Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
КолонкаОбразование
9 ноября 2023

Как стиль деловой переписки помогает произвести нужное впечатление на адресата

В бизнесе всё ещё принято встречать по одёжке. Вот как подобрать нужный «образ».
Фото автора Саша Карепина
Саша Карепина

Эксперт в области деловой переписки

Как стиль деловой переписки помогает произвести нужное впечатление на адресата

Представьте: вы придумали отличную идею, решили поделиться ею с начальством или клиентами, отправили письмо или сообщение в мессенджер. А на той стороне читают и думают: «Ну что за балбес это написал!» Или: «Что за зануда!» И решают ваше предложение не рассматривать.

А вы никакой не зануда. И идея была хорошая. Просто вы промахнулись со стилем и создали о себе неверное впечатление.

Какие бывают стили переписки

Стиль переписки можно измерять по шкале от разговорного до официального.

Изображение предоставлено Сашей Карепиной

Двигаясь по ней, мы подчеркиваем те или иные качества, примеряя на себя разные образы. Чем левее, тем больший акцент делается открытости, душевности, динамичности. Чем правее, тем больше заметны качества, связанные с нашей должностью, позицией, статусом: консервативность, солидность, рациональность.

Изображение предоставлено Сашей Карепиной

Для разных ситуаций требуется разный стиль. Вот какие есть варианты.

«Приятель» Просто человек «с улицы». Возможно, он весёлый и милый, но профессионала, которому можно доверить важный вопрос, адресат в нём не видит. Будет уместен в дружеской переписке, где наши рабочие качества не важны: главное — чтобы человек был хороший.
«Коллега» Всё ещё человек, но уже с определённым весом и полномочиями. Подойдёт, чтобы рассказать о своём предложении ребятам из вашей проектной команды. Они поймут, что вы свой, но при этом — ещё и профи, к которому стоит прислушиваться.
«Сотрудник» В первую очередь носитель полномочий, но всё ещё «с человеческим лицом». Пригодится, чтобы отправить предложение «наверх». Благодаря ему руководитель увидит вашу серьёзность, основательность, опыт.
«Должностное лицо» Влиятельный функционер, которому всё человеческое уже чуждо. Может пригодиться, чтобы обратиться с предложением в «инстанции», общественную приёмную или к крупному клиенту с формальной корпоративной культурой.

Промахнувшись со стилем, легко все испортить. Например, если мы напишем коллегам так, как обращаемся к должностным лицам («Высылаю предложение о сокращении временных затрат на выполнение наших производственных задач»), то они, скорее всего, решат, что мы хотим показать свое превосходство, важничаем. И проблема не будет решена.

А если обратимся к начальнику в стиле «Приятель» («Есть тема, как делать нашу работу быстрее»), то он вполне может подумать, что ему пишет несерьёзный человек, который вряд ли способен предложить что-то хорошее.

Как стиль переписки зависит от канала связи

Свое предложение мы можем отправить как по e‑mail, так и сообщением в мессенджере. Однако важно помнить, что последний канал — более «человеческий», неформальный. И стиль, который сделает вас в письме по электронке деловым человеком, в мессенджере может выглядеть напыщенным, неестественным. Поэтому, переходя в этот канал связи из почты, стоит сделать поправку по шкале на полшага.

Изображение предоставлено Сашей Карепиной

Как на стиль общения влияют формулировки

Как выдержать в письме или сообщении нужный стиль? В первую очередь стоит обратить внимание на то, какие слова и обороты мы выбираем.

«Приятель» «Коллега» «Сотрудник» «Должностное лицо»
Разговорные обороты, сленг: «Есть тема», «Круто», «Исправлять косяки» и так далее. Активные обороты: «Предложили». Пассивные обороты: «Было предложено». «Бюрократические» слова: «Предоставляется», «Осуществляется», «Данный», «Наличие».
Неформальные обращения: «Девочки», «Ребята», «Маш, Петь». Личные местоимения: «Мы предлагаем». Отсутствие личных местоимений: не «Мы предлагаем», а «Компания предлагает». Официальные вводные фразы: «Информируем», «Сообщаем вам».

Напишем «Наши ребята — большие молодцы», будем «Приятелем». Укажем, что «у нас работают отличные специалисты» — станем «Коллегой». Если написать «В компании работают профессиональные специалисты», получится «Сотрудник». Ну а если «Участников команды отличает наличие профессионализма» — выступим в роли «Должностного лица».

Когда стиль общения допускает использование эмодзи, а когда — нет

В современной переписке мы формулируем мысли не только с помощью слов. В ходу веселые или грустные рожицы, сердечки и даже какашки — эмодзи. И они тоже влияют на стиль автора и на впечатление о нём.

Используя эмоции, мы как бы говорим адресату: «Мы открытые, современные!». Поэтому эмодзи подходят живым и динамичным «Приятелю» и «Коллеге». Используя второй стиль, лучше использовать «классические» варианты: смайлик, сердечко, руку с поднятым большим пальцем. «Приятель» же может позволить себе и креативные эмодзи вроде чертиков и какашек.

Ну а серьезным «Сотруднику» и «Коллеге» эмодзи будут мешать: о какой солидности и взвешенности может идти речь, если сообщение пестрит рожицами.

«Приятель» «Коллега» «Сотрудник» «Должностное лицо»
😈 💩 🤮 😜 😊 👍 🔥 ❤️

Возьмём два примера с использованием эмодзи.

1. Мы хотим порадовать коллег приятными новостями:

«Отличные новости! 🔥 Наш отдел занял первое место в конкурсе «На работу вовремя». 👍Приз – большой шоколадный будильник. Приходите в отдел кадров. Каждому достанется по кусочку! 😊»

Нам нужно выглядеть открытыми, живыми, демократичными, а потому мы используем стиль «Коллега». И эмодзи здесь отлично вписываются.

2. Мы обращаемся к руководству с серьезным предложением:

«Добрый день, Иван Юрьевич! 😊 Предлагаем обсудить возможность использования нашего оборудования для наращивания производственных мощностей вашей компании. 🔥»

А вот тут «картинки» не к месту. Нам важно выглядеть серьезными, профессиональными, требуется стиль «Сотрудник» — а с ним эмодзи не сочетаются.

Особенно аккуратным следует быть в ситуациях, связанных с негативом. Мы часто используем эмодзи, чтобы показать, что огорчены. Но эффект может быть обратным.

Допустим, вы написали так: «Добрый день, Маргарита! Мы только что узнали, что фабрика не успевает отгрузить ваш заказ в срок. 🤷‍♀️ Нам очень жаль! 😢»

Поверит ли в наше огорчение Маргарита? Не факт. Для многих эмодзи — это все еще что-то несерьезное, «игрушечное». И Маргарита может подумать: «Вот обманщики! Пишут, что им жаль, а сами мордочки рисуют. Ничего им не жаль!»

Как на стиль влияет конструкция предложений

Чтобы «вписаться» в выбранный стиль, стоит также обратить внимание на то, как в нашем тексте строятся предложения.

В конструкции всегда есть «герой» — тот, о ком или то, о чём мы рассказываем. Обычно он что-то делает: строит, думает, пишет, читает… И сообщить об этом читателю мы можем по-разному.

Рассмотрим, как это работает, на примере строчки из стихотворения Агнии Барто.

Изображение предоставлено Сашей Карепиной

Самая подходящая для деловой переписки конструкция: «Бычок идёт, качается». В ней «герой» находится в подлежащем (мы его подчеркнули), а его действия обозначены глаголами (выделили их жирным шрифтом).

Эта конструкция подойдёт и для «Приятеля», и для «Коллеги», и для «Сотрудника». Например: «Менеджеры обсуждают проект в переговорной» или «Бухгалтерия начислила зарплату».

Если нам нужно подчеркнуть свой вес и солидность, можно добавить 1–2 предложения с другой конструкцией: «Бычок осуществляет хождение и покачивание».

Здесь «герой» — по прежнему подлежащее, а вот его действие теперь обозначается существительным. «Идёт» превратилось в «хождение», «качается» — в «покачивание». Примеры таких предложений: «Менеджеры проводят обсуждение проекта в переговорной», «Бухгалтерия произвела расчёт зарплаты».

Обратите внимание: за дополнительный «вес» и солидность мы в данном случае платим ясностью. С такими предложениями наши письма становится труднее читать, поэтому лучше ими не злоупотреблять.

Впрочем, это ещё не предел. Есть более формальная конструкция: «Хождение и покачивание осуществляются бычком». В ней и действие обозначено не глаголом, а существительным, и «герой» — не подлежащее. Примеры предложений с этой конструкцией: «Обсуждение проекта проводится менеджерами в переговорной» и «Расчёт зарплаты был произведён бухгалтерией».

Такие предложения читать совсем тяжело. Они ассоциируются у читателя с языком бюрократов, канцеляритом. Поэтому их стоит использовать, только если нам нужно сделать письмо предельно официальным. Например, в грозной претензии, требовании — чтобы адресат почувствовал: всё, шутки кончились, дальше суд и тюрьма.

Выбирая тот или иной стиль, мы транслируем дополнительное сообщение адресату. Поэтому лучше использовать этот инструмент осознанно: тогда он станет действенным средством влияния.

Пишут все
✍✍✍
7 советов, как общаться в мессенджерах с коллегами
Как написать классный пост о чём угодно
9 советов, которые помогут написать понятный текст
13 вещей в деловой переписке, которые просто бесят
Обложка: voronaman / epic_pic / Shutterstock / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

42_dejstvitel'no_nuzhnyh_tovara_so_skidkami_do_69%_na_AliExpress

42 действительно нужных товара со скидками до 69% на AliExpress

Надо брать: новинка realme 15T со скидкой 57%

Надо брать: новинка realme 15T со скидкой 57%

Nahodki AliExpress: samye poleznye i interesnye tovary nedeli

Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели

Что умеет фен от Dreame: разбор умной новинки в премиальном стиле

Что умеет фен от Dreame: разбор умной новинки в премиальном стиле

10 muzhskih krossovok ot populyarnyh brendov so skidkami do 59%

10 мужских кроссовок от популярных брендов со скидками до 59%

Это нам надо: популярная сыворотка с ретинолом и микроиглами со скидкой 20%

Это нам надо: популярная сыворотка с ретинолом и микроиглами со скидкой 20%

Надо брать: ударная дрель от Heimerdinger со скидкой 70%

Надо брать: ударная дрель от Heimerdinger со скидкой 70%

18 nadyozhnyh smesitelej, kotorye chasto pokupayut na marketplejsah

18 надёжных смесителей, которые часто покупают на маркетплейсах

Это интересно
От традиций к инновациям: 8 перспективных профессий современного сельского хозяйства

От традиций к инновациям: 8 перспективных профессий современного сельского хозяйства

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Как студенты-архитекторы улучшают благоустройство городов, не отрываясь от учёбы: 4 доступных формата

Как студенты-архитекторы улучшают благоустройство городов, не отрываясь от учёбы: 4 доступных формата

Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

Что вы могли пропустить
Правда ли плесень может захватить планету
Правда ли плесень может захватить планету
0
18 октября
Образование
Образование
5 научных фактов о любви, от которых ваше сердце забьётся чаще 
5 научных фактов о любви, от которых ваше сердце забьётся чаще 
0
17 октября
Образование
Образование
5 привычек, из-за которых ваш английский не улучшается
5 привычек, из-за которых ваш английский не улучшается
0
14 октября
Колонка
Образование
6 признаков, что онлайн-школе можно доверять
6 признаков, что онлайн-школе можно доверять
0
13 октября
Колонка
Образование
Знаете ли вы, почему теннисные мячи жёлтые?
Знаете ли вы, почему теннисные мячи жёлтые?
0
8 октября
Образование
Образование
Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства
Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства
0
8 октября
Образование
Образование
5 известных психологических экспериментов, к этичности которых есть вопросы
5 известных психологических экспериментов, к этичности которых есть вопросы
0
5 октября
Образование
Образование
Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции
Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции
0
5 октября
Образование
Образование
Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании
Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании
0
2 октября
Образование
Образование
Что можно сделать школьнику, который хочет стать химиком: 5 идей 
Что можно сделать школьнику, который хочет стать химиком: 5 идей 
0
26 сентября
Образование
Образование
Всероссийский кастинг: станьте ведущим нового образовательного шоу
Всероссийский кастинг: станьте ведущим нового образовательного шоу
24 сентября
Образование
Образование
5 судебных процессов, которые повлияли на ход истории
5 судебных процессов, которые повлияли на ход истории
0
19 сентября
Образование
Образование
Знаете ли вы, почему людям так нравится запах дождя?
Знаете ли вы, почему людям так нравится запах дождя?
0
17 сентября
Образование
Образование
Как научиться писать левой рукой
Как научиться писать левой рукой
0
16 сентября
Ликбез
Образование
Богатые богатеют, бедные беднеют: как работает эффект Матфея
Богатые богатеют, бедные беднеют: как работает эффект Матфея
0
15 сентября
Ликбез
Образование

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Александр Блохин47 минут назад

0 / 0

Есть еще https://cutshots.ru Короткие отрывки из фильмов в формате тик ток ленты. Встроенный перевод и озвучка слов, ИИ-объяснение грамматики в каждой реплике, персональная лента, в зависимости от того какие слова добавлены в словарь, тренажеры привязанные к сценам, поиск сцен по слову
Где смотреть сериалы и фильмы на английском с субтитрами
Аватар автора комментария
Деятель1 час назад

0 / 0

Да!
Honor показала Robot Phone — это смартфон с камерой на подвесе, который сам познаёт мир
Аватар автора комментария
Лариса Мануйлова2 часа назад

0 / 0

Срочно в Псков)
Испечь хлеб и приготовить улиток: чему можно научиться на фермах в России
Аватар автора комментария
Илья Дёмин2 часа назад

0 / 0

Согласен, но всё же, лучше найти более производительные хар-ки. Так как процессор на уровне Snapdragon 695 это такое себе. Медленная работа со старта, которая со временем даст о себе знать. Поэтому лучше переплатить, получив хороший запас по мощности.
Надо брать: новинка realme 15T со скидкой 57%
Эксперты рассказали о пользе киберспорта для детей

Эксперты рассказали о пользе киберспорта для детей

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях