«Apple больше не является инновационной компанией», — говорит человек, который помогал Стиву Джобсу с дизайном Mac. И его не убеждают в обратном ни iOS 7, ни новые iPhone.

Хартмут Эсслингер (Hartmut Esslinger) кое-что смыслит в промышленном дизайне. Он сделал много для Apple. Он работал непосредственно со Стивом Джобсом над созданием «языка проектирования», который использовался в линейке компьютеров Macintosh более десяти лет. А перед тем, как Эсслингер в 1982 году подписал эксклюзивный контракт с Apple на 1 миллион долларов в год, его фирма разработала более 100 наименований продукции для Sony. У него есть с кем сравнивать.

В интервью с Quartz Эсслингер рассказывает, что нынешняя Apple напоминает Sony 1980-х годов, когда происходила смена лидеров, и у руля встали те, кто ставил прибыль превыше остального. «Стив Джобс был человеком, которого не заботили никакие рациональные аргументы в пользу того, что чего-то нельзя делать… Он упорно настаивал на том, чтобы пробовать новое».

Причина, по которой Эсслингер готов поделиться воспоминаниями о прошлом с Джобсом, в том, что 9 октября на Франкфуртской книжной ярмарке он представит свою книгу-мемуар о дизайне и менеджменте, которая называется «Будь проще» («Keep it Simple»).

По мнению Эсслингера, когда он начал работать с Джобсом в 1982 году, Apple была привередливой компанией, в которой многие были настроены враждебно по отношению к основателю (в 1985 году Джобс был вынужден уйти, вернулся он в 1996 году). Когда Джобс начал работать с Эсслингером, Стив знал, что дизайн сможет помочь выделить бренд Apple лучше, чем любой маркетинг.

Еще в 1982 году Джобс задумал «компьютер в виде книги», хотя проект не обсуждался за пределами компании. «Это видение в итоге привело к Apple Newton, неудавшемуся планшету — а затем к iPhone и iPad, которые вошли в историю». По мнению Эсслингера, в настоящее время такое видение отсутствует в Apple. Компания достигла пика инновационности лет 7-8 назад.

Эсслингер в 2006 году ушёл из Frog design (основанной им же в 1969 году), а в настоящее время преподает по всему миру, по большей части в Китае, и отмечает, что его студенты в основном увлечены трехмерными интерфейсами. Их вдохновляют видеоигры. Китай мыслит радикально. «У китайцев сейчас происходит смена парадигмы, когда они понимают, что нужно создавать инновации, и мало просто делать дешевые продукты. Первое поколение предпринимателей просто хотело заработать деньги, но теперь у них есть, например, такой парень, как Ричард Ю, глава Huawei, который не стыдится публично заявлять: «Я хочу побороть Apple и Samsung».

Также Эсслингер считает, что не менее важным в процессе взаимодействия человека с компьютером в будущем будет переосмысление интеграции аппаратного и программного обеспечения. В качестве примера он приводит дизайнерский концепт Frog, созданный вместе с MIT — гибкие компьютеры, реагирующие на сжатие и другие виды нетрадиционного сенсорного ввода.

Что касается возраста людей, создающих великие вещи, Эсслингер говорит, что лучшие идеи в компании Frog приходили в голову самым молодым дизайнерам, недавним выпускникам школ. В частности это связано с готовностью столкнуться с неудачей — это, кстати, характерно для американской культуры. «В Европе вы учитесь, чтобы не совершать ошибок, а в Америке вы совершаете ошибку, чтобы научиться».

Откуда бы ни пришли новые, свежие идеи — они, скорее всего, будут принадлежать предпринимателям и дизайнерам, мышление которых отличается от нынешнего мышления в Кремниевой Долине, где не хватает молодёжи. Кстати, Стиву Джобсу было 28, когда он начал работать с Эсслингером.

Получается, что главными причинами «застоя» и отсутствия инноваций Эсслингер считает погоню за прибылью и отсутствие в компании «молодых мозгов». Как считаете, может, он в чём-то прав?