6 признаков токсичной среды в компании, которые заметны ещё на собеседовании

Несчастные лица сотрудников — это только вершина айсберга.

Краткую версию статьи можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

🙋‍♀️ Телеграм-канал «Ждём резюме» поможет найти работу или сотрудников.

Токсичная рабочая среда — одна из главных причин увольнений. Специалисты выделяют несколько её ключевых признаков: неэтичное поведение, неуважение к сотрудникам, отсутствие равенства, культурно‑личностного разнообразия и единения в коллективе.

Ясно, что это не просто неудачный рабочий день. Это живой кошмар, когда мы не перестаём думать о боссе‑тиране, даже вернувшись домой. Это дорога на работу, наполненная страхом при мысли о том, что нам снова придётся общаться с лицемерными и подлыми коллегами. Конечно, подобной атмосферы лучше избегать.

Вот несколько опасных признаков, заметных ещё на собеседовании и сигнализирующих о том, что компания, в которую вы устраиваетесь, может быть токсичной.

1. При вас плохо отзываются о сотрудниках

Адвокат по трудоустройству Донна Боллман советует проверять компанию с помощью одного простого вопроса: «Что случилось с предыдущим сотрудником?». То, что человек говорит об окружающих, когда их нет рядом, показывает, как он будет относиться и к вам.

«Если вы услышите гадости о том, кто занимал должность раньше, скорее всего, это плохой знак. А если начальство плохо отзывается о нынешних сотрудниках — бегите. При трудоустройстве на руководящий пост просите подробно рассказать про каждого в отделе. Любые неприятные слова о команде — сигнал, что эта компания не для вас», — добавляет адвокат.

Завкафедрой психологии гигиены труда в Университете Сент‑Мэри Кевин Кэллоуэй рекомендует обращать внимание и на другие признаки токсичной среды: «Возможно, во время визита в компанию вы заметите кого‑то, кто держится обособленно, или кого‑то, над кем постоянно подшучивают другие. Всё это классические признаки буллинга и остракизма, которые указывают на неприемлемое поведение».

2. Вам не дают общаться с другими членами команды

При здоровой атмосфере в компании все совершенно спокойно рассказывают о своём опыте работы. В токсичной среде всё наоборот: руководители строго контролируют общение в коллективе, в том числе и с потенциальными сотрудниками.

«Это признак того, что начальство не доверяет подчинённым. В результате возникает напряжение, внутренняя политика компании ужесточается, обратной связи становится всё меньше, а руководители занимаются микроменеджментом», — говорит психолог Лора Галлагер.

Она также отмечает, что отказ в общении с другими членами команды может сигнализировать о нездоровых отношениях между начальником и сотрудниками. «Если представитель компании на собеседовании придерживается принципа „Я нанимаю, а значит, важно исключительно моё мнение“, он будет точно так же вести себя и в других ситуациях. При здоровой корпоративной атмосфере фразы „Потому что я — босс“ не существует», — добавляет эксперт.

3. Компания не признаёт своих недостатков

Идеальной работы не бывает. Но в токсичных компаниях руководители зачастую отказываются признавать, что предприятию или команде есть куда расти.

По словам психологов, отказ честно говорить о слабостях — плохой сигнал. «Компания со здоровой атмосферой чувствует себя достаточно защищённой психологически, чтобы не стесняться своей уязвимости, — уверена Лора Галлагер. — Если начальство всем своим видом показывает, что всё идеально, того же ждут и от подчинённых. Из‑за этого сотрудники стараются скрывать свои ошибки, делают вид, будто всё понимают, хотя это не так, и обвиняют других, если что‑то идёт не по плану. Такое токсичное поведение лишает коллектив жизненной энергии».

4. Компания определяет успех как «хождение по головам»

По мнению профессора Мануэлы Призмут, которая изучает токсичность на рабочих местах, представители компании всегда стараются создать позитивный образ. Именно поэтому многие признаки нездоровой атмосферы могут быть почти незаметны.

Эксперт советует всегда читать между строк, когда дело касается ценностей компании. Фразы в стиле «Мы делаем это так» или «Так обстоят дела в нашей индустрии» показывают, каких организационных норм и стандартов придерживаются в процессе работы. Когда такие утверждения используются с негативным подтоном, например в связи с оправданием микроменеджмента или заботой исключительно о прибыли, кандидату точно есть о чём задуматься. «Если что‑то кажется вам оскорбительным или не соответствует вашим нормам морали, вероятно, эта компания не для вас», — заключает профессор.

Чтобы разведать обстановку, можно спросить о системе бонусов. Если чётких критериев нет, вполне возможно, что награду получают только те, кто готов сотрудничать с начальством. Денежные бонусы как приоритетный способ поощрения подчинённых тоже плохой знак. Это может быть признаком неэтичной корпоративной культуры. Например, многие банковские скандалы в США были связаны с корпоративной культурой, дающей добро на неподобающее поведение, скажем взяточничество или обман.

То, как руководство компании определяет успех, — это ещё один важный показатель. Если начальник рассуждает об этом в контексте соревнования, где есть победители и проигравшие, возможно, он привык культивировать соперничество среди сотрудников.

5. Вам не говорят, какие соглашения нужно будет подписать при трудоустройстве

Собеседование — идеальное время, чтобы разобраться, чего от вас ждёт работодатель. Адвокат Донна Боллман предупреждает, что, если представители компании отказываются отвечать на вопросы, связанные с документами, стоит подумать ещё раз.

«Обязательно спрашивайте, нужно ли подписывать какие‑либо соглашения. Если да, то просите копии, чтобы изучить их перед официальным трудоустройством. Отказ может означать, что в документах есть пункты, которые вам не понравятся», — отмечает специалист. Она также советует внимательно изучить историю компании на предмет прошлых скандалов.

6. Сотрудники компании выглядят несчастными

Атмосфера в офисе — один из самых главных сигналов токсичности или её отсутствия. Донна Боллман рекомендует понаблюдать, как сотрудники общаются между собой.

«Как вас встретили? Люди в офисе выглядят счастливыми? Или они стараются не встречаться с вами взглядом? Возможно, кто‑то кричит в переговорной? Сотрудники болтают в комнате для отдыха или быстро заходят и так же быстро выходят? Всё это поможет составить представление о „внутренней кухне“ компании», — объясняет эксперт.

Конечно, не очень приятно тратить массу времени и сил на бесконечные собеседования, которые ни к чему не приводят. Однако лучше прислушаться к своей интуиции и отказаться от должности в компании, где вас что‑то смущает, чем каждый день ходить на токсичную работу.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Artem Poletkov
09.04.22 08:34
Как будто про Россию написали
Афоня Айфоня
10.04.22 17:40
Капитализм везде одинаков.