Что такое общество переживаний
Это общество, в котором люди
вещи не для того, чтобы продемонстрировать свой статус или решить какую‑то проблему, а чтобы получить эмоции. Например, приобретают внедорожник не ради удобства или дорогого бренда, а потому что им нравится водить большой автомобиль.Если в обществе потребления важнее показать окружающим достаток и успех, то в обществе переживаний куда ценнее жить на полную. В результате люди стремятся получать яркие эмоции и начинают больше ориентироваться на себя и свои взгляды, а не чужие стандарты.
Общество переживаний наступает, когда люди удовлетворили основные потребности и могут задуматься о более сложных и личных желаниях. Поэтому распространяется оно неравномерно и зависит от качества жизни в той или иной стране. Так, в развитом мире общество переживаний появилось в конце XX века, а в России только‑только начало складываться.
Лучше ли оно общества потребления
Общество потребления и переживаний — это закономерные этапы развития человечества, которые не исключают друг друга. Хотя первое сложилось раньше второго, оба
развиваться и, скорее всего, одно не сможет полностью вытеснить другое.С одной стороны, общество переживаний избавилось от некоторых недостатков предшественника. Например, в поведении людей стало меньше демонстративности. Уже не так важно выглядеть «дорого», а интересная и насыщенная жизнь становится главнее карьеры, богатства или статуса.
С другой стороны, само излишнее потребление, равно как и все присущие ему недостатки вроде вреда природе или социального неравенства, никуда не делись. Например, если раньше крутой автомобиль нужен был для статуса, то сейчас — чтобы «получать эмоции от вождения».
Поэтому не стоит думать, что общество переживаний хуже или лучше общества потребления — оно просто другое.
Как общество переживаний меняет мир
Оно делает жизнь ярче, но рождает и новые проблемы.
Люди покупают не вещи, а эмоции
У членов общества переживаний обычно нет недостатка в материальных благах. По сути, они могут позволить себе всё. Для кофе есть кофемашина, для спорта — модная тренировочная форма, для музыки и танцев — подписка на стриминговый сервис.
Кофемашина вряд ли справится со своей задачей сильно хуже, чем бариста, упражнения с гантелями так же эффективны, как и занятия на тренажёре, а отлично потанцевать можно и дома. Но в квартире нет атмосферы кафе, личного тренера или клубного веселья. Люди хотят впечатлений и именно за ними марафонский забег и так далее. Цена или качество не так важны, как полученные переживания.
в фитнес‑центр, кофейню, ночной клуб, музей, на фестиваль, концерт,Компании и корпорации стремятся продавать впечатления
Компании тоже подстраиваются под новый мир. Просто создать качественный продукт уже
— нужно заинтересовать покупателя, вызвать у него приятные эмоции. Так появляется «экономика впечатлений».Реклама продаёт не товары, а образы и чувственный опыт. Например, счастливая семья, которая наслаждается любимым плавленым сыром. Или уверенный в себе бизнесмен на шикарной машине. В погоне за покупателями компании
отвечать их ценностям и интересам. Например, высказываются на социальные темы, поддерживают благотворительные инициативы, создают продукты, которые не содержат животных ингредиентов. Всё, чтобы отвечать ожиданиям и желаниям потребителя.Появляются новые проблемы и новые возможности для самореализации
Если в обществе потребления есть тренды, образы успеха и стереотипы, то в обществе переживаний людям приходится ориентироваться только на самих себя. Поэтому им гораздо
понять, чего они хотят и получили ли желаемое.Эта проблема открывает новую нишу для инфлюенсеров — лидеров мнений. Писатели, журналисты, критики, обозреватели и блогеры становятся своеобразными «кураторами», которые объясняют нам наши же переживания. Подобные люди делятся советами в интернете, создают курсы по осознанности, пишут книги по психологии.
Как органично вписаться в общество переживаний
А вписываться больше не нужно. В отличие от общества потребления, где статус играл немалую роль, в обществе переживаний люди придают чужому мнению всё меньше значения. Теперь важно найти себя, а не подстраиваться под созданные кем‑то требования. То есть жить, как хочется именно вам.
Например, уйти с нелюбимой работы, чтобы посвятить себя защите дикой природы. Или перестать откладывать на новую машину и начать ходить на концерты и фестивали, чтобы получить эмоции на всю жизнь.
Станьте первым, кто оставит комментарий