5 известных психологических экспериментов, к этичности которых есть вопросы

1. Эксперимент «Маленький Альберт», 1919 год

В 1920 году психолог Джон Уотсон вместе со своей ассистенткой Розали Рейнер решили проверить, можно ли искусственно создать у ребёнка страх с помощью определённых действий. Для этого они провели
, главным участником которого стал девятимесячный мальчик. Ему дали вымышленное имя, чтобы сохранить анонимность.Исследователи поставили перед собой цель выяснить, можно ли сделать так, чтобы Альберт начал бояться чего-то, что изначально не вызывало у него страха. Для этого они использовали метод классического обусловливания — когда два стимула (например, звук и предмет) связывают друг с другом, чтобы один начал вызывать реакцию, характерную для другого.
Сначала Альберта познакомили с белой лабораторной крысой. Мальчик её не боялся, спокойно смотрел на животное и даже играл с ним. Затем учёные начали комбинировать показ крысы с громким резким звуком, который пугал Альберта. Каждый раз, когда он тянулся к животному, Уотсон ударял по металлическому пруту, издавая сильный шум. После нескольких повторений этого действия у Альберта выработался страх. Теперь, даже если крыса появлялась без звука, ребёнок начинал плакать и пытался от неё отстраниться.
Эффект оказался ещё шире: Альберт начал бояться и других пушистых предметов, которые напоминали ему крысу. Например, кроликов, меховых игрушек и даже бороды Санта-Клауса. Этот феномен называют
— когда реакция переносится на другие, похожие стимулы.Эксперимент вызвал бурные споры и критику, поскольку в нём было множество серьёзных этических нарушений:
- Отсутствие согласия матери. Кем именно были Альберт и его мать, точно не известно. Но некоторые источники утверждают, что она информированного согласия на участие ребёнка в эксперименте. То есть вряд ли матери подробно объяснили, что именно будет происходить с младенцем.
- Причинение вреда. У ребёнка намеренно психике. Кроме того, Уотсон и Рейнер даже не пытались устранить сформированную боязнь. страх, и это могло оставить след на его
- Методологические вопросы. Современные исследователи указывают, что эксперимент плохо документирован и некоторые его аспекты могут быть недостоверными. Например, неизвестно, был ли Альберт полностью в начале исследования, что могло повлиять на результаты.
2. «Чудовищный эксперимент», 1939 год
В 1939 году в Университете Айовы
эксперимент, который позже назвали «Чудовищным» из-за его жестоких методов. Исследование проводилось под руководством психолога Венделла Джонсона и его аспирантки Мэри Тюдор. Оно было направлено на изучение того, как положительная и отрицательная обратная связь влияют на речь детей. Для этого учёные выбрали 22 ребёнка-сироты, которые были особенно уязвимы из-за отсутствия родителей.Детей разделили на две группы. Участники из первой получали только похвалу за свою речь. Их поощряли даже тогда, когда они ошибались, подчёркивая, что у них всё хорошо. Во второй группе всё было наоборот: детей постоянно критиковали. Им говорили, что их речь плохая, даже если она была нормальной. В некоторых случаях детей унижали, акцентируя внимание на мнимых недостатках.
Результаты оказались пугающими.
У детей, которых критиковали, появились признаки заикания, хотя раньше они говорили нормально.
Многие из них стали замыкаться в себе, испытывали страх говорить и чувствовали себя неуверенно. Эти эмоциональные травмы остались с ними даже после завершения эксперимента.
Исследование вызвало множество
с точки зрения этики. Вот только несколько пунктов:- Психологическая травма. Детей из второй группы целенаправленно подвергали эмоциональному давлению. В результате у многих из них появились серьёзные проблемы с речью и самооценкой, которые сохранялись годами.
- Уязвимость участников. Дети-сироты не могли защитить себя и выйти из эксперимента, даже если чувствовали, что что-то идёт не так. Они полностью зависели от взрослых, которые их опекали.
- Ответственность исследователей. Организаторы эксперимента не предприняли никаких шагов, чтобы исправить эффект от своих действий.
В научном плане исследование показало, насколько сильно на речь человека могут влиять похвала и критика. Но методы, использованные в эксперименте, считаются неприемлемыми. В 2007 году Университет Айовы
свою ответственность и выплатил компенсацию шести выжившим участникам этого опыта.3. Эксперимент Милгрэма, 1961 год

В 1961 году психолог Стэнли Милгрэм провёл
, который стал одним из самых известных и обсуждаемых в истории психологии. Автор опыта хотел понять, насколько люди готовы подчиняться указаниям авторитетного человека, даже если это противоречит их собственным убеждениям и может причинить боль другим.Эксперимент включал три роли:
- Экспериментатор — человек в белом халате, который представлял авторитет.
- Учитель — реальный участник эксперимента, которому поручалось задавать вопросы.
- Ученик — актёр, который притворялся участником эксперимента.
«Учитель» и «ученик» находились в разных комнатах. Первому говорили, что он должен обучать второго парам слов. Если «ученик» ошибался, от «учителя» требовалось наказать его, нажав кнопку, якобы подающую электрический разряд. С каждым разом напряжение должно было увеличиваться. На самом деле никаких ударов током не было, но актёр-ученик изображал боль, крича и умоляя остановиться.
Многие участники, несмотря на явные признаки страдания «ученика», продолжали выполнять настойчивые приказы экспериментатора. Это заставило учёных задуматься о том, как далеко могут зайти люди, подчиняясь авторитету.
Эксперимент вызвал серьёзные
о его этичности:- Психологический стресс. Участники верили, что действительно причиняют боль другому человеку, и это вызывало у них сильное напряжение. Некоторые начинали потеть, дрожать или даже нервно смеяться.
- Обман. Участников вводили в заблуждение, не объясняя истинную цель эксперимента. Люди не знали, что удары током ненастоящие, и потому их согласие на опыт нельзя назвать полностью информированным.
Милгрэма жёстко критиковали за то, что он не остановил эксперимент, когда стало очевидно, что участники страдают. Ведь забота о благополучии испытуемых должна была быть на первом месте.
4. Эксперимент с куклой Бобо, 1961 год
В начале 1960‑х годов психолог Альберт Бандура перенимают поведение, следуя чужому примеру.
серию опытов, чтобы выяснить, как дети учатся агрессивному поведению, наблюдая за взрослыми. Эти исследования стали известны как «Эксперимент с куклой Бобо». Они внесли большой вклад в понимание того, как людиДля эксперимента Бандура собрал 72 ребёнка в возрасте от трёх до шести лет. Их разделили на три группы:
- Первая группа наблюдала, как взрослый человек агрессивно обращается с надувной куклой по имени Бобо. Он не просто бил её, но и говорил грубые слова.
- Второй группе показывали взрослого, который находился в комнате с куклой, но не проявлял никакого интереса к ней.
- Третья группа вообще не видела, что делает взрослый с куклой.
После этого детей оставляли наедине с Бобо и следили за тем, как они себя поведут.
Результаты были очень показательными. Дети из первой группы, которые наблюдали агрессию, начали вести себя точно так же. Они били куклу, говорили грубости и даже придумывали новые издевательства. Те, кто видел спокойного взрослого, почти не проявляли агрессии. А участники из третьей группы вели себя по-разному, но их действия были менее агрессивными, чем у первой группы.
Эксперимент
, что дети легко перенимают то, что видят. Если взрослый проявляет себя агрессивно, ребёнок может подумать, что такое поведение нормально и его можно повторять. Этот вывод стал основой для , согласно которой люди учатся не только через свои действия, но и через наблюдение за другими.Однако эксперименты Бандуры вызвали некоторые этические
:- Проблема агрессии. Некоторых критиков беспокоило, что дети, наблюдавшие за агрессивным взрослым, могли запомнить это поведение и продолжать использовать его в реальной жизни. Получается, что эксперимент мог невольно «научить их плохому».
- Искусственные условия. Лаборатория, где проходил эксперимент, была совсем не похожа на реальный мир. Дети могли думать, что это просто игра, и вели себя так, как считали нужным в этой обстановке. В жизни они могли бы поступить иначе.
- Неосознанное согласие. Родители дали разрешение на участие детей, но сами дети не могли понять, что от них требуется, и не осознавали, что находятся в рамках научного эксперимента.
5. Стэнфордский тюремный эксперимент, 1971 год

В 1971 году американский психолог Филип Зимбардо решил провести студентов, которые согласились участвовать за небольшую оплату.
, чтобы понять, как тюремная среда влияет на поведение обычных людей. Для этого он собрал 24 добровольца —Испытуемых случайным образом разделили на две группы: одни стали «охранниками», другие — «заключёнными». Для эксперимента оборудовали подвал Стэнфордского университета, превратив его в подобие настоящей тюрьмы. Всё выглядело максимально реалистично: у «заключённых» была форма, номера вместо имён, камеры с решётками, а «охранники» носили униформу, очки и были вооружены дубинками.
Вначале всё казалось игрой, но вскоре ситуация резко изменилась. «Охранники» начали вести себя жёстко и агрессивно. Они придумывали унизительные наказания для «заключённых»: заставляли их делать бессмысленные упражнения, лишали сна и еды, подвергали психологическому давлению. Некоторые из «охранников» стали открыто проявлять садизм, наслаждаясь своей властью.
«Заключённые», в свою очередь, начали испытывать серьёзный стресс. Некоторые плакали, чувствовали себя униженными и беспомощными. Несколько участников так тяжело переживали происходящее, что их пришлось досрочно вывести из эксперимента. Люди, которые в обычной жизни были здоровыми и уравновешенными, за несколько дней изменились до неузнаваемости.
Хотя эксперимент был запланирован на две недели, его пришлось остановить уже через шесть дней. Причиной стало то, что ситуация вышла из-под контроля, а психологическое состояние участников ухудшилось. На решение прекратить исследование повлияла также подруга Зимбардо, которая посетила «тюрьму» и была шокирована происходящим.
После эксперимента на исследователя обрушилась серьёзная
. Его обвиняли в следующем:- Отсутствие полного согласия. Участники не знали, что их ждут такие жёсткие условия. Им не рассказали обо всех возможных рисках, и они не могли заранее осознать, на что соглашаются.
- Психологический вред. Многим участникам, особенно «заключённым», был нанесён сильный моральный ущерб. Некоторые из них потом рассказывали, что ещё долго не могли прийти в себя.
- Небрежный контроль. Зимбардо, будучи руководителем исследования, фактически сам стал участником, играя роль начальника тюрьмы. Он не вмешивался в происходящее, даже когда видел, что испытуемым плохо.
Лучшие предложения
Что умеет фен от Dreame: разбор умной новинки в премиальном стиле
10 мужских кроссовок от популярных брендов со скидками до 59%
Это нам надо: популярная сыворотка с ретинолом и микроиглами со скидкой 20%
Надо брать: ударная дрель от Heimerdinger со скидкой 70%
18 надёжных смесителей, которые часто покупают на маркетплейсах
10 вещей популярных брендов со скидками до 65%
Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%
15 отличных товаров, которые отдают со скидками до 70% на AliExpress
«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности
Давление не падает: что такое резистентная гипертония и как её лечат
Банки запустили в приложениях сервисы для пострадавших от мошенников
Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России