Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Образование
5 октября

5 известных психологических экспериментов, к этичности которых есть вопросы

Границы дозволенного в науке иногда пересекались ради новых знаний.
Фото автора Настя Морошкина
Настя Морошкина

Автор Лайфхакера

5 известных психологических экспериментов, к этичности которых есть вопросы
Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

1. Эксперимент «Маленький Альберт», 1919 год

Психологический эксперимент «Маленький Альберт», 1919 год
Кадр из фильма об эксперименте «Маленький Альберт». Фото: Akron psychology archives / Wikimedia Commons

В 1920 году психолог Джон Уотсон вместе со своей ассистенткой Розали Рейнер решили проверить, можно ли искусственно создать у ребёнка страх с помощью определённых действий. Для этого они провели эксперимент, главным участником которого стал девятимесячный мальчик. Ему дали вымышленное имя, чтобы сохранить анонимность.

Исследователи поставили перед собой цель выяснить, можно ли сделать так, чтобы Альберт начал бояться чего-то, что изначально не вызывало у него страха. Для этого они использовали метод классического обусловливания — когда два стимула (например, звук и предмет) связывают друг с другом, чтобы один начал вызывать реакцию, характерную для другого.

Сначала Альберта познакомили с белой лабораторной крысой. Мальчик её не боялся, спокойно смотрел на животное и даже играл с ним. Затем учёные начали комбинировать показ крысы с громким резким звуком, который пугал Альберта. Каждый раз, когда он тянулся к животному, Уотсон ударял по металлическому пруту, издавая сильный шум. После нескольких повторений этого действия у Альберта выработался страх. Теперь, даже если крыса появлялась без звука, ребёнок начинал плакать и пытался от неё отстраниться.

Эффект оказался ещё шире: Альберт начал бояться и других пушистых предметов, которые напоминали ему крысу. Например, кроликов, меховых игрушек и даже бороды Санта-Клауса. Этот феномен называют генерализацией — когда реакция переносится на другие, похожие стимулы.

Эксперимент вызвал бурные споры и критику, поскольку в нём было множество серьёзных этических нарушений:

  1. Отсутствие согласия матери. Кем именно были Альберт и его мать, точно не известно. Но некоторые источники утверждают, что она не давала информированного согласия на участие ребёнка в эксперименте. То есть вряд ли матери подробно объяснили, что именно будет происходить с младенцем.
  2. Причинение вреда. У ребёнка намеренно вызывали страх, и это могло оставить след на его психике. Кроме того, Уотсон и Рейнер даже не пытались устранить сформированную боязнь.
  3. Методологические вопросы. Современные исследователи указывают, что эксперимент плохо документирован и некоторые его аспекты могут быть недостоверными. Например, неизвестно, был ли Альберт полностью здоров в начале исследования, что могло повлиять на результаты.

2. «Чудовищный эксперимент», 1939 год

В 1939 году в Университете Айовы прошёл эксперимент, который позже назвали «Чудовищным» из-за его жестоких методов. Исследование проводилось под руководством психолога Венделла Джонсона и его аспирантки Мэри Тюдор. Оно было направлено на изучение того, как положительная и отрицательная обратная связь влияют на речь детей. Для этого учёные выбрали 22 ребёнка-сироты, которые были особенно уязвимы из-за отсутствия родителей.

Детей разделили на две группы. Участники из первой получали только похвалу за свою речь. Их поощряли даже тогда, когда они ошибались, подчёркивая, что у них всё хорошо. Во второй группе всё было наоборот: детей постоянно критиковали. Им говорили, что их речь плохая, даже если она была нормальной. В некоторых случаях детей унижали, акцентируя внимание на мнимых недостатках.

Результаты оказались пугающими.

У детей, которых критиковали, появились признаки заикания, хотя раньше они говорили нормально.

Многие из них стали замыкаться в себе, испытывали страх говорить и чувствовали себя неуверенно. Эти эмоциональные травмы остались с ними даже после завершения эксперимента.

Исследование вызвало множество вопросов с точки зрения этики. Вот только несколько пунктов:

  1. Психологическая травма. Детей из второй группы целенаправленно подвергали эмоциональному давлению. В результате у многих из них появились серьёзные проблемы с речью и самооценкой, которые сохранялись годами.
  2. Уязвимость участников. Дети-сироты не могли защитить себя и выйти из эксперимента, даже если чувствовали, что что-то идёт не так. Они полностью зависели от взрослых, которые их опекали.
  3. Ответственность исследователей. Организаторы эксперимента не предприняли никаких шагов, чтобы исправить эффект от своих действий.

В научном плане исследование показало, насколько сильно на речь человека могут влиять похвала и критика. Но методы, использованные в эксперименте, считаются неприемлемыми. В 2007 году Университет Айовы признал свою ответственность и выплатил компенсацию шести выжившим участникам этого опыта.

3. Эксперимент Милгрэма, 1961 год

Психологический эксперимент Милгрэма, 1961 год
Эксперимент Милгрэма. Буквой Е отмечен экспериментатор, Т — «учитель», L — «ученик». Изображение: Fred the Oyster / Wikimedia Commons

В 1961 году психолог Стэнли Милгрэм провёл эксперимент, который стал одним из самых известных и обсуждаемых в истории психологии. Автор опыта хотел понять, насколько люди готовы подчиняться указаниям авторитетного человека, даже если это противоречит их собственным убеждениям и может причинить боль другим.

Эксперимент включал три роли:

  • Экспериментатор — человек в белом халате, который представлял авторитет.
  • Учитель — реальный участник эксперимента, которому поручалось задавать вопросы.
  • Ученик — актёр, который притворялся участником эксперимента.

«Учитель» и «ученик» находились в разных комнатах. Первому говорили, что он должен обучать второго парам слов. Если «ученик» ошибался, от «учителя» требовалось наказать его, нажав кнопку, якобы подающую электрический разряд. С каждым разом напряжение должно было увеличиваться. На самом деле никаких ударов током не было, но актёр-ученик изображал боль, крича и умоляя остановиться.

Многие участники, несмотря на явные признаки страдания «ученика», продолжали выполнять настойчивые приказы экспериментатора. Это заставило учёных задуматься о том, как далеко могут зайти люди, подчиняясь авторитету.

Эксперимент вызвал серьёзные вопросы о его этичности:

  1. Психологический стресс. Участники верили, что действительно причиняют боль другому человеку, и это вызывало у них сильное напряжение. Некоторые начинали потеть, дрожать или даже нервно смеяться.
  2. Обман. Участников вводили в заблуждение, не объясняя истинную цель эксперимента. Люди не знали, что удары током ненастоящие, и потому их согласие на опыт нельзя назвать полностью информированным.

Милгрэма жёстко критиковали за то, что он не остановил эксперимент, когда стало очевидно, что участники страдают. Ведь забота о благополучии испытуемых должна была быть на первом месте.

4. Эксперимент с куклой Бобо, 1961 год

В начале 1960‑х годов психолог Альберт Бандура провёл серию опытов, чтобы выяснить, как дети учатся агрессивному поведению, наблюдая за взрослыми. Эти исследования стали известны как «Эксперимент с куклой Бобо». Они внесли большой вклад в понимание того, как люди перенимают поведение, следуя чужому примеру.

Для эксперимента Бандура собрал 72 ребёнка в возрасте от трёх до шести лет. Их разделили на три группы:

  • Первая группа наблюдала, как взрослый человек агрессивно обращается с надувной куклой по имени Бобо. Он не просто бил её, но и говорил грубые слова.
  • Второй группе показывали взрослого, который находился в комнате с куклой, но не проявлял никакого интереса к ней.
  • Третья группа вообще не видела, что делает взрослый с куклой.

После этого детей оставляли наедине с Бобо и следили за тем, как они себя поведут.

Результаты были очень показательными. Дети из первой группы, которые наблюдали агрессию, начали вести себя точно так же. Они били куклу, говорили грубости и даже придумывали новые издевательства. Те, кто видел спокойного взрослого, почти не проявляли агрессии. А участники из третьей группы вели себя по-разному, но их действия были менее агрессивными, чем у первой группы.

Эксперимент показал, что дети легко перенимают то, что видят. Если взрослый проявляет себя агрессивно, ребёнок может подумать, что такое поведение нормально и его можно повторять. Этот вывод стал основой для теории социального научения, согласно которой люди учатся не только через свои действия, но и через наблюдение за другими.

Однако эксперименты Бандуры вызвали некоторые этические вопросы:

  1. Проблема агрессии. Некоторых критиков беспокоило, что дети, наблюдавшие за агрессивным взрослым, могли запомнить это поведение и продолжать использовать его в реальной жизни. Получается, что эксперимент мог невольно «научить их плохому».
  2. Искусственные условия. Лаборатория, где проходил эксперимент, была совсем не похожа на реальный мир. Дети могли думать, что это просто игра, и вели себя так, как считали нужным в этой обстановке. В жизни они могли бы поступить иначе.
  3. Неосознанное согласие. Родители дали разрешение на участие детей, но сами дети не могли понять, что от них требуется, и не осознавали, что находятся в рамках научного эксперимента.

5. Стэнфордский тюремный эксперимент, 1971 год

Жестокие психологические эксперименты: Стэнфордский тюремный эксперимент, 1971 год
«Заключённые» во время Стэнфордского тюремного эксперимента. Фото: Philip Zimbardo / Wikimedia Commons

В 1971 году американский психолог Филип Зимбардо решил провести эксперимент, чтобы понять, как тюремная среда влияет на поведение обычных людей. Для этого он собрал 24 добровольца — студентов, которые согласились участвовать за небольшую оплату. 

Испытуемых случайным образом разделили на две группы: одни стали «охранниками», другие — «заключёнными». Для эксперимента оборудовали подвал Стэнфордского университета, превратив его в подобие настоящей тюрьмы. Всё выглядело максимально реалистично: у «заключённых» была форма, номера вместо имён, камеры с решётками, а «охранники» носили униформу, очки и были вооружены дубинками.

Вначале всё казалось игрой, но вскоре ситуация резко изменилась. «Охранники» начали вести себя жёстко и агрессивно. Они придумывали унизительные наказания для «заключённых»: заставляли их делать бессмысленные упражнения, лишали сна и еды, подвергали психологическому давлению. Некоторые из «охранников» стали открыто проявлять садизм, наслаждаясь своей властью.

«Заключённые», в свою очередь, начали испытывать серьёзный стресс. Некоторые плакали, чувствовали себя униженными и беспомощными. Несколько участников так тяжело переживали происходящее, что их пришлось досрочно вывести из эксперимента. Люди, которые в обычной жизни были здоровыми и уравновешенными, за несколько дней изменились до неузнаваемости.

Хотя эксперимент был запланирован на две недели, его пришлось остановить уже через шесть дней. Причиной стало то, что ситуация вышла из-под контроля, а психологическое состояние участников ухудшилось. На решение прекратить исследование повлияла также подруга Зимбардо, которая посетила «тюрьму» и была шокирована происходящим.

После эксперимента на исследователя обрушилась серьёзная критика. Его обвиняли в следующем:

  1. Отсутствие полного согласия. Участники не знали, что их ждут такие жёсткие условия. Им не рассказали обо всех возможных рисках, и они не могли заранее осознать, на что соглашаются.
  2. Психологический вред. Многим участникам, особенно «заключённым», был нанесён сильный моральный ущерб. Некоторые из них потом рассказывали, что ещё долго не могли прийти в себя.
  3. Небрежный контроль. Зимбардо, будучи руководителем исследования, фактически сам стал участником, играя роль начальника тюрьмы. Он не вмешивался в происходящее, даже когда видел, что испытуемым плохо.
Узнайте больше
💡
5 научных экспериментов, которые больше похожи на шутки
6 странных исследований и экспериментов, которые проводили серьёзные учёные
5 самых странных научных экспериментов, которые проводили в СССР
Эксперимент Розенхана: как 8 здоровых людей попали в психиатрическую больницу
Шимпанзе в человеческой семье и трубачи на паровозе: 10 странных научных экспериментов
Обложка: BushAlex / Shutterstock / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Что умеет фен от Dreame: разбор умной новинки в премиальном стиле

Что умеет фен от Dreame: разбор умной новинки в премиальном стиле

10 muzhskih krossovok ot populyarnyh brendov so skidkami do 59%

10 мужских кроссовок от популярных брендов со скидками до 59%

Это нам надо: популярная сыворотка с ретинолом и микроиглами со скидкой 20%

Это нам надо: популярная сыворотка с ретинолом и микроиглами со скидкой 20%

Надо брать: ударная дрель от Heimerdinger со скидкой 70%

Надо брать: ударная дрель от Heimerdinger со скидкой 70%

18 nadyozhnyh smesitelej, kotorye chasto pokupayut na marketplejsah

18 надёжных смесителей, которые часто покупают на маркетплейсах

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

15 otlichnyh tovarov, kotorye otdayut so skidkami do 70% na AliExpress

15 отличных товаров, которые отдают со скидками до 70% на AliExpress

Это интересно
«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности

«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности

Давление не падает: что такое резистентная гипертония и как её лечат

Давление не падает: что такое резистентная гипертония и как её лечат

Банки запустили в приложениях сервисы для пострадавших от мошенников

Банки запустили в приложениях сервисы для пострадавших от мошенников

Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

Комментарии
Наталья Мурахтанова
05.02.25 09:54
До этого слышала только про Стэндфорский и Милгрэма — спасибо, оч интересно)
Sergey Bogachyov
05.02.25 11:59
1. Теория; 2. Эксперимент; 3. Вывод; 4. Практичное скрытое использование...
Что вы могли пропустить
Правда ли плесень может захватить планету
Правда ли плесень может захватить планету
0
Вчера
Образование
Образование
5 научных фактов о любви, от которых ваше сердце забьётся чаще 
5 научных фактов о любви, от которых ваше сердце забьётся чаще 
0
17 октября
Образование
Образование
5 привычек, из-за которых ваш английский не улучшается
5 привычек, из-за которых ваш английский не улучшается
0
14 октября
Колонка
Образование
6 признаков, что онлайн-школе можно доверять
6 признаков, что онлайн-школе можно доверять
0
13 октября
Колонка
Образование
Знаете ли вы, почему теннисные мячи жёлтые?
Знаете ли вы, почему теннисные мячи жёлтые?
0
8 октября
Образование
Образование
Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства
Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства
0
8 октября
Образование
Образование
Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции
Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции
0
5 октября
Образование
Образование
Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании
Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании
0
2 октября
Образование
Образование
Что можно сделать школьнику, который хочет стать химиком: 5 идей 
Что можно сделать школьнику, который хочет стать химиком: 5 идей 
0
26 сентября
Образование
Образование
Всероссийский кастинг: станьте ведущим нового образовательного шоу
Всероссийский кастинг: станьте ведущим нового образовательного шоу
24 сентября
Образование
Образование
5 судебных процессов, которые повлияли на ход истории
5 судебных процессов, которые повлияли на ход истории
0
19 сентября
Образование
Образование
Знаете ли вы, почему людям так нравится запах дождя?
Знаете ли вы, почему людям так нравится запах дождя?
0
17 сентября
Образование
Образование
Как научиться писать левой рукой
Как научиться писать левой рукой
0
16 сентября
Ликбез
Образование
Богатые богатеют, бедные беднеют: как работает эффект Матфея
Богатые богатеют, бедные беднеют: как работает эффект Матфея
0
15 сентября
Ликбез
Образование

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Катерина7 минут назад

0 / 0

Вспомнились слова Пушкина: говори просто, ты достаточно умен для этого
3 приёма, которые помогут говорить о сложном простыми словами
Аватар автора комментария
Наталия Егоренкова2 часа назад

0 / 0

Обязательно приготовлю запеканку по вашему рецепту.
Творожная запеканка как в детском саду
Аватар автора комментария
Wera Ferat2 часа назад

0 / 0

Согласна с вами ! Самооценка — это классно, пока не превращается в самодовольство. Тонкая грань между уверенностью и заносчивостью.
3 неожиданных факта о самооценке, которые вы могли не знать
Аватар автора комментария
Wera Ferat2 часа назад

0 / 0

У меня осенью начинается хандра, особенно, когда несколько дней подряд идет дождь, а нужно выходить из дома и топать на работу...
25 простых и доступных способов насладиться осенью
Эксперты рассказали о пользе киберспорта для детей

Эксперты рассказали о пользе киберспорта для детей

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях