Лучшее
Рубрики
Рецепты
Промокоды
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Промокоды
Подкасты
Сервисы
Колонки
Теории большого мира
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Научпоп
Отношения
Реклама
Ликбез Кино 6 марта 2020

Сериал «Разрабы» от Алекса Гарленда: ничего не понятно, но оторваться невозможно

Режиссёр «Из машины» и «Аннигиляции» смешал фантастику, философию и драму. Получилось как в «Чёрном зеркале», только намного сложнее.
Фото автора Алексей Хромов
Алексей Хромов

Кинокритик Лайфхакера

Кадр из сериала «Разрабы»
Избранное

На потоковом сервисе Hulu стартовал мини‑сериал Devs (его переводят как «Разрабы»), который придумал и снял один из самых нестандартных авторов последних лет Алекс Гарленд. Изначально он прославился книгой «Пляж», по которой Дэнни Бойл снял одноимённый фильм. Затем Гарленд написал сценарий к «28 дней спустя». А ещё чуть позже начал сам режиссировать кинокартины, причём всегда по собственному сценарию.

Фильмы Гарленда «Из машины» и «Аннигиляция» получились очень непростыми. В фантастических сюжетах режиссёр сочетал социальность, науку и философию, заставляя зрителя самостоятельно отвечать на многие вопросы.

Неоднозначность в работах Гарленда всегда была на первом месте.

И «Разрабы» на 100% продолжают традиционный стиль этого режиссёра: здесь он по‑прежнему даже не пытается упростить сюжет в угоду неподготовленным зрителям. Гарленд снова смешивает драму, фантастику и науку, а сериальный формат позволяет ещё сильнее замедлить и запутать действие. И в итоге от самой атмосферы «Разрабов» иногда становится очень тревожно.

Всё начинается с криминальной драмы

В центре сюжета Лили Чан (Соноя Мидзуно), которая вместе со своим парнем Сергеем (Карл Глусман) работает в технологической компании Amaya. Причём он занимается разработкой алгоритма, способного предсказать поведение червя на несколько секунд вперёд.

В определённый момент руководитель компании Форест (Ник Офферман) решает повысить Сергея и приглашает его в секретное подразделение, членов которого и называют «разрабы».

Дальше, пожалуй, не следует рассказывать подробности сюжета, поскольку почти любая мелочь может оказаться спойлером и подпортить впечатления от просмотра. Можно лишь упомянуть, что Сергей исчезает. И Лили пытается выяснить, что же произошло.

Сергей (Карл Глусман) и Форест (Ник Офферман). Кадр из сериала «Разрабы».

Причём поначалу может показаться, что эта история вполне проста и завязана только на криминале. Вступление даже намекает, что и полноценного детектива ждать не стоит: всё произошедшее прямо показывают зрителю. Однако с каждой минутой действие всё больше запутывается. Невесть откуда появляются другие подтверждённые версии событий, раскрываются неожиданные стороны жизни Сергея.

И уже к концу второй серии становится понятно, что «Разрабы» вовсе не планируют держаться в рамках линейного повествования.

Сюжет раз за разом обманывает зрителя, склоняясь то к драме, то к шпионскому триллеру, и заставляет смотреть очень внимательно, держа в голове все мелочи.

Соноя Мидзуно в роли Лили. Кадр из сериала «Разрабы».

Что ещё важнее, догадаться, куда уйдёт сюжет дальше, просто невозможно.

Сейчас читают 🔥
  • 3 приёма из теории игр, которые улучшат вашу личную жизнь

Потом на первый план выходит фантастика и философия

С самого начала Гарленд опять замахивается на глобальные темы, находящиеся на стыке науки и вымысла. Причём он уходит в фантастику даже дальше, чем создатели «Чёрного зеркала», но при этом пытается придерживаться вполне реальных для учёных вопросов.

Перед просмотром, конечно, не обязательно в подробностях знать теорию де Бройля — Бома, но хотя бы поверхностная информация о детерминизме будет очень полезной.

Ник Офферман в роли Фореста. Кадр из сериала «Разрабы».

Причём не стоит надеяться, что Гарленд, уходя в фантастику, просто представит какой‑то вымышленный мир со своими законами или сделает футуристическое общество частью социального подтекста, как в «Чёрном зеркале».

Он пытается показать гораздо более сложную модель, где научные разработки идут бок о бок с «игрой в бога», а заодно задает вопросы про ответственность за свои поступки.

Есть ли свобода воли? Или же всё, что делает каждый человек, — следствие множества причин, не зависевших от него? Отвечать зрителям придётся самостоятельно.

Да, это звучит достаточно запутанно. А выглядит ещё сложнее, ведь Гарленд не просто выдаёт философские и научные теории, он напрямую связывает их с эмоциями героев и эмпатией зрителя.

А ещё ужасы и паранойя

Картины Гарленда всегда отличались нарочитой неспешностью повествования. Но это не от недостатка сюжетной части, а ради того, чтобы погрузить зрителя в саму атмосферу происходящего. И при всей научности и обилии философии его истории всегда очень эмоциональны, а иногда и жутко пугающи. Те, кто помнит «Аннигиляцию», сочетавшую личную драму героини и появление «медведя», дающее сто очков вперёд любому хоррору, точно поймут, о чём идёт речь.

Форест и Лили. Кадр из сериала «Разрабы».

Из этого же фильма, похоже, в сериал перекочевала сцена с просмотром видеозаписи во втором эпизоде. Это снова максимально жестокое испытание для героини, и Гарленд умудряется сделать так, чтобы зрители буквально почувствовали этот ужас. При том, что он не уходит в излишне грубые и неприятные моменты: просто срабатывают сама постановка кадра, звук и нагнетание атмосферы.

Действие, которое начинается как эмоциональная драма о поисках истины, постепенно обретает почти параноидальный оттенок.

Потерянность Лили ощущается буквально в каждой сцене, когда она подолгу сидит одна. И даже её разговор с матерью кажется жутковатым, ведь голос собеседника не слышен и кажется, что девушка общается с пустотой.

Но самой пугающей фигурой оказывается Форест. Игру Оффермана в этом сериале не зря заранее хвалили многие критики. Руководитель крупной компании, отказавшийся от роскоши, предстаёт то сумасшедшим гением, то злодеем, то совершенно потерянным человеком. И безумный взгляд Фореста заставляет поверить герою.

Форест и его помощница Кэти (Элисон Пилл). Кадр из сериала «Разрабы».

Его мотивация вроде бы прослеживается в отдельных фразах, и можно догадаться о первопричинах затеянного им проекта. Причём они добавляют ещё больше личной драмы в историю. Хотя всё это тоже может оказаться очередным обманом.

И при этом в каждом кадре — особая эстетика

И конечно же, нельзя забывать, что Алекса Гарленда многие ценят за красоту съёмок. Камерный фильм «Из машины» представил невероятную эстетику андроидов, граничащую с эротизмом. А не самые дорогие спецэффекты «Аннигиляции» были поданы очень изящно — особенно момент прорастания цветов сквозь тело.

Статуя ребёнка. Кадр из сериала «Разрабы».

Получив возможность снять историю не на два, а на восемь часов (каждый эпизод длится больше 50 минут), Гарленд решил позволить зрителям полностью насладиться визуальной подачей.

Вступление к первому эпизоду длится почти две минуты, и это лишь музыка и красивые кадры. А дальше зрителям демонстрируют огромную и жуткую статую ребёнка и совершенно фантастическое помещение, где трудятся члены секретного подразделения.

Показывая героев, камера подолгу захватывает крупным планом их лица (и в случае с Офферманом это получает почти религиозный подтекст). А потом, наоборот, демонстрирует персонажей очень маленькими среди давящего окружающего пространства.

Ник Офферман в роли Фореста. Кадр из сериала «Разрабы».

А общие планы в сопровождении эмбиента представляют собой почти медитативное зрелище. Возможно, это снова намёк на то, что мир гораздо больше, чем могут осознать люди. Даже те, кто решил бросить вызов законам мироздания. А может, просто красивые кадры для эстетического наслаждения. Ведь это тоже необходимо.


Вполне вероятно, что «Разрабы» покажутся неподготовленному зрителю слишком медленными и сложными. Но поклонники предыдущих работ Алекса Гарленда точно останутся довольны увиденным.

Причём отдельный плюс сериала в том, что автор решил лично снять весь сезон, а значит, в дальнейшем стиль не будет меняться. Режиссёр даже не пытался представить историю в сериальной структуре, и поместить в каждый эпизод побольше событий. Он создал восьмичасовой фильм. И в этом плане его хочется даже сравнить с Дэвидом Линчем, только от мира технологий. Такая же неоднозначность, красота съёмок и множество вопросов, в которых зрители должны разобраться сами.

Читайте также 🎞🎬📺
  • Сумбурное начало и захватывающее продолжение. Стоит ли смотреть «Колесо времени»
  • 25 главных сериалов 2020 года
  • Почему «Мне это не нравится» — один из лучших сериалов о подростках и при чём здесь суперсилы
  • Почему 2-й сезон «Шучу» с Джимом Керри будет идеальным
  • Чем хорош второй сезон «Видоизменённого углерода»
Обложка: кадр из сериала «Разрабы»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Избранное
Комментарии
Slava Baranskyi
28.08.20 20:49
Все понятно :)
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансии
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила сообщества
18+Копирование материалов запрещено. Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях