Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
ЛикбезКино
2 февраля 2022

«Параллельные матери» посвящены одиноким женщинам, но важны для всех зрителей

Картина Педро Альмодовара радует великолепной игрой Пенелопы Крус и трогательной историей.
Фото автора Алексей Хромов
Алексей Хромов

Кинокритик Лайфхакера

«Параллельные матери» посвящены одиноким женщинам, но важны для всех зрителей

3 февраля на российские экраны выходит новая работа знаменитого испанского режиссёра Педро Альмодовара. Двукратный лауреат «Оскара» и певец матриархата в последние годы очень плодовит: так, в 2019‑м вышла почти автобиографическая и очень изящная картина «Боль и слава», в 2020‑м автор покорил Венецианский кинофестиваль короткометражкой «Человеческий голос» с Тильдой Суинтон.

«Параллельные матери» также презентовали в Венеции, но годом позже. Причём работа открывала смотр и удостоилась девятиминутных оваций, а исполнившей главную роль Пенелопе Крус вручили «Кубок Вольпи». Увы, путь к российскому прокату оказался слишком долгим, но всё же фильм Альмодовара стоит того, чтобы посмотреть его на большом экране.

При совершенно традиционной мелодраматической основе сюжет «Параллельных матерей» захватывает важную тему наследственности и знания своих корней. А заодно показывает зрителю судьбы очень реалистичных героинь, разрушающих экранные клише о материнстве.

«Параллельные матери» рассказывают о неидеальных людях — как в жизни

Фотограф Дженис (Пенелопа Крус) мечтает провести раскопки в родном городке, чтобы найти тела расстрелянных родственников, захороненных в братской могиле. По этому вопросу она консультируется с археологом Артуро (Исраэль Элехальде), с которым вскоре заводит роман.

Проходит время, Дженис уже в больнице ждёт появления незапланированного ребёнка. Там она встречает несовершеннолетнюю Ану (Милена Смит). Девушки практически одновременно рожают дочерей, а потом обмениваются телефонами, чтобы поддерживать друг друга в дальнейшем. Но обстоятельства следующей встречи будут очень странными.

Не будет преувеличением сказать, что тема материнства — центральная, если не основополагающая в творчестве Альмодовара. В большинстве своих картин режиссёр в основном раскрывает и прорабатывает именно женские образы, а роли мужчин в этих историях исчезающе малы. «Параллельных матерей» можно считать чуть ли не апофеозом этого подхода. Помимо изредка мелькающего Элехальде (хотя к финалу его персонаж окажется неожиданно важен) весь сюжет построен исключительно на судьбах матерей во всём их многообразии.

Кадр из фильма «Параллельные матери»
Кадр из фильма «Параллельные матери»

Это совершенно не удивительно. Достаточно заглянуть в биографию режиссёра (или включить упомянутый фильм «Боль и слава»), чтобы убедиться: всё его становление как личности и как творца произошло под опекой именно женской части семьи. Поэтому отцы в работах Альмодовара — кто‑то, кто вечно занят, а то и вовсе пропал.

Но в данном случае важно другое. В новой картине автор даёт высказаться матерям, которых трудно назвать идеальными или даже хорошими. В ответ на типичные слова Дженис, что она не планировала беременность, но всё же рада, Ана прямо ответит: «А вот я жалею». Да и сама главная героиня неоднократно совершит поступки, которые явно не соответствуют историям про «щастьематеринства». Она не осознает в финале, что дочь — главное и лучшее, что послала ей судьба, не изменит свою жизнь. Зато поймёт другое, но об этом чуть позже.

Кадр из фильма «Параллельные матери»
Кадр из фильма «Параллельные матери»

Особенно интересно это выглядит на фоне клишированных мелодраматических поворотов, которые Альмодовар будто подсмотрел в мыльных операх. Главные сюжетные твисты можно угадать ещё в первой трети действия. Да и травмирующие обстоятельства родов даже чересчур банальны: Ане слишком рано заводить ребёнка, а на Дженис явно влияет пассаж про тикающие часики.

Но в «Параллельных матерях» важны не сюрпризы, а реакция самих героинь. Они могут сначала совершать неблаговидные поступки ради сохранения ребёнка, а потом просто понять, что у них в жизни другая цель.

Вот на этой неоднозначности и держится вся эмоциональная составляющая картины. Часто при просмотре кого‑то из главных, а особенно второстепенных персонажей хочется с ходу обвинить в равнодушии или чёрствости. А потом задуматься: а точно ли они виноваты? Не зря к двум главным героиням добавляется мать Аны Тереза (Айтана Санчес‑Хихон). Она оставляет девушку одну с ребёнком, занявшись своей актёрской карьерой. При этом Тереза обеспечивает дочери максимально комфортные условия — просто не хочет отказываться от собственной жизни. Правда, позже выяснится, что её жестокость проявилась значительно раньше и в более трагичных обстоятельствах. Вина же Артуро и вовсе только в том, что он не умеет читать мысли: если ему говорят «не звони», он действительно перестаёт это делать.

Кадр из фильма «Параллельные матери»
Кадр из фильма «Параллельные матери»

Звучит банально, но у каждого героя есть недостатки, однако любой из них заслуживает прощения. Ведь «Параллельные матери» не история осуждения или тем более наказания. Это фильм о поисках своего места. Которое, как оказывается, можно найти скорее в прошлом, чем в настоящем.

Фильм напоминает о том, как важна связь с корнями

Вполне вероятно, некоторым зрителям резанёт глаз странная разрозненность фильма. Словно Альмодовар пытается уместить в одну картину две истории, и они плохо склеиваются друг с другом. Дело в том, что на фоне основного мелодраматического сюжета режиссёр подробно рассказывает биографию Дженис: многих её родственников расстреляли франкисты, и девочку воспитывала бабушка. А в одной из первых сцен около 2 минут просто идут фотографии этих людей и героиня Крус рассказывает о каждом из них.

Подобные эпизоды будут появляться на протяжении всего действия, а к финалу и вовсе превратятся в основной сюжет. У скептично настроенной аудитории может даже проскользнуть мысль, что у Альмодовара просто не хватило сценария для полного хронометража и он доснял дополнительный кусок на совсем другую тему.

Кадр из фильма «Параллельные матери»
Кадр из фильма «Параллельные матери»

Но, хоть и стоит признать, что исторические вставки в картине и правда выглядят неестественно, они просто необходимы для главного высказывания режиссёра. Ведь на самом деле Педро Альмодовар пытается объяснить чуть подзабытую в современном мире истину: без знания корней трудно разобраться в себе и построить будущее. Именно поэтому Дженис так зациклена на поисках уже давно разложившихся тел. По словам самой Пенелопы Крус, режиссёр хотел показать: что происходит в маленькой квартире — может в других масштабах случиться и в стране, и даже в мире. И именно желание разобраться в своей истории заставляет Дженис прекратить обманывать окружающих: она не хочет, чтобы в вопросах родства или наследственности оставались хоть какие‑то секреты.

Кадр из фильма «Параллельные матери»
Кадр из фильма «Параллельные матери»

Причём Альмодовар, как и все последние годы, рассказывает эту историю ненавязчиво. Он не заставляет зрителя на сто процентов соглашаться со своим видением и тут же бежать знакомиться с двоюродными дедушками. Эту мысль можно воспринимать и метафорично, как просто попытку примириться со своим (и общим) прошлым. Ведь есть же Ана, судьба которой — наоборот, оторваться от травмирующего опыта.

За игрой актрис в «Параллельных матерях» можно наблюдать бесконечно

Для Педро Альмодовара упомянутая ранее тема материнства почти неразрывно связана с главной актрисой его кино. Они сотрудничают с Пенелопой Крус уже в восьмой раз, и их совместные работы стали главными в карьере обоих. Даже во второстепенных ролях Альмодовар давал Крус самые продуманные и тонкие образы, вспомнить хотя бы картину «Всё о моей матери». А в 2019‑м режиссёр в конце концов сдался и показал в «Боли и славе» самое честное признание в любви к актрисе: он пригласил Крус сыграть его собственную мать Франсиску Кабальеро. Последняя, кстати, тоже нередко появлялась в ранних работах Альмодовара, но, увы, в 1999 году её не стало.

Кадр из фильма «Параллельные матери»
Кадр из фильма «Параллельные матери»

При всех талантах и красоте Пенелопы Крус вряд ли найдётся кто‑то, кто снимает её так же изящно и с такой искренней теплотой. В «Параллельных матерях» Альмодовар и вовсе устраивает сольный перформанс актрисы, выдавая ей десятки совершенно разных и очень сложных эпизодов. Вот Дженис‑звезда: она фотографирует людей, при этом сама выглядит лучше моделей. А вот она уже бледная и усталая готовится к родам. Постельные сцены, эмоциональные диалоги, общение с родственниками — Крус везде нужно быть чуть‑чуть разной и при этом не выпадать из общего образа. Даже приготовление еды в этом фильме превращается в настоящее искусство.

Кадр из фильма «Параллельные матери»
Кадр из фильма «Параллельные матери»

Но что самое удивительное, именно в «Параллельных матерях» особенно сильно чувствуется, насколько важен актёрский ансамбль. Можно сколько угодно хвалить Крус, но действительно расцветает она в совместных сценах с молодой Миленой Смит. Последняя считается начинающей актрисой, но уже за свой полнометражный дебют «Переступить черту» Давида Виктори она получила номинацию на испанскую премию «Гойя». Именно после этой картины её и заметил Педро Альмодовар.

Внешность, поведение и даже манера игры двух главных актрис обеспечивает фильму контрастность: мягкая Дженис учит угловатую и нервную Ану готовить, ухаживать за ребёнком, да и вообще жить. Их противоположность во всём словно отражает насыщенные красные и зелёные тона, которые так любит режиссёр.

И уже на их фоне мелькают не менее фактурные актрисы в бесконечных ролях подруг, матерей и тётушек. Мужчинам здесь совсем мало места, и это, кстати, главная причина посмотреть фильм именно им. Придётся лишний раз задуматься: а где же были отцы, мужья и братья всё это время?

Кадр из фильма «Параллельные матери»
Кадр из фильма «Параллельные матери»

«Параллельные матери» не станут сюрпризом для давних поклонников творчества Альмодовара. Он всё так же изящно говорит о частной жизни, женщинах и неожиданно находящихся родственных душах. Разве что на этот раз проводит аналогию с судьбами целых стран. Да, возможно, картина кому‑то покажется слишком морализаторской. Но всё же эстетика и великолепная игра актёров компенсируют все нравоучения и нестройности сюжета.

Читайте также
🎥🎥🎥
«Аллея кошмаров» оказалась не фильмом ужасов, а драмой. Атмосферной, но очень затянутой
«Трагедия Макбета» Джоэла Коэна поражает красотой постановки и актуальностью. А заодно и пугает
«Лакричная пицца» от номинанта на «Оскар» рассказывает о любви подростков. И за этим будет приятно наблюдать всем
В драме «Спенсер» принцесса Диана глотает жемчуг и говорит с призраком. И это стоит увидеть
Фильм «Разжимая кулаки» о бесправной девушке из Северной Осетии стоит посмотреть каждому. И вот почему
Обложка: кадр из фильма «Параллельные матери»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Melochi do 1 000 rublej

15 мелочей до 1 000 рублей, которые делают жизнь удобнее

120 klassnyh podarkov podrostku na Novyj god

120 классных подарков подростку на Новый год

Компактный перфоратор от DeWalt со скидкой 60%

Надо брать: компактный перфоратор от DeWalt со скидкой 60%

Планшет 2025 года от HONOR отдают со скидкой 54%

Планшет 2025 года от HONOR отдают со скидкой 54%

30 nedorogih novogodnih podarkov

30 недорогих новогодних подарков

Как максимально сэкономить на AliExpress в ноябре

Как максимально сэкономить на AliExpress в ноябре

Nahodki AliExpress: 20 samyh poleznyh i interesnyh tovarov oktyabrya

Находки AliExpress: 20 самых полезных и интересных товаров октября

120 idej podarkov dlya «Tajnogo Santy»

120 идей подарков для «Тайного Санты»

Это интересно
ИГРА: Полный бак бонусов

ИГРА: Полный бак бонусов

«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности

«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности

«У вас плотная грудь»: что значит такое заключение врача и нужно ли его бояться

«У вас плотная грудь»: что значит такое заключение врача и нужно ли его бояться

Ребёнок в машине: 6 главных ошибок, которые допускают родители

Ребёнок в машине: 6 главных ошибок, которые допускают родители

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий

Что ещё посмотреть
5 лучших серий «Рика и Морти», которые можно пересматривать бесконечно
5 лучших серий «Рика и Морти», которые можно пересматривать бесконечно
0
Вчера
Кино
Кино
В российский прокат выходит «Сущность» — психологический триллер с Бенедиктом Камбербэтчем
В российский прокат выходит «Сущность» — психологический триллер с Бенедиктом Камбербэтчем
0
Вчера
Кино
Новости
Арнольд Шварценеггер может вернуться в «Хищника» — на это намекнул продюсер «Планеты смерти»
Арнольд Шварценеггер может вернуться в «Хищника» — на это намекнул продюсер «Планеты смерти»
0
Вчера
Кино
Новости
У «Мумии» появится продолжение — с Бренданом Фрейзером и Рейчел Вайс из первых фильмов
У «Мумии» появится продолжение — с Бренданом Фрейзером и Рейчел Вайс из первых фильмов
0
Вчера
Кино
Новости
Следите за руками: вышел финальный трейлер «Иллюзии обмана — 3»
Следите за руками: вышел финальный трейлер «Иллюзии обмана — 3»
0
4 ноября
Кино
Новости
22 потрясающих мини-сериала, которые можно посмотреть за один вечер
22 потрясающих мини-сериала, которые можно посмотреть за один вечер
0
3 ноября
Кино
Ликбез
The Guardian составил список 20 самых спокойных фильмов с увлекательным сюжетом
The Guardian составил список 20 самых спокойных фильмов с увлекательным сюжетом
0
3 ноября
Кино
Новости
У японской «Годзиллы: Минус один» будет сиквел с подзаголовком «Минус ноль»
У японской «Годзиллы: Минус один» будет сиквел с подзаголовком «Минус ноль»
0
3 ноября
Кино
Новости
«Малыш на драйве» может получить сиквел — режиссёр Эдгар Райт подтвердил готовность сценария
«Малыш на драйве» может получить сиквел — режиссёр Эдгар Райт подтвердил готовность сценария
0
3 ноября
Кино
Новости
10 недооценённых фильмов студии A24, которые вы могли пропустить
10 недооценённых фильмов студии A24, которые вы могли пропустить
0
2 ноября
Кино
Кино
Что смотреть в кинотеатрах в ноябре
Что смотреть в кинотеатрах в ноябре
0
1 ноября
Кино
Кино
«Дрожь земли» и «Слендермен»: названы 10 самых просматриваемых хорроров на Хэллоуин в США
«Дрожь земли» и «Слендермен»: названы 10 самых просматриваемых хорроров на Хэллоуин в США
0
1 ноября
Кино
Новости
Netflix снимет современную версию «Великого Гэтсби» — её поставит оскароносный Стивен Гейган
Netflix снимет современную версию «Великого Гэтсби» — её поставит оскароносный Стивен Гейган
0
1 ноября
Кино
Новости
Вуди Харрельсон чётко высказался о воссоединении с Мэттью Макконахи в «Настоящем детективе»
Вуди Харрельсон чётко высказался о воссоединении с Мэттью Макконахи в «Настоящем детективе»
0
1 ноября
Кино
Новости
Киану Ривз снимется в научно-фантастическом триллере Shiver от режиссёра «Дэдпула»
Киану Ривз снимется в научно-фантастическом триллере Shiver от режиссёра «Дэдпула»
0
1 ноября
Кино
Новости

Новые комментарии

Аватар автора комментария
KapSuRioN1 час назад

0 / 0

Блин, спасибо за ностальгию по лучшим эпизодам! Огурчик Рик был угарный, остальные тоже прикольные.
5 лучших серий «Рика и Морти», которые можно пересматривать бесконечно
Аватар автора комментария
Windy Girl4 часа назад

0 / 0

В статье то, что любому думающему понятно. Уважительные, близкие, длительные отношения с верностью и взаимоподержкой гораздо ценнее поверхностных, в которых принято врать и предавать. Не понятно только, неужели кто то может есть печенье орио?? Там же жуткий жирный маргарин
7 причин, почему осознанные отношения — ваш ключ к счастью
Аватар автора комментария
Avan Soulse4 часа назад

0 / 0

А вы погуглите и обнаружите, что есть и другие точки зрения) Причём не только английская и американская версия, но и немецкая: "Германия, XIV век: Есть мнение, что первые чаевые появились в Германии, где существовала практика давать «питьевые деньги» (trinkgeld) носильщикам у колодцев, которые помогали донести тяжелые ведра с водой." Также пытаются объяснить и происхождение самого слова: "Англия, XVIII век: Слово "tips" (чаевые) могло произойти от аббревиатуры "To Insure Promptness" (чтобы обеспечить быстроту), которую в XVIII веке писали на записках, передаваемых трактирщику вместе с монеткой." Или такое "Криминальная версия происхождения чаевых заключается в английском жаргоне XVI-XVII веков, где слово "tip" означало "долю от украденного" или "делиться добычей". "
«Коплю на мечту»: почему ненормально просить чаевые за любую работу — особенно за кофе
Аватар автора комментария
Оксана Запевалова4 часа назад

0 / 0

Да, бывала в таких заведениях
«Коплю на мечту»: почему ненормально просить чаевые за любую работу — особенно за кофе
Как найти работу, где помогают расти и поддерживают на старте

Как найти работу, где помогают расти и поддерживают на старте

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях