Сайт или страничка в соцсетях: как бизнесу выбрать форму присутствия в интернете

Многое зависит от того, чем вы занимаетесь и на какой стадии развития находитесь.

Практически любому бизнесу нужно представительство в интернете. Даже парикмахерская на районе может привлечь больше клиентов через Сеть. А для предпринимателей, которые продают что‑то через интернет, это и вовсе основной инструмент работы. До появления социальных сетей было понятно, что делать: создавать сайт. Это могла быть одна простая страничка с информацией о компании или вариант со сложной навигацией — зависело от того, какие бизнес‑задачи с его помощью решали. Но соцсети всё изменили, потому что предоставили предпринимателям множество новых площадок. А некоторые компании предпочитают ими и ограничиваться.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Но если предприниматель только выбирает форму присутствия в интернете, как определиться? Мы попросили бизнесменов поделиться опытом.

Каковы плюсы и минусы отдельного сайта или страницы в соцсети

Страница в соцсети — это возможность создать своё представительство, что называется, малой кровью. Это бесплатно и достаточно просто. Конечно, с привлечением SMM‑специалистов дело пойдёт быстрее. Но в целом зарегистрировать и наполнить аккаунт способен любой человек. Для продвижения в соцсети можно использовать встроенные инструменты. А ещё такие площадки позволяют эффективно формировать лояльное сообщество, подогревать интерес клиентов и подводить их к покупке. Там удобно информировать о новинках и акциях, проще взаимодействовать с аудиторией, легко и быстро обновлять контент и тестировать гипотезы.

Вера Макеева
CEO «Бюро массовых коммуникаций».

В социальных сетях вы cтроите по кирпичикам комьюнити своего бренда, находите аудиторию и прогреваете её. Например, мы за 4,5 месяца набрали около тысячи подписчиков с помощью контент‑маркетинга в Instagram* и даже получили пару клиентов из этого канала.

В дальнейшем мы планируем развивать наш аккаунт, так как любой бренд — это не только сухие продажи, но и узнаваемость, лояльность, доверие. Иными словами, социальные сети — наиболее сильный и влиятельный инструмент для тех, кому важна оперативная и качественная связь с существующими и потенциальными клиентами.

Но, разумеется, есть и минусы. В первую очередь это зависимость от платформы. Кроме того, страничку в соцсети невозможно кастомизировать, да и доступные инструменты ограничены.

Дмитрий Чернов
Ведущий маркетолог программ лояльности сети гипермаркетов «Твой Дом» Crocus Group.

Для старта небольшого бизнеса со скромными вложениями подходят страницы в социальных сетях. Здесь уже всё готово для ведения рекламных кампаний, работы с каталогами и привлечения пользователей внутри платформы.

При этом строить крупное дело на социальных сетях — задача непростая. Здесь недостаточно инструментов для работы с учётом товаров и коммуникации с пользователями, отсутствуют интеграции со сторонними сервисами, которые обязательно понадобятся при масштабировании бизнеса. И помните, что в какой‑то момент сервис может ограничить вас в действиях или быть заблокированным, как это случилось с компанией Мeta* и принадлежащим ей Facebook* и Instagram*.

При этом не стоит переоценивать простоту работы со страницами в соцсетях. Дел предстоит немало.

Павел Пеньшин
Совладелец веб-студии Webster.

Для успешного использования социальных сетей требуется создавать контент регулярно. И он должен быть не только высокого качества, но и привлекательным для аудитории.

Согласно современным стандартам в области SMM, необходимо публиковать как минимум четыре поста в неделю, а также демонстрировать «закулисную» жизнь бизнеса. Однако это может оказаться сложной задачей из‑за большого объёма операционной работы, с которой мы сталкиваемся каждый день.

Создавать сайт сложнее, и это потребует затрат. Плюс его нельзя сделать и бросить, он требует непрерывной работы по оптимизации. При этом он позволяет использовать больше инструментов для продвижения.

Как считает Вера Макеева, сайт необходим для того, чтобы масштабироваться. Именно с его помощью можно настраивать контекстную рекламу, размещать рекламные блоки, вести UTM‑метки при закупке рекламы у инфлюенсеров, а также задействовать кросс‑ссылки, имейл‑рассылки со сбором контактов и так далее.

Кроме того, на сайте можно делать каталоги и витрины, встраивать форму оплаты товара. Наконец, интернет‑страница вызывает больше доверия.

Как определиться, что подойдёт лично вам

Эксперты советуют использовать и соцсети, и сайт одновременно, чтобы охватить все задачи, которые можно решать с их помощью.

Алексей Гамов
Руководитель digital-агентства WebValley Studio.

При правильно выстроенном маркетинге сайт и социальные сети не конкуренты. Они дополняют и усиливают эффективность друг друга. В соцсетях можно знакомить аудиторию с продуктом, прогревать её, собирать обратную связь, делиться внутренней жизнью компании, взращивать доверие и лояльность. На сайте — раскрывать свойства и преимущества продукта, закрывать боли и возражения аудитории, давать исчерпывающую информацию о компании и совершать заказ.

Однако часто все площадки охватить не получается из‑за недостатка времени, денег и других ресурсов. Чтобы понять, что подойдёт вам больше, ответьте на несколько вопросов.

Кто ваша целевая аудитория

Выбирая между соцсетями и сайтом, нужно исходить из того, где обитает ваша целевая аудитория и как она привыкла искать информацию, считает Алексей Гамов.

Например, компания продаёт промышленное оборудование. Потенциальный покупатель, когда у него появится потребность, скорее наберёт запрос в поисковике, перейдёт на сайт и оставит заказ. Маловероятно, что он полезет в соцсети, будет искать аккаунт магазина, подписываться, читать посты, прогреваться и потом заказывать. «Или ритуальные услуги, изготовление памятников на могилу на заказ — ну кто захочет видеть в своей ленте контент подобной фирмы? Поэтому важно определиться с тем, где вас будет искать ваша целевая аудитория», — поясняет эксперт.

Каковы цели бизнеса

По словам Гамова, при выборе площадки стоит исходить из бизнес‑задач. Если нужно просто протестировать идею, то у социальных сетей гораздо ниже порог входа. Зарегистрировать аккаунт и базово наполнить его можно за час. Так вы сможете проверить спрос, и если бизнес‑идея не зайдёт, то потери будут минимальными. Если компания на рынке всерьёз и надолго, то лучше посмотреть в сторону сайта. Он вызывает больше доверия у клиентов, компания выглядит надёжнее и солиднее. Кроме того, сайт предполагает больше возможностей и инструментов для продвижения бизнеса в интернете.

Какова специфика продукта

Многое зависит от того, что вы предлагаете. Это известный продукт, который покупатель ищет? Или что‑то незнакомое, что он может захотеть, случайно увидев где‑то?

Алексей Гамов

Например, пользователь знает, что такое кофеварка и зачем она нужна. Спрос сформирован, за таким продуктом человек скорее пойдёт в поисковую выдачу и будет искать сайт, на котором этот товар можно купить. Отсюда подбираются и адекватные способы продвижения — SEO и контекстная реклама.

Но есть новые, неизвестные, маловостребованные товары и услуги. Допустим, слайм с блёстками. Далеко не все понимают, что это такое, и не будут это целенаправленно искать в интернете. Но мы знаем, что этот продукт может быть потенциально интересен мамам с детьми — так как они обладают признаками, схожими с характеристиками наших покупателей. Аудиторию для таких товаров гораздо легче «выцепить» в тематических пабликах социальных сетей либо таргетингом, чем пытаться собрать трафик на сайт.

Каковы стадия зрелости бизнеса и объём инвестиций

Интернет‑маркетолог Елена Кручинина советует ориентироваться на вид бизнеса. Она рекомендует выбирать социальные сети, если у вас небольшая компания или вы предлагаете услуги в сфере помогающих профессий: психологов, коучей, консультантов, трекеров, частных специалистов‑фрилансеров — массажистов, кондитеров, мастеров маникюра, репетиторов, экскурсоводов и так далее.

Елена Кручинина
Маркетолог, независимый эксперт.

В своих постах на страницах специалисты могут раскрыть ценность предоставляемых услуг и продаваемых продуктов, их уникальность. Заинтересованный рассказом читатель сначала подписывается на аккаунт, знакомится с другими постами, разделяет позицию автора, проникается к нему доверием и постепенно «дозревает» до того, чтобы воспользоваться услугой и/или приобрести продукт. Сейчас профессионалы продают товары с помощью контента в разных социальных сетях: «ВКонтакте», на «Яндекс Дзене», в Telegram, многие продолжают поддерживать коммуникацию со своими подписчиками в Instagram*.

Эксперт отмечает, что даже небольшие магазины одежды, постельного белья успешно продвигались во времена, когда в РФ был доступен сервис Instagram*. Предприниматели публиковали красивые фотографии своих товаров, ставили цены и принимали оплату на карту через продажу в личных сообщениях.

По словам Кручининой, когда увеличивается количество товаров и услуг, возникает необходимость использования других рекламных каналов. И тут без сайта не обойтись. Поэтому, когда бренд создан и ассортименту продуктов и услуг становится тесно на странице в соцсети, делайте сайт. У него, конечно, больше возможностей для уникального дизайна и визуального представления широкой матрицы продуктов. Интернет‑магазину с большим ассортиментом или студии маникюра, которая выросла до предоставления клиентам широкого спектра услуг, необходимо эту информацию собрать в одном месте и структурировать, сделать витрину. Она удобнее и для пользователя, и для продвижения интернет‑магазина.

Посетитель сайта, в отличие от подписчика в соцсети, взаимодействует не только с той услугой, о которой читает в данный момент, но и с другими. Человеку не надо листать 100 постов, чтобы посмотреть, есть ли что‑то ещё у этого предпринимателя.

Как принимали решение бизнесмены

Вот две истории от тех, кто уже прошёл этот сложный путь.

Компания Владимира Ровняго сразу завела сайт, но потом почувствовала, что этой площадки недостаточно.

Владимир Ровняго
Основатель сети туристических агентств «Солнцетур».

Первоначально наша компания начала с создания сайта. Он предлагает гораздо более широкие возможности для демонстрации нашего продукта, описания услуг, проведения онлайн‑бронирования и оплаты. Это позволяет клиентам получить полную информацию о нашем бизнесе, а также узнать больше о нас как организации. К тому же интернет‑страница является своеобразной визитной карточкой фирмы и отражает нашу брендовую идентичность.

Однако мы обнаружили, что присутствие только на сайте не даёт нам достаточного контакта с клиентами. Мы поняли, что соцсети являются неотъемлемой частью современного общества и могут помочь нам сформировать более глубокие и долгосрочные отношения с аудиторией. Соцсети предлагают уникальную возможность взаимодействовать с клиентами на более личном уровне, получать отзывы и отвечать на вопросы в реальном времени.

Предпринимательница Виктория Смольская сделала упор на соцсети и, судя по показателям, не прогадала.

Виктория Смольская
Основатель сети студий танцев и гимнастики MIRAXY.

Мы открыли первую студию танцев и гимнастики в 2013 году. На старте у нас была только группа во «ВКонтакте» и сайт. Спустя три месяца добавили аккаунт в Instagram*, который только набирал популярность.

Где‑то к 2016 году аудитория там стала более отзывчивой, и мы сделали в работе акцент на эту сеть. Instagram* больше, чем «ВКонтакте», заточен под визуальную составляющую, которую студия танцев и гимнастики генерирует без существенных усилий, в том числе за счёт самих клиентов. Этот же контент можно обернуть в развлекательный и мотивационный, он хорошо заходит. Соцсеть стала в нашей сфере бизнеса идеальной площадкой для привлечения аудитории и контакта с ней.

Когда мы начали строить планы для развития по франшизе, поняли, что для роста нам нужен надёжный поток клиентов. Его можно обеспечить только комбинацией нескольких каналов одновременно. Даже если в конкретный момент какой‑то отдельный работает очень эффективно, нет никаких гарантий, что он таким будет завтра. Поэтому мы пошли ещё в TikTok, на YouTube и в Telegram.

Сейчас хорошие результаты показывают только старые точки присутствия: сайт, «ВКонтакте», Instagram*. Первый приносит порядка 20% от всех клиентов, половина приходит из «Яндекса», столько же — из Google. Доля соцсетей в общем потоке новых посетителей составляет около 15%, из них 10% — Instagram*, 5% — «ВКонтакте».

* Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: ONYXprj / ART PAL / shutterstock / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Анастасия Наумцева
03.07.23 13:43
Я подписана на несколько бизнес-аккаунтов, есть и частные мастера, и более крупные компании. И вот соцсети подходят только для того, чтобы в целом иметь представление о бренде, смотреть красивые фото и узнавать о новинках, например. Но для оплаты или бронирования я всегда ищу сайт, так как будто надёжнее)
Сергей Балашов
03.07.23 14:37
Тут некоторые специалисты в статье пишут, что для соцсетей нужно создавать контент постоянно. Им бы стоило знать, что и для собственного сайта нужно создавать контент постоянно.
Сергей Балашов
03.07.23 14:38
А как бы вы отнеслись, если бронирование в справочнике (Яндекс.Карты, 2ГИС, etc.)?
Анастасия Наумцева
03.07.23 15:15
Даже залезла в яндекс карты посмотреть, как это реализовано) Искала гостиницы Ульяновска. Попалась пара отелей с большой кнопкой «Забронировать», но по нажатию на неё открывается сайт. В таком виде не вижу большого смысла в этой функции) Возможно, кнопка сыграет какую-то роль в побуждении к действию, ведь она заметная. Но если мне понравится место, то можно и сразу перейти на сайт — они ведь в карточках тоже есть обычно.