Борис Стругацкий в одном из своих интервью OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким об интернете сказал: «Фантасты — никудышные предсказатели-прорицатели. Да этого от них и не требуется. Они не сеют, они в лучшем случае разрыхляют почву под посев». Но если отбросить ложную скромность, всё-таки братья-фантасты в своих книгах перечислили очень много вещей и явлений, которые появились намного позже.

1. Skype

В книге «Жук в муравейнике», написанной в 1979 году, упоминается видеофон. Он используется для передачи не только звука, но и изображения. Чем не Skype?

В самый разгар этой дискуссии, в 19:33, закурлыкал видеофон. Андрей, сидевший ближе всех к аппарату, ткнул пальцем в клавишу. Экран осветился, но изображения на нём не было.

Аркадий и Борис Стругацкие, «Жук в муравейнике»

Детально аппарат не описывается, но у него присутствует экран и клавиши. Его можно поставить на стол или держать на коленях, но он при этом достаточно массивен, чтобы шарахнуть кого-нибудь по голове — во всяком случае, во время неловкого разговора с Майей Глумовой Максим Каммерер не удивился бы такой перспективе. Видимо, Стругацкие всё же представляли устройства мобильной связи довольно громоздкими.

2. Википедия

Ещё Стругацкие придумали нечто вроде нынешней «Википедии» — Большой Всепланетный Информаторий. Он содержит огромное количество разнообразных сведений и служит не только энциклопедией, но и телефонным справочником, и адресной книгой.

Я решил начать со Щекна. Щекн, естественно, не землянин и даже не гуманоид, и поэтому потребовался весь мой опыт и вся моя, скажу не хвастаясь, сноровка в обращении с информационными каналами, чтобы получить те сведения, которые я получил. Замечу в скобках, что подавляющее большинство моих однопланетников понятия не имеет о реальных возможностях этого восьмого (или теперь уже девятого?) чуда света — Большого Всепланетного Информатория. Вполне допускаю, впрочем, что и я, при всём своём опыте и всей своей сноровке, отнюдь не имею права претендовать на совершенное умение пользоваться его необъятной памятью.

Аркадий и Борис Стругацкие, «Жук в муравейнике»

Всепланетным Информаторием может пользоваться кто угодно, но в нём есть и закрытые разделы «только для специалистов» с разными уровнями допуска. В книге «Жук в муравейнике» упоминается, что личные данные людей помещаются в базу только с их согласия.

3. Онлайн-покупки

«Линия Доставки», упоминавшаяся в разных произведениях Стругацких, — это магазин будущего, делать и получать заказы в котором можно не выходя из дома. Очень напоминает современные интернет-магазины. Видимо, в основном на «Линии Доставки» заказывают еду. Прямо как мы сейчас покупаем пиццу через мобильные приложения.

— Организовать всё можно, — сказала Шейла. — Только какой смысл? Кто же ест дома?

— Я ем дома.

— Ну Женечка, — сказала Шейла, — ну хочешь, переедем в город? Там есть Линия Доставки, и можешь ужинать дома сколько угодно.

— А я не хочу в город, — упрямо сказал Женя. — Я хочу на лоне.

Аркадий и Борис Стругацкие, «Полдень, XXII век»

4. Нейросети

Самообучающийся искусственный интеллект уже вполне реальная вещь. Пусть современные нейросети пока и не обладают самосознанием, о котором мечтало большинство писателей-фантастов, однако они умеют учиться.

У Стругацких в рассказе «Спонтанный рефлекс» описан самообучающийся робот Урм, вышедший из-под контроля. Он, движимый скукой и любознательностью, начинает исследовать окружающий мир и попутно наносит значительный материальный ущерб лаборатории, в которой был создан.

Поведение Урма определяется его «мозгом», необычайно сложным и тонким аппаратом из германиево-платиновой пены и феррита. Если у обычной цифровой машины десятки тысяч триггеров — элементарных органов, получающих, хранящих и отдающих сигналы, то в «мозгу» Урма задействовано уже около восемнадцати миллионов логических ячеек. На них запрограммированы реакции на множество положений, на различные варианты изменения обстоятельств, предусмотрено выполнение огромного числа разнообразных операций.

Аркадий и Борис Стругацкие, «Спонтанный рефлекс»

5. Машины с автопилотом

Автомобиль, которому не нужен водитель, — довольно популярная идея в научной фантастике. Например, они присутствовали в произведениях Рэя Брэдбери, а до него у Дэвида Келлера. У Стругацких беспилотное авто упоминается в «Хищных вещах века».

Я смотрел, как он подошёл к своему длинному автомобилю, рухнул на сиденье, поковырялся в пульте автоводителя, откинулся на спинку и, кажется, сейчас же задремал. Автомобиль осторожно покатился по площади и, набирая скорость, исчез в тени и зелени боковой улицы.

Аркадий и Борис Стругацкие, «Хищные вещи века»

У современных автомобилей вместо пультов сенсорные экраны. Но вот спать во время езды пока точно не стоит: водителям запрещается убирать руки с руля.

6. Bluetooth-гарнитура

В «Хищных вещах века» упоминается миниатюрная беспроводная гарнитура, которая крепится к уху и принимает радиосигналы. Стругацкие назвали её серьгой-приёмником.

Ко мне неторопливо приблизился, вытирая губы платочком, смуглый полный человек в белом, в круглой белой шапочке набекрень. Шапочка была с прозрачным зелёным козырьком и с зелёной лентой, на которой было написано: «Добро пожаловать». На мочке правого уха у него блестела серьга-приёмник.

Аркадий и Борис Стругацкие, «Хищные вещи века»

Интересно, что Брэдбери описал подобные штуковины — радиопередатчики-«ракушки» — ещё раньше, в романе «451 градус по Фаренгейту» 1953 года.

7. Модификация тела

Люди, недовольные своим телом и желающие его изменить искусственным путём, существовали всегда. С современными достижениями хирургии для них открылись поистине безграничные возможности — начиная от простого увеличения губ и груди и заканчивая внедрением чипов и имплантатов, кардинально меняющих внешность.

Стругацкие предвидели нечто подобное. У них модификацией организма баловались артики, люди, восхвалявшие «искусственный образ жизни»: дышать дымом, есть искусственную пищу и преобразовывать себя так, чтобы быть максимально непохожим на простых смертных.

Что-то зашипело у меня над ухом. Я повернул голову и невольно отстранился. Рядом со мной, тупо уставясь в постамент, стоял длинный худой человек, с ног до шеи затянутый в какую-то серую чешую, с громоздким кубическим шлемом на голове. Лицо человека закрывала стеклянная пластина с дырочками. Из дырочек в такт дыханию вырывались струйки дыма. Измождённое лицо за стеклянной пластиной было залито потом и часто-часто ёкало щеками. Сначала я принял его за Пришельца, затем подумал, что это курортник, которому прописаны особые процедуры, и только тут догадался, что это артик.

Аркадий и Борис Стругацкие, «Хищные вещи века»

8. Клонирование еды

Космическим путешественникам в произведениях Стругацких приходилось питаться не самой вкусной синтетической пищей. Некоторые поклонники творчества братьев усматривают в ней прообраз современных ГМО. Это, конечно, не так: ГМО-продукты ничем не отличаются по вкусу и качеству от остальных.

Гораздо больше общего с синтетической едой Стругацких имеет культивированное мясо. В 2013 году Марк Пост, фармаколог из Маастрихтского университета, продемонстрировал первый гамбургер с искусственным мясом, выращенным в пробирке. Компания Mosa Meat, соучредителем которой является Пост, намеревается к 2021 году вывести культивируемое мясо на рынок.

Он пытался думать о гигантских стадах мясных коров, которых перегоняют сейчас в глубь континента; о том, как много придётся работать над восстановлением Гринфилда, когда рассеется Волна; и как неприятно после двухлетнего изобилия снова возвращаться к синтепище, к искусственным бифштексам, к грушам с привкусом зубной пасты, к хлорелловым «супам сельским», к котлетам бараньим квазибиотическим и прочим чудесам синтеза, будь они неладны…

Аркадий и Борис Стругацкие, «Далёкая радуга»

9. 4D-кинотеатры

Современное 4D — это то же самое трёхмерное кино, но с некоторыми дополнительными эффектами: вибрацией кресел, ветром, брызгами, дымом, запахами. Всё это должно способствовать более глубокому погружению зрителя в атмосферу фильма. Нечто похожее обсуждали персонажи Стругацких в рассказе «Какими вы будете» из цикла «Мир Полудня».

— Ну ещё бы, — сказал Славин. — Массовые зрелища и массовые осязалища. И массовые обонялища.

Горбовский тихонько хихикнул.

— Вот именно, — сказал он. — Обонялища. А ведь будет, Евгений Маркович! Непременно когда-нибудь будет!

Аркадий и Борис Стругацкие, «Полдень, XXII век»

Малышев задумчиво сказал:

— Было бы здорово разработать для кино методы передачи осязательных ощущений. Представляешь, Борька, на экране кто-то кого-то целует, а ты испытываешь удар по морде…

— Представляю, — сказал Панин. — У меня уже так было однажды. Без всякого кино.

Аркадий и Борис Стругацкие, «Полдень, XXII век»

10. Виртуальные миры

Слег в повести «Хищные вещи века» — это устройство, которое с помощью электромагнитных излучений погружает человека в виртуальный мир бесконечного счастья и довольства. Его включают в радиоприёмник вместо гетеродина. Перед активацией слега нужно лечь в ванну и принять таблетку.

Иллюзорное бытие… Нет, это не наркотик, куда там наркотикам… Это именно то, что должно было быть. Здесь. Сейчас. Каждому времени своё. Маковые зёрна и конопля, царство сладостных смутных теней и покоя — для нищих, для заморенных, для забитых… А здесь никому не нужен покой, здесь ведь не угнетают и никто не умирает от голода, здесь просто скучно. Сытно, тепло, пьяно и скучно. Мир не то чтобы плох, мир скучен. […] Слег надвигается на мир, и этот мир будет не прочь покориться слегу.

Аркадий и Борис Стругацкие, «Хищные вещи века»

Создавать картины в мозгу посредством радиоволн современные VR-устройства пока ещё не умеют. Но просто посетить виртуальные миры и пережить в них невероятные приключения вы можете уже сейчас.