к человеку, если этого требует обстановка или субординация.

Сторонники матронимов считают: раз мать рожает ребёнка и вкладывает время и силы в его воспитание, было бы справедливо отразить это в его имени. Ведь фамилию большинство людей получает от отца, а раз так, какой‑то элемент должен быть от матери, например матроним. Это становится особенно актуально, если женщина растит ребёнка одна, а так происходит в трети российских семей.

Есть и более лирическая аргументация. Например, философ Михаил Эпштейн уверен: если бы люди носили матчества, это бы смягчало нравы и отражало единство мужского и женского в любом человеке.

Но ведь есть и противники этой идеи?

Конечно. Вокруг использования матронимов ведутся горячие споры. Вот основные доводы несогласных:

  • Это противоречит российским традициям и менталитету: у нас патриархальная культура, людей всегда именовали по отцу, а значит, так и должно быть.
  • Это оскорбляет мужчин, принижает их роль в воспитании ребёнка и ведёт к матриархату.
  • Ребёнка будут дразнить в школе. К тому же матчество как клеймо. Оно показывает, что мать была неразборчива в связях и не знает, от кого родила.
  • Матчество так же несправедливо, как и отчество. Можно брать двойные матро‑патронимы, как это сделал уралец Сергей Мухлынин, который приписал к своему отчеству имя матери и стал Веро‑Викторовичем. Или вообще отказаться и от матронимов, и от патронимов как от чего‑то устаревшего и использовать, например, двойные имена или фамилии.

А что говорит закон?

Ситуация с матчествами в законодательстве никак не прописана. В статье 58 Семейного кодекса сказано, что ребёнок имеет право на имя, фамилию и отчество, причём «отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае».

Эти формулировки можно трактовать двояко: вроде бы прямого запрета нет, но и разрешения тоже. На практике сотрудники загсов отказывают тем, кто пришёл дать ребёнку или себе матроним, ведь в законе говорится только об отчестве, и образовано оно должно быть от мужского имени. Но существует лазейка. У большинства женских имён есть мужские аналоги, даже неочевидные: Елен, Марий, Юлий, Наталий, Олесь и так далее. Если удастся найти мужское имя, идентичное имени матери, в загсе такое псевдоотчество могут одобрить.

Я хочу дать матчество своему ребёнку. Как это сделать?

Если речь о младенце, у которого ещё нет свидетельства о рождении, нужно подать заявление лично в загсе или через портал «Госуслуги». В обращении необходимо указать, какие фамилию, имя и отчество (матчество) вы хотите дать ребёнку.

Если имя матери легко превращается в мужское (Александра, Евгения, Валентина), проблем возникнуть не должно. В других случаях, возможно, придётся пободаться: сотрудники загсов настаивают на патронимах и, даже если биологический отец ребёнка от него отказался, предлагают матери использовать имя дедушки или другого родственника. Прецедентов, когда новорождённому всё же удалось дать матроним, образованный от исключительно женского имени, например Татьяна, Ирина, Пелагея, пока не было.

Поменять отчество ребёнку, у которого уже есть свидетельство о рождении, не получится до его 14‑летия. Потом он может сделать это сам, если признан дееспособным, или с разрешения родителей (законных представителей).

А как быть, если я хочу поменять своё отчество на матчество?

Совершеннолетний человек может сменить отчество, обратившись в загс. Но тут действуют те же ограничения, что и в случае с новорождённым, так что лучше заранее поискать для имени матери мужские аналоги, чтобы ссылаться на них в случае отказа.

Как вы относитесь к матронимам? Готовы ли дать своему ребёнку часть имени по матери? Поделитесь в комментариях.

Читайте также
🧐
Как появилась традиция менять фамилию в браке и почему вы не обязаны это делать
Как усыновить ребёнка
Как популярные рецепты семейного счастья разрушают отношения
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Угги с отличными отзывами на маркетплейсах: 8 удачных вариантов

Угги с отличными отзывами на маркетплейсах: 8 удачных вариантов

Надо брать: самостоятельный робот-пылесос от Roborock со скидкой 42%

Надо брать: самостоятельный робот-пылесос от Roborock со скидкой 42%

10 товаров, которые должны быть в каждой машине зимой

10 товаров, которые должны быть в каждой машине зимой

Этот аэрогриль заменяет сразу три девайса! Забираем его со скидкой 47%

Этот аэрогриль заменяет сразу три девайса! Забираем его со скидкой 47%

Надо брать: зимние кроссовки от Li-Ning из новой коллекции

Надо брать: зимние кроссовки от Li-Ning из новой коллекции

Nahodki AliExpress: samye poleznye i interesnye tovary nedeli

Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели

5 nadyozhnyh obogrevatelej do 5 000 rublej dlya doma, dachi i ofisa

5 обогревателей до 5 000 рублей для дома, дачи и офиса

Надо брать: инверторная стиральная машина от Weissgauff со скидкой 36%

Надо брать: инверторная стиральная машина от Weissgauff со скидкой 36%

Это интересно
«У вас плотная грудь»: что значит такое заключение врача и нужно ли его бояться

«У вас плотная грудь»: что значит такое заключение врача и нужно ли его бояться

От традиций к инновациям: 8 перспективных профессий современного сельского хозяйства

От традиций к инновациям: 8 перспективных профессий современного сельского хозяйства

Как студенты-архитекторы улучшают благоустройство городов, не отрываясь от учёбы: 4 доступных формата

Как студенты-архитекторы улучшают благоустройство городов, не отрываясь от учёбы: 4 доступных формата

Испечь хлеб и приготовить улиток: чему можно научиться на фермах в России

Испечь хлеб и приготовить улиток: чему можно научиться на фермах в России

Комментарии
Pavel Belov
25.05.20 23:17
Предлагаю так же все вещи с мужскими родами переименовывать в женские, а то совсем не получается. Телевизорша, потолочина... Не страдаете хернёй, вы тратите энергию на совсем не нужные вещи, религия, профессиональный спорт, полёты в космос... Вам заняться нечем? Мусор вокруг мусорки соберите и в мусорку положите. Со скуки херней страдает.
Ася Плошкина
26.05.20 00:40
Нужен переводчик.
Mr. Yurii Romanov
28.05.20 23:27
В Украине на почве националистического подъема такой бред уже ввели официально. Например докторКА директорКА и иже с ними. Аргументируют желанием независимости в плане языка, но по-моему, это не движение вперёд, а наоборот — деградация к архаизмам.
Ася Плошкина
29.05.20 00:26
Я слышала от украинцев слова "авторка" или "учителька" задолго до того, как это стало мейнстримом)Кстати, что плохого в этих словах?
Mr. Yurii Romanov
29.05.20 14:46
Да собственно ничего плохого. Просто вместо повышения уровня грамотности в стране выбрали политику легализации ошибочного склонения слов. К тому же, "суржик" (а ля смесь русского и украинского на почве банальной необразованности) никто не отменял и такими решениями его существование лишь укрепляется.
Ася Плошкина
29.05.20 15:42|изменено
Я тут читнула про ситуацию с феминитивами в Украине. Насколько я поняла, их и так часто использовали в СМИ и других местах, а официальное решение просто закрепило то, что уже пошло в народ. Я не думаю, что это как-то противоречит повышению грамотности: не мешает выпускать передачи об украинском языке на центральных каналах и радиостанциях, проводить тотальные диктанты и другие похожие мероприятия.Насчёт ошибочности тоже можно поспорить: это просто непривычная форма, но не безграмотная. По крайней мере в русском.Начёт суржика... Я не украинка и точно не знаю, что там и как. Но любой разговорный язык - это в какой-то степени суржик. В русском за здорово живёшь используют кучу заимствований, английский - вообще адская смесь диалектов, неологизмов, интернет-словечек и прочего такого. Причём эти процессы в языке - естественные и стихийные, единственное, что им может противостоять - это академические словари, в которых слова появляются только когда окончательно приживутся, и на которые ориентируются при написании и редактуре книг, статей, пресс-релизов, постановлений. Но как правительство может на это повлиять, и нужно ли это делать, я не знаю. Не штрафовать же людей за суржик или «авторок»)
Mr. Yurii Romanov
29.05.20 22:34
А, простите. Почитал ваши другие комментарии -- понял, что вы немножко из другого лагеря, чем я ожидал. Честно говоря, я к "левым" довольно холодно отношусь, так что дискуссию можно закрывать -- мы друг-друга не переубедим.
Борис Попов
22.09.20 23:01
Нет смысла перекладывать правила одного языка на другой, даже если языки лексически похожи. На самом деле, украинский заметно отличается от русского. Он легко допускает образование феминитивов и многих других вещей, непривычных сибирскому уху.
Борис Попов
22.09.20 22:58
Гляди, какой образованный! :D
Александр Мазко
22.09.20 18:26
Язык – он живой. И он любит, чтобы звучало красиво. Поэтому учительница, трактористка и поэтесса с директрисой там прижились а блогерка с авторкой и докторкой – чисто для поржать...
Alex Ponomar
22.09.20 22:13
Подождём 5 лет.
Татьяна Першина
12.12.22 18:54
Я бы тоже допустим хотела носить матчество. Зачем мне отчество какого-то левого мужчины, если он никак не участвовал в моем воспитании? Не знает дня моего рождения и в принципе отказывается от меня? Мама носила меня под сердцем 9 месяцев, терпела избиение от этого мужчины, воспитала меня, так еще и одна обеспечивала до 18-ти лет. Считаю ее действительно героем. В одиночку воспитывать ребенка, пахать на двух работать, так еще и давать любовь и поддержку. А мужчина этот свалил когда мне было 3 месяца к другой женщине. Еще и скрывался от алиментов.
Horugvi
26.05.20 05:00
Интересно, а есть такое расстройство, когда человек страдает от отсутствия у его фамилии формы женского рода? Например, Прасковья Джонсон или Маргарита Конь.
26.05.20 05:09
Комментарий удален
Ася Плошкина
26.05.20 09:56
При чем тут феминизм?
26.05.20 05:11
Комментарий удален
Ася Плошкина
26.05.20 09:58|изменено
Для чего вы желаете нам найти мужчину? У вас был такой опыт, и он оказался положительным?
Alex Ponomar
26.05.20 10:03
Надеюсь, вы уже себе нашли :)
Людмила Матвеева
26.05.20 10:10
Причём тут феминизм? Думаю для матери-одиночки, например, вполне уместно дать ребёнку матроним. Зачем придумывать отчество, если отец сбежал от ответственности, например? А давать ребёнку отчество в честь деда тоже мне не импонирует. Деды тоже разные бывают. Я за свободу выбора для каждого. Без парадов и транспорантов
Ася Плошкина
26.05.20 12:42
Да, согласна. Если честно, я бы вообще отказалась и от патронимов, и от матронимов, а для упрощения идентификации человека использовала второе имя. Но поскольку так в России никогда, наверное, не сделают, то справедливо было бы разрешить давать матчество или матро-патроним, по желанию.
Дмитрий Сажко
22.09.20 12:13
А матро-патроним - это и имя матери, и имя отца? То есть я, например, буду Дмитрий Владимироиринович?
Ася Плошкина
23.09.20 08:41
Ну если бы тебе или твоим родителям так хотелось) хотя в русском языке такое непривычно звучит, да.
Александр Шаповалов
22.09.20 10:34
Простите, а вы знаете какую-нибудь мать-одиночку? Или вы имеете ввиду женщин - брошенок и разведенок? Ничего не имею против, но одиночка - это госстатус, а не то, что она одна растит ребёнка.
Татьяна Першина
12.12.22 18:57
Ох, пол страны матерей одиночек))
Sopranita Pequeno
26.05.20 11:22
Я вообще хочу отказаться от отчества. И придумать себе новую фамилию, свою, а не чьих-то отцов
Ася Плошкина
26.05.20 12:58
Кстати, занятно, что фамилию можно придумать почти какую угодно, отчество можно взять от совершенно мифического мужчины, но вот образовать его от женского имени - нет, нельзя.
Sopranita Pequeno
26.05.20 18:56
Я из РБ, и у нас тоже так, меня это бесит, как будто я чья-то собственность
Незнакомый Жёлтый Таракан
26.05.20 13:03
Интересная статья
Кристина Поспелова
22.09.20 09:01|изменено
согласна
Янетакая Яждутрамвая
26.05.20 20:56
Шел n-ый день карантина и изоляции: как дать ребенку матчество?
Ася Плошкина
26.05.20 21:06
Но идея-то совсем не новая 🤷🏻‍♀️
Павел Ляпин
26.05.20 22:41
https://youtu.be/KLYlIQ2oqJE
Олег Николаевич
22.09.20 05:12
Радикальная мода из слегка долбанутых стран дошла и это забавно. Но кто-нибудь подумал о самих детях и как им жить с таким "матчеством"?
Solokhin Konstantin
22.09.20 05:23
Ярослав Вероникович Александр Васелисович Константин Анжеликович - ну-ну давайте давайте Можно в принципе за идеи отчество давать: Ебланович Идиотович Долбоётович
Татьяна Першина
12.12.22 18:59
Ну, а что плохого в матчествах? Совершенно не понимаю, почему мужчины на столько ущемились.
Виктор Жернаков
22.09.20 07:32
Бред!
One Summer's Day
22.09.20 08:12
Пару лет назад был стёбный ролик на эту тему, а теперь это наша реальность. Ждём реализации фильма "Идиократия"
Ilya Erlikhman
22.09.20 11:59|изменено
И "Идиократия" уже былаhttps://www.kinopoisk.ru/film/77720/
axamep
22.09.20 09:39
Брошенки разгулялись
Татьяна Першина
12.12.22 19:00
Такое мог написать только русский) Не удивительно, что русские девушки чаще стали выходить за иностранцев
Вася Пупкин
22.09.20 10:40|изменено
"ааа, понятно, еба..я!" https://youtu.be/KLYlIQ2oqJE
Ilya Erlikhman
22.09.20 16:25
После взятки в ЗАГСе ещё не такое бывает :-))
Янетакая Яждутрамвая
22.09.20 10:57
Вениамин Елизаветович одобряэ
Дмитрий Сажко
22.09.20 11:49
Артемий Татьянович Лебедев — в таком духе, да?
Alex Ponomar
22.09.20 22:22
Почему нет?
Paul Orlov
22.09.20 13:49
Все понятно, но Ярослав Владимирович Осмомысл не был, что имеет отношение к России.
Александр Поляков
20.05.21 11:36
https://www.youtube.com/watch?v=zSOG5CR1bHk
Uchiha Madara
22.02.23 22:41
Лично я хочу сменить отчество на матчество, потому что отец участвовал в моем воспитании только первые несколько лет, а дальше все делала мама, и, соответственно, именно благодаря ей я хорошо живу и ни в чем не нуждаюсь. Так что, было бы справедливо, если бы в моем имени была её частичка:)
Что вы могли пропустить
Экология, инфраструктура и перспективы: 3 причины переехать на север Москвы
Экология, инфраструктура и перспективы: 3 причины переехать на север Москвы
0
Вчера
Жизнь
Жизнь
10 дурацких минусов одиночества, которые я прочувствовала на себе
10 дурацких минусов одиночества, которые я прочувствовала на себе
0
28 октября
Жизнь
Жизнь
«Коплю на мечту»: почему ненормально просить чаевые за любую работу — особенно за кофе
«Коплю на мечту»: почему ненормально просить чаевые за любую работу — особенно за кофе
0
28 октября
Жизнь
Жизнь
8 хобби, которые помогут прокачать мозг и память
8 хобби, которые помогут прокачать мозг и память
27 октября
«Горящая изба»
Жизнь
Что нужно знать, прежде чем завести пекинеса
Что нужно знать, прежде чем завести пекинеса
0
27 октября
Жизнь
Ликбез
10 стыдных вопросов о конфликтах: отвечает тренер по аргументации Юлия Горбатова
10 стыдных вопросов о конфликтах: отвечает тренер по аргументации Юлия Горбатова
0
27 октября
Жизнь
Колонка
Собаки: большой гид для тех, кто мечтает о питомце или уже его завёл
Собаки: большой гид для тех, кто мечтает о питомце или уже его завёл
25 октября
Жизнь
Жизнь
10 полезных комнатных растений, которые должны быть в вашем доме
10 полезных комнатных растений, которые должны быть в вашем доме
0
23 октября
Жизнь
Ликбез
Как подготовить ребёнка к самостоятельным поездкам в транспорте: 5 важных уроков
Как подготовить ребёнка к самостоятельным поездкам в транспорте: 5 важных уроков
0
23 октября
Жизнь
Жизнь
4 признака, что вам не хватает сострадания к себе
4 признака, что вам не хватает сострадания к себе
0
22 октября
Жизнь
Жизнь
«Рубанула каре»: почему перемены в жизни подталкивают к переменам во внешности
«Рубанула каре»: почему перемены в жизни подталкивают к переменам во внешности
0
21 октября
Жизнь
Жизнь
Кто такие зиллениалы и чем они отличаются от миллениалов и зумеров
Кто такие зиллениалы и чем они отличаются от миллениалов и зумеров
0
21 октября
Жизнь
Ликбез
Как выбрать очки для плавания
Как выбрать очки для плавания
0
19 октября
Жизнь
Ликбез
Кто такие отроверты и стоит ли себя к ним причислять
Кто такие отроверты и стоит ли себя к ним причислять
0
17 октября
Жизнь
Ликбез
Как понять, что собака рожает, и как ей помочь
Как понять, что собака рожает, и как ей помочь
0
16 октября
Жизнь
Ликбез
Оглавление
  1. Что такое матчество?
  2. Откуда оно взялось?
  3. Зачем нужны матронимы?
  4. Но ведь есть и противники этой идеи?
  5. А что говорит закон?
  6. Я хочу дать матчество своему ребёнку. Как это сделать?
  7. А как быть, если я хочу поменять своё отчество на матчество?
Оглавление
  1. Что такое матчество?
  2. Откуда оно взялось?
  3. Зачем нужны матронимы?
  4. Но ведь есть и противники этой идеи?
  5. А что говорит закон?
  6. Я хочу дать матчество своему ребёнку. Как это сделать?
  7. А как быть, если я хочу поменять своё отчество на матчество?
Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях