Что такое SWOT-анализ
SWOT-анализ — это метод исследования и планирования в бизнесе, который оценить продукт или стратегию и понять, как скорректировать действия, чтобы достигнуть нужных целей.
Оценка проводится по четырём показателям:
- S (Strengths) — сильные стороны, преимущества, которые позволяют выделяться, быть лучше конкурентов.
- W (Weaknesses) — слабые стороны, недостатки, мешающие развитию.
- O (Opportunities) — возможности, которые стоит использовать для роста.
- T (Threats) — угрозы, которые создают риски.
Первые два показателя сосредоточиваются на внутренних качествах, вторые — на внешних факторах, что помогает учитывать максимум обстоятельств. Рассмотрим, как работает SWOT-анализ, на примере новой зубной пасты:
- S — натуральные компоненты; гипоаллергенная формула; биоразлагаемая упаковка.
- W — слабая узнаваемость бренда из-за его новизны; высокая цена из-за небольшого объёма производства.
- O — новые оригинальные вкусы; линейки для людей с особенными требованиями к пасте; повышение узнаваемости бренда за счёт развития экологической повестки.
- T — импортное сырьё; конкуренция со стороны крупных брендов.
Исходя из подобного анализа, можно подстелить соломки там, где есть риск упасть, и сделать упор на конкурентные преимущества.
Как с помощью SWOT-анализа изучать себя
Люди устроены сложнее зубной пасты, и всё-таки заниматься самоанализом с помощью данного метода тоже можно. Для этого потребуется задать себе несколько вопросов. Например, таких.
Для определения сильных сторон (S)
- Какие ваши знания и навыки выделяют вас среди других?
- Какие черты характера помогают вам добиваться целей?
- Какие у вас есть достижения?
- Какими ресурсами вы располагаете?
Для определения слабых сторон (W)
- Каких знаний, навыков и умений вам не хватает?
- Какие ваши привычки или черты характера создают проблемы?
- Какие установки и страхи вам мешают?
Для выявления возможностей (О)
- Какие у вас есть полезные связи?
- Какие тенденции в интересующей вас отрасли работают на вас?
Для обнаружения потенциальных угроз (T)
- Какие изменения в окружающем мире смогут повлиять на ваше положение?
- Есть ли у вас конкуренты?
- Достаточно ли у вас денег или здоровья для успеха в определённой области?
При этом, чтобы добиться большей эффективности, лучше оценивать себя по SWOT-критериям не вообще, а относительно конкретной сферы. То есть для работы ответы будут одни, для личной жизни — другие, для хобби — третьи, потому что в каждой области могут быть свои цели.
Как использовать результаты SWOT-анализа для достижения целей
Начнём сразу с примера. Допустим, человек переехал в новую страну и хочет завести друзей. Он провёл личный SWOT-анализ и получил такие результаты:
- S — общительность; готовность к новому опыту; несколько вариантов хобби, которые можно разделить с другими.
- W — слабое знание языка.
- О — языковые курсы; клубы по интересам; возможность подружиться с коллегами.
- T — финансовые и бытовые сложности; различия в менталитете, которые могут привести к недопониманию.
Таким образом, хорошей ставкой для нашего человека было бы записаться на языковые курсы, но это требует денег. Соответственно, нужно продумать, как найти средства на обучение. Ещё вариант — присоединиться или даже основать какой-то клуб по интересам для людей, которые разговаривают с ним на одном языке. И, конечно, стоит изучать местные традиции, чтобы не попасть впросак.
Какие трудности могут возникнуть с личным SWOT-анализом
Будем реалистами. Вряд ли у одного человека без суперспособностей получится сразу развить все достоинства, исправить все недостатки, воспользоваться всеми возможностями и предусмотреть все риски. Поэтому вместе с анализом важно определять приоритеты. И не всегда с ними всё очевидно.
Например, в школе мы привыкаем к тому, что если знаешь какой-то предмет на тройку, то надо обязательно обратить на него внимание и подтянуть оценку. Такой подход логичен и имеет право на существование.
Однако всё может закончиться тем, что ученик достаточно знает интересные ему предметы, но больше внимания уделяет таким, которые его не интересуют или даются с трудом. Хотя он мог бы довольствоваться тройкой там, где у него ничего не получается, и развивать то, что ему нравится, на условную десятку. В итоге он мог бы перейти из разряда обычных отличников и хорошистов в ряды гениев, которые поступают в вуз в приоритетном порядке как победители олимпиад. Вне школы, когда нет жёсткой системы оценивания, такой подход к выбору приоритетов может сработать гораздо лучше.
С внешними событиями ещё сложнее, потому что их практически невозможно контролировать. Можно взвесить вероятность наступления рисков и исходя из этого планировать дальнейшие действия. Но жизнь слишком часто подкидывает проблемы там, где никак не рассчитываешь их получить.


























Станьте первым, кто оставит комментарий