И всё-таки медведь! 7 идей и товаров из России, которые успешно продаются за рубежом
1. Бластеры из Смоленска
Всё началось, когда житель Смоленска Сергей Терещенков увидел в лесу людей с бластерами, которые весело играли в лазертаг. Сергей решил, что это отличная основа для бизнеса, и вместе со своим братом‑близнецом запустил производство оборудования для безопасной альтернативы пейнтболу. Нишу пришлось создавать самим: до смоленских братьев в России бластеры и жилеты для игры никто не производил. Да и сам лазертаг не был распространён, так что пришлось вложиться и в развитие моды на стратегические догонялки.
Сейчас продукция ООО «Лазертаг» популярна в России и активно поставляется за рубеж — больше 70% уходит на экспорт. Список иностранных клиентов предприятия включает 83 пункта: на смоленском оборудовании играют в Нидерландах, Великобритании, Канаде и даже на родине лазерного шутера — в США. В 2021 году ООО «Лазертаг» стало лауреатом премии «Экспортёр года» в сфере высоких технологий среди малого и среднего предпринимательства.
Конкурс «Экспортёр года» от Российского экспортного центра — одна из мер поддержки компаний национальным проектом «Международная кооперация и экспорт». Участие в конкурсе повышает статус предприятия и может облегчить поиск потенциальных клиентов. В 2021 году заявки подали более 1,8 тысячи российских предприятий, переживших пандемию и готовых побороться за звание лучших представителей страны на международном рынке. Среди призов — помощь в переговорах с иностранными партнёрами, государственные субсидии на расходы по размещению на международных электронных площадках.
А ещё нацпроект помогает преодолеть один из главных барьеров вывода компании на экспорт — сбор документации. Здесь работают цифровая экосистема «Мой экспорт» и сервис «Одно окно»: таможенные декларации, меры поддержки, нулевую ставку НДС и другие услуги можно оформить онлайн. Так вы сэкономите время на сбор бумаг и выйдете на международные поставки быстрее.
2. Мороженое из Купино
Российское мороженое с удовольствием едят в США, Китае, Монголии, Германии и других странах. В 2019 году десерт поучаствовал в развитии дипломатических отношений: президент России подарил на день рождения китайскому лидеру российское эскимо. А в 2020‑м под внимание прессы попало мороженое из Купино, городка в Новосибирской области. Компанию «Купинское мороженое» признали «Прорывом года» на региональном этапе «Экспортёра года».
Создатели предприятия сделали акцент на Сибири и не ошиблись: этот регион пользуется у иностранцев особым интересом. «Купинское мороженое» активно покупают в Казахстане и Беларуси, а Китай заказывал новосибирский десерт даже во время пандемии. Предприятие известно оригинальным ассортиментом: в линейке есть биомороженое с пробиотиками и десерты с вареньем из майских одуванчиков. Продукция завоевала Гран‑при на выставке WorldFood Moscow 2020.
3. Аэрозоли из Ставрополя
Компания «Арнест» производит косметику, бытовую химию и аэрозольные дезинфекторы. Инфографика на сайте предприятия говорит, что каждая вторая аэрозольная упаковка в России была выпущена под разными брендами «Арнеста». Но высокий интерес к ставропольским аэрозолям проявляют и за рубежом: продукцию поставляют в Австрию, Индонезию, страны Южной Америки, ОАЭ и Сингапур. Многие товары изготавливаются по технологиям и с помощью отдушек заводов‑партнёров, а среди них — международные компании‑гиганты.
Полочка достижений у «Арнеста» широкая, среди прочих — победа на премии «Товар года — 2020», первое место на «Экспортёре года — 2021» в номинации «Новая география» для крупного бизнеса и второе в категории «Экспортёр года в сфере промышленности». Ещё до начала пандемии в 2019 году объём экспорта компании достиг 12%.
4. Часовые механизмы из Санкт‑Петербурга
История часового завода «Ракета» началась ещё при Петре I — Петергофскую фабрику основал сам император. Мраморные сооружения для Исаакиевского собора делали именно здесь. В 1945 году тут появился часовой бренд «Победа», а в 1961‑м — «Ракета», в честь часов, побывавших в космосе. Однако 300‑летний завод не живёт былой славой, а успешно работает до сих пор.
В 2017 году петербургские мастера снова выпустили часы для полётов в космос, совместно с космонавтом Сергеем Крикалёвым. А несколькими годами ранее создали самый большой во всём мире часовой механизм — механические часы в московском Центральном детском магазине. Они весят 4,5 тонны, имеют высоту 7 метров и состоят из 5 000 деталей. Этот рекорд послужил аргументом к привлечению «Ракеты», когда французские власти столкнулись с реставрацией своего главного собора. Петербургский завод поможет французской ассоциации Horloge Notre‑Dame воссоздать часовой механизм собора Парижской Богоматери и разработает детали для нового шедевра.
5. Сапфиры из Ставрополя
«Монокристалл» — мировой лидер рынка выращивания и обработки сапфиров. Этот камень — второй по твёрдости после алмаза и обладает отличными оптическими свойствами. Поэтому синтетические сапфиры в основном используются ювелирами и производителями смартфонов, телевизоров, бронированных стёкол, микросхем и светодиодных приборов. Ставропольцам есть чем гордиться в этой индустрии. В 2015 году сотрудники «Монокристалла» представили первый в мире кристалл сапфира с рекордным весом в 300 кг.
Сотрудничество с другими странами ставропольский гигант ведёт не первый год: представительства компании в США, Южной Корее и на Тайване были открыты в 2011 году, в 2012‑м «Монокристалл» запустил в работу завод в Китае, а в Европу первые сапфиры отправились уже больше 20 лет назад. Наиболее активным спросом продукция пользуется у предприятий, производящих светодиоды и солнечные элементы в Китае, Германии, Малайзии, Южной Корее, США, Японии и ещё двух десятках стран. Сапфиры «Монокристалла» применялись и в устройствах Apple — в стёклах для смарт‑часов.
6. Деревянные очки из Красноярска
Фёдор Смирнов, один из основателей бренда Brevno, работал инженером на радио, менеджером и маркетологом. Другой, Артём Коровин, трудился в качестве архитектора. Объединившись, стартаперы запустили свой экобренд и начали производить деревянные очки — да, в заснеженном сибирском регионе. Сейчас они продаются более чем в 20 магазинах Европы.
На пути к успеху приходилось собирать очки в офисе у знакомых, на кухне, в гараже — чем не русская версия истории Джеффа Безоса. Особая гордость бренда — технология, благодаря которой оправы из натурального дерева весят всего от 44 до 53 граммов. На изготовление одной пары уходит около 30 часов. Свои очки от Brevno есть у музыкантов из Limp Bizkit, SunSay и Die Antwoord. Компания ориентирована на международный рынок и посещает крупнейшие оптические выставки в Европе. Основатели успели съездить в Милан, Мюнхен и Лондон и поучаствовать в показе на Парижской неделе моды. И везде продукция Brevno представлена под гордым лозунгом Made in Siberia.
7. Сказочные герои из Москвы
«Маша и Медведь» — YouTube‑феномен, попавший в Книгу рекордов Гиннесса как самый популярный анимационный ролик. У эпизода «Маша плюс каша» сейчас почти 4,5 миллиарда просмотров. Серия вышла в 2012 году, но всё ещё занимает седьмое место в топ‑100 самых просматриваемых видео на YouTube. Однако Маша с Медведем покорили не только интернет, но и весь мир.
Мультфильм переведён на 30 языков. В Саудовской Аравии куклу Машу дарят девочкам на праздники, а в Италии дети едят продукты, на упаковках которых красуются герои мультфильма. С 2013 года «Маша и Медведь» транслируется по телевидению в Германии и Турции, и даже на Netflix можно увидеть непоседу из России. Продукт стал невероятно популярным, несмотря на то что максимально заточен под российскую аудиторию. Миллионы детей в других странах, возможно, впервые увидели самовар и шапку‑ушанку именно благодаря московской студии «Анимаккорд».
Маша и Миша не единственные российские персонажи на зарубежных экранах. В США, например, известны GoGoRiki: кролик Крэш, ёжик Чико, ягнёнок Уолли и поросёнок Роза — все они родились на студии в Петербурге. Анимация и кино — важная часть развития рынка российской видеопродукции за рубежом, поэтому благодаря национальному проекту «Международная кооперация и экспорт» в 2021 году была запущена программа поддержки компаний, производящих фильмы совместно с зарубежными коллегами.
По международному киноконтракту можно получить до 40% ребейта — компенсации расходов. Российские аниматоры, продюсеры и другие специалисты обретают возможности для профессионального развития. А если фильм запоминающийся, зрителям часто хочется прогуляться по тем же улицам, что и любимые герои, — хорошее кино может сделать Россию интереснее для туристов.