Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🎄 Ёлка Лайфхакера
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Жизнь
28 октября

«Коплю на мечту»: почему ненормально просить чаевые за любую работу — особенно за кофе

Благодарить за сервис — нормально, но у всего есть границы.
Фото автора Виктор Подволоцкий
Виктор Подволоцкий

Шеф-редактор Лайфхакера

чаевые

Кажется, чаевые в последнее время стали чем-то вроде налога на вежливость. Они кругом: напоминания о вознаграждении официантам в меню, бонусы в приложениях доставки или даже заказа такси. А эти пресловутые баночки «поддержите бариста» или любимое всеми «коплю на мечту»?

Недавно я заказал кофе в маленькой кофейне — бариста всё сделал, подал стакан и молча поднёс терминал с тремя кнопками: 5%, 10% или 15%. В этот момент чувствуешь себя не клиентом, а участником какого-то этического эксперимента. Можно мне просто кофе без чувства вины, что я кому-то не помог?

Благодарить за хороший сервис — нормально. Но когда это превращается в ритуал, в обязательный жест на автомате, сам смысл благодарности исчезает. А уж когда «плата за обслуживание» тихо вшита в чек, будто бы всё было идеально по умолчанию, — веры в добровольность не остаётся вовсе.

Если я захочу поблагодарить человека, который действительно выложился и приятно удивил — я это сделаю и без кнопок на терминале, банки под наличные и лишней строчки в чеке. Это должно быть по желанию и от души, а не просто потому что «так принято».

А как у вас с этим? Оставляете на чай по привычке или только если реально есть за что? Пишите в комментариях.

Обложка: PxHere, Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Это нам надо: базовый пуховик с рейтингом 4,9 дешевле 7 000 рублей

Это нам надо: базовый пуховик с рейтингом 4,9 дешевле 7 000 рублей

Пусковое устройство

Пусковое устройство, которое не станет лишним в автомобиле

Икра от «Камчатского моря»

Надо брать: проверенная Роскачеством красная икра со скидкой 38%

HONOR MB X14

Ноутбук для работы и учёбы от Honor отдают со скидкой 43%

Увлажнитель воздуха со скидкой

Надо брать: умный увлажнитель воздуха от Smartmi со скидкой 60%

Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары 2025 года

Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары 2025 года

5 компактных беговых дорожек для дома с отличными отзывами

5 компактных беговых дорожек для дома с отличными отзывами

10 вещей, которые спасают от лютого холода

10 вещей, которые спасают от лютого холода

Это интересно
Мой особенный друг: как взять из приюта питомца с особыми потребностями и не пожалеть

Мой особенный друг: как взять из приюта питомца с особыми потребностями и не пожалеть

Надо брать: «Имаджинариум» — культовая игра на ассоциации

Надо брать: «Имаджинариум» — культовая игра на ассоциации

3 главных мифа о работниках старшего поколения 

3 главных мифа о работниках старшего поколения 

Что делать, если ваш сайт упал: пошаговая инструкция для предпринимателей от Т2

Что делать, если ваш сайт упал: пошаговая инструкция для предпринимателей от Т2

Реклама
Комментарии
Сенди
28.10.25 17:42
Тоже не понимаю почему я должна платить за обслуживание? Почему я бухгалтер, помимо зарплаты не беру отдельно деньги за каждое начисление? Чаевые должны быть добровольным взносом. Обслуживание включено в меню.
Олег Залялов
29.10.25 16:07
такая модель ценообразования. вы думаете, что там где нет отдельной строки в счете, вы не платите за обслуживание?
Олег Залялов
05.11.25 08:33
то есть не хотите признаться, поэтому минусуете из-за угла
Катерина
28.10.25 18:18
Я считаю, что стоит зарплату поднимать сотрудникам либо в чек сразу включать оплату за сервис, чтобы не приходилось клянчить вот так чаевые (хотя и даю их курьерам, которые принесли тяжелый заказ, в рестораны же не хожу, так что тут мимо). При этом если официант требует чаевые это нормально, а дать денег сотруднице МФЦ, разъяснившей, что делать в трудной ситуации, врачу, подобравшему хорошее лечение, учителю, уроки которого безумно нравятся, это взятка и это может стоить им работы, даже если сами они, в отличие от официанта, на необходимость благодарности не намекали. А ведь в провинции у некоторых из них зарплаты даже до 30к не дотягивают (знаю таких людей).
Виктор Подволоцкий
28.10.25 18:47
Про учителей и ещё врачей - очень да.
Avan Soulse
28.10.25 23:08
Просто стоит учесть, что традиция оставлять чаевые пришла к нам с Запада. Появившись в Англии ещё в 16 веке, как форма благодарности за обслуживание в мире, где классовое разделение делало слуг зависимыми от подачек. Позднее в США и в Европе она распространилась среди эмигрантов, заменив часть зарплаты официантам и другим работникам в сфере услуг, потому что их низкооплачиваемая работа напрямую зависит от клиента. Американские и европейские госслужащие же обычно в зарплатах не обижены.
Vasilisa Ivanova
05.11.25 21:33
Ну вы и придумали придумали про появление чаевых. Они появились в начале 20 века в Штатах с началом индустриализации и появлением услуг сервиса))
Avan Soulse
06.11.25 01:47
А вы погуглите и обнаружите, что есть и другие точки зрения) Причём не только английская и американская версия, но и немецкая: "Германия, XIV век: Есть мнение, что первые чаевые появились в Германии, где существовала практика давать «питьевые деньги» (trinkgeld) носильщикам у колодцев, которые помогали донести тяжелые ведра с водой." Также пытаются объяснить и происхождение самого слова: "Англия, XVIII век: Слово "tips" (чаевые) могло произойти от аббревиатуры "To Insure Promptness" (чтобы обеспечить быстроту), которую в XVIII веке писали на записках, передаваемых трактирщику вместе с монеткой." Или такое "Криминальная версия происхождения чаевых заключается в английском жаргоне XVI-XVII веков, где слово "tip" означало "долю от украденного" или "делиться добычей". "
Оксана Запевалова
28.10.25 18:38
Довольно радномно оставляю чаевые за разные услуги и считаю их актом доброй воли. Включение чаевых в чек вызывает у меня недоумение.
Олег Залялов
02.11.25 00:02
вы слышали про модель, которую называют "ресторан честных цен"?
Оксана Запевалова
06.11.25 01:25
Да, бывала в таких заведениях
Олег Залялов
06.11.25 07:48
ну вот в чем принципиальная разница?
Wera Ferat
02.11.25 10:07
Когда хорошее обслуживание, то от души есть желание поблагодарить официанта чаевыми, потому что видно, что человек старается.
Алина Лебедева
28.10.25 18:42
Нравится, когда официанты профессионалы. А когда чувак просто с каменным лицом записал заказ, а потом его просто принёс, желания благодарить не возникает.
Роман Комиссаров
03.11.25 10:21
Если пойдет такая тенденция по чаевым,то в общепите будут работать только неликвиды.С момента организации ресторанного бизнеса зп официантов большей частью состоит из чаевых.А каменное лицо у него,скорее всего,что он рысачил,а ему фигу оставили. Вот и дорабатывает без настроения.Может такое быть?
Vladimir Kulikov
05.11.25 10:53
Да, такое может быть. Но меня это должно волновать?
Диана Баязитова
05.11.25 11:53
Нет, это называется вырождение. Каменное лицо там идёт обычно в базе
Evialroot
28.10.25 18:46
Считаю, что "баночки для чаевых" имеют право иметь лишь спившиеся бомжи в подземных переходах. Так уж я воспитан 😇
Horugvi
03.11.25 12:37
Так что, если я пока не спившийся бомж, то и баночка мне не положена по-твоему?
Evialroot
03.11.25 15:39
Так точно! Пока не опуститесь на самое дно, баночка вам не положена 🤨
Виктор Медведев
28.10.25 19:24
Меня вот напрягает, что в некоторых местах чаевые делят в команде. Например, благодаришь хорошего официанта за действительно кайфовый вечер, а часть твоих денег достаётся хамскому сотруднику, который встречал на входе.
Виктор Подволоцкий
29.10.25 01:13
Ещё проблема, когда начинает обслуживание один, а потом заканчивает другой - кому пойдут чаевые?
Horugvi
03.11.25 12:37
оставь себе
Рафаэль Галиев
29.10.25 09:27
Полностью согласен. Правда немного бабушку напомнило: "Я тебе шоколадку дам. Только ты её во двор не носи, дома скушай."
Полина Накрайникова
28.10.25 21:04|изменено
А мне не жалко чифирнуть пятикрылого, если вечер удался! Не обеднеем! И неважно, насколько хорошо отработал официант.
Horugvi
03.11.25 12:38
где чалишься?
Sergey Gorovoy
05.11.25 13:58
это так мило, чиста па-жыгански: "чифирнуть пятикрылого").😂
Макс Вильтовский
28.10.25 21:45
У меня чувство вины, даже когда оставляю чаевые (вдруг мало). Особенно раздражают таксисты, которые прямо требуют их - тогда я в шутку предлагаю поблагодарить меня, ведь я выбрал именно их сервис и даже предложил не подъезжать к подъезду, чтобы не пришлось потом жопой в темноте выезжать из двора.
Алексей Хромов
28.10.25 21:58
Голосую за плашку под статьями Лайфхакера «Поддержать автора»
Horugvi
03.11.25 12:38
на бусти и патреоне?
Алексей Хромов
03.11.25 13:22
OF
Sergey Gorovoy
05.11.25 14:00
"бай ми кофа"?) 😂
Владимир «Росгард»
02.11.25 10:15
Всё верно, оставить чаевые это по желанию, что за бред в этой обязаловке,
леха п
03.11.25 08:01|изменено
Последнее время меньше стал оставлять чаевых. Как правило если и оставляю, то только в рестиках и кафе и то, если обслуживание было на высшем уровне. Насмотревшись всяких Ивлевых, очень чопорно подхожу к искусству официанта , качеству блюда, общей обстановке. Ведь поход в кафе и эмоции от его посещения не только официанта зависят)
Anna Nikolaevna
03.11.25 09:10
Даже Санлайт и Валберис тоже цыганят деньги. Вам понравилось обслуживание? Извините, я на Валберис, только потому, что не хочу переплачивать. Я получаю не €150.000 и не $. Мне не дали эти деньги просто, соцслужбы, я их заработала. Чаевые мне не платят. За все до копейки заплачены налог. Зарплата минималка + если начальница подбросит премию. Пора уходить от этой западной манере с чаевыми, или нам надо начинать платить в тысячах долларов.
Vasilisa Ivanova
05.11.25 21:41|изменено
Так не платите чаевые раз не можете. А я пару раз дам понравившемуся работнику 100-200 рублей в месяц. Можно? Вам должно быть стыдно так рассуждать. Сама не можете бвть благодарной, и у других бвть не должно такой возможности. Может поэтому так живете, в безнадеге?
Максим Ковердынский
03.11.25 11:52
А мы все двигаемся в сторону загнивающей америке
FRenk Oliver
05.11.25 10:48
Чаевые обязательно необходимо оставлять! Пора бы уже прививать менталитет Американцев. 15-20% от чека - это база, иначе не ходите по ресторанам.
Vladimir Kulikov
05.11.25 11:00
Waiter detected
Диана Баязитова
05.11.25 11:56
Не у всех такие комиссии в более серьезных делах. Вам только риелтор а не переплюнуть. Ну и польза кстати такая же
Лариса Мануйлова
05.11.25 11:35
Какое-то неравенство, официанту стыдно не дать чаевые, в такси прямым текстом- дай, а почему бы не дать чаевые кассиру в супермаркете, учителю в школе, про учителей вообще отдельная история, не дай Бог подарок от класса на праздник дороже 3К, взятка!!! То есть по 100 р с 35 человек это взятка, принуждение к особому отношению.
Диана Баязитова
05.11.25 11:52|изменено
Да, даже в спортзале добавили "возможность" оставить чаевые для тренеров. Так то одна тренировка там стоит ОТ 5000 персональная и годовой абонемент стартует ОТ 120000. Должна ли я говорить что чаевые тут неуместны? Я сама не разберусь что мне и как делать? В такси чаевые предлагают оставить. Это вот интересно как? Там и так есть система уровней комфорта, потом ещё и чаевые? Любой офигеет если чаевые предложат заплатить например строителю или кассиру, так а в чем разница? Доставщики и сборщики заказов тоже почему то рассчитывают на чаевые . А за что? Что мой заказ собран на совесть и привезен аккуратно? А были варианты?
наташа белкина
05.11.25 13:54
Я работаю в ресторане в детской игровой комнате. С первого дня ах¥еваю с того, что в ресторане есть чаевые няням. Ещё больше удивляет, что в среднем за месяц (я работаю уже 3 месяц) у меня чаевых выходит около 3-5 тыщ. Я вроде бы не делаю ничего такого великого – просто работаю по своему договору – играю с детьми и помогаю им разобраться с PlayStation. Это очень приятная надбавка к ЗП в районе 40 тыщ, но всё равно всегда удивляет (с учётом того, что у меня самые большие чаевые среди нянь в этой комнате)
Alexander Ivanov
05.11.25 17:26
Пересмотри бешеные псы Тарантино, хватит первой сцены, там все объясняют таким ушлепкам как ты
Greg Subtropic
05.11.25 17:26
Не знаю , как то всегда спокойно относился к этим копилкам " коплю на мечту и тд ". Захочет ктото - положит , особенно если мелочь не любит ра сдачу. Другой вопрос что сам не помню чтобы клал в такие
Vasilisa Ivanova
05.11.25 21:43
Россия … шел 2025 год )))
05.11.25 21:54
Комментарий удален
Сергей В*****р
05.11.25 22:18
Подавал пару раз, только инвалидам. Нормального человека подачкой обидишь, а наглецу который сам клянчит, тоже не дам. В кафе и ресторанах должна быть бизнес система, где в стоимости услуг и товаров учтена зарплата работников. Если люди вынуждены работать за подачки, то нужно слать такого работодателя.
Horugvi
05.11.25 22:28
Ты чё такой грубый? Жизнь не сложилась?
Оксана Запевалова
06.11.25 00:44
Комментарии в интернете пока бесплатные, но для вас закончились.
Евгения Кочубей
06.11.25 00:23
Работаю в ресторанном бизнесе уже 15 лет и знаю как это всё изнутри работает,люди которые возмущаются на счёт чаевых,вы попробуйте работать по 15 часов в день,всем улыбаться,выслушивать недовольство госей аросто потому что они встали сегодня не стой ноги и нашли козла отпущения в виде персонала в ресторане.Если закроются рестораны хотя бы на один день,вы же взвоете.Чаевые это показатель на сколько хорошо поработал официант,бармен.Вам было бы приятно псли бы вы потратили на стол 3 часа своего времени исполняя всё что просят гости и когда счёт на 100тыс.они говорят"спасибо всё было очень вкусно" и ничего не оставляют???Аренды сейчас взлетели до небес,как и продукты,вода,электричесво,ткх обслуживание и так далее,так и зарплату нужно платить.А ещё есть классные ситуации когда гости выклянчивают скидку и грощят написатт плохой отзыв,если её не сделать.Как вам такое?
Horugvi
12.11.25 12:57
Будешь так дальше ныть, чаевых не получишь.
Рафаэль Галиев
17.11.25 07:44
Какие негодяи. Купили услугу на 100тыс., а свеху не доплатили. И жалуются еще, что администрация текущие расходы в стоимость услуги не включила. (По поводу тех, кто клянчит скидки - претензий нет. В меню цены видел, никто насильно не кормил.)
Что вы могли пропустить
Алкогольный калькулятор: проверьте, насколько вы пьяны и когда придёте в себя
Алкогольный калькулятор: проверьте, насколько вы пьяны и когда придёте в себя
Вчера
Жизнь
Жизнь
Здоровье, питание и уход: 7 вопросов, с которыми помогут в Petstory
Здоровье, питание и уход: 7 вопросов, с которыми помогут в Petstory
Вчера
Жизнь
Жизнь
18 способов сделать свою жизнь проще в 2026 году
18 способов сделать свою жизнь проще в 2026 году
0
29 декабря
Жизнь
Жизнь
Как в ромкоме: 4 истории девушек, которые столкнулись с настоящим новогодним чудом
Как в ромкоме: 4 истории девушек, которые столкнулись с настоящим новогодним чудом
29 декабря
«Горящая изба»
Жизнь
«Молчи, а то не сбудется»: почему мы боимся говорить о своих желаниях вслух
«Молчи, а то не сбудется»: почему мы боимся говорить о своих желаниях вслух
0
28 декабря
Жизнь
Жизнь
Что такое эмоциональное онемение и что делать, если вы больше ничего не чувствуете
Что такое эмоциональное онемение и что делать, если вы больше ничего не чувствуете
0
26 декабря
Жизнь
Жизнь
Жить как в кино: 6 сценариев, которые можно реализовать в проектах «Серии плюс» от ПИК 
Жить как в кино: 6 сценариев, которые можно реализовать в проектах «Серии плюс» от ПИК 
26 декабря
Жизнь
Жизнь
Найти идеальный маршрут. 6 ситуаций, в которых вам пригодится раздел Хаб в Яндекс Go
Найти идеальный маршрут. 6 ситуаций, в которых вам пригодится раздел Хаб в Яндекс Go
26 декабря
Жизнь
Жизнь
3 причины перестать подавлять свою злость
3 причины перестать подавлять свою злость
0
25 декабря
Жизнь
Жизнь
Как объяснить другим, что вы не пьёте
Как объяснить другим, что вы не пьёте
0
24 декабря
Жизнь
Жизнь
Правда ли под Новый год люди чаще впадают в депрессию и разводятся
Правда ли под Новый год люди чаще впадают в депрессию и разводятся
0
24 декабря
Жизнь
Жизнь
6 уважительных причин не отмечать Новый год
6 уважительных причин не отмечать Новый год
0
23 декабря
Жизнь
Жизнь
8 фраз, которые стоит воспринимать как красные флаги в общении с кем угодно
8 фраз, которые стоит воспринимать как красные флаги в общении с кем угодно
0
23 декабря
Жизнь
Колонка
Стоит ли начинать год с чистого листа: рассказывает психолог Наталья Жукова
Стоит ли начинать год с чистого листа: рассказывает психолог Наталья Жукова
0
22 декабря
Жизнь
Колонка
«А что, так можно было?» 8 способов пересмотреть свои онлайн-привычки 
«А что, так можно было?» 8 способов пересмотреть свои онлайн-привычки 
17 декабря
Жизнь
Жизнь

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Horugvi2 часа назад

0 / 0

Смотри, как бы снова не приобрести способность его извергать.
8 заклинаний, которые стоит произнести в Новый год, чтобы всё прошло хорошо
Аватар автора комментария
Horugvi3 часа назад

0 / 0

Почитал я вашу, так сказать, дискуссию. Похоже, ты слился.
14 классных электронных книг — от премиальных до бюджетных моделей
Аватар автора комментария
Alexandr Al4 часа назад

0 / 0

ваши поиски в интернете отдельных слов, будто бы подтверждающих бредовую идею, похвальны, но не имеют отношения к делу. Это не меняет того факта, что фотоны одинаковы, и от свечки, и от прожектора. И отраженные и прямые. И глаз (если вам не понятно про колбочки) воспринимает их одинаково. Вообще-то, это вы должны были узнать еще в школе. Впрочем, проводить ликбез человеку, не знающему даже это, бессмысленно. Можете продолжать выкручивать яркость до одури и следовать пути великих маркетологов. Рассказывать подобным вам, о том, что количество пикселей, не самое важное в камере, и о том, что свет отраженный свет и прямой, всегда одинаков, мне не интересно.
14 классных электронных книг — от премиальных до бюджетных моделей
Аватар автора комментария
80isher6 часов назад

0 / 0

очередная п-3дa,решающая за других людей,что им полезно,а что нет.Вам бы не коментарии писать,а заняться полезным делом ))
Чем заменить Roblox в России: 8 отличных альтернатив
Приоритетная задача! Чек-лист отдыха на праздниках

Приоритетная задача! Чек-лист отдыха на праздниках

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях