Что такое «теория социального сравнения» и как она делает людей несчастными

Узнайте, истинны ли ваши желания или навязаны современной культурой.

Марта Бек, доктор социологии Гарвардского университета, написала книгу «Собрать по кусочкам». Она ориентирована на тех, кто оказался в тупике из‑за вечного стремления к успеху: запутался, устал или перегорел. С разрешения издательства «АСТ» мы публикуем резкий, но честный отрывок из второй главы — о том, как нас губят ложные цели.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Моя подруга Соня сформулировала очень полезный совет мужчинам, которые хотели бы стать лучше в постели. «Внимание, намёк, — говорила она. — Если то, что вы делаете, не приводит к успеху, не надо удваивать усилия».

Это относится ко всем областям жизни, но большинство из нас отчего‑то этого не понимает. Культура внушает нам, что, если удвоить усилия, если как следует напрячься, найдёшь выход из смятения к счастью. Если подкачать мышцы рук и как следует взяться за собственные волосы, обязательно выдернешь сам себя из болота страданий в самую распрекрасную жизнь на свете. Большинство моих клиентов, признав, что жизнь у них что‑то не заладилась, пытались исправить положение, делая всё то же самое, что и раньше, просто усерднее. Они старались лучше работать, лучше выглядеть, лучше любить, лучше питаться — в целом быть лучше, чёрт побери!

Это всё равно что, поняв, что съехал с большой дороги, сесть за руль машины и вдавить педаль газа. Этак можно превратить неприятную ситуацию в откровенно опасную. Когда мы понимаем, что сбились с курса, лучшее, что можно сделать, — это замедлить ход или даже остановиться. Потом можно будет оценить положение и найти способ вернуться в безопасные места. […]

Если вы обнаружили мутные участки в своей жизни, вам, вероятно, пришёл в голову поспешный вывод, что нужно больше стараться и стать лучше. Это практически наверняка не поможет.

Послушайте меня: проблема не в том, насколько упорно вы работаете, а в том, что вы работаете над тем, что вам не подходит.

Ваши цели и мотивы не согласуются с вашей глубокой истиной. Они порождены не вашими природными наклонностями, а двумя силами, которые сталкивают всех нас с истинного пути: травмой и социализацией.

Под травмой я понимаю не только страшные трагедии вроде войны или насилия над детьми. Я имею в виду любой болезненный опыт, который ослепляет нас и мешает заглянуть в глубину души. Травмой может быть и то, что родители или одноклассники постоянно стыдили нас. А ещё — финансовый кризис, масштабная ссора, смерть собаки. В результате подобных событий наше поведение меняется, потому что мы не хотим повторения этого опыта. Например, потерпев крах в любви или разочаровавшись в профессии, мы даём себе слово больше никогда не влюбляться или не доверять собственным честолюбивым надеждам.

То, как мы обращаемся с травмой, определяется социализацией.

Когда не знаешь, что делать, делаешь что знаешь. Мы стискиваем зубы или, наоборот, закатываем истерику, чтобы привлечь внимание родных и близких, или мрачно замыкаемся в себе. Повторяем одно и то же в отчаянном стремлении к успеху, даже если нам от этого не становится ни на йоту легче. То есть, заметив, что наши действия не приводят к успеху, просто удваиваем усилия.

Подводные камни «успеха»

Данте в «Божественной комедии» приводит очень яркую метафору успеха.

Вскоре после того, как герой понимает, что заблудился в сумрачном лесу, он видит гору, высящуюся во мгле и осиянную утренним светом. Она так прекрасна и ослепительна, что поэт называет её «высью озарённой». Казалось бы, отличный выход из сумрачного леса, и Данте, невзирая на усталость, начинает подъём — но у него ничего не получается: со всех сторон нападают страшные звери, помните? Они пугают нашего героя, нагоняют на него тоску и оттесняют обратно во тьму долины.

Для меня эта высь озарённая — символ всех способов «стать лучше», которые мы усваиваем из культурного контекста.

Для большинства из нас это деньги, куча денег. Затем на этот золотой субстрат можно наслоить и ослепительную физическую красоту, и блестящий ум, и творческие таланты, и сказочную любовь, и всё вышеперечисленное разом. «Вот этого, этого, этого мне и этого тоже! — думаем мы. — Получить Нобелевскую премию! И всех „Оскаров“ на свете! Наварить на самогоне столько, чтобы вставить дедушке шесть комплектов зубных имплантов! Вот тогда‑то жизнь заиграет яркими красками!»

Однако у всех высей озарённых есть одна неприятная особенность: они в любом случае находятся на территории сумрачного леса, в котором мы несчастны.

Попытки взобраться на гору «лучшего» почти всегда предполагают изнурительный труд, когда мы и так изнурены.

А ещё, разумеется, надо помнить о жутких эмоциональных состояниях — тревоге, депрессии, гневе, которые одолевают нас всякий раз, как только покажется, будто мы продвинулись вперёд. Они сводят на нет все наши усилия, подрывают решимость и отправляют нас обратно в чащобу сумрачного леса.

Я и сама несколько раз взбиралась на предгорья выси озарённой. Но даже когда мне удавалось добраться до намеченного базового лагеря, мне становилось лучше разве что на несколько дней.

Как я уже упоминала, среди моих клиентов были люди, которые, на сторонний взгляд, жили у самой вершины озарённой выси, однако никто из них не отмечал у себя стойкой удовлетворённости жизнью. Поскольку нас с младых ногтей приучали, что успех тождествен счастью, стоит остановиться на этом поподробнее.

Однажды мне в полночь позвонил знаменитый бизнесмен по имени Кит, который только что сделал свою компанию открытым акционерным обществом. За день он заработал больше двухсот миллионов долларов. Он позвонил мне с банкета, безобразно нализавшись скотча пятидесятилетней выдержки и залакировав всё это горстью таблеток. Фоном гремел рок‑н‑ролл в исполнении знаменитой группы — да так громко, что я едва слышала Кита.

— ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ, МНЕ ЭТОГО МАЛО, ЧЁРТ ПОБЕРИ! — орал он в телефон. — Я ДУМАЛ, МНЕ ХВАТИТ, НО НЕТ! ДА КОГДА ЖЕ МНЕ БУДЕТ ДОСТАТОЧНО, ЧТОБ МЕНЯ ПРИПОДНЯЛО И ШЛЁПНУЛО?!

Вопрос был риторический. Даже если бы я попыталась ответить, Кит ничего не услышал бы из‑за оглушительной музыки и культурных посланий в голове. Мы с ним снова и снова говорили о том, что лично ему счастье приносят мелочи — например, прогулка на природе. Но Кит был искренне убеждён, что, если будет меньше гулять на природе и сосредоточится на том, чтобы стать ещё богаче, в конце концов ему станет достаточно хорошо. Надеюсь, у него в конце концов получилось. Но, честно говоря, сомневаюсь.

Чего нас научили хотеть

Главная причина желания забраться на вершину выси озарённой — так называемая теория социального сравнения, как называют её психологи. Это означает, что мы склонны измерять своё благосостояние не тем, что мы чувствуем, а тем, как выглядит наша жизнь по сравнению с жизнью других людей. Практически всеобщее заблуждение обитателей сумрачного леса состоит в уверенности, что счастье ждёт нас, когда мы окажемся выше других по какой‑то социально определённой шкале. А поскольку эта шкала задаётся не натурой, а культурой, мы забираемся в высь озарённую самыми безумными способами.

Скажем, в традиционном Китае, чтобы женщина могла взобраться по социальной лестнице, у неё должны были быть крошечные ножки. Девочки и женщины поколениями бинтовали и уродовали себе ступни, калечили их, чтобы сделать лучше. В викторианской Англии женщины носили одежду из тканей, крашенных мышьяком. Эти красители разъедали кожу и вспыхивали от малейшей искры, но модницы ничего не жалели, лишь бы выглядеть лучше соперниц! В нашем обществе многие готовы убиться, лишь бы быть лучше: роскошнее всех украсить торт, вывести самого чистопородного из всех чистопородных пуделей, загнать хитроумной клюшкой маленький мячик в маленькую дырочку.

Диких животных за подобными глупостями не застанешь, они не станут тратить на них силы. Некоторые живые существа конкурируют за пищу, территорию, брачных партнёров. Многие любят играть и, похоже, радуются игрушечным победам. Но они не станут рвать на себе шерсть и перья, если не сумеют накопить в миллиард раз больше семян или дохлых кроликов, чем другой воробей или койот. Высь озарённая строится на сугубо человеческой склонности ценить как «достижение» что попало. Это культура, а не натура.

Напротив, ваше подлинное «Я» — чистая натура. Ему наплевать с высокой вишни, что на ком лучше сидит и вообще кто что носит. Олимпийские медали и Пулитцеровские премии интересуют его только потому, что красиво блестят.

Ваша подлинная натура любит всё то, что способно подарить искренний восторг — здесь и сейчас.

Она любит веселье, друзей, контакт кожа к коже, солнце, воду, смех, запах листвы, сладость и неподвижность крепкого сна. Предлагаю небольшое мысленное упражнение, которое поможет ощутить разницу между импульсами, исходящими от культуры и от натуры.

Упражнение «Культура или натура»

Прежде всего, вспомните, когда вы в последний раз видели рекламу, которая вам искренне понравилась. Это может быть что угодно: ролик по телевизору, реклама в соцсетях, постер в витрине магазина. Возможно, когда эта реклама бросилась вам в глаза, у вас возникло сильное желание приобрести рекламируемый товар. Вам вдруг захотелось — по‑настоящему захотелось — получить последнюю модель смартфона, шикарный новый автомобиль, пиджак моднее всех ваших. Запишите, что это было. […]

Теперь представьте себе, что у вас это есть. Обратите внимание, какие ощущения в организме возникают при этой мысли. Возможно, вы прямо‑таки жаждете получить этот товар. Возможно, вы ощутили прилив бодрости и надежды или, наоборот, огорчились, поскольку убеждены, что у вас никогда не будет этой восхитительной вещи. Опишите как можно точнее ощущение, которое у вас возникает, когда вы позволяете себе хотеть этот товар. Что вы чувствуете физически и эмоционально, когда думаете о том, чтобы получить его?

Когда я представляю себе, что у меня есть вещь, которую реклама заставила меня захотеть, у меня возникают следующие ощущения:

  • физические;
  • эмоциональные.

А теперь стряхните это с себя. Буквально. Потрясите головой, руками, всем телом, словно животное, когда выходит из воды. Это поможет очистить разум и чувства. Отпустите от себя образ, навеянный рекламой. Обратите внимание, если вам это трудно, если вы уже почти решили пойти и купить эту Новую Вещь или по крайней мере ещё разок поглядеть на её изображение. Когда сможете наконец стряхнуть с себя это желание настолько, чтобы сосредоточиться на настоящем, ответьте на следующий вопрос.

Когда вы одни в тишине, скажем лежите без сна ночью, чего вам страстно хочется? Не просто хочется, а именно страстно. Напишите первое, что пришло в голову. […]

Пусть ощущение страстного стремления к этому растёт и ширится. Живо представьте себе, что у вас это есть. Как этот образ влияет на ваше тело и чувства? Перечислите свои ощущения.

Когда я представляю себе, что получил то, чего я страстно желаю, когда спокоен, у меня возникают следующие ощущения:

  • физические;
  • эмоциональные.

Видите разницу? У каждого свой уникальный опыт, но, как правило, ощущения, вызванные рекламой, и ощущения, возникающие при спонтанных желаниях, у нас совсем разные.

И вот что главное: если вы отделены от своего подлинного «Я», вы обнаружите, что желание и страсть у вас направлены на разные вещи.

Когда культура не отвлекает нас, мы переходим непосредственно к удовлетворению своих душевных устремлений.

Когда мы жаждем чего‑то, чего нас приучили желать, мы полностью теряем связь со своими внутренними мотивами и рискуем посвятить жизнь погоне за вознаграждениями, которые никогда не принесут нам удовлетворённости.

Я проделывала эти упражнения с множеством клиентов. Их желания различались так же, как и социальные условия, в которых они находились, — как их одежда, жильё, впечатления, отношения. Но страстное стремление они ощущали лишь к немногим вещам, и список их у всех был на удивление похож, даже у людей из разных культур: покой, свобода, любовь, уют, сопричастность.

Вот что я заметила: если ты всю жизнь стремишься к целям, заданным культурой (взбираешься в высь озарённую), то, в принципе, можешь даже получить, что хочешь, но едва ли получишь то, к чему страстно стремишься. Так как же спуститься с выси озарённой? А вот как: не участвовать в разводилове.

Культурное разводилово

Высь озарённая возникает в сумрачном лесу только тогда, когда группа людей разделяет общие ценности. Скажем, если ты будешь уродовать своей дочери стопу, чтобы сделать десятисантиметровый «лотосовый бутончик» (как называли это в Китае), это не поможет подняться на верхние ступени социальной иерархии в современной Америке — разве что окажешься на первом месте в списке разыскиваемых службой защиты материнства и детства. И если станешь наряжаться в огнеопасную одежду, покрашенную мышьяком, это вряд ли прибавит тебе лайков в «Фейсбуке*».

Твоя культурная группа должна соглашаться, что твои достижения в выси озарённой стоят свеч, поскольку в реальности, в том числе в реальности твоей собственной истинной натуры, они ничего не значат. Люди настолько настроены на культурные ценности, что стоит нам начать стремиться к вершинам выси озарённой, и мы рискуем совершенно забыть о собственных подлинных желаниях.

Мы не можем утратить свою подлинную натуру, поскольку она записана у нас в ДНК, но можем отделиться от неё, чтобы стать лучше в разнообразных культурных игрищах.

Моя подруга Райя, которая много лет была бездомной наркоманкой, назвала это «участвовать в разводилове». Она занималась этим десятилетиями, чтобы добыть наркотики или деньги на наркотики. А потом, когда прошло уже много лет после того, как она избавилась от зависимости, она сказала: «Я могу войти в комнату и с порога понять, кто в каком разводилове замешан. Ведь почти все кого‑то на что‑то разводят».

Она употребила при этом слово hustle, а оно, согласно онлайн‑словарям, имеет в современном английском языке много любопытных значений. Приведу несколько из них. Я не стану пересказывать их своими словами, а дам точные цитаты из словарных статей.

Значения слова hustle:

  1. Заручившись отвагой, уверенностью, верой в себя и решимостью, выходить в большой мир и трудиться, пока не добьёшься в жизни всего, что хотел.
  2. Заставлять (кого‑то) торопливо двигаться в заданном направлении.
  3. Заставлять или убеждать кого‑то сделать или выбрать что‑то.
  4. Заниматься проституцией.
  5. Получать что‑то в результате противозаконных действий; мошенничать; обманывать.

В одном слове — настоящий портрет современной западной культуры. Наше социальное определение успеха строится на этом самом hustle — в основном на том его значении, на которое упирала Райя. Мы должны возвыситься над другими, а для этого надо: (1) быть воплощением уверенности и решимости, (2) двигаться очень быстро, (3) давить на других, чтобы они делали, что мы хотим, (4) продаваться и (5) врать и мошенничать. Вот, друзья мои, какова на поверку эта ваша высь озарённая.

Такой способ двигаться по жизни прекрасно помогает накапливать добро: территорию, золото, пищу, недвижимость. Настолько прекрасно, что те, кто в него верит, колонизировали всю нашу планету, чтоб им пусто было. В процессе они (мы) внушили идею о ценности разводилова практически всем, кого не сумели просто убить. Поэтому ваше социальное научение, по крайней мере львиная его доля, опирается на эту культурную традицию. Вероятно, вы на глубинном, довербальном уровне усвоили, что, если хочешь взобраться наверх и попасть туда, где жизнь счастливее, придётся заниматься разводиловом, как все: альтернативы нет.

Всё, что вы делаете, только чтобы повлиять на окружающих, вместо того чтобы выразить свою подлинную натуру, — разводилово.

Быть вежливым, чтобы получить одобрение, — разводилово. Флиртовать с людьми, чтобы они почувствовали особое внимание к себе, — разводилово. Сидеть с серьёзным видом в церкви, сознательно источая благочестие, — разводилово. Притворяться дурачком, чтобы другие расслабились, — разводилово. Произносить пафосные речи, чтобы произвести впечатление, — разводилово. Одеваться определённым образом, потому что хочешь выглядеть профессионально, сексуально, богемно, богато, казаться выше, скромнее или независимее, — разводилово, разводилово, разводилово.

Прошу отметить, что, если вы занимаетесь разводиловом, это не значит, что вы плохой человек. Это значит, что у вас всё хорошо с социализацией и вы наладили прекрасное сотрудничество с культурой. Но ещё это значит, что вы отошли от своей подлинной натуры. В миллионах мелочей и кое в чем главном вы закрываете глаза на то, к чему страстно стремитесь, потому что такова ваша натура, и продолжаете заниматься разводиловом, чтобы получить то, чего вас приучили хотеть. Проделаем небольшое мысленное упражнение, чтобы картина стала яснее.

Упражнение «Почувствуйте разницу»

Вспомните три‑четыре своих занятия за последнюю неделю. Это могут быть сущие пустяки (вы почистили зубы) или что‑то колоссальное (вы ограбили банк) — и всё что угодно в промежутке (вы приготовили завтрак, вы поиграли с попугаем). Выберите занятие, которое сейчас, с нынешней точки зрения, кажется вам относительно приятным.

Теперь позвольте себе живо и подробно вспомнить, что вы чувствовали, когда этим занимались. Предвкушали ли вы это с радостью и воодушевлением? Получили ли вы неподдельное удовольствие, когда приступили к делу? Были ли довольны всем процессом, когда закончили? Ответ запишите.

Теперь вспомните какое‑то занятие на прошлой неделе, которое не вызвало у вас особого восторга. Как вы себя чувствовали, физически и эмоционально, когда приступали к задаче? Как вы себя чувствовали, пока выполняли её? Что вы ощущали — уныние, усталость, недоумение, досаду, рассеянность? Опишите свои чувства.

Попробуйте несколько раз переключиться между этими двумя ощущениями. Обратите внимание на разницу, даже если она совсем невелика. Это разница между тем, чем занимаешься, потому что этого требует цельность, и тем, что ты делаешь, чтобы, как все, предаваться культурному разводилову.

Что нас приучают игнорировать

Когда будете выполнять это упражнение и размышлять над двумя делами, которыми вы занимались на прошлой неделе, отметьте, что вы делали что‑то неприятное по одной простой причине: на каком‑то уровне вы считали это своей обязанностью. Может быть, вы делали это из страха, боясь того, что будет, если вы этого не сделаете. Может быть, пытались кому‑то угодить. Может быть, у вас есть целый набор правил, внушённых культурой, и они так глубоко укоренились у вас в мозге, что вам и в голову не приходило, что можно, оказывается, и не заниматься постылым делом.

Я вовсе не утверждаю, будто все общественные договорённости — зло. Я не думаю, что жить в цельности равносильно тому, чтобы отвергнуть все культурные нормы, бегать нагишом, воровать еду и насиловать симпатичных незнакомцев и незнакомок. Я просто хочу, чтобы вы чётко и ясно представляли себе разницу между поведением вашего подлинного «Я» и вашего ложного «Я», между радостью и разводиловом.

Это второй шаг на пути цельности, прелюдия к тому, чтобы привести ваши мысли и поступки в соответствие с вашей истиной.

От вас при этом не требуется ничего — только различать, когда вы делаете что‑то потому, что этого требует культура, а когда — по призыву собственной истинной натуры.

На этом этапе больше никаких активных действий не потребуется.

Абсолютной истины не существует

Вот что я сделала после катастрофического срыва в восемнадцать лет. Как только я поняла, что все мои беды, видимо, из‑за того, что я не знаю, где правда, а где нет, я стала искать ответ на вопрос «Что есть истина?» с усердием голодного тигра на охоте. По‑прежнему лёжа в постели, я прочитала несколько великих трудов западных философов, начиная с досократиков и дальше в хронологическом порядке — это была череда неимоверно скучных книг. […]

Через несколько месяцев я наконец добралась до нечеловечески скучного шедевра Иммануила Канта «Критика чистого разума». Вот он‑то всю душу мне вывернул — и навсегда изменил мою жизнь. Кант полагал, что весь наш опыт, в том числе и пространство, и время, порождается разумом. Возможно, существует какая‑то реальность, но мы способны видеть её только через призму субъективного восприятия, а из этого следует, что никто никогда не узнает, что есть абсолютная истина.

Логика Канта показалась мне поразительно верной и при этом настолько парадоксальной, что просто мозг взрывался: абсолютная истина состоит в том, что ничего абсолютно истинного не существует, включая это утверждение.

Для меня это было как выбраться из холодной тёмной пещеры. Ведь получалось, что я могу вместить в себя все культурные убеждения.

Мормоны могут быть и правы, и неправы в своей концепции мироздания. Мои добрые друзья из Гарварда могут быть и правы, и неправы в своей версии реальности, совсем иной. Кто знает наверняка? Уж точно не я. Ух ты! Какое облегчение! Раз другие выдумывают что угодно на ходу, я могу быть как все, только не надо никому абсолютно доверять.

Оказалось, что это просто выдающаяся стратегия, чтобы забраться в высь озарённую. Я вышла замуж за другого мормона, тоже выучившегося в Гарварде. Мы вместе получили все научные степени, до которых смогли дотянуться, продолжая выдавать себя за образцовых святых последних дней. Я родила первого ребёнка в разгар работы над диссертацией — точь‑в‑точь женщина из первых поселенцев, рожающая своего отпрыска прямо в поле в разгар пахоты.

Мне удалось развести всех, включая себя. Но симптомы сумрачного леса никуда не делись. Я чувствовала себя опустошённой, мучилась от тревоги, стала патологическим трудоголиком. Бессонница, боли и недомогания отнюдь не придавали сил и без того изнурённому организму. Мне удалось выявить немножко своей подлинной натуры, которая и в самом деле обожала учиться и любила мужа и детей. Но подавляющее большинство моих действий было ответом на требования культуры. Я добралась уже до половины выси озарённой и быстро карабкалась наверх, где не было ничего, что доставляло бы мне искреннюю радость.

Упражнение «Кого и на что вы разводите»

Если вы обнаружили, что некоторые ваши повседневные занятия продиктованы культурой, а не вашей подлинной натурой, значит, вы разводите самого себя на то, чтобы взобраться на свою версию выси озарённой. Готовы ли вы к совершенно откровенному разговору с самими собой? Если да, задайте себе нижеприведённые вопросы, каждый раз выдерживая паузу, пока не ощутите настоящий ответ.

От вас опять же не требуется никаких действий, кроме внутреннего признания реального положения вещей.

Отметьте разницу между тем, что вы по‑настоящему любите делать, и тем, чем вы занимаетесь по другим причинам.

  • Случается ли вам проводить время с людьми, чье общество не доставляет вам удовольствия? Кто это?
  • Приходится ли вам постоянно заставлять себя делать что‑то (возможно, много разных дел), чего вам делать не хочется? Составьте список.
  • Делаете ли вы что‑то только потому, что боитесь, что, если вы этого не сделаете, кто‑то расстроится или ваша ценность в его глазах понизится? Что это?
  • Бывают ли в вашей повседневной жизни периоды, когда вам постоянно приходится делать вид, будто вы счастливее и вам интереснее, чем на самом деле? В каких сферах вы к этому склонны (отношения с близкими, работа, те или иные места)?
  • Случается ли вам говорить заведомую неправду или кривить душой? В чём?

Перечитайте всё, что вы написали в отведённых для этого местах, и вы увидите группу ситуаций, в которых вы отказываетесь от собственной цельности ради культурного разводилова. Ничего плохого вы не сделали, и никаких мер пока принимать не надо.

Просто обратите внимание, сколько жизни вы растрачиваете на разводилово.

Мои клиенты, когда я предлагаю им это упражнение, иногда несколько утрачивают почву под ногами. Оказывается, все неприятные дела, которые они заставляют себя делать, все сферы, где они лгут о своих чувствах, все случаи, когда они идут на поводу у стыда или боятся наказания, — это те самые аспекты их поведения, которые они считали самыми ценными и правильными. Если вы — неработающая мать, которой на самом деле не нравится постоянно возиться с детьми, пожарный, мечтающий о тихой умственной работе, военный, которому претит жёсткий распорядок, вы, вероятно, гордитесь тем, что заставляете себя пойти против собственной натуры и заниматься тем, что считает правильным ваша культура. А теперь я говорю вам, что эти достойные восхищения усилия нарушают цельность вашей личности.

Да что я себе позволяю?!

Переведите дух. Я не говорю, что ваши старания соответствовать культурным стандартам — это плохо. Напротив. Вы проделываете колоссальную работу ради того, чтобы соответствовать стандартам, которые искренне считаете правильными и хорошими. Я этим глубоко восхищаюсь.

Чтобы идти против своей натуры, нужна неимоверная самодисциплина.

Если бы я ругала вас за эти старания, то просто вколола бы вам ещё дозу агрессивной социализации. Я ни в чём вас не обвиняю. Просто хочу, чтобы вы обратили внимание на одно обстоятельство: каждый раз, когда вы идёте против своей натуры ради культуры, вас от этого тошнит.

Не забывайте, из этого не следует, что вам нужно активно что‑то менять. Пока нет. Я предлагаю вам жить прежней жизнью, точно так же, как жили до сих пор. Продолжайте заниматься разводиловом. Сколько душе угодно. Единственное изменение, которое требуется от вас на этом этапе пути цельности, — это признаться (исключительно самим себе), что некоторые ваши действия предназначены для того, чтобы произвести впечатление на других людей или соответствовать их ожиданиям. […]

Книга «Собрать по кусочкам» состоит из теории и практических упражнений. Руководство поможет понять, как перестать идти на поводу у современной культуры, прекратить проживать чужую жизнь и начать свою — интересную и подлинную.

Купить книгу

* Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Pngwing / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Alexander Shalnov
15.08.23 17:48
Если подумать, то с учетом ссылки на покупку книги, вся статья - и есть "разводилово".