логотип EvernoteEvernote не нуждается в отдельном представлении, это одна из наиболее популярных программ для хранения и поиска информации. Мы обсуждаем с руководителем представительства Evernote в России Дмитрием Стависким магазин приложений App Store и его влияние на развитие Evernote.

Магазину App Store исполнился год. 65 000 приложений, 1,5 млрд. загрузок… Успех очевиден. Расскажите, какое влияние App Store оказал на бизнес Evernote? Как изменилось соотношение пользователей различных платформ?

App Store не только оказал значительное влияние на развитие нашего продукта, но в какой-то степени скорректировал наши планы по его продвижению и позиционированию. В хорошем смысле, конечно. Наш программный клиент для iPhone (ссылка в iTunes) понравился не только пользователям, но и Apple, поскольку задействовал по максимуму возможности телефона, наглядно демонстрируя тем самым его функциональность. Компания по собственной инициативе разместила ссылку на Evernote у себя на сайте, расставила фигурки наших «слонов» по магазинам Apple Store в США и предустановила Evernote на демо-телефоны.

Решение сделать версию для iPhone оказалось в чем-то определяющим для нашего сервиса, соотношение наших пользователей кардинально изменилось. Если до App Store оно выглядело так: Web — 44%, Windows — 21%, Mac OS — 19% то сейчас Windows — 36%, Mac OS — 28% и iPhone — 20%. Это нормированные к 100% показатели, поскольку пользователи часто пользуются Evernote на двух и более платформах.

Недавно мы преодолели отметку в миллион пользователей, так что весьма значительное число поклонников нашего сервиса познакомилось с Evernote с помощью AppStore. Успех iPhone-версии напомнил нам ситуацию, которая сложилась, когда мы сделали десктоп-клиент для Mac OS. Знаете, когда вы только выходите на рынок, и если у вас есть проблема выбора платформ, на которых вы хотите быть представлены, всегда есть соблазн сосредоточить все усилия на нишах с максимальным охватом аудитории: веб, Windows, что называется, не размениваясь по мелочам. И этот подход далеко не всегда себя оправдывает.

Речь идет не только о большей или меньшей конкуренции. Пользователи Mac OS, пользователи iPhone образуют очень сплоченные сообщества, обмен информацией и впечатлениями о новом софте происходит удивительно интенсивно. И вы сами удивляетесь, как скоро сотни тысяч пользователей начинают относить ваше приложение к разряду must have.

В Evernote накопили богатый опыт разработки мобильных приложений (есть версии для Palm Pre, BlackBerry, Windows Mobile). Насколько сложнее или проще разработка приложения для iPhone?

Разработка любого нового клиента Evernote – для нас чрезвычайно ответственный и не простой процесс, поскольку мы внимательно исследуем возможности и функции платформы, каждый раз думая о том, как наиболее полно применить их в Evernote. Вы сами можете увидеть, что наши приложения для всех перечисленных вами мобильных ОС отнюдь не клоны. Каждый делался с учётом возможностей платформы и её особенностей.

Эффективность разработки для iPhone в нашем случае высока по двум причинам. Во-первых, мы имеем дело с SDK в идеальной стадии зрелости — 3.0 новый, современный и не обремененный наследием тяжелого прошлого, но уже достаточно зрелый, с широким сообществом разработчиков, пониманием как что делать и, по большей части, выловленными ошибками. Во-вторых, мы активно применяем повторное использование кода между версиями Evernote для iPhone и Mac OS X, так что для разработчиков, имеющих дело с каждой из этих платформ, выигрыш в продуктивности особенно ощутим.

У Palm Web OS есть интересные возможности и хорошие перспективы, но эта платформа еще слишком новая, чтобы говорить о сравнимой c iPhone продуктивности для разработчиков. Нужно дать этой платформе хотя бы еще год.

BB, WM и Symbian — это гораздо более старые платформы, и в них отсутствует ряд современных тонкостей, которыми обладают iPhone и Palm. В то же время производители телефонов знают об этом, предпринимают агрессивные шаги по совершенствованию своих платформ, так что их рано сбрасывать со счетов.

Мы все наслышаны о случаях, когда Apple не допускала приложения в App Store. Порой из-за боязни конкуренции, а иногда из-за стремления оградить пользователей от нежелательного контента (по этой причине даже запрещались некоторые программы для чтения книг). Сталкивались ли вы с какими-то проблемами?

Нет, нам не отказывали в размещении приложения в App Store, попросту потому что, как мне кажется, не было никаких причин это делать. Наши пользователи работают в Evernote со своими заметками, со своим собственным контентом, зачастую созданным ими на этом же телефоне. Ну и конкуренции идущим по умолчанию приложениям Apple мы не создавали. К слову, у нас вообще туго с конкурентами :) Можно найти множество сервисов и программ (в том числе и в App Store), которые частично дублируют функциональность Evernote, но полного аналога просто напросто нет.

Немного отвлекаясь от темы, можно отметить, что, конечно, всегда есть соблазн ухватиться за популярную тематику, сделать очередную вариацию того или иного софта в надежде, что пользователи оценят именно вашу программу.

Простой пример — посмотрите, сколько инженерных калькуляторов или англо-русских разговорников скопилось в App Store. Проблема в том, что это будет изначально вторичный продукт, в нем будет отсутствовать свежая идея, и вам придется искать себе место в уже основательно заполненной нише, вместо того чтобы создавать свою собственную.

Apple постоянно развивает App Store, например, появилась возможность покупать контент из приложений. Какие следующие шаги на ваш взгляд должна предпринять компания? Чего App Store сейчас не хватает?

Apple уже сделала самое главное, создав App Store, уникальную и очень эффективную платформу для распространения мобильного софта.

Мы бы были рады усовершенствованиям в таких сферах как обработка платежей, улучшение визуального представления статистики и результатов продвижения, а также хотелось бы ускорить процесс одобрения обновлений (хотя и сейчас скорость впечатляет, если учесть количество приложений, которые Apple постоянно приходится тестировать). Но даже в своем нынешнем виде AppStore — это лучшее, что когда-либо предлагалось независимым разработчикам мобильных приложений.

Также в текущей реализации AppStore вы не можете предложить пользователю бесплатную версию приложения с возможностью обновления прямо из него. Если Apple добавит эту возможность, нам бы хотелось ее задействовать, так как это сделает процесс обновления еще проще, чем сейчас.

Вслед за Apple свои магазины планируют открыть и другие производители телефонов. Могут ли они повторить успех App Store? Какой из новых магазинов вы считаете перспективным?

Apple смогла реализовать, пожалуй, на текущий момент наиболее эффективную модель распространения мобильного софта, так что неудивительно, что сейчас подход App Store становится де-факто отраслевым стандартом.

Можно только поприветствовать развитие магазинов приложений для других платформ. Мы успешно работаем на площадках BB AppWorld, Palm Pre, SE и планируем расширить этот список, по мере того как выпускаем приложения для новых платформ. При этом BB, SE, WM, Nokia и другим придется гораздо тяжелее, чем Apple (и Palm), поскольку приложения в этих магазинах должны быть совместимыми с существенно более широким модельным рядом телефонов и учитывать более широкую географию распространения.

Если обратить внимание на десктопные приложения, то там сейчас успеха редко добиваются одиночки, в основном команды. Как с этим дело обстоит в App Store? Реально ли программисту сейчас написать действительно популярную программу?

Откройте Top популярных приложений в AppStore и присмотритесь к именам разработчиков. Там далеко не только бренды компаний, студий или групп, но и достаточно много фамилий. Примерно, каждая пятая программа. Впрочем, понятно, что достаточно большое сложное и многофункциональное приложение в одиночку разработать в разумный срок вряд ли получится. И те люди, которые смогли достичь успеха, в большинстве случаев сделали не очень масштабную, но оригинальную программу, которую оценили пользователи. Хорошая идея не менее важна чем команда.

Когда App Store только заработал, посыпались истории успеха, как тот или иной программист неплохо заработал в короткий срок. Сейчас число приложений более 65000. Конкуренция огромная. Можете ли вы дать советы новым разработчикам? Как пробиться в список популярных приложений?

  1. Постарайтесь наладить контакт с сотрудниками Apple, ответственными за ваше приложение в App Store. Будьте с ними вежливы и дружелюбны, каждый из них работает с огромным количеством разработчиков. Принимайте их рекомендации максимально серьезно, и если они советуют что-то изменить в приложении, лучше сделать это побыстрее.
  2. Не забывайте, что в App Store распространяются приложения для пяти различных устройств: iPhone первого поколения, iPhone 3G, iPhone 3G S, а также iPod Touch первого и второго поколения. Заранее продумайте как ваше приложение будет работать на каждом из этих устройств.
  3. Помните что тарифные планы в разных странах могут очень сильно отличаться.
  4. Не жалейте денег, сил и времени на иконку своего приложения. Я серьезно.
  5. Подумайте о том чтобы интегрировать ваше приложение с Evernote. Это можно сделать через наш API и на стороне нашего сервера, и на стороне клиента. Напишите хорошее приложение, которое будет как-то взаимодействовать с Evernote, и мы с удовольствием начнем продвигать вас среди наших пользователей.