Атмосферно, но затянуто: каким получился сериал «Чепелуэйт» по Стивену Кингу

23 августа на американском канале Epix (в России — на Amediateka) стартует сериал «Чепелуэйт». Он основан на небольшом рассказе Стивена Кинга «Поселение Иерусалим» — приквеле романа «Жребий» (ещё его переводят как «Салемов удел» или «Жребий Салема»).
Сценаристы Джейсон и Питер Филарди и режиссёр Бёрр Стирс, взяв сюжет Кинга, превратили его в необычную драму о семейном наследии и одержимости. Поэтому от сериала иногда действительно страшно. Хотя затянутость и слишком предсказуемые мистические элементы отчасти портят атмосферу.
История о человеческой жестокости
В детстве Чарльза Буна (Эдриан Броуди) пытался убить обезумевший отец. Из-за этого герой отдалился от своей родни и долгие годы путешествовал. Но после смерти жены Чарльз переезжает вместе с двумя дочками и сыном в Чепелуэйт — поместье своего скончавшегося кузена Стивена. Он нанимает гувернантку Ребекку Морган (Эмили Хэмпшир) и пытается наладить бизнес в соседнем городе Причерс Корнер.
Оказывается, вся округа недолюбливает семью Бунов, считая их сумасшедшими и опасными. Чарльз безуспешно пытается доказать окружающим, что хочет жить мирно и развивать город. Но вскоре в окрестностях начинают происходить жестокие преступления, и всю вину валят на Бунов. А тем временем у героя начинаются странные видения.
Сразу оговоримся, что «Чепелуэйт» стоит относить к слоубёрнам — историям, в которых сюжет развивается очень медленно, постепенно нагнетая мрачную атмосферу. После динамичного вступления, наполненного преувеличенной жестокостью, действие надолго притормозит, чтобы познакомить зрителя и с главными героями, и с новым местом, в котором они поселились. В данном случае такой подход можно воспринимать двояко.

С одной стороны, он позволяет лучше раскрыть наиболее удачную часть сериала. Вдумчивый зритель поймёт, что авторы рассказывают не столько о монстрах, убийствах и видениях, сколько о проблемах семьи и взаимоотношениях между людьми. Причём тему подают в духе «Призраков дома на холме» Майка Флэнагана, а то и вовсе «Реинкарнации» Ари Астера.
«Чепелуэйт» говорит о ценности семейных уз: не зря в экранизацию добавили детей Чарльза, которых не было в оригинале. Их общение с отцом показали максимально тепло и трогательно. Особенно выделяется физически и эмоционально травмированная младшая дочь Лоа в исполнении Сирены Гуламгаус.
Параллельно «Чепелуэйт» раскрывает любимую тему всё того же Астера: твоя семья — твоя клетка, от наследственности никуда не сбежать. Именно поэтому нарастающее безумие главного героя цепляет настолько сильно. Чарльз старается всех убедить, что максимально далёк от странностей своих родственников, но постепенно и сам проходит их путь.

С другой стороны, неспешное повествование иногда слишком затягивает сюжет. В «Чепелуэйте» аж 10 часовых эпизодов, и иногда авторам приходится отвлекаться, чтобы чем-то занять хронометраж. Отношения Бунов с жителями соседнего города вроде бы неплохо дополняют действие: типичные обыватели боятся нового и все свои страхи сваливают на одного врага, которого сами же и придумали. Но вот личные истории обитателей Причерс Корнер интересны далеко не всегда и выглядят простыми филлерами — побочными линиями, которые должны забивать время.
Удачный саспенс и простой ужастик
«Поселение Иерусалим» Стивена Кинга своей атмосферой и даже отдельными сценами явно ссылалось на классику готического хоррора. В первую очередь на рассказ «Крысы в стенах» Говарда Филлипса Лавкрафта и роман «Логово белого червя» Брэма Стокера. Стоит отдать должное авторам экранизации: они попытались сохранить мистическую и тревожную атмосферу, а не сделали весь сериал набором скримеров. Но слишком трепетное отношение к классике почти лишает историю сюрпризов.

Поначалу пугает само старое поместье, куда приехали Буны. То, как герой Броуди постоянно прислушивается к звукам из стен, заставляет и зрителя затаить дыхание. Значительная часть действия происходит при свете масляных ламп. А в ночных сценах часто нагоняют туман, делая картинку холодной. Это не очень сложные приёмы, но они удачно вписываются в сюжет и отлично работают.
Есть в сериале и части, типичные для простых ужастиков. Например, галлюцинации героя, связанные с червями. Причём здесь эти существа не просто вызывают ощущение омерзения, а служат отражением ментального состояния персонажа. Хотя в сцене, где герой берёт бритву, особо впечатлительным лучше заранее закрыть глаза: её выдержит не каждый.

Но к середине сезона сюжет меняет направление. Появляется жуткий маньяк, а потом и сверхъестественные силы, что ускоряет действие: четвёртый эпизод заканчивается очень динамично. Увы, при этом удачный саспенс меняют на классический хоррор, который скорее развлечёт, чем напугает. Всё-таки человеческие эмоции в этой истории проработали лучше, чем монстров.
Отличные актёры и несложные съёмки
Многих зрителей привлечёт к просмотру сериала Эдриан Броуди в основной роли. И они получат максимум удовольствия от этого проекта. Возможно, оскаровский лауреат выдаёт не лучший свой перформанс, но при каждом появлении на экране его герой притягивает к себе всё внимание. Броуди от эпизода к эпизоду показывает преображение персонажа. Сначала он разбит из-за потери, но всё ещё энергичен и стремится вперёд, а вскоре уже сомневается в своей адекватности. Его раздражённый шёпот в отдельных сценах пугает до мурашек.

К счастью, интересно наблюдать не только за главным героем. Эмили Хэмпшир, которую все уже полюбили за «Шиттс Крик», отлично справляется с ролью Ребекки Морган. Мотивация её персонажа поначалу кажется слишком поверхностной, но авторы постепенно раскрывают образ. По большей части девушка отвечает за голос разума и становится связующим звеном между семьёй Бунов и горожанами.
А вот со второстепенными героями и общей проработкой «Чепелуэйт» справляется посредственно. Остальные лица часто выглядят стереотипными и нужны, чтобы просто дополнить историю. У них нет запоминающихся черт. Хотя кого-то, возможно, зацепят небольшие человеческие трагедии, которые каждый житель города скрывает от остальных.

Костюмы и антураж проработаны лучше, чем в дешёвых исторических проектах вроде «Хроник Франкенштейна». Но всё же в массовых сценах на улице слишком чувствуется театральность. Да и одежда многих героев кажется только снятой с манекенов. Хотя к такой условности легко привыкнуть с учётом мистики и безумия сюжета.
А вот подход к операторской работе смущает. Очень удачные моменты, нагнетающие беспокойство, иногда соседствуют с рваным монтажом. В обычном спокойном диалоге гувернантки с детьми ракурсы изменяют буквально каждые 2–3 секунды, будто авторы боятся, что зрители быстро заскучают. Но если это и произойдёт, то скорее из-за очередной затянутой сцены, а не слишком длинного кадра.

«Чепелуэйт» — атмосферный мистический сериал в историческом антураже, который держится на игре основных актёров и жизненных темах. Он погружает в беспокойную жизнь героев и заставляет задуматься о семейном наследии. Однако затянутость повествования и слишком предсказуемые классические сюжеты могут отчасти испортить впечатление. Поэтому стоит заранее настроиться на неспешную эмоциональную историю.
Лучшие предложения
18 надёжных смесителей, которые часто покупают на маркетплейсах
10 вещей популярных брендов со скидками до 65%
Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%
15 отличных товаров, которые отдают со скидками до 70% на AliExpress
8 качественных пижам, которые отдают со скидками до 76%
Кроссовки от Li-Ning для суровой российской зимы
Надо брать: новый ручной пылесос от Dreame за полцены
Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели
Отпуск без стресса: как организовать путешествие, чтобы всем было в кайф
Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции
Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России
Правительство сохранит льготный НДС 10% на социально значимые товары