Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Кино
12 декабря 2021

«Матрица»: история успеха фильма, изменившего кинематограф

К выходу новой части вспоминаем, на какие ухищрения пришлось пойти авторам франшизы и почему Уилл Смит отказался от роли Нео.
Фото автора Алексей Хромов
Алексей Хромов

Кинокритик Лайфхакера

«Матрица»: история успеха фильма, изменившего кинематограф

Премьера первой части легендарной франшизы состоялась 24 марта 1999 года. Картина моментально стала хитом. После этого выпустили два продолжения, которые лишь закрепили успех серии. А в конце 2021-го выходит новый фильм «Матрица: Воскрешение». Он снова вернёт зрителей в мир, где люди сражаются с машинами.

Сегодня уже кажется, что «Матрица» была заранее обречена на успех, а продюсеры и актёры стояли в очереди, лишь бы поучаствовать в работе над картиной. Однако в середине 90‑х всё выглядело иначе: амбициозный и дорогой проект от начинающих, никому не известных сценаристов имел все шансы провалиться.

И сёстрам Лане и Лилли Вачовски (на тот момент ещё братьям Ларри и Энди, позже оба автора сменили пол) пришлось долго доказывать продюсерам и студии, что они могут снимать блокбастеры, которые понравятся зрителю.

Начало карьеры Вачовски

Вачовски с детства увлекались комиксами и аниме. Провалив обучение в колледже, они некоторое время даже поработали на стройке, но потом устроились в Marvel. Они придумывали сценарии комиксов к сериям Ectokid и Hellraiser Клайва Баркера.

Комиксы авторства Ларри Вачовски, одного из режиссёров, снявших все части «Матрицы»
Комиксы «Восставший из ада». В числе авторов Ларри Вачовски / Epic Comics

А параллельно мечтали когда-нибудь создать свой собственный проект. Постепенно на основе их любимых сюжетов из комиксов и мультфильмов и зародилась идея сценария о мире, где люди живут внутри глобальной компьютерной программы.

Так и появилась в головах будущих режиссёров «Матрица» — история избранного, который возглавляет войну людей против машин, создавших симуляцию обычной жизни. Правда, по изначальной задумке люди не просто питали компьютеры энергией, а служили частью огромной нейронной сети. Впоследствии от этого отказались. Но сложность задумки на тот момент была не единственной проблемой авторов.

Пробиться в Голливуд оказалось непросто. Дуэт Вачовски изначально попытался привлечь продюсеров своими сценариями. Некоторые попытки провалились, но вскоре им удалось продать сюжет о каннибалах, а также идею экранизации комикса «Пластичный человек». Оба эти проекта так и не попали на экраны, поэтому можно только догадываться, насколько талантливо писали Вачовски на тот момент.

Первой их работой, которая увидела свет, оказался фильм «Наёмные убийцы» с Сильвестром Сталлоне и Антонио Бандерасом. Однако режиссёр Ричард Доннер, взявшийся его снимать (изначально картиной интересовался Мэл Гибсон), нанял нового сценариста, переписавшего значительную часть сценария. По слухам, Вачовски даже хотели, чтобы их имена убрали из титров картины, поскольку сюжет оказался испорчен.

Первый реализованный сценарий Вачовски, снявших все части «Матрицы»
Кадр из фильма «Наёмные убийцы» — первого реализованного сценария Вачовски

Возможно, именно это и побудило талантливый дуэт снимать свой главный проект самостоятельно — любой другой режиссёр мог кардинально изменить сюжет. Но для начала предстояло найти студию и финансирование, ведь боевик в атмосфере киберпанка явно стоил очень дорого.

Ещё во время работы над «Наёмными убийцами» Вачовски показали Лоренцо ди Бонавентуре из Warner Bros. и основателю Silver Pictures Джоэлу Сильверу сценарий «Матрицы». Идея картины заинтересовала продюсеров, но они побоялись сразу отдавать много денег в руки дебютантов.

Для начала авторов попросили создать более дешёвый фильм, чтобы доказать свой талант и способность снимать интересно и красиво. В результате в 1996 году дуэт написал и поставил неонуарную картину «Связь» с бюджетом всего в 4,5 миллиона долларов.

Все части «Матрицы» — хиты кинопроката: сначала авторов попросили создать более дешёвый фильм, чтобы доказать свой талант
Кадр из фильма «Связь» — дебюта Вачовски в режиссуре

В широкий прокат фильм не пустили, ограничившись лишь фестивальными показами. Однако своей цели он достиг. Картина «Связь» получила главные призы на фантастическом фестивале Fantasporto, а также от Национального совета кинокритиков США. Кроме того, несколькими наградами отметили и самих Вачовски.

Разработка «Матрицы»

Проблемы с бюджетом

Доказав продюсерам, что они заслуживают поддержки проекта, дуэт получил финансирование и взялся за работу. Но и тут всё пошло не очень гладко. По подсчётам Вачовски, на производство требовалось более 80 миллионов долларов — немалая сумма для 90‑х.

Все части «Матрицы» — хиты кинопроката: история работы над проектом
Кадр из фильма «Матрица»

Для сравнения, «Звёздные войны. Эпизод I: скрытая угроза», вышедший в один год с «Матрицей», стоил 115 миллионов. Но у космической саги уже была огромная фанатская база, сцены в космосе, прославленный режиссёр и целый набор звёзд в актёрском составе.

Чтобы как-то удешевить производство, Вачовски предложили перенести съёмки из США в Австралию, где аренда площадей стоила в несколько раз дешевле. В результате общий бюджет проекта составил чуть больше 60 миллионов долларов, но для начала авторам выделили всего 10. Все они ушли на съёмки первых восьми минут картины. Однако результат настолько поразил студию, что продюсеры тут же выдали оставшуюся часть.

Подбор актёров

Для того чтобы привлечь зрителей, на роль избранного Нео хотели взять какую-нибудь яркую звезду. Рассматривали кандидатуры Юэна МакГрегора, Тома Круза, Леонардо Ди Каприо и многих других. Но все они по разным причинам отказывались. Например, Ди Каприо побоялся, что слишком большое количество спецэффектов убьёт всю актёрскую игру, а Николас Кейдж не захотел уезжать на съёмки в Австралию.

После этого вели переговоры с Уиллом Смитом. Но тот тоже не согласился, променяв предложение сняться в «Матрице» на главную роль в фильме «Дикий, дикий Запад». В феврале 2019 года Смит на своём YouTube-канале рассказал о причинах такого поступка.

Актёр не захотел сниматься в экспериментальном проекте от начинающих режиссёров. А у создателя «Дикого, дикого Запада» Барри Зонненфельда на тот момент за плечами уже были «Семейка Аддамс», «Достать коротышку» и «Люди в чёрном». И на тот момент трудно было предугадать, что «Матрица» станет мировым феноменом, а новый фильм Зонненфельда едва окупит расходы.

Уилл Смит

Актёр.

Вот реальный питч «Матрицы», который мне озвучили: «Чувак, представь, ты дерёшься, а потом прыгаешь. Представь, что ты можешь остановиться в середине прыжка. Ну а потом зрители могут смотреть на тебя со всех сторон, пока ты прыгаешь. Мы сделаем камеры, которые позволят показать весь прыжок со всех ракурсов».

И я пошёл в «Дикий, дикий Запад».

Но, по словам Смита, если бы Нео оказался темнокожим, то на роль Морфеуса наверняка бы взяли белого (студия действительно присматривалась к Вэлу Килмеру). И это бы «сломало „Матрицу“».

Из интересных кандидатур на роль Нео оставались лишь Джонни Депп и Киану Ривз. И продюсеры выбрали Ривза, который незадолго до этого перепрофилировался из звезды молодёжного кино в серьёзного актёра. Тем более он уже успел сыграть в очень близком по духу фильме «Джонни-мнемоник».

Поэтому у него на тот момент за плечами оказалось больше интересных ролей, чем у Деппа. Правда, с одним недостатком: Ривз в кино никогда не говорил больше пяти предложений подряд. А «Матрица» по задумке подразумевала не только обилие драк, но и продолжительные диалоги. Однако авторы решили, что этот недостаток легко поправим и у актёра хватит драматического таланта для роли.

Также, по слухам, Морфеуса могли сыграть Гэри Олдмен и Сэмюэл Л. Джексон. Роль агента Смита предложили Жану Рено, но тот, как и Николас Кейдж, не захотел ехать в Австралию и предпочёл сняться в «Годзилле». И кстати, иронично, что одной из первых ярких ролей Кэрри-Энн Мосс, сыгравшей Тринити, был сериал «Матрица» 1993 года, правда, совсем на другую тему. Актриса посчитала это знаком и отправилась на кастинг.

Сейчас уже можно лишь фантазировать, как могла сложиться судьба фильма и конкретных актёров, если бы продюсеры распорядились иначе. Или же можно поискать фанатские видео, которые помогают визуализировать различные варианты.

Но итоговый состав всем известен. Киану Ривз сыграл Нео, Лоуренс Фишборн — Морфеуса, Керри-Энн Мосс — Тринити, а Хьюго Уивинг — агента Смита.

Перемены в сценарии, проработка и новые технологии

Сценарий

Как уже сказано выше, идею «Матрицы» Вачовски придумали за годы до начала реальной работы над фильмом. Около пяти лет они писали сценарий и придумали больше десятка вариантов. И всё же после встречи с продюсерами авторам пришлось дорабатывать сюжет: те считали, что сценарий просто никто не поймёт. Чтобы идею осознал Джоэл Сильвер, дуэту пришлось пояснить, что это будет «как „Призрак в доспехах“, только вживую».

«Призрак в доспехах» — один из главных прототипов «Матрицы»
Кадр из аниме «Призрак в доспехах» — одного из главных прототипов «Матрицы»

Сейчас сюжет фильма знаком практически всем. Офисный работник и хакер Томас Андерсон узнаёт, что весь окружающий мир — лишь матрица, симуляция, созданная машинами. Морфеус и Тринити помогают ему выбраться в реальный мир, где люди давно уже стали лишь батарейками для питания компьютеров. Но согласно давней легенде, найдётся Избранный, который разрушит Матрицу и освободит человечество.

Вачовски пришлось отказаться от идеи глобальной нейросети, которую создают люди, подключённые к Матрице, — их сделали просто источниками питания (на основе изначального сюжета Нил Гейман написал свой рассказ «Голиаф»).

В остальном же авторы и продюсеры нашли компромиссный вариант, разбросав по фильму подсказки на источники вдохновения. Так, в самом начале Нео прячет диск в книге «Симулякры и симуляция» Жана Бодрийяра.

Идеи философа Бодрийяра, рассуждавшего о самом понятии реальности, и послужили отчасти основой «Матрицы». Иронично, но сам писатель в 2004 году заявил в интервью, что авторы фильма всё поняли неправильно.

Однако на момент создания картины именно «Симулякры и симуляцию» выдавали в качестве обязательного чтения всем актёрам, чтобы они лучше поняли смысл сценария.

Подготовка и драки

Но одной только теоретической подготовкой дело не ограничивалось. Получив в руки крупный бюджет и отличных актёров, Вачовски решили сделать всё на высшем уровне. Для постановки драк решили нанять знаменитого режиссёра Юэнь Ву-Пина, снявшего «Пьяного мастера» с Джеки Чаном и «Два воина» с Джетом Ли.

Мэтр потребовал предоставить ему полный контроль над тренировкой актёров, Вачовски согласились. В итоге все исполнители главных ролей почти полгода изучали восточные единоборства. Киану Ривз даже заработал на тренировках смещение шейных позвонков, и поэтому работу над экшеном с его участием перенесли на конец съёмок.

Потом Кэрри-Энн Мосс ещё на ранних этапах работы над картиной травмировала ногу, но побоялась, что ей найдут замену, и долго скрывала этот факт. Да и у других актёров были проблемы: Лоуренс Фишборн повредил руку в драке с Хьюго Уивингом, а во время съёмок финальной схватки Нео и агента Смита пострадали два каскадёра.

Локации, технологии и смекалка

Несмотря на то, что съёмки перенесли в Австралию, действие картины всё ещё происходило в США. Поэтому авторы постарались не включать в кадр ни одного узнаваемого ориентира из Сиднея, где и проходила основная работа.

А чтобы сэкономить бюджет, придумывались необычные и остроумные решения. Так, например, в сцене с девушкой в красном, чтобы показать несовершенство симуляции, на фоне мелькают пары людей с одинаковыми лицами. Но это не компьютерная графика. Просто для съёмок нашли несколько пар близнецов.

Знакомство Нео и Тринити отсняли в сиднейском БДСМ-клубе The Hell Fire, и большая часть статистов — постоянные посетители этого заведения в собственной одежде. Это позволило не тратиться на костюмеров.

Во всём Сиднее не нашлось ни одной локации, похожей на американские гетто. И тёмные переулки пришлось строить в студии. Но и тут нашли как сэкономить: воспользовались декорациями из других австралийских фильмов.

Так, например, лестница и крыша, которые фигурируют в самом начале картины, остались со съёмок «Тёмного города» 1998 года. Что интересно, авторов «Матрицы» иногда обвиняли в копировании сюжета этого фильма, хотя их разработка шла почти параллельно.

Все части «Матрицы» — хиты кинопроката: локации, технологии и смекалка
Кадр из фильма «Матрица». Этот же лестничный пролёт можно увидеть и в «Тёмном городе», причём с того же ракурса

Вся эта экономия была нужна для того, чтобы вложить максимум сил и средств в разработку технологий и съёмки сложного экшена. Для того чтобы создать тот самый необычный визуальный ряд, который так напугал Уилла Смита, Вачовски и мастеру спецэффектов Джону Гаэте (уже получившему «Оскар» за фильм «Куда приводят мечты») пришлось придумать новый принцип съёмок.

Речь идёт о знаменитой технологии, получившей название bullet time, когда время будто останавливается и актёр замирает, а камера при этом движется вокруг него. Сначала хотели просто использовать манекены и двигать камеру с огромной скоростью (предлагали даже миниатюрные реактивные двигатели). Но после нескольких провальных попыток Вачовски поняли, что нужен совершенно другой подход.

Технология time slice на тот момент уже была известна. Как минимум художник Тим МакМиллан демонстрировал её в своих работах уже в 1993 году. Но всё же именно в «Матрице» её вписали в общий сюжет и экшен, выведя на новый уровень качества.

Суть bullet time такова: фон, где будет происходить действие, снимают обычными камерами и оцифровывают. Потом приходит черёд актёров, которых закрепляют на специальных тросах.

Их непрерывно снимают со всех сторон 120 фотокамер. Это позволяет показать застывшего человека со всех точек обзора. Используя последующие кадры, можно постепенно «двигать» персонажа, при этом перемещая виртуальную камеру.

Несмотря на то что значительная часть работы происходит на компьютере, это очень трудоёмкий процесс. Частота кадров в таких сценах достигает 12 000 в секунду — в противовес традиционным 24.

Но необычность визуала проявлялась не только в экшен-сценах. Вачовски хотели подчеркнуть разницу между виртуальным и реальным миром. Для этого все действия, происходящие в Матрице, снимали через зеленоватый фильтр, избегая чисто голубого цвета. А все съёмки реального постапокалиптического мира, наоборот, показаны в синеватых тонах. Чистый зелёный цвет здесь появляется только в виде кода на экране.

В Матрице все герои носят стильные кожаные костюмы и очки, что ярко контрастирует с простой серой одеждой в реальности. А чтобы ещё сильнее подчеркнуть разницу, в съёмках сцены, где Нео выходит из Матрицы, Киану Ривз сбрил волосы и брови и похудел на 7 килограммов.

И даже корабль «Навуходоносор» показан максимально неаккуратным, с торчащими проводами и механизмами, подчёркивая, что в реальном мире функциональность важнее антуража.

Причём, если разбирать каждую составляющую съёмок и визуального ряда «Матрицы», можно сказать, что Вачовски не придумали ничего принципиально нового. Постановка драк взята из азиатских боевиков, bullet time — из рекламы, идеи — из фантастики. Они просто совместили всё это, добавив актуальности и передовых технологий. Но именно такое сочетание и дало взрывной результат, покоривший всех зрителей.

Источники вдохновения и глубокий смысл

После выхода «Матрицы» многие скептично настроенные люди заявляли, что Вачовски лишь повторили идеи из классики. Некоторые даже заявляли о воровстве сюжетов.

На самом же деле авторы взяли концепцию иллюзорности мира, о которой писал ещё Платон в седьмой книге «Государства». Фантасты тоже лишь перерабатывали эту идею и адаптировали к художественной литературе.

Все части «Матрицы» — хиты кинопроката: источники вдохновения и глубокий смысл
Кадр из фильма «Нирвана», 1997 год

Подобные сюжеты можно найти, например, у Филипа Дика («Убик») или же у Уильяма Гибсона («Нейромант»). Позже они добрались и до кино. Можно вспомнить «Шоу Трумана» или «Открой глаза» (на основе которого потом сняли «Ванильное небо»).

О разумных персонажах компьютерных симуляций рассказывал фильм «Нирвана». О контроле, идущем из телевизора, — «Видеодром» Кроненберга. Таблетка, позволяющая попасть из вымышленного мира в настоящий, — «Вспомнить всё» с Арнольдом Шварценеггером.

Мало того, ещё в 1976 году в легендарном сериале «Доктор Кто» показали суперкомпьютер, в котором «жили» все умершие повелители времени. Нужно ли говорить, что компьютер назывался «Матрица».

Так что, по сути, идея просто годами витала в воздухе, и Вачовски не отрицали этого. Не зря в фильме прямо показывают книгу «Симулякры и симуляция» и тут же упоминают Белого Кролика из «Алисы в Стране чудес» (тот же иллюзорный мир, только во сне). И дальше отсылки к разным источникам будут встречаться неоднократно.

Из «Призрака в доспехах» пришли знаменитые символы, «текущие» по экрану. Кстати, как выяснилось позже, художник «Матрицы» просто отсканировал их из японской кулинарной книги, а потом перемешал в случайном порядке.

В начале фильма Нео живёт в комнате с номером 101, что явно отсылает к антиутопии «1984» Оруэлла. В помещении с таким номером людей пытали и заставляли отказываться от убеждений. А сцена у Оракула, где собираются одарённые дети, явно взята из аниме «Акира».

Есть даже целые подборки совпадений идей и сцен, а также сайты, изучающие отсылки из «Матрицы». Но всё же помимо того, что Вачовски смогли подать это в виде голливудского блокбастера, есть в их фильме и ещё одно отличие.

Большинство картин, посвящённых теме искусственного мира, зациклены только на главном персонаже. Вокруг него строится иллюзия, и лишь он пытается вырваться в реальность. «Матрица» же показала, что в симуляцию попали абсолютно все.

Антон Долин

Кинокритик, для канала «Кино ТВ».

Идея, что виртуальная реальность, где мы стреляем в гигантских роботов, настоящая, а наш скучный офисный мир — придуманная симуляция. Согласитесь, ничего соблазнительней этой идеи представить себе невозможно.

Конечно же, именно это и привлекло многих зрителей. «Матрица» своей динамикой и визуальным рядом погружает в мир, подобный компьютерным играм, но при этом заставляет задуматься на философские темы, которые раньше были уделом сложной фантастики и авторского кино.

Успех и продолжения

Признание

В конце марта 1999 года в Калифорнии состоялась премьера фильма, неделей позже он вышел в широкий прокат и тут же произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Шестидесятимиллионные расходы на производство окупились буквально за два уик-энда. Ещё через две недели прибыль увеличилась вдвое и фильм вышел в плюс.

Все части «Матрицы» — хиты кинопроката: признание успеха проекта
Кадр из фильма «Матрица»

Всего картина собрала 463,5 миллиона долларов, а после выпуска на DVD фильм разошёлся тиражом более трёх миллионов только в США. И всё это на фоне восхвалений критиков и академиков, которые наперебой твердили о революции и новом слове в кинематографе.

«Матрицу» номинировали на «Оскар» в четырёх технических категориях, и во всех она одержала победу, оставив своего основного конкурента «Звёздные войны. Эпизод I» без наград. MTV и «Сатурн» отметили премиями главных актёров, а Вачовски моментально стали лучшими режиссёрами года.

Идея трилогии

Разумеется, по правилам Голливуда такой успех означал, что фильм обязательно нужно продолжить. Вокруг идеи сиквелов до сих пор идут споры. По одним данным, Вачовски изначально сразу строили планы на три фильма и потому оставили финал открытым. По другой информации, всю идею трилогии они уместили в первую часть — сюжет должен был закончиться «перерождением» Нео, ставшего Избранным.

Все части «Матрицы» — хиты кинопроката: идея трилогии
Кадр из фильма «Матрица: Перезагрузка»

Как бы то ни было, в разработку запустили сразу два продолжения: «Перезагрузка» и «Революция». Причём авторы хотели выпустить их с разницей буквально в несколько недель, поскольку это, по сути, была одна история, разделённая на две части. Но, разумеется, продюсеры не могли это допустить, избегая помех кассовым сборам. Поэтому, несмотря на то что картины отсняли практически одновременно, в 2003 году в прокат они вышли с разницей в шесть месяцев.

История прямо продолжала события «Матрицы»: Нео обрёл суперспособности и превратился в настоящего мессию (о чём свидетельствует даже его новый костюм, похожий на одеяние священника). Агент Смит вырвался из-под контроля Матрицы и теперь стремится её уничтожить. А в это же время в реальном мире на человеческий город Зион планирует напасть армия машин.

Производственные бюджеты продолжений выросли более чем в два раза. После успеха Вачовски получили в свои руки буквально любые технологии и средства. Одних только машин, предоставленных General Motors, разбили около 300 штук. Для съёмок сцены погони построили отдельное трёхполосное шоссе.

Все части «Матрицы» — хиты кинопроката: для съёмок сцены погони построили отдельное трёхполосное шоссе
Для съёмок сцены погони построили отдельное трёхполосное шоссе. Кадр из фильма «Матрица: Перезагрузка»

К третьей же части только на съёмки 14-минутного сражения между людьми и машинами выделили 40 миллионов долларов, что стало на тот момент самой дорогой боевой сценой в кино.

Но, к сожалению, размах и экшен сильно повредили философии картины. При всей технологичности, первая часть всё-таки казалась более глубоким фильмом, где каждый поступок героев определял дальнейшее развитие сюжета.

Сиквелы же предстали обычными фантастическими боевиками. Помимо сцены встречи Нео с Архитектором, который рассказывает ему об устройстве Матрицы и предопределённости судьбы Избранного, большая часть сюжета второй и третьей части — драки героев со злодеями.

И точно так же выглядит финал. Из него исчезла вся неоднозначность и идея иллюзорности мира. Глобальная война людей и машин привела лишь к драке доброго и злого персонажей. Сцена битвы Нео и Смита под дождём впечатляет. Её снимали полтора месяца, выливая из специальных механизмов по тонне воды в день.

Но по самой идее — это максимально упрощённая аллегория борьбы добра со злом. Хотя в самом финале авторы будто ненадолго вернулись в изначальной задумке, впервые смешав в картинке перезапущенной Матрицы голубой и зелёный цвета как символ согласия между двумя мирами.

Однако это не помешало второй и третьей части «Матрицы» стать хитами проката. Они точно так же собирали огромные суммы в первые уик-энды, а мировой показ с лихвой окупил огромные затраты на производство и спецэффекты.

Но всё же даже по сей день многие поклонники верят, что «Матрица» должна была закончиться совершенно иначе.

Теории о «тайном финале» и истинном значении «Матрицы»

После выхода финальной части интернет и даже офисные курилки наводнили обсуждения истинного значения картины. Предлагались всевозможные трактовки — от философских до юмористических.

Матрица в матрице

Разговоры не утихают до сих пор, и со временем даже появился миф о «тайном финале» фильма. Якобы Вачовски изначально хотели закончить картину более пессимистично, но продюсеры заставили их изменить финал, добавив туда хеппи-энд. Ходят даже истории, что авторы сами рассказали об этом фанатам на какой-то встрече.

Все части «Матрицы» — хиты кинопроката: по слухам, Вачовски изначально хотели закончить картину более пессимистично
Кадр из фильма «Матрица»

Конечно же, никаких подтверждений этому нет. Есть лишь интересная фанатская теория, что на самом деле ни Нео, ни Морфеус никогда не покидали Матрицу. А весь город Зион и «реальный мир» лишь очередная ступень виртуальной симуляции, созданная для того, чтобы дать несогласным иллюзию выбора. В Сети можно даже найти подробное описание «настоящего» сюжета второго и третьего фильмов. Кстати, почему-то оно есть только на русском языке.

Если воспринимать это не как «реальный» сценарий, а как объяснение скрытого смысла, то действительно, даже в существующих фильмах можно увидеть намёки на подобную развязку.

Нео странным образом проявляет в настоящем мире сверхспособности, подобные тем, что были у него в Матрице. Агент Смит каким-то образом перемещается в тело реального человека и «живёт» в нём даже не будучи подключённым к программе.

И в конце концов, уже ослепший Нео начинает «видеть» реальный мир подобно тому, как он увидел код Матрицы, только на этот раз в оранжевых тонах. Быть может, Вачовски действительно хотели сказать, что все герои до сих пор лежат в своих капсулах.

Но помимо самой популярной теории есть и другие.

Нео — не Избранный

Об этом ему, вообще-то, прямо говорит Пифия при первой встрече. Во втором фильме Архитектор поясняет, что «Избранный» — изначально задуманная базовая программа, которая должна проверять Матрицу на уязвимость и при необходимости перезагружать её.

Гораздо интереснее, кого же можно считать настоящим Избранным. По описанию Архитектора этот герой рождается в Матрице, умеет менять её и при необходимости уничтожает. Но под все эти параметры намного лучше подходит агент Смит, который «живёт» в Матрице ещё с самой первой части.

Он меняет программу под себя, пытается вырваться из неё и готов разрушить Матрицу. И можно считать, что только из-за него машинам пришлось пойти на сделку с Нео и прекратить войну с человечеством. Так что, хоть агент Смит и выступает все три фильма главным антагонистом, по факту именно он достоин называться Избранным.

Нео — машина

Больше всего вопросов вызывали суперспособности Нео в реальном мире. Он смог дистанционно взорвать агрессивные машины, «видел» без глаз. Согласно одной из теорий, это из-за того, что с определённого момента Нео и сам частично превратился в машину.

Все части «Матрицы» — хиты кинопроката: суперспособности Нео в реальном мире
Кадр из фильма «Матрица: Революция»

Агент Смит говорит, что смог вырваться из Матрицы после столкновения с Нео в финале первого фильма. Получается, что Избранный оставил в нём часть своего человеческого кода. И точно так же Нео мог частично стать программой, что и позволило ему связаться с атаковавшими людей машинами.

Этим же, кстати, объясняют и неизменное выражение лица Киану Ривза во втором и третьем фильмах.

Также есть версия , что Нео на самом деле не взрывал машины. Просто центральный компьютер на тот момент уже осознавал, что Нео нужен ему для победы над Смитом, и отдал атакующим приказ на самоуничтожение.

Машины — не злые

На протяжении всех фильмов зрителям показывают битву людей против машин. Однако о начале этой войны говорят очень смутно.

Мы не знаем, кто нанес первый удар, мы или они. Но известно, что небо сожгли люди.

Морфеус

Если вдуматься , машины создало человечество, и оно же разрушило планету, пытаясь бороться с собственными творениями. При этом после захвата Земли механизмы не превратили людей в бездумные источники питания, а предусмотрели для них Матрицу (по некоторым версиям, её тоже разработали люди). В виртуальной системе машины не только сохранили сознание своих создателей, но и попытались показать им мир, который выглядит значительно лучше, чем то, что происходило в реальности.

При этом Морфеус и жители Зиона пытаются лишить человечество последней иллюзии и вытащить в действительность, где всем приходится питаться синтезированным белком. И здесь уже трудно сказать, кто же более жесток. Возможно, машины лишь заботятся о людях, создавая для них единственно возможный для существования мир.

Хотя, по другим предположениям , небо могли всё-таки уничтожить машины, когда нашли альтернативный источник энергии. Это позволило им загнать человечество под землю и окончательно поработить выживших.

Матрица не целый мир, а лишь небольшая симуляция

Согласно рассказам героев, в XXI веке шла разрушительная и кровопролитная война между машинами и людьми. Вполне вероятно, что большая часть последних погибла, а сколько человек вырастили потом в капсулах — неизвестно.

Все части «Матрицы» — хиты кинопроката: возможно, для симуляции машинам не потребовалось воссоздавать целый огромный мир
Кадр из фильма «Матрица»

Возможно , для симуляции машинам не потребовалось воссоздавать целый огромный мир. А вся Матрица — один город. На это иногда намекают сами герои, говоря «горы» или «автострада» без пояснений, как будто в их мире существует всего один такой объект.

Просто ради смеха

Есть ещё десятки философских и безумных теорий о скрытых смыслах «Матрицы». Причём иногда трудно даже понять: их авторы серьёзно в это верят или же шутят над читателями.

Так, например, есть предположение, что действие всей франшизы «Звёздные войны» происходит в Матрице, ведь в определённый момент в космической саге появляется Мэтт Доран, сыгравший в «Матрице» программиста Мауса.

Именно он создал знаменитую девушку в красном — её сыграла модель Фиона Джонсон. И эта же актриса появляется вместе с Дораном в «Звёздных войнах», точно так же призывно глядя на героя.

Или же предположение, что «Джон Уик — 2» на самом деле сиквел «Матрицы». Здесь всё понятно: припоминают и невозмутимого Киану Ривза, и Лоуренса Фишборна в роли его наставника. Ну а заодно удивляются суперспособностям Уика. И будто в подтверждение этому в новом трейлере третьей части «Джона Уика» герой дословно цитирует «Матрицу».

И наконец, самая простая и забавная трактовка: если посмотреть первую часть кинотрилогии в обратную сторону, можно увидеть, как наркоман слезает с таблеток и находит себе нормальную работу в офисе.

Влияние и наследие

Мало какие ленты так сильно отражались на массовом кинематографе. Причём в случае с «Матрицей» это касается всех аспектов картины. Стиль одежды и драк скопировали в десятках фильмов — вспомнить хотя бы «Ультрафиолет» с Миллой Йовович или «Эквилибриум» с Кристианом Бэйлом. А уж тех, кто пытался подражать внешнему виду и поведению героев в реальной жизни, не счесть.

Замедленная съёмка и bullet time вскоре появились во многих боевиках и компьютерных играх. А ещё через пару лет заполонили все возможные пародии и мультфильмы. В итоге критик Джеймс Рольф поставил «пародии на „Матрицу“» на пятое место в десятке самых заезженных кинематографических клише.

Сюжет трилогии породил новую волну фильмов о людях и машинах, искусственном интеллекте и виртуальной реальности. Можно смело утверждать, что без него не появились бы «Остров» Майкла Бэя, «Суррогаты» с Брюсом Уиллисом, «Трон: наследие» и ещё многие картины.

История же самой «Матрицы» продолжалась и развивалась в других формах. Так, появился сборник мультфильмов «Аниматрица». Вачовски пригласили различных аниматоров для создания историй, происходящих в мире фильма.

Также вышли три компьютерные игры и комиксы, которые позволяют чуть подробнее узнать о второстепенных героях «Матрицы» и некоторых событиях сюжета.

Все части «Матрицы» — хиты кинопроката: история продолжалась и развивалась в других формах
Кадр из мультфильма «Аниматрица»

А первые слухи, что студия планирует выпустить четвёртый фильм, появились в 2017 году. Информацию о разработке долгое время держали в секрете. Лишь сценарист Зак Пенн утверждал, что картина не будет ни перезапуском, ни продолжением оригинала. На главную роль собирались взять Майкла Б. Джордана.

Но от его варианта отказались, и к работе вернулась Лана Вачовски (уже в одиночку). В четвёртой части «Матрицы» с подзаголовком «Воскрешение» снова снялись Киану Ривз и Кэри-Энн Мосс.

Кадр из фильма «Матрица: Воскрешение»
Кадр из фильма «Матрица: Воскрешение»

Франшиза оказала огромное влияние на кино. Вачовски продемонстрировали, что можно совместить интересные идеи с традиционным боевиком. Они заставили зрителей сопереживать Нео и его товарищам и задумываться о том, что такое реальность. «Матрица» давно уже стала важным пластом культуры, разделив кинематограф на «до» и «после». Серия разошлась на цитаты и клише, и её отголоски долго будут мелькать в других фильмах.

Этот материал впервые был опубликован в марте 2019 года. В декабре 2021-го мы обновили текст.

Читайте также
🧐
20 лучших боевиков 90-х, которые вызовут приятную ностальгию
20 фильмов-антиутопий, которые заставят задуматься
50 лучших фильмов всех времён по версии IMDb
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Как максимально сэкономить на AliExpress в ноябре

Как максимально сэкономить на AliExpress в ноябре

Nahodki AliExpress: 20 samyh poleznyh i interesnyh tovarov oktyabrya

Находки AliExpress: 20 самых полезных и интересных товаров октября

120 idej podarkov dlya «Tajnogo Santy»

120 идей подарков для «Тайного Санты»

30 полезных товаров со скидками до 86% на AliExpress

30 полезных товаров со скидками до 86% на AliExpress

Забираем зимние кроссовки от Humtto со скидкой 55%

Забираем зимние кроссовки от Humtto со скидкой 55%

Надо брать: видеорегистратор-новинка от 70mai со скидкой 60%

Надо брать: видеорегистратор-новинка от 70mai со скидкой 60%

Это правда покупают: 10 безумных товаров с AliExpress

Это правда покупают: 10 безумных товаров с AliExpress

Смартфон realme P3 Lite 5G

Свежий бюджетник realme P3 Lite 5G отдают со скидкой 55%

Это интересно
«У вас плотная грудь»: что значит такое заключение врача и нужно ли его бояться

«У вас плотная грудь»: что значит такое заключение врача и нужно ли его бояться

Как покупать продукты рационально: полезная инструкция

Как покупать продукты рационально: полезная инструкция

Реклама
Как выбрать тренера для ребёнка: 7 признаков классного профессионала 

Как выбрать тренера для ребёнка: 7 признаков классного профессионала 

7 мифов о распродажах на маркетплейсах, из‑за которых продавцы теряют прибыль: разбираемся с Ozon

7 мифов о распродажах на маркетплейсах, из‑за которых продавцы теряют прибыль: разбираемся с Ozon

Реклама
Комментарии
Yuri Zaitsev
24.03.19 20:32|изменено
К сожалению, идиотское кино действительно меняет кинематограф. Лучше бы не меняло.Помню, как случайно попал на сеанс Матрицы (какой-то там номер, не помню). Через 20 минут встает парень, произносит: "Как вы можете смотреть это г...но?", - и уходит. Треть зала поняла, что никто не заставляет их мучиться. Люди встали и вышли. Простая, казалось бы мысль, но такое большое облегчение. :)
Алексей Хромов
24.03.19 22:49
А потом люди поняли, что никто не заставляет их думать. И все просто разошлись по своим офисам и продолжили работать. P.S.: на двадцатой минуте Нео ещё даже не объяснили, что такое «Матрица», он не встретился с Морфеусом и ещё даже не догадывался о нереальности мира. Если уйти с двадцатой минуты фильма »Зеркало» Тарковского, то всю жизнь будешь думать, что это кино о сгоревшем доме.
Саша Огнев
25.03.19 10:41
Почему то вспомнился текст который бродит по этим вашим интернетам "На ютьюбе фильм ‘Москва слезам не верит’ разбит на два файла. По сериям. Выложены они, понятно, в один день. И у первой серии 8 500 000 просмотров, а у второй - 5 500 000. То есть, где-то есть три миллиона человек, которые такие - ‘Ага, ясно, понятно. Баба родила в общежитии и легла спать. Нормальный фильм’."
Наталья Копылова
25.03.19 15:32
прошу прощения за избитую картинку, но очень уж она тут в тему)
Алексей Хромов
25.03.19 15:48
Я это даже в статью включил :)
Наталья Копылова
25.03.19 16:48
сорян) я так себе читатель))
Yuri Zaitsev
26.07.21 22:41
А на 20-й минуте Матрицы 3?
Jerry
13.12.21 19:30
Речь в основном про первую Матрицу так-то. Именно о ней речь, что именно первая Матриц повлияла на кинематограф.
Jerry
13.12.21 19:27
> Если уйти с двадцатой минуты фильма »Зеркало» Тарковского, то всю жизнь будешь думать, что это кино о сгоревшем домеНепопулярное мнение: Но понять, что фильм сей опять каша из его религиозных переживаний, прочйей каши из головы, опять же замешанной на религии, понять можно и не досмотрев.
Алексей Хромов
13.12.21 20:30
А если хоть чуть-чуть почитать Тарковского и про Тарковского, то можно понять, что фильм почти полностью построен на его детских воспоминаниях, и к религии он имеет очень мало отношения. Но лучше судить не досмотрев, да.
Jerry
14.12.21 18:46|изменено
Можно судить по его остальным фильмам, в том числе и в основном снятым после Соляриса, включив сюда и его. Нужно быть слепым, чтобы этого не увидеть.Чтоб прямо в лоб, посмотрите докфильм его сына "Андрей Тарковский. Кино как молитва", там ранее не демонстрировавшиеся записи с Тарковским. Ну и куда же без "Жертвоприношения".
Jerry
14.12.21 18:55|изменено
Вот мнение о Солярисе Тарковского, полностью, с которым я согласен:» фильм Тарковского антигуманен, ИМХО, и содержит не свойственную Лему идею христианского мученичества и всеобщей вины. Поэтому он Лему так не нравился.Вот слова Лема по этому поводу: "У меня серьезные оговорки в адрес его киноинтерпретации моей книги. Во-первых, хотелось увидеть планету Солярис. Во-вторых, во время одного из наших споров я сказал Тарковскому, что так и не снял "Солярис", вместо него получилось "Преступление и наказание". Из фильма мы узнаем, что этот жуткий парень Кельвин довел Хари до самоубийства, отчего потом каялся, причем покаяние усугублялось ее неоднократными повторяющимися визитами в странных и невероятных обстоятельствах. Что вообще ужасно, так это введение в сюжет родителей и тети Кельвина. Но хуже всех была его мать, потому что это была русская мать, то есть родина - мать-земля. Это меня по-настоящему взбесило. В тот момент мы стали похожи на двух лошадей, тянущих одну телегу в противоположные стороны. Жизнь людей на станции представляет собой не какой-то там экзистенциалистский анекдотец, а ставит серьезные вопросы о месте человека в космосе! Мой Кельвин решает остаться на планете, потеряв всякую надежду, в то время как Тарковский создал образ какого-то острова с хижиной. Меня он раздражает. Не выношу этого "эмоционального соуса", под которым Тарковский "подает" героев моей книги, не говоря уже о том, что он начисто удалил научные описания планеты и заменил их серией чудачеств."У Тарковского Океан как раз предстаёт как некое божество, причём именно авраамического толка. Бог, посылающий героям фильма испытания в виде нейтринных фантомов, дабы герои покаялись. Что естественно деструктивно, учитывая саму историю и жизненные ситуации героев книги. И снова повторяю слова самого Лема:"У меня серьезные оговорки в адрес его киноинтерпретации моей книги. Во-первых, хотелось увидеть планету Солярис. Во-вторых, во время одного из наших споров я сказал Тарковскому, что так и не снял "Солярис", вместо него получилось "Преступление и наказание". Из фильма мы узнаем, что этот жуткий парень Кельвин довел Хари до самоубийства, отчего потом каялся, причем покаяние усугублялось ее неоднократными повторяющимися визитами в странных и невероятных обстоятельствах. Что вообще ужасно, так это введение в сюжет родителей и тети Кельвина. Но хуже всех была его мать, потому что это была русская мать, то есть родина - мать-земля. Это меня по-настоящему взбесило. В тот момент мы стали похожи на двух лошадей, тянущих одну телегу в противоположные стороны. Жизнь людей на станции представляет собой не какой-то там экзистенциалистский анекдотец, а ставит серьезные вопросы о месте человека в космосе! Мой Кельвин решает остаться на планете, потеряв всякую надежду, в то время как Тарковский создал образ какого-то острова с хижиной. Меня он раздражает. Не выношу этого "эмоционального соуса", под которым Тарковский "подает" героев моей книги, не говоря уже о том, что он начисто удалил научные описания планеты и заменил их серией чудачеств."Покаяние и то, что Кельвин "довел Хари до самоубийства" - это то самое. Лем этого не имел в виду, и да, упоминание "Преступления и наказания" как раз намек на то, что тут разводится христианская этика. В том-то и беда, что "Солярис" Тарковского - это какая-то пародия на "Преступление и наказание", потому что Кельвин, в отличие от Раскольникова, никого не убивал и даже не доводил до самоубийства. Тут вину вешают на невинного человека, и вообще всем предлагают "принять вину". Это и есть поповщина, которая совершенно ничего не имела общего с самой историей, рассказанной Лемом.»
Борис Попов
14.12.21 19:06
1. Сделал ли Тарковский плохой фильм?2. Раскрыл ли Тарковский замысел Лема?3. Состоит ли задача режиссёра в беспрекословном следовании первоисточнику?4. Можно ли сделать фильм, абсолютно идентичный книге?5. Все ли читатели правильно поняли Лема?6. Понимал ли Лем, что именно он написал?...
Jerry
14.12.21 19:18
Можете хоть сотню раз не соглашаться Сравнить идейный базис книги и базис фильма не трудно. И дело вовсе не в том, что книгу нельзя целиком засунуть в фильм. Сравнить персонажей в книге и в фильме тоже не трудноИ клерикализм Тарковского тоже виден, особенно в вышеозначенном "Зеркале" и также в "Жертвоприношении". Это не мнение. Это уже факты. И странно их не видеть.
Борис Попов
14.12.21 19:45
Обязан ли интерпретатор разделять позицию автора? И в чём тогда смысл работы интерпретатора? Если кому-то не люб клерикал Тарковский, он его не смотрит. Я не смотрю. Но допускаю, что кому-то его мировоззрение может нравится.<Сравнить идейный базис книги и базис фильма не трудно.>Правде? А чем тогда занимается армия критиков?...
Jerry
14.12.21 19:20|изменено
И кстати. Как кто-то в комментариях к другому посту говорил. Что вежливее не ставить минус, если не согласен, но собираешься высказать человеку, почему не согласен. Вежливо ставить минус, если не согласен, но высказываться лень.И тут многие почему-то забывают, что плюс/минус на лайфхакере - это не то же самое, что на хабре.
Борис Попов
14.12.21 19:42
А что оно на Хабре? :) "+/-" - есть инициатива ЛФ. Ни мотивы, ни цели, ни критерии посетителю не ведомы. Логично предположить, что это форма (не)согласия с мнением автора.
Алексей Хромов
15.12.21 08:22
— Обсуждаем «Зеркало»— Вот мнение о «Солярисе»... Ок
Sergey Sergeevitsh
12.12.21 20:49
"Секс в большом городе" и ВиаГра это ваше все... Не в коем случае не смотрите продолжение...
Maxim The
24.03.19 21:18
Уже по названию фильма и по этим циничным мордам на афишах было ясно, что это - очередное современное фуфло.
Jerry
13.12.21 19:30
Значит, вы не смотрели.
Maxim The
14.12.21 01:06
Не смотрел, и никогда не буду смотреть это дерьмо. Меня даже название уже бесит. Это - антиискусство.
Alex Ponomar
14.12.21 02:01
Экий вы нервный.
Алексей Хромов
14.12.21 08:25
Не читал, но осуждаю
andreykok
24.03.19 21:56
Да, фильм не для отдыха, но заставляет задуматься над своей жизнью, над всем происходящим и конечно как и все стоящее требует термения...но кто не хочет, тех не заставляет-живите в матрице, ходите на работу, кушайте, что дают живите в пределах выделенных компюторами )))
Александра Рыбалко
25.03.19 00:36
Спасибо за отличную статью о любимой трилогии!
Олег Амиров
25.03.19 03:57
Шедевр ,больше сказать не могу!!!!
Кирилл Козырский
25.03.19 12:34|изменено
Такие фильмы снимаюсься раз в 50 лет, шедевр, одним словом, фильм, опередивший свое время, а графика и до сих, спустя 20 лет остается годной!
Rupert Ruperts
27.06.19 20:00|изменено
Так и не осилил. Давно дважды начинал смотреть. Я, наверное, единственный человек в Матрице, который её не смотрел :(
Максим Прохоров
12.12.21 21:03
прочитал полностью. редко бывают интересные лонгриды. спасибо
Sergey M.
12.12.21 22:57
Я программист и не смог досмотреть матрицу до конца потому что технически это полная бредяьина.
Алексей Хромов
13.12.21 00:52|изменено
Думаю, вам стоит пообщаться с историками, которые оценивали «Игру престолов», и лётчиками, говорящими о реальности полёта Супермена
Дмитрий Сажко
13.12.21 11:46
Кстати, с тем же Жуковым было бы интересно поболтать. Я не большой его фанат и не знаю, насколько он квалифицированный историк, но, по крайней мере, об ИП он рассказывал интересно.
Jerry
13.12.21 19:31
То есть вы пытались оценить в фильме самое несущественное.
Что ещё посмотреть
22 потрясающих мини-сериала, которые можно посмотреть за один вечер
22 потрясающих мини-сериала, которые можно посмотреть за один вечер
0
Вчера
Кино
Ликбез
The Guardian составил список 20 самых спокойных фильмов с увлекательным сюжетом
The Guardian составил список 20 самых спокойных фильмов с увлекательным сюжетом
0
Вчера
Кино
Новости
У японской «Годзиллы: Минус один» будет сиквел с подзаголовком «Минус ноль»
У японской «Годзиллы: Минус один» будет сиквел с подзаголовком «Минус ноль»
0
Вчера
Кино
Новости
«Малыш на драйве» может получить сиквел — режиссёр Эдгар Райт подтвердил готовность сценария
«Малыш на драйве» может получить сиквел — режиссёр Эдгар Райт подтвердил готовность сценария
0
Вчера
Кино
Новости
10 недооценённых фильмов студии A24, которые вы могли пропустить
10 недооценённых фильмов студии A24, которые вы могли пропустить
0
2 ноября
Кино
Кино
Что смотреть в кинотеатрах в ноябре
Что смотреть в кинотеатрах в ноябре
0
1 ноября
Кино
Кино
«Дрожь земли» и «Слендермен»: названы 10 самых просматриваемых хорроров на Хэллоуин в США
«Дрожь земли» и «Слендермен»: названы 10 самых просматриваемых хорроров на Хэллоуин в США
0
1 ноября
Кино
Новости
Netflix снимет современную версию «Великого Гэтсби» — её поставит оскароносный Стивен Гейган
Netflix снимет современную версию «Великого Гэтсби» — её поставит оскароносный Стивен Гейган
0
1 ноября
Кино
Новости
Вуди Харрельсон чётко высказался о воссоединении с Мэттью Макконахи в «Настоящем детективе»
Вуди Харрельсон чётко высказался о воссоединении с Мэттью Макконахи в «Настоящем детективе»
0
1 ноября
Кино
Новости
Киану Ривз снимется в научно-фантастическом триллере Shiver от режиссёра «Дэдпула»
Киану Ривз снимется в научно-фантастическом триллере Shiver от режиссёра «Дэдпула»
0
1 ноября
Кино
Новости
Поддельный Геральт и скучные сюжеты: 4-й сезон «Ведьмака» ещё глубже закапывает франшизу
Поддельный Геральт и скучные сюжеты: 4-й сезон «Ведьмака» ещё глубже закапывает франшизу
0
31 октября
Кино
Ликбез
«Долгая прогулка» и «Трон»: 10 самых популярных фильмов у пиратов в октябре
«Долгая прогулка» и «Трон»: 10 самых популярных фильмов у пиратов в октябре
0
31 октября
Кино
Новости
Вышел финальный трейлер «Франкенштейна» Гильермо дель Торо
Вышел финальный трейлер «Франкенштейна» Гильермо дель Торо
0
31 октября
Кино
Новости
Создатель «Во все тяжкие» объяснил, почему отказался снимать новые спин-оффы — несмотря на давление студии
Создатель «Во все тяжкие» объяснил, почему отказался снимать новые спин-оффы — несмотря на давление студии
0
31 октября
Кино
Новости
У «Заклятия» появится приквел — после рекордных сборов четвёртой части
У «Заклятия» появится приквел — после рекордных сборов четвёртой части
0
31 октября
Кино
Новости

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Roman Kukhtenkov35 минут назад

0 / 0

Мозги у тебя не взрослеют
10 новых игр для Android и iOS: лучшее за октябрь
Аватар автора комментария
sex fusion1 час назад

0 / 0

Это не про воздержание от секса, а про воздержание от оргазма
Недрочабрь: что это за челлендж и полезен ли он для здоровья
Аватар автора комментария
Радослав Бояджиев3 часа назад

0 / 0

Главное прозреть убогость современной индустрии.
«Даже лучше, чем было»: 16 впечатляющих примеров реставрации старой мебели, техники и не только
Аватар автора комментария
Вольф Мессинг3 часа назад

0 / 0

Да, он же всё верно написал. Но ты же посмела усомниться в чувстве эстетики человека только из-за его пунктуации и грамматики в комментарии под набором шлака
23 нереально красивых фильма для настоящих эстетов
Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях