Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Декабрь без стресса
🎁 Подарки на Новый год
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Работа и учёбаКолонка
6 марта 2017

5 лайфхаков для начинающего руководителя

Новая должность — новые заботы. Узнайте, как вести себя, если вас повысили, и наладить контакт с подчинёнными.
Фото автора Юлия Кислицына
Юлия Кислицына

стили руководства

Юлия Кислицына

Журналист-копирайтер агентства системных интернет-решений Wezom.

Наконец-то дождались повышения? Поздравляем! Свой профессионализм вы уже доказали, теперь время продемонстрировать свои управленческие и организаторские способности. Потому что новая должность — это не только новые обязанности, но и новая роль в коллективе. Вы к этому готовы?

Я решила собрать рекомендации для начинающих руководителей отделов, подразделений, компаний. Ведь продвижение по карьерной лестнице одного человека может стать проблемой для остальных членов коллектива и даже негативно отразиться на рабочей атмосфере.

Какой стиль руководства выбрать? Как мотивировать сотрудников? Что такое психоклимат и как понять, что он негативный? С этими вопросами я обратилась к психологу-консультанту агентства Wezom Антонине Ульяннской. По её словам, 80% начинающих менеджеров не знают или даже не задумываются о психологических аспектах управления коллективом. А задуматься есть над чем, если вы не хотите через месяц-два увидеть снижение производительности и пачку заявлений на увольнение от недовольных подчинённых.

Что делать начинающему руководителю

1. Выбирайте демократичный стиль управления

Из трёх стилей — авторитарного (решения единолично принимает руководитель), демократического (решения принимаются коллегиально, начальник контролирует исполнение) и либерального (коллектив сам принимает решения, роль руководителя минимальна) — именно демократический может обеспечить комфортную рабочую атмосферу и максимальную результативность. Потому что начальник-демократ:

  • не отдаёт жёстких приказов, как в армии, он работает в команде;
  • предоставляет подчинённым полномочия решать задачи в рамках их компетенций самостоятельно;
  • привлекает сотрудников к решению организационных вопросов;
  • поощряет творческие идеи, инициативы;
  • выстраивает доверительные отношения с коллегами: информирует о текущем состоянии дел в компании и о планах развития;
  • видит и помогает раскрыть потенциал сотрудника.

Демократический стиль даёт подчиненным почувствовать себя скорее партнёрами, нежели просто исполнителями. Для начинающего руководителя этот стиль станет залогом успеха команды, лидером которой он стал.

Нюанс. Если руководитель пришёл извне (не из числа сотрудников отдела или компании), рекомендуем:

  • поинтересоваться, каким был предшественник на этой должности, какой стиль управления использовал;
  • познакомиться с коллективом и организационными процессами;
  • определить приоритетные цели работы, обсудить их с вышестоящим руководством, а потом с подчинёнными.

Не забудьте выслушать предложения вверенного вам отдела.

2. Мотивируйте не приказами, а с помощью привлечения к решению задач

Такой способ поможет повысить самодисциплину в коллективе. Ведь ответственность за принятые решения переходит на сотрудников. Это и подразумевает демократический стиль менеджмента. Дайте почувствовать сотрудникам свою значимость. Ощущение простого винтика в огромном механизме вряд ли вызовет энтузиазм. А когда подчинённые станут важными участниками общего процесса, будут более ответственно подходить к делу.

Если сотрудники не справляются, начальник-демократ не использует властные методы и ни в коем случае не ругает прилюдно.

Запомните правило: хвалить при всех, наказывать наедине.

Подчинённые не должны бояться вызова на ковёр. Наказать в демократическом стиле означает разъяснить, что не так, найти причины и способы это устранить.

3. Создавайте команду

Помните, что вы руководите командой (отделом, департаментом или компанией), а не каждым человеком по отдельности. Формируйте команду, которая будет реализовывать задуманные проекты. Для этого развивайте управленческие навыки. Будьте готовы ставить цели для команды, определять результаты, трансформировать цели в чёткие задачи, мотивировать исполнителей их решать, контролировать выполнение, устранять возникшие проблемы и конфликты.

И ещё учитесь подбирать людей адекватно задачам. Другими словами — не выжимайте лимон в надежде получить томатный сок.

Ошибка начинающих менеджеров — в перетягивании одеяла на себя с мотивацией «я сделаю быстрее и качественнее сам». С таким подходом построить команду не удастся.

4. Не зазнавайтесь

Эта рекомендация тем, кто получил повышение и стал руководить своими коллегами. Ощущение власти может вскружить голову. Но это временный эффект. Грамотный начинающий руководитель:

  • признаёт, что повышение — это не венец карьеры, а он не властелин мира;
  • понимает, что новая должность — это большая ответственность;
  • учитывает личный опыт до повышения;
  • продолжает работать над собой, совершенствовать личностные и профессиональные навыки;
  • не злоупотребляет своим положением, не кричит на каждом углу, что знает всё лучше.

Зазнайство, как и всезнайство, не поможет завоевать уважение в глазах коллег. Принцип «я начальник, ты дурак» — признак авторитарного стиля управления. Вы же не хотите, чтобы за спиной вас тихо ненавидели?

5. Соблюдайте дистанцию в общении

Найти идеальный баланс между дружбой и службой нелегко. Удаётся это не каждому руководителю со стажем, что уже говорить о начинающем. Некоторые молодые начальники выстраивают дружеские отношения с одним подчинённым, тем самым формируя негативное отношение у других сотрудников.

В коллективе не должно быть панибратства. Придерживайтесь культуры делового общения. Стройте отношения на взаимоуважении.

Если вы сторонник обращения на «ты» между подчинёнными и начальником, дайте понять работникам, что это не повод фривольно относиться к заданиям.

Нюанс. Как выстраивать общение, если подчинённый старше начальника? Придерживайтесь партнёрской линии в общении. Используйте местоимение «вы». Не бойтесь спросить совета. Такие обращения, как «Хотел узнать ваше мнение», «Как вы считаете», продемонстрируют уважение к старшему сотруднику, повысят чувство его значимости, помогут выявить ценный опыт и использовать его для развития компании.

Главное — не задевать эго подчинённого, а создать комфортные деловые отношения. Устанавливайте дистанцию постепенно.

Во многом от стиля управления руководителя зависит, какой психоклимат воцаряется в коллективе.

Что такое психоклимат и как понять, что он негативный

Психоклимат — это комфортный эмоциональный настрой, атмосфера, в которой работают сотрудники. Показатели негативного климата в коллективе — это:

  • текучка кадров;
  • частые больничные;
  • низкая производительность труда;
  • напряжённые отношения между коллегами;
  • всеобщая раздражительность и неудовлетворённость;
  • нежелание сотрудников совершенствоваться;
  • недоверие;
  • психологическая несовместимость;
  • отсутствие желания работать в одном кабинете.

К признакам позитивного климата относятся:

  • доброжелательные взаимоотношения;
  • высокая степень доверия среди членов коллектива;
  • желание находиться в коллективе в рабочее время и проводить вместе досуг (корпоративный отдых, совместные тренинги, вылазки на природу и прочее);
  • отсутствие внутренних конфликтов и «группировок»;
  • сплочённость сотрудников в форс-мажорных ситуациях, высокий уровень взаимопомощи (не каждый сам за себя);
  • свободное обсуждение текущих вопросов (никто не боится высказывать собственное мнение);
  • здоровая деловая критика;
  • отсутствие давления на подчинённых.

Кроме внутренних факторов, на атмосферу в коллективе влияют:

  • физические условия труда;
  • текущее положение дел в компании;
  • экономическая, политическая, социальная ситуация в государстве.

Проанализируйте, как подшефные общаются и взаимодействуют между собой, часто ли конфликтуют или выражают недовольство, как относятся к сотрудникам из других (смежных) отделов.

Психологи рекомендуют провести анонимное анкетирование, чтобы выяснить, какой психоклимат преобладает в коллективе. И если повлиять на положение дел в стране начальник отдела не в силах, то позаботиться об условиях труда, выяснить причины недовольства и мотивировать работников может.

И напоследок

Рекомендаций для начинающих управленцев гораздо больше, чем пять. Но мы попытались выбрать базовые советы, следуя которым молодой руководитель гладко войдёт в новую роль и не станет объектом негативных обсуждений в коллективе.

А как впервые возглавляли команду вы? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Обложка: snob.ru
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Chto podarit' mal'chiku na Novyj god: 15 klassnyh idej

Что подарить мальчику на Новый год: 15 классных идей

Берём в подарок планшет Huawei MatePad 11.5 с высоким рейтингом покупателей

Берём в подарок планшет Huawei MatePad 11.5 с высоким рейтингом покупателей

Надо брать: беспроводная зарядная станция Ugreen MagFlow со скидкой 43%

Надо брать: беспроводная зарядная станция Ugreen MagFlow со скидкой 43%

Nahodki AliExpress: samye interesnye i poleznye tovary

Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары

10 подарков парню на Новый год, которые не будут пылиться на полке

10 подарков парню на Новый год, которые не будут пылиться на полке

10 бытовых товаров от Synergetic, которые часто покупают на Ozon

10 бытовых товаров от Synergetic, которые часто покупают на Ozon

5 хороших электрических зубных щёток дешевле 5 000 рублей

5 хороших электрических зубных щёток дешевле 5 000 рублей

Берём в подарок колонку «Яндекс Станция Миди» со скидкой 50%

Берём в подарок популярную колонку «Яндекс Станция Миди»

Это интересно
Главное — практика? Почему в учёбе так важно работать над реальными задачами

Главное — практика? Почему в учёбе так важно работать над реальными задачами

От ПМС до овуляции. Всё, что нужно знать о менструальном цикле

От ПМС до овуляции. Всё, что нужно знать о менструальном цикле

Как найти увлечение после 60 лет и почему это важно

Как найти увлечение после 60 лет и почему это важно

«Восток», «Нева» и «Дон»: 6 удобных автомаршрутов по трём трассам для знакомства с регионами

«Восток», «Нева» и «Дон»: 6 удобных автомаршрутов по трём трассам для знакомства с регионами

Комментарии
Stas Mikhaylov
13.03.17 17:46
Что можете посоветовать почитать по этой теме?
Мария Верховцева
13.03.17 20:38
Советуем почитать вот: https://lifehacker.ru/biblioteka-rukovoditelya/
Julia Yoyo
16.03.17 16:21
Стас, можете ознакомиться с материалом http://hr-ru.com/2009/10/korporativnaya-kultura/, думаю Вам будет интересно:)
Stas Mikhaylov
17.03.17 06:32
Спасибо!
Julia Yoyo
17.03.17 16:22
пожалуйста:)
Наташа Семенютенко
16.03.17 14:00
Автору спасибо, как раз актуальная тема для меня)
Julia Yoyo
16.03.17 14:58
Рада, что советы оказались полезными для Вас)
Юрий Ковальчук
13.04.17 13:50
круто
Юра Ковальчук
15.08.17 12:52
норм
Юра Ковальчук
15.08.17 12:53
5 +
андрей бубнов
16.10.18 18:34
Спасибо
Әмина Көлбай
30.10.18 11:06
Спасибо! Хорошая тема.
Игорь Антышев
04.08.19 22:49
Журналист и психолог чего то там решили дать советов начинающим руководителям? Хм, вышло не очень, ну точнее вроде неплохо, но хотелось бы конкретики, а не общих слов из современных импортных учебников
Alex Ponomar
04.08.19 23:31
Советы-то не самые плохие, должность автора здесь не так уж важна.
Что вы могли пропустить
24 японских мультфильма, которые стоит посмотреть всем
24 японских мультфильма, которые стоит посмотреть всем
0
Вчера
Кино
Ликбез
ТЕСТ: Что о вас говорят ваши траты на Новый год
ТЕСТ: Что о вас говорят ваши траты на Новый год
Вчера
Жизнь
Жизнь
16 безалкогольных коктейлей, которые легко приготовить дома
16 безалкогольных коктейлей, которые легко приготовить дома
Вчера
«Горящая изба»
Еда
В Сети завирусился хомяк в позе кунг-фу — его одели в кимоно и отправили на ринг
В Сети завирусился хомяк в позе кунг-фу — его одели в кимоно и отправили на ринг
0
Вчера
Интернет
Новости
10 стыдных вопросов о новогодней ёлке: отвечает ботаник Ксения Дудова
10 стыдных вопросов о новогодней ёлке: отвечает ботаник Ксения Дудова
0
Вчера
Колонка
Образование
Пользователи «ВКонтакте» пообщались с героями и создателями новой экранизации «Буратино»
Пользователи «ВКонтакте» пообщались с героями и создателями новой экранизации «Буратино»
0
Вчера
Пресс-релизы
Пресс-релизы
Вышел трейлер второй части пятого сезона «Очень странных дел» — релиз 25 декабря
Вышел трейлер второй части пятого сезона «Очень странных дел» — релиз 25 декабря
0
Вчера
Кино
Новости
10 бесплатных онлайн-сервисов, чтобы сделать гифку из видео
10 бесплатных онлайн-сервисов, чтобы сделать гифку из видео
0
Вчера
Технологии
Технологии
Проигрыватель в подарок: 3 варианта на разный бюджет
Проигрыватель в подарок: 3 варианта на разный бюджет
0
Вчера
Устройства
Устройства
Из Мексики в Канаду пешком: девушка променяла престижную работу на маршрут длиной 5 700 км — и не жалеет
Из Мексики в Канаду пешком: девушка променяла престижную работу на маршрут длиной 5 700 км — и не жалеет
0
Вчера
Новости
Новости
50 оттенков оливье. Что приготовить на Новый год, чтобы праздник удался
50 оттенков оливье. Что приготовить на Новый год, чтобы праздник удался
0
Вчера
Еда
Еда
Что подарить мальчику на Новый год: 15 классных идей
Что подарить мальчику на Новый год: 15 классных идей
0
Вчера
Ликбез
Покупки
В США назвали главные цели и сценарии первой пилотируемой миссии на Марс — поиск жизни в приоритете
В США назвали главные цели и сценарии первой пилотируемой миссии на Марс — поиск жизни в приоритете
0
Вчера
Новости
Новости
Берём в подарок планшет Huawei MatePad 11.5 с высоким рейтингом покупателей
Берём в подарок планшет Huawei MatePad 11.5 с высоким рейтингом покупателей
0
Вчера
Покупки
Покупки
Теплее вместе: TECNO запустил карту, на которой можно отметить тех, кто делает вашу зиму ярче
Теплее вместе: TECNO запустил карту, на которой можно отметить тех, кто делает вашу зиму ярче
Вчера
Вдохновение
Вдохновение

Новые комментарии

Аватар автора комментария
BVGf3 часа назад

0 / 0

Да, это тоже было бы не плохо узнать Если не забуду, то через год спрошу как Ваша гирлянда живёт
4 способа украсить ёлку гирляндой «Роса» — как на картинках в Pinterest
Аватар автора комментария
Михаил К3 часа назад

0 / 0

Я вам завидую, так как приходя домой с работы, не знаешь, что в первую очередь поставить на зарядку: телефон, часы, наушники, массажер, фонарик, а теперь еще и зубную щетку:) А если серьезно, то удобная штука и чистит лучше и время экономит.
5 хороших электрических зубных щёток дешевле 5 000 рублей
Аватар автора комментария
KapSuRioN3 часа назад

0 / 0

Прошло еще 13 лет. Всё завертелось ещё больше..
Шерри Теркл о социальном одиночестве в сети
Аватар автора комментария
Julia Svit5 часов назад

0 / 0

Посмотрим, чем нас удивят ))
Энди Сёркис показал трейлер мультфильма «Скотный двор» по повести Джорджа Оруэлла
Платежи с кешбэком и без комиссий. Как приложение Газпромбанка облегчит вам жизнь

Платежи с кешбэком и без комиссий. Как приложение Газпромбанка облегчит вам жизнь

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях