Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Рецепты на Масленицу
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Жизнь
3 июня 2020

Стоит ли менять отношение к произведениям, если автор — плохой человек

Разбираемся вместе с психологом.
Фото автора Наталья Копылова
Наталья Копылова

Автор Лайфхакера

Стоит ли менять отношение к произведениям, если автор — плохой человек

Что произошло

Российская государственная детская библиотека учредила премию «Большая сказка» имени Эдуарда Успенского. Его дочь Татьяна выступила против этого. Она написала открытое письмо, в котором обвинила отца в том, что он был «очень жестоким». Татьяна Успенская рассказала, что члены семьи систематически подвергались физическому, психологическому, эмоциональному насилию. Также Эдуард Успенский вовлекал знакомых в тоталитарную секту Виктора Столбуна, в которой практиковались жестокие эксперименты.

Будучи несомненно талантливым человеком, способным увлечь людей творческими идеями, он не сумел преодолеть свои человеческие пороки, доброжелательно и спокойно общаться с людьми. Считаю, что имя человека, практиковавшего много лет насилие в своей семье, <…> не должно быть присвоено премии в такой гуманистической области, как детская литература.

Татьяна Успенская

дочь Эдуарда Успенского

В Российской государственной детской библиотеке ответили, что при организации премий руководствуются исключительно творческими заслугами писателей и иллюстраторов, а не их личными качествами. Однако само письмо вызвало резонанс в обществе. Многие люди оказались в сложной моральной ситуации. Книги Эдуарда Успенского и мультфильмы по ним любимы россиянами и знакомы им с детства.

В свете новых данных непонятно, что делать. Переставать любить?

Успенский не единственный человек, в биографии которого появлялись неприятные факты. Майкла Джексона неоднократно обвиняли в педофилии, Кевина Спейси — в сексуальных домогательствах. И это только современники. Что говорить о многих великих русских писателях и поэтах, которые как минимум были помещиками с крепостными, что по сути рабовладение.

Лайфхакер разбирается вместе с психологом, как быть, если вы осознали, что гений и злодейство совместимы.

Что делать, если вы узнали страшное об авторе любимых произведений

По словам психолога Андрея Смирнова, необходимо отделять произведения от личности человека.

Андрей Смирнов

магистр психологии, практический психолог

Какая‑то часть личности человека или субличность может быть злодеем, но другая часть может быть гением. Если гений пишет умные и полезные вещи, то для читателей не так важно, что сделала его другая субличность.

Иное дело, если такой автор призывает к преступлениям, высказывает человеконенавистнические идеи. Психолог считает, что читать это явно не стоит. Практические пособия о способах разбогатеть с примерами сомнительного заработка, советы, как обрести блаженство с помощью наркотиков, и другие подобные издания Смирнов также предлагает бойкотировать.

Взять хотя бы пример Гитлера, который был хорошим семьянином, храбрым солдатом и даже вегетарианцем, но своими произведениями и речами разжигал лютую расовую ненависть. Вот что опасно. Если, к примеру, серийный убийца написал толковую или просто интересную книгу, то надо отдать должное писательскому таланту. А его преступлениями пусть занимаются правоохранительные органы.

Андрей Смирнов

Смирнов отмечает, что полностью плохих людей не бывает. В любом мерзавце есть и хорошие качества. К примеру, если автослесарь, прекрасно починивший машину, оказался серийным убийцей, никто не пойдёт из‑за этого переделывать авто. К художественному творчеству, которое не призывает к злу и причинению вреда, стоит относиться так же.

Почему важно не создавать себе кумиров

Итак, вам не должно быть стыдно, если вы не бойкотируете произведения авторов с сомнительной биографией. Но здесь есть и обратная сторона. Нередко человек, который влюблён в творца, отказывается верить, что кумир может оступиться, даже если его задерживают, скажем, с отрубленными женскими руками в сумке. А если даже и поверит, то готов оправдать его. Ведь беднягу наверняка довели. Да и вообще, как можно подходить к знаменитости с обычными человеческими мерками.

Но раз уж мы договорились отделять автора от произведения, в другую сторону это тоже работает. Талант человека не индульгенция, которая делает его неприкосновенным. Проступки можно как минимум обсуждать, а за преступления — судить.

Что делать, если не выходит отделить произведение от личности создателя

Идеально, когда вы запросто вырвали произведение из биографического контекста автора. Но читатели и зрители так же несовершенны, как и творцы. И если от произведений вы больше не получаете удовольствия, так тому и быть.

Но осознавать, что вами движет, всё же неплохо. Многие книги, картины, песни, фильмы занимают важное место в социо‑культурном контексте. Они оказали огромное влияние на индустрию и имеют объективные плюсы с этой точки зрения.

Если произведение написал мерзавец, оно не становится плохим.

А вы можете как продолжать наслаждаться им, так и навсегда разлюбить. В конце концов, существует множество причин, по которым обожаемые ранее вещи перестают казаться таким потрясающими. Биография автора просто одна из них.

Читайте также
🧐
«Мальчики не плачут»: как популярный стереотип разрушает мужчинам психику и жизнь
Зависть: как превратить смертный грех в трамплин для личностного роста
«Сам виноват»: почему нам нужно признать, что мир несправедлив
Обложка: кадр из фильма «Трамбо»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

3D-принтер для большой печати Creality Ender-5 Max

Надо брать: 3D-принтер для большой печати Creality Ender-5 Max со скидкой 56%

Моющий пылесос Dreame G10 Pro

Популярный моющий пылесос Dreame G10 Pro отдают за полцены на AliExpress

Забираем дебетовку «Т-банка» с 2 000 баллов и повышенным кешбэком на автоуслуги

Забираем дебетовку «Т-банка» с 2 000 баллов и повышенным кешбэком за автоуслуги

Непромокаемые кроссовки от Li-Ning

Кроссовки от Li-Ning, которые не боятся слякоти, отдают со скидкой 37%

Три необычных продукта, которые точно стоит попробовать во «ВкусВилле»

Три необычных продукта, которые точно стоит попробовать во «ВкусВилле»

Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары недели

Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары недели

Нескользящий коврик для йоги

Нескользящий коврик для йоги, на который можно залипнуть после тренировки

7 надёжных камер для безопасности людей и питомцев

7 надёжных камер для безопасности людей и питомцев

Это интересно
Правда ли, что диабет молодеет? Разбираемся с эндокринологом

Правда ли, что диабет молодеет? Разбираемся с эндокринологом

РОЦИТ: 2026 год изменит правила игры для бизнеса в сфере кибербезопасности

РОЦИТ: 2026 год изменит правила игры для бизнеса в сфере кибербезопасности

Три необычных продукта, которые точно стоит попробовать во «ВкусВилле»

Три необычных продукта, которые точно стоит попробовать во «ВкусВилле»

Культурный челлендж: 6 способов получить новые впечатления в этом году

Культурный челлендж: 6 способов получить новые впечатления в этом году

Комментарии
Horugvi
03.06.20 13:33
Когда был маленьким, любил слушать пластинки Розенбаума, изданные "Мелодией". Потом узнал про его всякие там гоп-стопы, смехапанорамы и прочие девиации. Теперь не слушаю, сложно себя перебороть. Да и как человек он вроде мерзковатый.
Наталья Копылова
03.06.20 14:15
С современниками всегда сложнее. Если человек жил столетия назад, всё можно списать на контекст. Плюс он давно умер и не получает коммерческой выгоды от использования его произведений. А если автор здравствует, ты вроде можешь отделить произведение от личности, а рублём всё равно поддерживаешь личность. Очень сложно это всё, короче. В общем, мне тоже тяжело себя перебороть.
Oxana Dyachenko
03.06.20 14:15
Он участвовал в Смехопанораме? Но ЗАЧЕМ?
Horugvi
04.06.20 00:55
Это вы у него лучше спросите.
Прохор Яблоков
03.06.20 20:47
Розенбаум на "Мелодии" ? А можно по подробней ?
Horugvi
04.06.20 00:55
https://vinyl.ru/catalog/item/aleksandr-rozenbaum-epitafiya-00-00025237/
John Kaif
03.06.20 13:36
Всё. Чебуран с Гендосом и пожилой асоциальной гражданкой, заводчицей мелких грызунов - предмет для тщательного психоанализа. Жду, когда снимут художественный мистический триллер по мотивам, обязательно: Безруков - Гендос, по кличке "крокодил", Ходченкова - старуха, Чебуран - Олешко. Ну я так вижу
Alex Ponomar
03.06.20 13:43
Я ничего не понял :(
John Kaif
03.06.20 13:49
Лёгкий стёб
Alex Ponomar
03.06.20 13:50
Я просто не знаю никого из тех, о ком вы написали.
John Kaif
03.06.20 14:01
Сожалею. У Вас было действительно трудное детство
Alex Ponomar
03.06.20 14:09
Спасибо!
Alexanches
04.06.20 11:05
п
John Smith
03.06.20 13:40
Интересную вы, однако, тему подняли. Когда увидел заголовок мне тоже в первую очередь в голову пришла мысль о Майкле Джексоне) Да и Пушкин тоже был так себе человек. Пользуясь своей славой он затащил в постель не мало барышень, многие из которых, впоследствии, оказались в положении. В одной книге автор даже приводил конкретные цифры) с 18 девушками переспал и 12 из них ввёл в положение. Ещё в последнее время на слуху скандал Тинькова и его банка. Банк просто крутой, но если вы посмотрите ютубчик и популярных блогеров, то там сплошной хейт Олега (за исключением, конечно, тех, у кого он выступает спонсором). Поэтому мнение, да и подход в целом психолога в вышеуказанной статье полностью поддерживаю - если творец оказался редиской - отделяете его мысленно от его творения.
John Kaif
03.06.20 13:44
Вот сейчас, Андерсену Гансу Христиану, - обидно было 🤣🤣🤣
Наталья Копылова
03.06.20 14:18
Я там выше написала уже и повторюсь, что теми, кто жил давно, вроде Пушкина, гораздо проще отделять произведение от личности. С неприятным современниками сложнее - ты отделяешь произведение от автора, а деньги твои идут всё равно ему. Так что подход верный, но следовать ему (у меня лично) не всегда получается. Иногда осадочек слишком сильный.
John Kaif
03.06.20 14:23
Согласен
Ася Плошкина
03.06.20 14:44
Я не умею отделять, вот честно. Если речь об уже умершем деятеле - действительно, можно худо-бедно сказать, что это не он плохой, а времена такие были. А вот с ныне живущими это уже не прокатит. Есть несколько человек, чьи произведения я принципиально решила не покупать именно из-за их мерзкого (и публичного, спасибо фейсбуку) поведения - есть ощущение, что читая книгу такого человека или слушая, например, его песни, я как бы его поддерживаю.
Elena Gritcun
03.06.20 15:49
Я так не могу определиться насчёт Александра Гудкова. С одной стороны, «Никаких больше вечеринок» Cream Soda наикрутейший клип. С другой, недавно смотрела ролик, где он рассказывал о своём детстве. Судя по рассказу, так себе тип ))
Олексій Малий
03.06.20 15:59
Я тоже смотрел тот ролик. Обычное детство и отрочество творческого человека. Шалости, некоторые на грани, но вполне обычные для школьного возраста. Просто рассказано слишком красочно, но таков формат шоу. Так что с Гудковым все в порядке!
Elena Gritcun
04.06.20 12:02
Я прям выдохнула :) Шалости там сильно на грани, да. Хотя я в детстве и по стройкам бегала, и карбид собирала — и считалась приличной девочкой )) Все вокруг так развлекались.
Ася Плошкина
03.06.20 16:39
А я не видела. Это где и что он рассказывал?В принципе у меня позиция такая. Если человек прям откровенно вредоносного и людоедского ничего не делал и не говорил (не бил никого, не насиловал, не травил, не допускал дискриминационных и человеконенавистнических высказываний и так далее), на какие-то грешки можно закрыть глаза. Потому что иначе просто читать и смотреть будет нечего и некого 🤷🏻‍♀️
Наталья Копылова
03.06.20 16:52
Верно подмечено! И ещё мне нравится смотреть на человека в динамике. Некоторые когда-то делали фигню, но довольно убедительно поменяли взгляды или, по крайней мере, когда столкнулись с общественным негодованием, пытаются понять, что не так.
Elena Gritcun
04.06.20 12:04
Азамат из «Камызяков» выпустил на ютубе шоу «Я себя знаю!». Участник должен ответить на вопросы о себе. Если не угадал — рассказывает какой-то позорный факт из своей жизни. Первым позвали Гудкова ))
Булат Байбазаров
03.06.20 15:42
Есть такое литературное понятие "Форма и содержание". Поэтому каждый творческий человек должен быть личностью, т.е добрым, отзывчивым и любящим всех людей. Нелицеприятным.
Андрей Максимов
03.06.20 22:10
Всю жизнь жил себе, читал Успенского, интервью с ним, воспоминания, и тут – бац! На тебе, подарочек! – оказывается, он и насильник, и вообще та ещё скотина... Какое-то ощущение, что все подобные "откровения" просто приходят вовремя, на волне, скажем, тренда на подобные дикие штуки...
Alex Ponomar
04.06.20 00:29
Обидно, что не подстроились с этой информацией под ваш график.
Андрей Максимов
02.08.20 11:37
Вы, кажется, не поняли, что я имею в виду...
Айгуль Хабибуллина
05.06.20 10:05
С одной стороны да, вы правы. Я это, пожалуй, ярче всего почувствовала, когда узнала, что Пугачева сочинила музыку к "Свеча горела". Да и ко многим другим неплохим песням. Никогда ее не любила, но ведь, что ни говори, она замечательный композитор. Но с другой стороны, как отделить произведение от личности, если произведение - это и есть личность? Я сочинила две пьесы, и думая о них, осознаю, что это я. Вот я. Со всеми моими тараканами, со всем опытом, отношением к миру, людям, несмотря на то, что ни та, ни другая пьеса ни на йоту не автобиографичны. Литературное творчество или драма - не музыка или скульптура. Где есть слова, там мысли, влияние, более явное отражение сознания. Поэтому, конечно, сомнительно читать Успенского - за каждой строчкой будешь видеть этого тирана и думать: как же так? Что тут правда, а что ложь? А ведь нам всем важна правдивость в литературе, кино, даже если это чистый художественный вымысел.
Борис Попов
02.08.20 11:56
А ведь нам всем важна правдивость в литературе, кино, даже если это чистый художественный вымысел.Правда у каждого своя...
Виталий Рольщиков
25.06.20 01:45
Надо учитывать, что наследники, не получившие той доли наследства, на которую рассчитывали, способны поливать грязью покойного. Так что дочь Успенского вполне может и врать. Ради хайпа.А я вспоминаю, как Успенский организовывал для детей-инвалидов праздники День рождения Чебурашки и сам устраивал выступления, поздравлял детей и дарил подарки.Естественно, жадную дочь вполне могло бесить, что отец тратит деньги на "каких-то мерзких калек", вместо того чтобы купить Танечке очередной автомобиль. А так Успенский свою Татьяну и описал в "Гарантийных человечках", как двойственную натуру. Жаль, что злая Яна победила в Татьяне Успенской добрую Юшечку и человек ради бабла пошел на то, чтобы обгадить отца.
Alex Ponomar
25.06.20 08:11
А каким образом из этой истории у Татьяны появятся деньги?
Виталий Рольщиков
25.06.20 19:14
во всяком случае, от журналистов и телепрограмм она получит определенную сумму за интервью и т.д.
Наталья Копылова
25.06.20 09:21
Вообще-то это как раз типично для абьюзера - делать всё, чтобы быть безупречным в глазах публики. Иначе не получится скрывать, что он абьюзер. К тому же, даже если дочь и другие люди врут, принадлежность к секте не скрывается. А это просто сам по себе звоночек, даже набат.
Виталий Рольщиков
25.06.20 13:20
но все равно нужно учитывать фактор наследства. Он очень сильно портит людей! Многие ради бабла готовы на все. Только бы получить дополнительную долю.Например, надеются, что другие наследники скажут - "Послушай, не надо больше полоскать нашу семью в грязи, если мы дадим тебе то-то и то-то, то перестанешь. Или кто-то из наследников вообще откажется, чтобы не портить себе жизнь - "обойдусь без машины, сам куплю. Жаль. Покойный ведь выполнил обещание мне, хотел машину подарить, чтобы я больного ребенка возил". А книги я буду читать. Они ведь реально хорошие.
Наталья Копылова
25.06.20 14:08
у нас даже выходил текст, чем именно они хороши) https://lifehacker.ru/eduard-uspenskij/
Виталий Рольщиков
25.06.20 14:26
Прекрасный текст! Так что спасибо Эдуарду Николаевичу за все доброе и хорошее. А плохое, что в его личной жизни имелось... пусть сойдет в могилу и забвение. И Бог судья тем, кто рассказал ложь ради хайпа и наследства.
Наталья Копылова
25.06.20 14:47
Нет уж, это прямо противоречит исходному тексту о разделении личности и творчества. За книги спасибо, а над остальным мы ещё подумаем.
Виталий Рольщиков
25.06.20 19:13
Во всяком случае то, что окажется ложью недовольного наследника, строящего хайп на лжи - стоит отправить в забвение. Как и то, что маленький мальчик Эдик лазил за яблоками в сад соседей. Или как Успенский ставил в угол дочь за разбитую чашку. Все это домашнее бытие, которое случается у всех нас.а вот над остальным - да, подумать.
Наталья Копылова
25.06.20 20:51
Безотносительно Успенского, зачем ставить ребёнка в угол за разбитую чашку? А сами вы сколько в углу стоите, если что-то разбиваете или ломаете?
Виталий Рольщиков
26.06.20 01:56
чтобы ребенок постоял и подумал. Конечно наказание - если разбил специально и пытался свалить вину на кого-то. А так в углу не стою.Счастья. В общем, рассказам родни верим с поправкой на хайп и учетом желания мести уже мертвому.
Наталья Копылова
26.06.20 11:28
Вы можете верить во что угодно с любыми поправками. Поправки сейчас вообще в тренде.
Борис Попов
02.08.20 11:55
Дилемма: нужно ли разделять произведения и их производителей? Или сразу запретить библиотеки и книгопечатание? Ведь большинство писателей, артистов, художников, режиссёров действительно были плохими людьми - расистами, женоненавистниками, гомофобами, растлителями... и просто лгунами. Как и большинство обывателей, только наделёнными сверхспособностями.
Верникова Зинаида
22.08.20 12:54
Я полностью согласна с этим.Сейчас.,когда все открыто, в интернете просто упиваются рассказами о личной жизни Бунина, Цветаевой ,Чехова с негативной. конечно стороны.Кому-то все прощают(Высоцкий).По мне, так лучше бы об этом не знать и не читать.Творческие люди, как правило все самое лучшее реализуют в своем творчестве.Сегодня только читала статью о писателях-конъюнктурщиках, куда попал Евтушенко, Бродский и др.ответила. что через 100 и более лет, если стихи выдержат проверку временем, никого не будут интересовать сложные отношения поэтов с властью( а они были всегда)И все не однозначно.И мы там не присутствовали( все с чьих- то слов. публикаций).Не нравится человеку Евтушенко как человек, пусть его не читает.А как быть, если уже понравился, если ты много стихов уже успел полюбить, что голову перетрясти, обратиться к гипнотизеру. чтоб помог забыть стихи Бродского или Евтушенко?Можно выбросить книгу. стоявшую на полке.Но из истории литературы ничего не выбросить.
Алёна Вахрушева
11.04.22 21:19
Мне довольно легко даётся отделять произведение от личности. Наверное, на это ещё влияет то, что я мало интересуюсь современной культурой. Например, мой любимый писатель Говард Лавкрафт, как известно, придерживался ксенофобских взглядов. Но мне всё равно на это. Я влюблена в его произведения и это всё, что имеет для меня значение. Если же говорить о творческих людях нашего времени, то мне ближе эта позиция: если человек не призывает и не пропагандирует что - то совсем уж жестокое и бесчеловечное, то я могу закрыть на это глаза.
Что вы могли пропустить
3 вида перфекционизма, которые разрушают жизнь
3 вида перфекционизма, которые разрушают жизнь
0
17 февраля
Жизнь
Жизнь
Почему мы чувствуем вину за вещи, на которые не можем повлиять
Почему мы чувствуем вину за вещи, на которые не можем повлиять
0
15 февраля
Жизнь
Жизнь
60 простых и забавных считалок
60 простых и забавных считалок
0
14 февраля
Жизнь
Ликбез
Что такое кама мута и почему эту эмоцию стоит испытывать почаще
Что такое кама мута и почему эту эмоцию стоит испытывать почаще
0
13 февраля
Жизнь
Жизнь
Личный опыт: как я с 14 лет живу в мире гиперфиксаций 
Личный опыт: как я с 14 лет живу в мире гиперфиксаций 
0
12 февраля
Жизнь
Колонка
Что делать, если цветы замёрзли
Что делать, если цветы замёрзли
0
10 февраля
Жизнь
Ликбез
10 стыдных вопросов о жизненных кризисах: отвечает психолог Елена Лосева
10 стыдных вопросов о жизненных кризисах: отвечает психолог Елена Лосева
0
9 февраля
Жизнь
Колонка
Что такое синдром отложенного счастья и как его преодолеть
Что такое синдром отложенного счастья и как его преодолеть
0
7 февраля
Жизнь
Ликбез
Как простить себя за ошибки и жить дальше
Как простить себя за ошибки и жить дальше
0
6 февраля
Жизнь
Жизнь
Олды тут? 10 мемов из прошлого, которые заставят улыбнуться и поностальгировать
Олды тут? 10 мемов из прошлого, которые заставят улыбнуться и поностальгировать
0
5 февраля
Жизнь
Жизнь
Плюсы и минусы жизни в Белграде в 2026 году: личный опыт
Плюсы и минусы жизни в Белграде в 2026 году: личный опыт
0
5 февраля
Жизнь
Жизнь
Как сделать волосы красивыми и здоровыми, не страдая
Как сделать волосы красивыми и здоровыми, не страдая
3 февраля
Жизнь
Жизнь
Как мотивировать себя на перемены, если вас затянуло в «день сурка»
Как мотивировать себя на перемены, если вас затянуло в «день сурка»
0
2 февраля
Жизнь
Жизнь
Как отличить усилия и дисциплину от насилия над собой
Как отличить усилия и дисциплину от насилия над собой
0
2 февраля
Жизнь
Жизнь
Как ухаживать за гиппеаструмом — комнатным растением с шикарными цветами
Как ухаживать за гиппеаструмом — комнатным растением с шикарными цветами
0
1 февраля
Жизнь
Ликбез

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Horugvi35 минут назад

0 / 0

Поблюй, может полегче станет и не захочется ничего запрещать.
«Грозовой перевал» с Марго Робби — пошлая смесь «Бриджертонов» и «50 оттенков серого»
Аватар автора комментария
Dina Glukhova46 минут назад

0 / 0

Хорошие методы, спасибо за статью
10 способов принять решение, если никак не получается определиться
Аватар автора комментария
Наталья Кадрова5 часов назад

0 / 0

Вот знаете, после просмотра фильма хотелось, извините, проблеваться. Если кто-то считает это искусством, мне их жаль, они и понятия об искусстве не имеют. Сплошное развращение молодежи, а им я уверена это недокино понравится. Я бы такое даже запретила к показу. Не случайно оно только в двух городах будет в кинотеатрах, я бы вообще не показывала. Кто захочет и в инете найдет. Так хотелось красивое кино посмотреть, а получила только отвращение.
«Грозовой перевал» с Марго Робби — пошлая смесь «Бриджертонов» и «50 оттенков серого»
Аватар автора комментария
Алекс Мудрый6 часов назад

0 / 0

Я думаю на это стоит взглянуть.
Вышел новый трейлер «Мандалорца и Грогу» — в нём появился охотник из «Войн клонов»
Что такое «Велгия» и «Велгия Эко» и как они работают

Что такое «Велгия» и «Велгия Эко» и как они работают

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях