Анна Ошарова

Руководитель программных сервисов FL.ru.

Ловушки усилий — это ментальные капканы, которые мы сами же и расставляем в попытке улучшить себе жизнь. Но на деле приходим к абсолютно обратному результату — психологическому истощению и постоянной усталости.

Работая на фрилансе, очень легко перепутать не только день с ночью, но и заказчиков, просто отправив чужое задание другому человеку. И виной всему — эта пресловутая ловушка усилий.

Большинство людей совершают слишком много бестолковых мелких дел: проверяют почту по 10 раз за час, отвлекаются на сообщения в мессенджерах. К этому добавляются телефонные звонки, письма по общим вопросам и обсуждение с заказчиком принципов работы. И что мы имеем в конце дня? Совершённых действий — сотня, закрытых задач — одна, а вы чувствуете себя как выжатый лимон. Так себе продуктивность.

Как избежать подобных ситуаций и перестать издеваться над собой?

1. Прекратите упираться

Нам с детства говорят: «Раз начал — доведи дело до конца». И этот постулат сидит в голове уже много лет. Но если на этапе рассмотрения брифа и обсуждения первых требований заказчика становится ясно, что тема нежизнеспособна, гипотеза в корне противоречит рыночной ситуации, а скидку нельзя масштабировать на всех клиентов, зачем упираться и защищать идею? Прекратите и сфокусируйтесь на реальной ситуации.

2. Перестаньте быть перфекционистом

«Лучшее — враг хорошего», — ещё в XVI веке сказал итальянский писатель Джованни. И был абсолютно прав. Бесконечное стремление к совершенству не даёт лучшего результата, а лишь подталкивает к нерациональной трате времени.

Базовым остаётся принцип Парето: 80% результата достигается с помощью 20% усилий, а не наоборот. Поэтому уделяйте больше времени временному планированию, а не «упаковке» концепций.

Если работы много, стоит отсекать клиента ценой. Когда называешь клиенту общую сумму, это экономит время. Сейчас мы даже созваниваемся только после оплаты. И я не трачу время на бесконечные разговоры с потенциальными заказчиками.

Вячеслав Савицкий, копирайтер

3. Не ждите озарения

Мы часто ждём какого-то символа, знака, звонка, вдохновения и на этом фиксируем внимание. Не надо, Луна в Козероге вам не поможет. Берите и делайте.

4. Не пытайтесь изменить необратимое

Часто нам хочется вернуть «уходящий поезд»: вы не успели как следует подготовить задание на конкурс, и заказчик выбрал конкурента, или не смогли подобрать нужных слов, чтобы убедить клиента принять ваш дизайн. Все эти промахи хочется просчитать, переделать. Но если продолжать об этом думать, то из ловушки реверсии будет крайне сложно вылезти. Лучше смириться с ситуацией, сделать выводы и пойти дальше.

Перед тем как начать плотно работать с заказчиком, определите время выхода на связь, распределите всех ваших клиентов по часам и работайте согласно графику созвонов. Срочность — это неважно. Важно качество. Доносите этот факт до заказчика.

Мария Филимонова, бухгалтер и молодая мама

5. Не работайте на опережение

Не надо торопиться. Приступать к планированию проекта, который начнётся через полгода — значит перерабатывать, не понимая, что тот же результат будет достигнут позднее. Совет «решайте проблемы по мере их поступления» как раз про это.

6. Не оттягивайте момент

Это сопротивление неизбежному начинается с самого утра: будильник звонит в 7:00, вставать очень не хочется, но желание продлить сон «ещё чуть-чуть» только оттягивает момент и не несёт никакой пользы. Поэтому, прежде чем в очередной раз жать на кнопку отложенного сигнала, остановитесь и подумайте: «А так ли мне надо валяться ещё пять минут? Что это мне даст? Поможет в работе? Улучшит жизнь?»

Не стоит хвататься сразу за всё — это не продуктивно. Я предпочитаю делить задачи по важности и срочности. Похоже на метод GTD, но в упрощённой форме.

Елисей Самретов, разработчик мобильных приложений

7. Не стройте мнимых сценариев в голове

Ловушка формулирования мыслей заставляет нас проговаривать то, что кажется истинным. Но просчитать все ходы наперёд невозможно.

Мы примеряем на себя несколько ролей в беспокоящей нас ситуации: например, представляем первую встречу с заказчиком, которому предлагаем разработать сайт. Мысленно мы уже прокрутили в голове десятки вымышленных сценариев и попытались предугадать всевозможные варианты развития событий, но такая «многоходовочка» влечёт за собой только стресс и беспокойства. Поэтому лучше не зарываться в мыслях, а действовать по ситуации.